Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:23, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: изучить методы и процедуры социального познания. Для этого рассмотрим:
Анкетирование
Обследование
Интервью
Наблюдение;
Эксперимент;
Введение 3
1. Методы, техника, процедуры социологического исследования 4
2. Анкетирование 8
3. Выборочное обследование 10
4. Интервью 11
5. Наблюдение 13
6. Эксперимент 14
Заключение 16
Список литературы 17
Новосибирский государственный аграрный университет
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра
устойчивого развития и информационно-
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Социальное управление»
На тему: «Методы и процедуры социального познания»
Выполнила: Салабай А. Ф.
Группа:8502
Проверил:
Рыбаков Ю.И.
к. э. н., доцент
Новосибирск
2011
Оглавление
Введение 3
1. Методы, техника, процедуры социологического исследования 4
2. Анкетирование 8
3. Выборочное обследование 10
4. Интервью 11
5. Наблюдение 13
6. Эксперимент 14
Заключение 16
Список литературы 17
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д.
Первым
делом исследователь использует
официальную статистику, публикуемую
в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую
информацию он добирает в социологическом
опросе, где выясняются субъективные
мнения людей (в анкетировании их
называют респондентами). Ответы математически
усредняются, обобщённые данные представляются
в виде статистических таблиц, выводятся
и объясняются закономерности. Конечный
итог - построение научной теории, которая
позволяет предсказывать
Цель данной контрольной работы: изучить методы и процедуры социального познания. Для этого рассмотрим:
Методы и процедуры исследования — это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации. Но и здесь методологические посылки играют важнейшую роль прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы. Затем обнаруживается, что конструирование методики для изучения отдельных сторон вопроса так или иначе включает исходные посылки, касающиеся природы объекта в целом и отсюда — способов, с помощью которых мы должны извлечь необходимые сведения.
Ни
в отечественной, ни в зарубежной
практике нет единого словоупотребления
относительно частных приемов
Метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
Методика — понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
Например,
при опросе общественного мнения
социолог использует в качестве метода
сбора данных анкету. По каким-то соображениям
он предпочел часть вопросов сформулировать
в открытой форме, а часть —
в закрытой (предложены варианты возможных
ответов). Эти два способа образуют
технику данного анкетного
Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способов организации исследования. Это — наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.
Например,
проведенное под руководством Б.
А. Грушина исследование формирования
и функционирования общественного
мнения как типично массового
процесса включало 69 процедур. Каждая
из них — это как бы законченное
миниатюрное эмпирическое исследование,
которое органически входит в
общую теоретико-
Что
же касается методологии этого крупного
исследования, то она сконцентрирована
в его общем замысле, существе
развернутых и проверяемых
Если
охватить все методические, технические
и процедурные особенности
Итак, в дальнейшем мы будем иметь дело с методами, техникой и процедурами, которые образуют совокупность операций с эмпирическими данными о массовых социальных процессах. Мы попробуем классифицировать эти операции (см. схему 1).1
Выделим два класса методов и технических приемов работы с эмпирическими данными. Класс А образуют методы и техника, относящиеся к сбору первичной информации. Класс В — методы и техника, относящиеся к обработке и анализу исходных данных. В свою очередь, класс А подразделяется на два подкласса, где (al) — приемы, связанные с установлением надежной информации о каких-то единичных событиях или их сочетаниях, а подкласс (а2) — приемы, относящиеся к определению порядка, последовательности или системы фиксирования отдельных событий или их сочетаний.
Например, при изучении структуры занятий во внерабочее время используют, как правило, метод опроса (класса al) путем выборочного извлечения определенной категории населения (класс а2). Техника, обеспечивающая сведения о структуре занятий каждого попавшего в выборку, — "самофотография" распределения занятий в течение дня или недели. Имеются специальные приемы, повышающие надежность такой техники, отнесенные нами в класс (al). (Это приемы контроля данных на обоснованность, устойчивость и точность.) Технические приемы, обеспечивающие правильность и надежность отбора единиц наблюдения, суть правила выборочных обследований, отнесенные в класс техники (а2).
После сбора первичных сведений о структуре занятий определенной совокупности людей по указанным правилам наступает стадия их анализа. Исследователь классифицирует полученную информацию и подвергает ее смысловой интерпретации и статистической обработке (методы класса В), пользуясь при этом техникой описательной статистики вывода и другими приемами (техники класса В).
Статистические операции с данными, уже собранными и упорядоченными по существенным признакам, — это обширная и сложная система процедур, которые мы здесь не затрагиваем.
Конечно, социолог должен иметь общее представление о возможностях той или иной статистической процедуры, иначе он не сможет правильно определить метод обработки и анализа собранного материала.
Но
есть и особая сфера применения количественных
методов в социологии, связанная
с измерением первичных характеристик.
Это область квантификации
Это самый распространённый в социологии метод исследований. Анкета - размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к анкетам применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в прилагаемой к ней инструкции.
Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.
Достоинство анкетирования в быстроте получения тех или иных объектов.
Анкетирование может быть:
- почтовое;
- прессовое;
- групповое.
Анкетированием может заниматься любой сотрудник. Но анкетирование достаточно сложный процесс по организации анкеты. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.
Анкета состоит :
1.
вводная часть (цель
2.
вопросник (закрытые вопросы,
открытые вопросы,
3. паспортичка (статус и положение участника).
Виды вопросов
Все вопросы делятся на два основных типа - открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать своё мнение. Например:
Каков доход на одного человека в вашей семье?
В закрытых после текста вопроса социолог предлагает перечень закрытий или альтернатив. Пример:
Каков доход на одного человека в вашей семье?
1. До 100 000 рублей.
2. От 100 001 до 500 000 рублей.
3. От 500 001 до 1 000 000 рублей.
4. Свыше 1 000 000 рублей.
Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытие легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытие используется там, где эти знания ограничены и исследование проводится с разведывательной целью.
Виды опроса
В социологии различают два типа анкетного опроса - сплошной и выборочный.
Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается всё население страны.
С начала XIX века в европейских странах периодически проводятся переписи населения, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят безумно дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь лишь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны - самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например: персонал предприятия, все участники афганской войны, все ветераны войны, все жители небольшого города. Если опрос проводиться на таких объектах, он также называется сплошным. Эта разновидность используется на практике чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятельный вид.
Оно является более экономичным и не менее надёжным методом, хотя требует более изощрённой методики и техники. Его основа - выборочная совокупность. Что она из себя представляет ? Она - уменьшенная копия генеральной совокупности.
Генеральной
совокупностью считают всё
В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5 - 2 тыс. человек, а получает достоверные сведения обо всём населении. Ошибка не превышает нескольких процентов. Так же ведут себя наши отечественные социологи. Самые авторитетные социологические фирмы в России - ВЦИОМ и Voc populis.
Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы.
Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами её участников, в генеральную совокупность войдут все войны-афганцы, но опрашивать ему придётся небольшую часть - выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную совокупность, социолог придерживается правила: любой воин-афганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попадания в выборочную совокупность.