Административно-предупредительные
меры имеют строго целевой
профилактической характер и
направлены на предотвращение
создания противоправных и иных, представляющих общественную
опасность, ситуаций. Основанием для применения
административно-предупредительных мер
является не правонарушение, а наступление
особых установленных законодательством
условий.
К административно-предупредительным
мерам относят4:
-административный
надзор за лицами, освобожденными
из мест лишения свободы;
- таможенный
досмотр;
- спецконтроль
пассажиров и судов гражданской
авиации;
- привод, регистрация
и официальное предостережение
о недопустимости антиобщественного
поведения;
- изъятие огнестрельного
оружия у лиц, страдающих психическими
заболеваниями;
- проверка документов
(при обеспечении паспортного
режима, у водителей автотранспортных
средств, в погранзоне и др.);
- предрейсовое
освидетельствование водителей
автомототранспорта;
- закрытие границы
на участке, сопряженном с территорией,
пораженной эпидемией (эпизоотией);
- прекращение
движения транспорта при ремонте
дорог, электрокабелей;
- ограничение
движения транспорта при авариях,
обвалах, обрывах линий электропередач;
- убой животных
в случаях заболевания их заразными
болезнями;
- уничтожение
недоброкачественных продуктов
питания;
- ограничение
права водопользования и т.п.
Администратино-предупредительные
меры выступают в виде административных
ограничений (например, введение
карантина при эпидемиях и эпизоотиях
и т.д.) или в виде определенных административных
действий в отношении той или иной категории
организаций и лиц (например, таможенных
досмотр).
Особую группу
составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения,
назначение которых состоит не только
в обеспечении общественной безопасности,
но и в лечении опасных для общества душевнобольных,
алкоголиков, инфекционных больных и т.д.
Итак, меры
административного предупреждения
являются разновидностью административно-принудительных
средств воздействия. Их главной особенностью
является четко выраженный профилактический
характер, что позволяет использовать
эти меры для предупреждения правонарушений,
обеспечения общественной безопасности
в специфических условиях. Когда интересам
общества создается известная угроза,
в то же время, меры административного
предупреждения применяются при отсутствии
правонарушений, в особых или чрезвычайных
обстоятельствах. Реальных правонарушений
при этом нет, но они могут появиться, если
не будут применены меры административного
предупреждения, что позволяет им быть
важнейшим средством превенции административных
и иных правонарушений.
Административно-пресекательные
меры используются как средство принудительного прекращения правонарушений
и предотвращения их вредных последствий.
Эти меры направлены на принудительное
прекращение противоправного поведения,
недопущение, устранение вредных его последствий,
на создание условий для возможного привлечения
виновных лиц к административной ответственности.
По своей цели меры административного
пресечения отличаются от административных
взысканий и административно-предупредительных
мер. Главная их цель состоит в прекращении
противоправного поведения, устранении
противоправной ситуации, принуждении
правонарушителя вести себя правомерно,
в рамках, установленных правил общежития.
В отличие
от административно-предупредительных
мер меры пресечения применяются
в связи с совершенными правонарушениями
и к субъектам, их совершившим. Меры пресечения применяются
только при наличии правонарушений, и
как все принудительные средства являются
предусмотренной законом реакцией на
неправомерные действия. В одних случаях
пресекается конкретное действие - неправомерная
линия поведения, образ действий. В других
случаях основанием для применения меры
пресечения служит конкретный административный
поступок (например, мелкое хулиганство.
В-третьих - систематические нарушения,
антиобщественный образ жизни (например,
занятие бродяжничеством). Отдельные авторы
считают, что меры административного пресечения
могут применяться как при наличии, так
и при отсутствии правонарушений. Во всех
случаях они являются средством охраны
общественных отношений от наличных или
возможных на них посягательств. Основное
назначение пресекательных мер в системе
правоохранительных средств состоит в
принудительном прекращении противоправных
действий. Превенция их пресекательными
мерами сближает последние с мерами административно-предупредительными.
Разумеется, мерами пресечения общественные
отношения охраняются от правонарушений,
более того, осуществление этой задачи
является основным назначением некоторых
из них (задержание нарушителей и т.п.).
Однако отдельные меры административного
пресечения могут применяться при отсутствии
виновного противоправного деяния. Таковы
принудительные действия, пресекающие
общественно-опасную деятельность душевнобольных
и малолетних. Но, в отличие от последних,
основанием применения мер пресечения
является не возможная, а непосредственная
опасность, угрожающая охраняемым административным
правом отношениям.
Меры административного
пресечения могут применяться
как самостоятельно (закрытие в
связи с антисанитарным состоянием
предприятия общественного питания),
так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они
обеспечивают возможность взыскания и,
как правило, им предшествуют (задержание
нарушителя общественного порядка с последующим
наложением на него административного
штрафа).
Меры административного
пресечения многообразны. Это обусловлено тем, что в разных
условиях, в отношении различных субъектов
различные государственные органы должны
применять наиболее эффективные средства
для прекращения антиобщественных действий.
Большое разнообразие мер пресечения
свидетельствует о том, что основное внимание
в нашей стране уделяется профилактике
правонарушений, своевременному предотвращению
дальнейших противоправных действий.
Меры административного пресечения используются
не только для защиты интересов общества,
но и для защиты интересов, здоровья, жизни
самого правонарушителя (например, управление
транспортным средством в нетрезвом состоянии
и т.п.). В административно-правовой литературе
существуют различные перечни мер административного
пресечения.
Так к админитративно-пресекательным
мерам можно отнести следующие:
- Задержание
применяется как средство прекращения
правонарушения (например, поведение,
оскорбляющее общественную нравственность)
для доставления нарушителя в
милицию, установления личности
и составления протокола (акта)
о правонарушении.
- Арест и
изъятие имущества применяются
в отношении предметов, находящихся
в неправомерном владении (например,
незаконных средств охоты, рыбной
ловли).
- Приостановление
работ может быть применено
в отношении предприятий, допускающих
такие нарушения установленного порядка
деятельности, которые угрожают здоровью
и жизни людей (например, правил техники
безопасности, противопожарных и санитарных
правил). Особым случаем такого приостановления
является прекращение эксплуатации автомобилей,
техническое состояние которых создает
угрозу безопасности движения.
- Временное
отстранение от работы используется
как средство административного
пресечения в отношении лиц,
состояние здоровья которых угрожает
окружающим, а также в отношении
водителей средств транспорта, находящихся в состоянии
опьянения.
- Требования
прекратить неправомерное поведение
может применяться управомоченными
на то органами управления
в случае обнаружения такого
поведения (нарушений общественного
порядка и др.) Такого рода требование носит юридически обязательный
характер, его невыполнение влечет за
собой надлежащую ответственность.
- Ликвидация
результатов неправомерных действий
является средством восстановления
положения, существовавшего до
таких действий. Примером может
служить снос самовольно возведенных
строений.
- Принудительное
лечение может применяться в
отношении лиц, больных венерическими
болезнями, СПИДом, психически больных,
совершивших общественно - опасные
деяния
Ряд авторов
одной из мер административного
пресечения считает применение оружия.
Другие полагают, что это не так, утверждая,
что огнестрельное оружие может применяться
только к лицам, совершившим преступление,
и, причем тяжкое преступление. Поэтому
применение оружия является мерой уголовного,
а не административного принуждения. Другое
дело, что организационные вопросы применения
табельного огнестрельного оружия регулируются
ведомственными административными актами:
приказами, Уставами о службе. Но от того,
где записаны правила применения оружия,
фактические и юридические основания
его не меняются, а поэтому применение
последнего против лиц, совершающих административные
проступки, незаконно и является грубейшим
нарушением законности.
Общим основанием
административного задержания служит
административный проступок. Помимо общей предпосылки
совершения проступка для задержания
необходимо одно из следующих условий
(дополнительных): наличие серьезных оснований
предполагать, что активные противоправные
действия будут продолжатся, что правонарушитель
может причинить ущерб общественным интересам,
другим гражданам, себе; отсутствие возможности
составить протокол о проступке и иные
документы непосредственно на месте (личность
виновного не установлена, нужно провести
медицинское обследование и т.д.); отказ
уплатить штраф на месте или расписаться
в квитанционной книжке и указать свой
адрес, если отсутствуют свидетели, которые
могут сообщить необходимые данные о нарушителе.
Административное
задержание является мерой административно-процессуального
характера, применяемой в связи с совершением правонарушения
и состоящей в кратковременном ограничении
свободы правонарушителя. Допускается
административное задержание лица в целях
пресечения административных правонарушений.
Административным правонарушением (проступком)
признается посягающее на государственный
или общественный порядок, собственность,
права и свободы граждан, на установленный
порядок управления, противоправное, виновное
(умышленное или неосторожное) действие
либо бездействие, за которое законодательством
предусмотрена административная .
Административному
задержанию не подлежат иностранные
граждане, пользующиеся дипломатической
неприкосновенностью. Как правило,
административное задержание не
применяется к военнослужащим
и сотрудникам органов внутренних
дел, а также к депутатам всех звеньев, судьям
и прокурорам. Следует отличать административное
задержание от личного задержания лиц,
подозреваемых в совершении преступных
действий. Последнее производится в случаях
прямо предусмотренных уголовным законом:
Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое
в совершении преступления, за которое
может быть назначено наказание в виде
лишения свободы, только при наличии одного
из следующих оснований:
- когда это
лицо застигнуто непосредственно
после его совершения;
- когда очевидцы, в том числе и
потерпевшие, прямо укажут на данное лицо,
как на совершившее преступление;
- когда на
подозреваемом или его одежде,
при нем или в его жилище
будут обнаружены явные следы
преступления.
Задержание
производится, если совершено правонарушение и имеется хотя
бы одно из названных выше дополнительных
условий необходимых для:
- составления
протоколов;
- обеспечения
своевременного и правильного
рассмотрения дела;
- обеспечения
исполнения постановления по
делу об административном правонарушении.
Административное
задержание по основаниям, целям
и срокам разделяют на две
группы: задержание на общих основаниях
и специальные виды задержания.
Специальное
задержание продолжается более
длительный срок, чем общее, поэтому
оно может производится только в случае
совершения лицом определенного, прямо
указанного в законе проступка (например,
мелкого хулиганства).
К задержанию
на общих основаниях обычно
относят такое задержание, которое
производится работниками милиции
на срок не более трех часов, а задержанных содержат
в дежурной комнате или ином служебном
помещении.
Законодательство
закрепляет пять специальных
видов административного задержания:
- задержание
лиц, находящихся в состоянии
опьянения;
- задержание
лиц, совершивших мелкое хулиганство;
- задержание
лиц, занимающихся бродяжничеством
и попрошайничеством;
- задержание
лиц, уклоняющихся от явки в
суд, рассматривающий дело о
совершенных ими проступках;
- задержание
нарушителей пограничного режима.
В целом
административно-пресекательные меры направлены
на принудительное прекращение противоправного
поведения, при наличии правонарушения.
Меры административного
взыскания представляют собой вид
юридической (административной) ответственности,
применяется за совершение определенных правонарушений. Административное
взыскание является мерой ответственности
и применяется в целях воспитания лица,
совершившего административное правонарушение,
в духе общежития, а также предупреждения
новых правонарушений как самим правонарушителем,
так и другими лицами.