Методы государственного воздействия на общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:14, реферат

Краткое описание

Объектом изучения является процесс и область применения методов осуществления государственной власти.
Предметом изучения являются цели и методы осуществления государственной власти.
Цель работы: дать определение и классификацию методам осуществления государственной власти.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие метода осуществления государственной власти 5
2. Классификация методов осуществления государственной власти 5
3. Убеждение в деятельности государственной власти 9
4. Поощрение в деятельности государственной власти 11
5. Правовое принуждение 18
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

 В-третьих,  научно-техническая революция, цели  демократического общественного  устройства требуют, чтобы внешнее  регулирование поведения людей  постепенно уступало место саморегулированию.  Чем выше уровень техники, чем выше насыщенность труда творческими элементами, тем менее эффективен внешний контроль за людьми. Главными факторами успешной трудовой деятельности личности все более становятся психическое состояние, акты сознания, недоступные внешнему контролю. И решающее значение в успешной трудовой и иной деятельности должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознанию ею социального значения их целей и последствий. В деле воспитания саморегулирования, самоконтроля, чувства долга решающая роль принадлежит разнообразным формам убеждения.

 В-четвертых,  созданная за последние десятилетия  система средств массовой информации  позволяет государственному и  муниципальному аппарату быстро  оповещать граждан о проводимых  мероприятиях, разъяснять их смысл, инструктировать, убеждать. Пресса, радио, кино, телевидение значительно увеличили возможность воздействия на граждан, и их использование способствует повышению роли убеждения в управлении делами общества.

4. Поощрение в деятельности государственной власти

Понятие и особенности  поощрения.  Жизнь человека предполагает удовлетворение различных материальных и духовных потребностей. «Без потребностей человек не имел бы стимула к действию». Стимулы — это средства воздействия  на деятельность людей, активизирующие их возможности. С помощью правовых стимулов осуществляется целенаправленное воздействие на интересы граждан, формируется их заинтересованность в совершении определенных поступков. Стимулирование, побуждение к действию производится путем воздействия на потребности и интересы людей, а, следовательно, на их волю и поведение.

 Искусно  реализуя свои правовые и фактические  возможности, субъект власти обеспечивает  адекватный перевод стимулов  в мотивы. Стимулирование предполагает  использование «кнута и пряника», различных поощрительных и принудительных мер, материальных и моральных факторов. Его важнейший, наиболее эффективный вид — поощрение.

 В научной  литературе различают два вида  стимулов: негативные (взыскания) и  позитивные (поощрения). «Верховная власть, — отмечал еще А. Н. Радищев, — многие имеет средства направлять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть пред­метом общего законоположения. Средства сии суть:

1) воспретительные; 

2) побуждающие...

 Воспретительные  средства, — продолжал он далее, — суть положенные в законе наказания, побудительные — суть награждения разного рода...»

Поощрение —  это такой способ воздействия, который  через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения.

 В настоящее  время существует большое число  юридических норм, регулирующих  вопросы поощрения. Создан российский пра­вовой институт поощрения. Он является межотраслевым, в него входят нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права.

 Больше всего  в этом правовом институте  норм административного права.  Ими закрепляется наибольшее  число разных мер поощрения, наиболее разнообразные основания поощрения и самый широкий круг субъектов, которые могут быть поощрены.

  Как метод  деятельности исполнительной власти  поощрение характеризуется следующими  особенностями: 

1) фактическим  основанием для него является заслуга, деяния, положительно оцениваемые субъектами власти;

2) оно связано  с оценкой уже совершенных  деяний, выступает как составная  часть государственного контроля;

3) оно персонифицировано,  применяется в отношении отдельных  индивидуальных или коллективных субъектов;

4) оно состоит  в моральном одобрении, наделении  правами, льготами, материальными  ценностями и иными благами; 

5) оно в основном  урегулировано правом, во многих  случаях реализуется в форме  правоприменения. К сожалению, поощри­тельные правовые нормы закрепляют, как правило, право субъектов власти поощрять и крайне редко — субъективное право гражданина, служащего, организации на поощрение. В этом деле администрация наделена широкими дискреционными полномо­чиями;

6) оно косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его. Поощрение связано с существующей у подавляющего большинства людей потребности в оценке их дел, в признании их заслуг и просто во внимательном отношении к тому, чем они занимаются. Не случайно появилась пословица: «Доброе слово и кошке приятно».

 Потребность  в поощрении и его роль тем  выше, чем более творческим является  труд, чем больше усилий вкладывает  лицо в общественно полезное  дело. Артисту нужны аплодисменты, художнику, изобретателю — признание.

 Основные принципы  поощрительной деятельности —  обоснованность, оперативность, гласность,  разнообразие — вытекают из  общих принципов функционирования  исполнительной власти. Их соблюдение  обеспечивает эффективность этой разновидности властвования.

 Виды поощрения.  Чтобы  лучше разобраться в многочисленных  видах поощрения, их следует  сгруппировать по следующим критериям:  основные (за что); правовое регулирование;  содержание поощрения; кого и  кто поощряет.

 Среди оснований поощрения можно различать абсолютные и относительные. Важным основанием поощрения является добро­совестное выполнение трудовых, служебных и иных постоянных обязанностей. Оно широко используется и для стимулирования лиц, отличившихся при выполнении гражданского долга («за мужество», «за отвагу на пожаре», «за спасение утопающего», «за помощь в задержании преступника» и т. п.).

 Поощряются матери, родившие  и воспитавшие более пяти детей. 

 Другими основаниями  поощрения служат юбилеи, заслуги  иностранных граждан перед Россией в развитии науки, успехи росси­ян в спорте, самодеятельности, изобретательстве, научных исследованиях.

 Все названные поводы  являются абсолютными, а обусловленное  ими поощрение — абсолютным.

 Поощрение призвано  стимулировать прежде всего абсолютные положительные действия, но, кроме того, оно может использоваться для социальной переориентации личности, социальной адаптации лица, отбывшего наказание (условно-досрочное освобождение, досрочное снятие судимости и т. д.). Статьей 19 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ предусмотрено такое поощрение: «снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания».

 Относительные поводы, относительное поощрение регламентируются  УК, КоАП, Дисциплинарными уставами. Нормы этих ак­тов обязывают поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устране­ние причиненного вреда. Нормы, поощряющие добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда, должны распространяться и на мелкое хищение, и на многие другие административные проступки, не только на лишение прав, но и на такое взыскание, как штраф.

 С точки зрения правовой  основы можно различать поощрение  формальное и неформальное. Формальным признается поощрение, регламентированное правовыми нормами, соответствующие меры оформляются специальными правоприменительными актами (приказами и т. д.) и, как правило, заносятся в трудовую книжку, служебную карточку.

 В поощрительной деятельности возможно и желательно проявление инициативы, применение разнообразных мер воздействия, которые или вообще не предусмотрены юридическими нормами, или не относятся ими к мерам поощрения. Неформальные средства — это и похвала, высказанная лицу руководителем в личной беседе, и похвала публичная, и направление на престижный симпозиум за рубежом, и предоставление ссуды для приобретения мебели, квартиры и многое, многое другое.

 По содержанию  поощрение может быть моральным,  материальным, статусным и смешанным. Наиболее часто применяемое средство морального стимулирования — благодарность и грамота, а материального — премия, ценный подарок. Статусные меры изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь. Их применение превращает его в орденоносца, заслуженного артиста (строителя, агронома, юриста, учителя, тренера, геолога и т. д.), почетного гражданина города, лауреата (конкурса, фестиваля).

 Возможно  применение одновременно нескольких  мер поощрения. Но часто одна  мера содержит и моральное, и материальное, и статусное поощрение, является смешанной. Например, присвоение звания Героя Российской Федерации, присуждение Госу­дарственной премии, присвоения звания «Почетный железнодорожник».

 Поощрительные  средства в зависимости от круга лиц, к которым они могут применяться, делятся на общие, ведомственные, субъектов Федерации, региональные (Почетный гражданин города и др.) и локальные.

 На основании  норм административного права  могут поощряться коллективные  и индивидуальные субъекты. Среди коллективных находятся структурные подразделения государственных и общественных организаций, предприятия, учреждения, воинские части и другие организации, а также сложные организации: железные дороги, пароходства, города.

 Среди индивидуальных субъектов выделяются: 1) государственные служащие; 2) иные работники государственных организаций; 3) граждане России; 4) иностранные граждане и лица без гражданства (только к ним применяются такие поощрительные сред­ства, как присвоение звания Почетного гражданина России, досрочный прием в российское гражданство).

 Если за  основу взять статус субъектов,  осуществляющих поощрительную деятельность, то следует выделить централизованное  и децентрализованное поощрение.  Централизованное включает в  себя поощрение, применяемое:

1) Президентом  РФ;

2) Правительством  РФ;

3) центральными  органами исполнительной власти  специальной компетенции РФ;

4) иными центральными  органами РФ (Центральным банком, прокуратурой РФ, Центральной избирательной  комиссией);

 5) президентами, губернаторами, главами администраций субъектов Федерации и их правительствами.

 К исключительной  компетенции Президента РФ относится  награждение государственными наградами,  присуждение государ­ственных премий.

Поощрительное производство.  Административно-правовые нормы регулируют не только основания и систему поощрений, но и поощрительное производство. Особенно много процессуальных норм содержится в актах, регулирующих награждение государственными наградами, присуждение государственных премий, премий Правительства РФ.

 В централизованном  поощрительном производстве выделяются  стадии3:

 — возбуждения  дела о поощрении; 

 — общественной  и государственной оценки материалов  о поощрении; 

 — принятия  решения о поощрении; — исполнения  решения. 

 Ходатайства  о награждении государственными  наградами возбуждаются в коллективах  предприятий, учреждений, организаций,  частной, государственной, муниципальной  и иных форм собственности  либо органами местного самоуправления. После согласования с органами  местного самоуправления районов, городов их направляют соответствующим главам исполнительной власти субъектов РФ или в федеральные органы государственной власти по согласованию с главами исполнительной власти субъ­ектов РФ.

 Порядок  возбуждения ходатайства о награждении государственными наградами военнослужащих, гражданского персонала Во­оруженных Сил Российской Федерации, сотрудников органов внутренних дел, работников таможенной службы и налоговой полиции определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

 Представления  к награждению государственными  наградами вносятся Президенту  РФ руководителями федеральных  органов государственной власти  и руководителями органов исполнительной  власти субъектов Федерации. 

 Комиссия  по государственным наградам при Президенте:

 — оценивает  представление; 

 — готовит  материалы и представляет заключения  о возможном награждении, а  также проекты указов.

5. Правовое принуждение

   Административно-предупредительные  меры являются самостоятельным  видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.

Информация о работе Методы государственного воздействия на общество