Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:48, реферат
Всякое исследование следует начинать с постановки проблемы. Это первый, начальный момент в социологическом исследовании. Решение о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической целесообразностью. Нацеленность на практику – первое правило социолога.
Методология и методика
социологического исследования
План:
1.
2. Сбор социологической информациии.
3. Анализ результатов социологического
исследования.
Ответы на вопросы
плана:
1. Подготовка социологического
исследования. Всякое исследование следует
начинать с постановки проблемы. Это первый,
начальный момент в социологическом исследовании.
Решение о проведении социологического
исследования должно быть обосновано
практической целесообразностью. Нацеленность
на практику – первое правило социолога.
Различают три основных вида
социологического исследования: разведывательное,
описательное и аналитическое.
Разведывательное
исследование – наиболее простой вид социологического
исследования, поскольку решает весьма
ограниченные по своему содержанию задачи.
Оно охватывает небольшие обследуемые
совокупности и основывается на упрощенной
программе и сжатом по объему инструментарии.
Разведывательное исследование может
использоваться в качестве предварительного
этапа глубоких масштабных исследований.
Потребность в этом возникает в тех случаях,
когда предмет таких исследований относится
к числу мало или вообще не изученных корректировки
гипотез и задач, инструментария и границ
обследуемой проблем. В частности, данный
вид исследования может успешно применяться
для получения дополнительной информации
о предмете и объекте, уточнения и совокупности
в углубленном, широкомасштабном исследовании,
а также для выявления трудностей, которые
могут встретиться в хода его проведения.
Выполняя названные вспомогательные задачи,
разведывательное исследование служит
поставщиком оперативных социологических
данных. Обычно в разведывательном исследовании
используется какой-либо один из наиболее
доступных методов сбора первичной социологической
информации, позволяющий осуществить
его в короткое время.
Описательное исследование – это более сложный вид социологического
исследования. По своим целям и задачам
оно предполагает получение эмпирических
сведений, дающих относительно целостное
представление об изучаемом явлении, его
структурных элементах. Описательное
исследование проводится по полной, достаточно
подробно разработанной программе и на
базе методически апробированного инструментария.
Описательное исследование обычно применяется,
когда объект анализа – относительно
большая общность людей, отличающаяся
разнообразными характеристиками. В таких
ситуациях выделение в структуре объекта
изучения относительно однородных групп
позволяет осуществить поочередную оценку,
сравнение и сопоставление интересующих
исследователя характеристик, а кроме
того, выявить наличие или отсутствие
связей между ними. Выбор метода сбора
информации в описательном исследовании
определяется его задачами и направленностью.
Аналитическое исследование – самый углубленный вид социологического
анализа, ставящего своей целью не только
описание структурных элементов изучаемого
явления, но и выяснение причин, которые
лежат в его основе и обуславливают характер,
распространенность, остроту и другие
свойственные ему черты. Аналитическое
исследование имеет большую практическую
ценность.
Подготовка аналитического
исследования требует тщательно разработанной
программы и инструментария. Для этого
нередко при помощи разведывательного
или описательного исследования собираются
сведения, которые дают предварительное
представление об отдельных сторонах
изучаемого объекта и предмета, позволяют
выбрать оптимальные пути их дальнейшего
углубленного анализа. По используемым
методам сбора социологической информации
аналитическое исследование носит комплексный
характер.
Самостоятельной разновидностью
аналитического исследования можно считать эксперимент.
Его проведение предполагает создание
экспериментальной ситуации путем изменения
в той или иной степени обычных условий
функционирования интересующего исследователя
объекта. В ходе эксперимента особое внимание
уделяется изучению «поведения» тех включенных
в экспериментальную ситуацию факторов,
которые придают данному объекту новые
черты и свойства.
Социология как научное изучение
общества исходит из предположения о возможности
собрать объективные обобщенные данные
о тех или иных сферах общества, отдельных
проблемах и людях. Поэтому в социологии
имеются определенные стандарты, которые
могут быть использованы для оценки этих
данных. В социологии, как и в большинстве
наук, важное значение придается эмпирической
основе, и, прежде всего фактам. Цель социологии,
как и всякой науки – описание исследуемых
явлений и выявление присущих им закономерностей.
Закономерности представляют
собой периодически повторяющиеся тенденции.
Установление закономерностей имеет огромное
значение, так как создает основу для прогнозирования
исследуемых явлений, предвидения типов
поведения и событий, а значит, и осуществления
контроля над социальными процессами
в обществе, выработки рекомендаций по
вопросам политики, экологии, воспитания,
культуры и т.д.
Задачей изучения данной темы
является получение общего представления
о том, как провести социологическое исследование,
ознакомится с методикой его проведения
и основными процедурами.
В эмпирическом социологическом
исследовании можно выделить три основные
этапа:
1. подготовительный (разработка
программы исследования);
2. основной (проведение эмпирического
исследования);
3. завершающий (обработка и анализ
данных, формирование выводов и составление
рекомендаций).
2. Сбор социологической
информации.
Метод
анализа документов.
Документ в социологии представляет собой
специально созданный человеком предмет,
предназначенный для хранения и передачи
информации. По способу фиксирования информации
различают:
· рукописные документы,
· печатные документы,
· записи на пленке (кино-, видео-,
фото- и т.п.)
С точки зрения целевого назначения
выделяют материалы, избранные самим исследователем
и документы, составленные независимо
от социолога, которые называются целевыми
или собственно социологической информацией.
По степени персонификации
документы разделяют на личные и безличные.
К личным документам относятся картотеки
индивидуального учета (библиотечные
формуляры, анкеты, бланки и т.п.), характеристики,
выданные данному лицу, письма, дневники,
заявления, мемуарные записи.
Безличные документы – статистические
или событийные архивы, данные прессы,
протоколы собраний и т.п.
В зависимости статуса источника
выделяют официальные и неофициальные
документы.
Официальные документы – правительственные материалы,
постановления, заявления, стенограммы
официальных заседаний, данные государственной
и ведомственной статистики, архивы и
текущие документы различных учреждений
и организаций, деловая корреспонденция,
протоколы судебных органов и прокуратуры,
финансовая отчетность и т.п.
Неофициальные документы – многие личные материалы,
а также составленные частными лицами
безличные документы (статистические
сообщения, выполненные другими исследователями
на основе собственных наблюдений).
Особую группу документов представляют
собой многочисленные материалы средств
массовой информации. По источнику информации
документы разделяют на первичные и вторичные.
Первичные документы описывают конкретные ситуации,
деятельность отдельных людей, органов
и т.д. Вторичные документы носят более
обобщенный, аналитический характер, отражают
более глубокие аналитические социальные
связи.
Одним из этапов метода анализа
документов является отбор документов
для изучения. Критерием отбора документов
служат цели и задачи исследования. Исследования
документов можно разделить на «внешние»
и «внутренние».
Внешний анализ – это изучение обстоятельства
возникновения документа, его исторического
и социального контекста. Внутренний анализ –
это изучение содержания документа, всего
того, о чём свидетельствует текст источника,
и тех объективных процессов и явлений,
о которых сообщает документ.
Существуют различные виды
анализа документов. Чаще всего выделяют
два основных вида: качественный (традиционный)
и формализованный (контент-анализ). Эти
два подхода к изучению документов различаются
во многом, но могут дополнять друг друга.
Качественный анализ зачастую служит
предпосылкой последующего формализованного
анализа. Под качественным (традиционным)
анализом понимается многообразие умственных
операций, направленных на интерпретацию
сведений, содержащихся в документе, с
определённой точки зрения, принятой исследователем
в каждом конкретном случае. Традиционный
(качественный) анализ позволяет охватывать
глубинные, скрытые стороны содержания
документов. Недостатком данного метода
анализа документа является субъективность.
Формализованный анализ – это
количественный метод анализа документов
(контент-анализ). Суть метода контент-анализа
заключается в выявлении количественных,
легко подсчитываемых признаков, свойств,
черт документов. Недостаток формализованного
анализа заключается в том, что невозможно
все параметры документа замерить формальными
показателями. Контент-анализ – это техника
выведения заключения, производимого
с помощью объективного и систематического
выявления характеристик текста в соответствии
с целями и задачами исследования.
При анализе документов исследователь
сталкивается с проблемой подлинности
(достоверности) документа. Острота её
зависит от типа документа: значительно
труднее установить подлинность исторических
документов. Установив достоверность
документа, исследователь должен проверить
достоверность зафиксированной в нём
информации. Оценка достоверности зафиксированных
в документе данных производится путем
перебора источников ошибок.
Источники ошибок можно разделить
на два вида: случайные и систематические.
Случайные ошибки (например, опечатки)
в меньшей степени влияют на результат
исследования. Систематические ошибки
(сознательные или несознательные) оказывают
сильное воздействие на результат исследования.
При использовании в исследовании
метода анализа документов как источника
социальной информации, необходимо систематическое
изучение содержания документа для получения
полной информации о различных сторонах
отраженного в них явления.
Метод
наблюдения.
Наблюдение как метод социологического
исследования уже давно используется
в социологии в качестве важного источника
социальной информации. Наблюдение в социальных
исследованиях представляет собой метод
сбора первичной социальной информации
об изучаемом объекте путем непосредственного
восприятия изучаемого объекта, регистрацией
всех факторов, влияющих на объект исследования
в контексте целей и задач исследования.
Специфической особенностью
наблюдения является неразрывная связь
субъекта наблюдения (наблюдателя) с объектом
наблюдения. Исследователь наблюдает
социум, социальные процессы и явления,
являясь одновременно элементом этого
общества, неразрывно с ним связанным
и подвергающимся всем воздействиям и
изменениям, которым подвергается общество
в целом. Поэтому, интерпретация наблюдаемых
явлений непосредственно зависит от восприятия
наблюдателем социальной действительности,
понимания социальных процессов, ситуаций,
действий отдельных индивидов. Социальное
мировосприятие наблюдателя непременно
подвержено влиянию мировоззрения исследователя.
Объективность социального
исследования использующего метод наблюдения
состоит не в том, чтобы исключить личностное
отношение к объекту исследования, а в
том, чтобы не подменять эмоциональными,
нравственными и другими ценностями критерии
научного исследования. Другая особенность
наблюдения в социальных исследованиях
заключается в том, эмоциональное восприятие
объекта исследования наблюдателем накладывает
отпечаток на интерпретацию социального
явления. Эта особенность должна учитываться
как возможный источник искажения, ошибок.
Следующая характерная черта
наблюдения – сложность повторного наблюдения.
Повторное наблюдение даже повседневного
социального фактора затруднительно,
т.к. социальные процессы подвергаются
воздействию огромного числа различных
факторов и поэтому редко бывают идентичными.
Трудности применения наблюдения
в качестве метода сбора первичной социальной
информации являются следствием его особенностей.
Они делятся на субъективные (связанные
с личностью наблюдателя) и объективные
(не зависящие от наблюдателя).
К субъективным трудностям
относят влияние эмоционального восприятия
объекта исследования с позиции личностной
системы ценностей на процесс интерпретации
исследуемого объекта. К объективным трудностям
можно отнести ограниченность времени
наблюдения, невозможность наблюдения
рада социальных факторов.
Метод опроса.
Одним из основных в социологии является
метод опроса. Однако, метод опроса не
является изобретением социологов, гораздо
раньше опрос использовали медики, педагоги,
юристы. Социальные работники широко используют
метод опроса в своей работе.
Социологический
опрос – это метод получения первичной
социологической информации, основанный
на непосредственной или опосредованной
связи между исследователем и респондентом,
с целью получения от респондента необходимых
данных в форме ответов на поставленные
вопросы.
Опрос – это форма социально-психологического
общения между исследователем и респондентом,
в результате которого в короткие сроки
можно получить значительную информацию
от большого количества людей по широкому
кругу интересующих исследователя вопросов.
Метод опроса можно применять в отношении
любых слоев населения.
В развитии метода опроса выделяют
две традиции: статистическую и психологическую.
Статистическая
традиция
. Метод опроса, как уже было сказано, не
является изобретением социологов: в третьем
тысячелетии до нашей эры в древнейших
государствах Азии и Африки с помощью
исследований населения устанавливали
его численность, налогоплатежность и
способность носить оружие. В древние
времена опрос выступал средством диалога
между властью и населением. Неизбежно
возник вопрос о достоверности данных,
полученных в результате опроса. Тогда
же были изобретены первые средства контроля
за качеством полученной информации: сведения
сообщались под присягой, вводились штрафные
санкции за предоставление ложной информации.
В античный период учет населения производили
цензоры. Цензоры, производя перепись
населения, учитывали только данные представителей
мужского пола, так же производя проверку
достоверности полученной информации.
Отношение населения к переписи сложилось
негативное.
В России переписи населения
стали производиться в Х1-ХП веках с той
же целью – узнать количество и платежеспособность
населения.
В Х1Х веке в США, Англии оформляется
метод социологического опроса. А. Кетле
установил основные правила опроса, актуальные
и в наше время:
1. Задавать только необходимые
вопросы.
2. Избегать вопросы, которые
могут вызвать раздражение или опасение
респондентов.
3. Ясно и четко формулировать
вопросы, для однозначного понимания всей
совокупностью опрашиваемых.
4. Вопросы должны обеспечивать
взаимный контроль (ответы на одни вопросы
позволяют проверить достоверность ответов
на другие вопросы).
В конце Х1Х века в России была
проведена перепись населения. В первые
годы советской власти наблюдался повышенный
интерес к социологическим опросам населения.
В период с 1922г. по 1935г. было проведено
более 50 опросов, вышло 186 работ по социологии.
Складывалась система разновидностей
метода опроса:
· корреспондентный опрос,
· самосчисление,
· экспертный опрос.
В современной системе классификации
опроса эти виды преобразовались в следующие:
· почтовый опрос,
· раздаточное анкетирование,
· формализованное интервью.
Психологическая
традиция.
В конце Х1Х века, наряду со становлением
статистической традиции в системе опроса,
стали создаваться опросники для изучения
психики человека. Психология обретает
статус самостоятельной науки. Изучение
психики человека происходит в рамках
тестовой традиции.
Опрос – это наиболее сложная
разновидность социально-психологического
общения исследователя и респондента.
В комплексе методов сбора социологической
информации опрос является наиболее популярным.
Существует два основных вида опроса:
интервью и анкетирование.
Интервью – это прямой контакт (беседа)
интервьюера с респондентом с фиксированием
ответов респондента. В современной практике
социологических опросов метод интервью
используется реже анкетирования. Однако,
интервьюирование имеет свои достоинства
и недостатки по сравнению с анкетированием.
Главное различие между анкетированием
и интервьюированием состоит в форме контакта
исследователя и опрашиваемого. При анкетном
опросе их общение опосредуется анкетой.
Содержащиеся в ней вопросы, их смысл респондент
интерпретирует сомостоятельно, в пределах
имеющихся у него знаний. Он формулирует
ответ и фиксирует его в анкете тем способом,
который либо указан в тексте анкеты, либо
объяснен анкетером. При интервьюировании
контакт между исследователем и респонднтом
осуществляется при помощи интервьюера,
который задает вопросы, предусмотренные
исследователем, направляет беседу в нужное
русло, фиксирует ответы респондента.
Существуют различные формы
интервью по способу организации и проведения:
интервью по месту работы, интервью по
месту жительства. Интервью по месту работы
необходимо при изучении производственных
или учебных коллективов. Интервью по
месту жительства предпочтительнее при
изучении проблем, о которых удобнее говорить
в неофициальной обстановке. В домашней
обстановке респондент располагает большим
запасом времени, охотнее отвечает на
вопросы.
Независимо от места проведения
интервью, необходимо позаботиться об
устранении «третьих лиц» или хотя бы
уменьшении их влияния на респондента.
Как показывает практика, любое присутствие
во время интервью лишнего человека приводит
к смещению ответов респондента.
Анкетный опрос (анкетирование) – разновидность
метода опроса, при которой общение между
исследователем и респондентом опосредуется
анкетой. Анкетирование представляет
собой наиболее распространенный на практике
вид опроса.
Выделяется два вида анкетирования
– групповое и индивидуальное.
Групповой анкетный опрос широко
применяется по месту работы, учебы. Анкетер
работает с группой 15-20 человек, при этом
обеспечивается стопроцентный возврат
анкет. Респонденты имеют возможность
получить дополнительную консультацию
по технике заполнения анкеты, а анкетер,
собирая вопросники, может проконтролировать
качество их заполнения.
При индивидуальном анкетировании
вопросники раздаются на рабочих местах,
по месту учебы, по месту жительства респондентов,
при этом время возврата анкеты обговаривается
заранее. Эта форма опроса имеет те же
преимущества, что и групповое анкетирование.
Анкетный опрос считается одним
из наиболее оперативных способов сбора
первичной социологической информации.
Анкета представляет собой
систему вопросов, объединенных единым
исследовательским замыслом, направленных
на выявление количественных и качественных
характеристик объекта и предмета исследования.
Основная функция анкеты – предоставить
исследователю достоверную информацию
о предмете анализа.
Метод экспиремента.
Одним из своеобразных методов сбора первичной
информации является эксперимент. Основная
цель эксперимента – проверка гипотез,
имеющих непосредственное применение
на практике. Как разновидность углубленного,
аналитического исследования и одновременно
как метод сбора информации о факторах,
воздействующих на изменение состояния
тех или иных социальных явлений и процессов,
эксперимент имеет большую научную и практическую
ценность.
Эксперимент лучше проводить
в небольших однородных группах обследуемых.
Объект, с помощью которого проводится
эксперимент, выступает только как средство
создания экспериментальной ситуации
и, в отличие от объекта массового исследования,
может иметь отношение к использованию
полученных результатов и выводов.
Суть метода эксперимента заключается
в том, чтобы при помощи выбора некоторой
экспериментальной группы (или групп)
и помещения ее в необычную экспериментальную
ситуацию (под воздействие определенного
фактора) проследить направление, величину
и устойчивость изменения интересующих
исследователя характеристик (контрольных
характеристик).
Успех эксперимента зависит
от создания соответствующих условий:
· в качестве контрольных выбираются
самые важные характеристики (с точки
зрения изучаемой проблемы);
· изменение контрольных характеристик
должно зависеть от тех характеристик,
которые вводятся или изменяются самим
исследователем;
· на протекание эксперимента
не должны оказывать влияние те явления,
которые не относятся к экспериментальной
ситуации, но потенциально способны ее
изменить.
Известны различные типы эксперимента.
Эксперименты различаются по характеру
экспериментальной ситуации, по логической
структуре доказательства гипотез.
По характеру экспериментальной
ситуации эксперименты делятся на полевые
и лабораторные.
В полевом эксперименте объект
(группа) находится в естественных условиях
своего функционирования. При этом члены
группы могут быть осведомлены либо нет
о том, что они участвуют в эксперименте.
Решение об их осведомленности в каждом
конкретном случае зависит от того, насколько
эта осведомленность может повлиять на
ход эксперимента. В лабораторном эксперименте
экспериментальная ситуация и экспериментальные
группы формируются искусственно. Поэтому
члены группы как правило осведомлены
об эксперименте.
Тема: Методология
и методика эмпирического социологического
исследования.
Содержание:
1. Теоретическая подготовка исследовательской
программы
2. Методы сбора социальной информации
(выборка, анализ документов, наблюдение,
опрос: анкетирование, интервьюирование)
3. Способы анализа и интерпретации данных,
получение эмпирически обоснованных обобщений,
выводов и рекомендаций
1. Теоретическая
подготовка исследовательской программы
Каждый из нас в той или иной степени соприкасается
с эмпирическими социологическими исследованиями
в качестве слушателя радио, читателя
газет, журналов, научной литературы и
т. д. Возможно, и сам бывает вовлечен в
эти исследования в качестве респондента,
т. е. источника первичной информации об
изучаемых процессах и явлениях. Не исключена
вероятность того, что кому-либо из нас
придется организовывать такое исследование.
В эмпирическом социологическом исследовании
можно выделить три основных этапа, каждый
из которых включает в себя ряд важных
процедур:1) подготовительный (разработка
программы исследования); 2) основной (проведение
эмпирического исследования); 3) завершающий
(обработка и анализ данных, формирование
выводов и рекомендаций).
Всякое исследование начинается с постановки
какой-либо проблемы. Проблема исследования
может быть задана извне каким-либо заказчиком
или обусловлена познавательным интересом.
Мы будем ориентироваться на прикладное
социологическое исследование, которое
может быть проведено в какой-либо производственной
организации. Поэтому мы будем исходить
из тех или иных реальных проблем, которые
встают в настоящее время перед производственными
организациями.
Проблема — это
всегда противоречие между знаниями о
потребностях людей в каких-то результативных
практических или теоретических действиях
и незнанием путей и средств их реализации.
Решить проблему — значит получить новое
знание или создать теоретическую модель,
объясняющую то или иное явление, выявить
факторы, позволяющие воздействовать
на развитие явления в желаемом направлении.
Заказ социологу чаще всего формируется
в виде обозначения некоторой проблемной
ситуации, указания на какое-то социальное
противоречие либо просто указания на
неудовлетворительное состояние дел в
той или иной сфере производства, управления
и т. д. Социологу предстоит перевести
проблемную ситуацию в формулировку проблемы,
которую он будет исследовать. Для этого
он должен проделать специальную теоретическую
работу:
1) установить реальное наличие данной
проблемы: а) есть ли показатель, количественно
или качественно характеризующий данную
проблему; б) есть ли учет и статистика
по этому показателю, в) достоверны ли
учет и статистика по этому показателю;
2) вычленить наиболее существенные элементы
или факторы проблемы, решение которых
принадлежит социологии, а не экономической
теории, технологии производства и т. д.
Например, поставлена проблема разобраться
в причинах низкой эффективности управления
тем или иным подразделением предприятия.
Социологу предстоит решить, какие социальные
группы и личности участвуют в возникновении
и решении этой проблемы, как влияют здесь
их интересы, как стимулируется их участие
в разрешении данной, проблемы и т. д.;
3) вычленить уже известные элементы проблемной
ситуации, которые не требуют специального
анализа и выступают как информационная
база для рассмотрения неизвестных элементов
(например, данные статистики и учета представляют
собой готовый важный материал);
4) выделить в проблемной ситуации главные
и второстепенные компоненты, чтобы определить
основное направление исследовательского
поиска;
5) проанализировать уже имеющиеся решения
аналогичных проблем. С этой целью необходимо
изучить всю литературу по данному вопросу.
Провести беседы с компетентными людьми — экспертами.
В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые
или опытные практики.
Производственная проблема может быть
описана с помощью пяти основных характеристик:
1) Сущность или содержание. Например, низкая
эффективность производства, высокая
социально-психологоческая напряженность
в трудовом коллективе и т. д. При определении
проблемы следует установить, с чем все
это сравнивается и на каком основании.
В данных примерах следует ответить на
вопрос: почему мы считаем, что эффективность
производства низкая, а социальная напряженность
высокая? Низкая и высокая по сравнению
с какими стандартами?
2) Организационное и физическое нахождение.
В каком организационном подразделении
(участках, отделах, филиалах) и физических
объектах (заводы, здания, склады, конторы)
была выявлена проблема. Насколько широко
она распространена в организации. Какие
подразделения она затронула.
3) Владение проблемой. Является ли проблема
«открытой» (знакомой всем) или «закрытой»
(то есть известной группе лиц)? Какие люди
(управленцы, специалисты, рабочие и т.
д.) затронуты проблемой и более всего
заинтересованы в ее решении?
4) Абсолютная и относительная величина.
Насколько важна проблема в абсолютных
величинах? Например, объем потерянного
рабочего времени или денег; объем неиспользуемых
производственных мощностей. Насколько
она важна в относительном выражении?
Как она влияет на подразделения, в которых
она обнаружена, и на людей, которые владеют
ею? Насколько она важна для организации
в целом? Что может получить организация
от ее решения?
5) Временные рамки. С какого времени существует
данная проблема? Наблюдалась ли она один
раз, несколько раз или возникает периодически?
Какова тенденция: проблема стабилизировалась,
усиливается или ослабляется? В результате
предварительного анализа проблемная
ситуация получает четкое выражение в
виде формулировки проблемы. Причем эта
формулировка может значительно отличаться
от первоначальной, сформулированной
заказчиком.
На основе предварительного анализа разрабатывается
программа исследования данной проблемы.
Программа является обязательным исходным
документом любого социологического исследования,
независимо от того, является ли это исследование
теоретическим или прикладным. Программа
социологического исследования обычно
включает в себя следующие разделы: 1) теоретический
(цели, задачи, предмет и объект исследования,
определение понятий); 2) методический (обоснование
выборки, обоснование методов сбора данных,
методы обработки и анализа данных; 3) организационный
(план исследования, порядок исследования
подразделений, распределение людских
и финансовых ресурсов и т. д.). Основные
элементы программы прикладного социологического
исследования показаны на рисунке.
Цели и задачи исследования. Этот
раздел программы регулирует отношения
заказчика и социолога на стадии предварительного
определения ожидаемого результата, а
также определяет объем затрат, времени
и финансовых ресурсов, необходимых для
получения результата.
Цели исследования могут быть различны.
Например, если сформулирована проблема
как недостаточно высокий уровень управления
подразделениями организации, то цель
будет состоять в анализе реальной ситуации
причин низкой эффективности управления
организацией, выявлении скрытых резервов
и разработке практических рекомендаций
по изменению этой ситуации. Задачи исследования
представляют собой содержательную, методическую
и организационную конкретизацию цели.
Предмет и объект исследования. Предмет
исследования — это центральный вопрос
проблемы. В одной и той же проблемной
ситуации, в одном и том же эмпирическом
объекте могут выделяться различные его
аспекты, которые являются предметом исследования.
Иначе говоря, когда социолог выбирает
предмет исследования, он в то же время
формулирует и гипотезу о возможном пути
решения проблемы, а также методы и формы
проведения социологического исследования.
Так, в обозначенном нами примере исследования
социолог может предположить, что причиной
является неэффективная система принятия
решения, тогда предметом исследования
может служить система принятия решений
и это может стимулировать: 1) исследование
путей принятия решений; 2) роль коллективных
органов в подготовке и принятии решений; 3) роль
штатных специалистов и линейных руководителей
в принятии решений; 4) решающая и совещательная
роль лиц, обладающих неофициальным влиянием,
ответственность за решения, их внедрение
и контроль за внедрением. Но социолог
может предположить, что основная причина
низкой эффективности управления заключается
в стиле руководства. Тогда исследование
будет развиваться по другому сценарию.
Если в первом случае большое значение
будет иметь анализ документов, то во втором
случае — анкетный опрос и психологическое
тестирование.
Теоретическая и
эмпирическая интерпретация понятия — необходимый
этап в разработке методологии исследования.
Он позволяет решить три основные задачи: 1) Выяснить
те аспекты теоретических понятий, которые
используются в данном исследовании. 2) Это
дает возможность вести анализ практических
проблем на уровне теоретического знания
и тем самым обеспечивать научное обоснование
его результатов, выводов и рекомендаций. 3) Обеспечить
измерение и регистрацию изучаемых явлений
с помощью количественных, статистических
показателей.
Теоретическая интерпретация понятий
осуществляется через ряд последовательных
этапов. На первом этапе осуществляется
перевод проблемной ситуации в формулировку
в строгих научных рамках и терминах. На
следующем этапе каждое понятие этой формулировки
раскладывается на такие операционные
составляющие, которые затем могут быть
исследованы количественным методом.
Кроме структурной интерпретации понятий,
описывающих предмет исследования, необходимо
провести их факторную интерпретацию,
то есть определить систему его связей
с внешними объектами и внутренними субъективными
факторами.
Конечной целью всей этой работы является
выработка таких понятий, которые доступны
учету и регистрации. Понятия, обозначающие
такие элементарные фрагменты социальной
реальности, называются понятиями-
Формирование гипотезы — заключительная
часть теоретической подготовки эмпирического
социологического исследования. Гипотеза исследования — это
научно обоснованное предположение о
структуре изучаемого социального явления
или о характере связей между его компонентами.
Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся
фактов. В науке существуют определенные
правила выдвижения и проверки гипотез: 1) Гипотеза
должна находиться в согласии или, по крайней
мере, быть совместимой со всеми фактами,
которых она касается. 2) Из многих противостоящих
друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения
серии фактов, предпочтительнее та, которая
единообразно объясняет большее их число. 3) Для
объяснения связанной серии фактов нужно
выдвигать возможно меньше гипотез, и
их связь должна быть возможно более тесной. 4)При
выдвижении гипотез необходимо сознавать
вероятностный характер ее выводов. 5) Невозможно
руководствоваться противоречащими друг
другу гипотезами.
Гипотезы — это отправные точки для исследования,
дальнейшие этапы эмпирического социологического
исследования находятся в прямой зависимости
от выдвинутых гипотез. Для отработки
гипотезы и процедур исследования нередко
проводят предварительное, пилотажное
исследование. В зависимости от теоретического
уровня интерпретируемых понятий гипотезы
делятся на основные и выводные (гипотезы
причины и гипотезы следствия). Таким образом,
они образуют иерархические цепочки, дублирующие
теоретическую интерпретацию понятий.
Следует подчеркнуть, что формирование
гипотез — это не праздные теоретические
упражнения, а разработка логических опор
для сбора и анализа эмпирических данных.
Если исследователем были сформулированы
гипотезы, то эмпирические данные служат
для их проверки, подтверждения или опровержения.
Если же гипотезы с самого начала не выдвигались,
то резко падает научный уровень социологического
исследования, а его результаты и обобщения
сводятся к описаниям процентных выражений
тех или иных индикаторов и к довольно
тривиальным рекомендациям.
2. Методы
сбора социальной информации (выборка,
анализ документов, наблюдение, опрос:
анкетирование, интервьюирование)
Наряду с теоретическим большое значение
в исследовании имеет методический раздел
программ, который включает в себя описание
методики и организации исследования.
Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер
решаемой проблемы, цели и задачи исследования
определяют, каким должен
быть объект исследования. Иногда, когда
объект исследования сравнительно невелик
и социолог располагает достоверными
силами и возможностями его изучить, он
может исследовать его целиком. Тогда,
говорят социологи, объект исследования
тождествен генеральной совокупности.
Но часто сложное исследование невозможно
или в нем нет необходимости. Поэтому для
решения задач исследования осуществляется
выборка.
В программе должно быть четко указано: 1) Каков
объект эмпирического исследования. 2) Является
исследование сплошным или выборочным. 3)Если
оно является выборочным, то претендует
ли оно на репрезентативность. Репрезента
Попробуем на характерном примере описать
выборку. Возьмем исследование эффективности
труда на малых предприятиях, существующих
в системе крупных государственных предприятий.
Такая форма организации труда в наше
время стала широко распространенной.
В качестве эмпирического объекта принимаются
рабочие и служащие, охваченные организацией
труда в системе малых предприятий. Исследование
является выборочным, обеспечивающим
репрезентативность; генеральной совокупностью
являются все рабочие и служащие, охваченные
организацией труда в системе малых предприятий.
Применяются три ступени отбора: на первую
ступень выделяются малые предприятия,
занятые в основном и вспомогательном
производстве. Для исследования малых
предприятий, занятых во вспомогательном
производстве, в связи с их малочисленностью,
применяется сплошной опрос. Малые предприятия,
занятые в основном производстве, будут
изучаться выборочно. Вторая ступень отбора —отбор
малых предприятий, занятых в основном
производстве. По показателям, характеризующим
эффективность деятельности, малые предприятия
разделяются на три группы: а) наиболее
эффективные, б) средние, в) низкоэффективные.
В зависимости от числа малых предприятий,
попавших в каждую группу, по каждому списку
делается случайный, непропорциональный
отбор. Например, отбираются по три малых
предприятия из каждой группы с помощью
определенного «шага отбора». Третья ступень — в
отобранных малых предприятиях проводится
сплошной опрос работающих. Единицей наблюдения
являются отдельные работники. Следует
подчеркнуть большое значение правильно
проведенной выборки исследования. Если
эта выборка проведена некорректно, то
данное исследование не может считаться
репрезентативным и достоверным, и его
результатам нельзя доверять.
Важная часть методического раздела программы — обоснование методов
сбора эмпирических данных. Если будет
использован анализ документов, то следует
указать, какие документальные источники
будут изучаться (какие статистические
формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие
методы анализа их содержания будут применяться.
При использовании методов опроса требуется
описание его техники, организационной
структуры и содержания, где проводится
опрос: на рабочем месте, в местах отдыха,
в ведомственной поликлинике и т. д., какая
разновидность анкетирования применяется,
каково содержание анкеты. В нашем примере,
где в качестве цели исследования выдвигалась
оценка уровня управления в организации,
процедура исследования требовала проведения
аттестации руководителей и ведущих инженерных
кадров. В обосновании методов сбора информации
должно быть указано, что аттестация будет
проводиться на основе применения двух
взаимодополняющих методов: экспертной
оценки и самооценки. Для аттестации управленческих
кадров было выделено 36 признаков, для инженерно-технических
кадров — 27 признаков. Все качества оценивались
по словарю деловых, личностных и организаторских
качеств экспертами трех уровней: 1)эксперты
группы А, занимающие более высокую должность;
2) эксперты группы Б, находящиеся на равном
должностном уровне;
3) эксперты группы В, находящиеся в подчинении
у оцениваемого.
Таким образом достигалась максимальная
возможность объективности оценки, характеризующей
данного руководителя или специалиста
как подчиненного — исполнителя, сотрудника
и товарища по работе — смежника и управляющего
коллективом. Степень выраженности качеств
будет определяться как среднеарифметическое
всех экспертных оценок. На основе этой
средней будет выбрана соответствующая
фраза и внесена в производственно-
При определении методов сбора информации
социолог должен принять во внимание ряд
моментов: 1) оперативность и экономичность
исследования не должны обеспечиваться
в ущерб качеству данных; 2) ни один метод
не является универсальным, но имеет свои
четко очерченные познавательные возможности.
Поэтому не существует вообще «хороших»
или «плохих» методов, есть методы, адекватные
или неадекватные поставленной исследователем
задаче; 3) надежность метода обеспечивается
не только его обоснованностью, но и соблюдением
правил его применения.
Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат
и финансов является анализ документов. Он
имеет и ряд других преимуществ по сравнению
с другими методами:
1) Анализ документов позволяет оперативно
получить фактографические данные о предприятии
в целом и его рабочих и служащих.
2) Эта информация носит объективный характер.
Но при этом нельзя забывать об ограничениях,
связанных с качеством такой информации:
а) учетная и отчетная информация не всегда
бывает достоверной и нуждается в контроле
с помощью наблюдениями опросов;
б) часть этой информации устаревает;
в) цели создания документов чаще всего
не совпадают с теми задачами, которые
решает социолог в сбоем исследовании,
поэтому информация, содержащаяся в документах,
должна перерабатываться, переосмысливаться
социологом;
г) подавляющее большинство данных в ведомственной
документации не содержит информации
о состоянии сознания работников. Поэтому
анализ документов достаточен лишь в тех
случаях, когда для решения задачи достаточно
фактографической информации.
Однако в большинстве случаев исследователь
должен прибегать к другим методам сбора
информации: наблюдению, опросу, тестированию
и т. д. В социологическом исследовании
под наблюдением понимается метод сбора
первичных эмпирических данных, который
заключается в преднамеренном, целенаправленном,
систематическом непосредственном восприятии
и регистрации социальных фактов, подвергающихся
контролю и проверке. Главным преимуществом
непосредственного наблюдения является
то, что оно позволяет фиксировать события
и элементы человеческого поведения в
момент их совершения, в то время как другие
методы сбора первичных данных основываются
на предварительных или ретроспективных
суждениях индивидов. Другим важным достоинством
этого метода является то, что исследователь
в определенной степени не зависит от
объекта своего исследования, он может
собирать факты независимо от желания
индивидов или группы говорить или от
их умения отвечать на вопросы.
В наблюдении заложена определенная доля
объективности, которая задается самой
установкой фиксирования происходящих
ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой
процедуре имеется и субъективный элемент.
Наблюдение предполагает неразрывную
связь наблюдателя с объектом наблюдения,
которая накладывает отпечаток и на восприятие
наблюдателем социальной действительности,
и на понимание сути наблюдаемых явлений,
их интерпретацию. Чем сильнее наблюдатель
связан с объектом наблюдения, тем больший
элемент субъективизма, тем больше эмоциональная
окрашенность его восприятия. Еще одной
важной особенностью метода наблюдения,
ограничивающего его применение, является
сложность, а порой и невозможность проведения
повторного наблюдения.
В зависимости от характера процесса наблюдения
выделяют его следующие типы: контролируемое
и неконтролируемое, включенное и невключенное,
полевое и лабораторное, случайное и систематическое
и т. д.
Наиболее распространенным методом сбора
социологической информации является опрос. Опрос предусматривает,
во-первых, устное или письменное обращение
исследователя к определенной совокупности
людей — респондентов с вопросами, содержание
которых представляет изучаемую проблему
на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых,
регистрацию и статистическую обработку
полученных ответов, а также их теоретическую
интерпретацию. По формам и условиям общения
социолога с респондентом различаются
письменные (анкетирование) и устные (интервью)
опросы, по месту жительства, по месту
работы и в целевых аудиториях (зрители
в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т.
д.), очные (личные) и заочные (обращение
с анкетой через газету, телевидение, по
телефону), групповые и индивидуальные
и т. д.
Метод опроса используется в ряде случаев: 1) Когда
изучаемая проблема недостаточно обеспечена
документальными источниками информации,
либо когда такие источники вообще отсутствуют. 2) Когда
предмет исследования или отдельные его
характеристики недоступны для наблюдения.3) Когда
предметом изучения являются элементы
общественного или индивидуального сознания:
потребность, интересы, мотивации, настроения,
ценности, убеждения людей и т. д. 4) В качестве
контрольного (дополнительного) метода
для расширения возможностей описания
и анализа изучаемых характеристик и для
перепроверки данных, полученных другими
методами.
Метод опроса предусматривает получение
социологической информации в ситуации
социально-психологического общения.
И это накладывает свой отпечаток на содержание
и качество получаемых данных. В социологии
выработано значительное количество методических
требований и процедур для того, чтобы
преодолеть субъективизм, повысить надежность
и эффективность данной формы сбора социологической
информации.
3. Способы
анализа и интерпретации, данных, получение
эмпирически обоснованных обобщений,
выводов и рекомендаций
Заключительный этап эмпирического социологического
исследования предполагает обработку,
анализ и интерпретацию данных, получение
эмпирически обоснованных обобщений,
выводов и рекомендаций.
Обработка данных включает
в себя следующие компоненты: 1) Редактирование
и кодирование информации. Основное назначение
этого шага состоит в унификации и формализации
той информации, которая была получена
в ходе исследования. 2) Создание переменных.
Собранная на основании анкет информация
в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы,
которые необходимо решить в исследовании.
Поскольку вопросы получили форму индикаторов
в процессе операционализации. Сейчас
же необходимо провести обратную процедуру,
то есть перевести данные в форму, которая
бы отвечала на вопросы исследования. 3)
В зависимости от методов получения первичной
информации возможно применение различных
приемов обработки и анализа данных. Так,
если социолог определенную часть информации
извлекает из документальных источников,
то он использует два основных метода
анализа документов: неформализованный
(традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан
на восприятии, понимании, осмыслении
и интерпретации содержания документов
в соответствии с целью исследования.
Формализованный анализ документальных
источников (контент-
анализ — анализ содержания) рассчитан
на извлечение социологических информаций
из больших массивов документальных источников,
недоступных традиционному интуитивному
анализу. Он основан на выявлении некоторых
количественных статистических характеристик
текстов (или сообщений). При этом предполагается,
что количественные характеристики содержания
документов отражают некоторые существенные
черты изучаемых социальных явлений и
процессов.
Формализованный анализ документов основан
на стандартизации процедур поиска, определения
в содержании документа единиц счета,
которыми могут быть отдельные слова (термины,
географические названия, имена политических
деятелей и т. д.), суждения, выраженные
в виде предложений, абзацев, фрагментов
текстов и т. д., а также различные виды
публикаций (по жанру, типу авторов, темам
и т. п.). Единицы счета определяются в зависимости
от целей социологического исследования.
Процедура исследования, основанного
на технике контент-анализа, состоит из 18 операций,
описанных в специальной литературе.
При обработке и анализу данных, полученных
методом опроса, широко применяются методы
ранжирования, шкалирования, корреляции
и др. Так,ранжирование — это
процедура установления относительной
значимости (предпочтительности) исследуемых
объектов на основе их упорядочивания. Ранг — это показатель,
характеризующий порядковое место оцениваемого
объекта в группе, и других объектов, обладающих
существенными для оценки свойствами.
Для каждого объекта вычисляют сумму рангов,
полученную от всех экспертов, затем упорядочивают
эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему
наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту
с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется,
как правило, другими методами экспертных
оценок.
Завершается эмпирическое социологическое
исследование формированием выводов,
предложений и рекомендаций. Выводы, предложения
и рекомендации должны носить конкретный,
реалистический характер, иметь необходимые
обоснования в материалах исследования,
подтверждаться документальными и статистическими
данными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронов Ю.П. Методы сбора информации
в социологических исследованиях. -М., 1974.
2. Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры
социологических исследований. - М., 1969.
3. Мацковский М.С., Ермакова О.В. Методические
вопросы переработки социологической
информации // Проблемы обработки и автоматизированного
поиска социологической информации. - М., 1977. - С. 54-83.
4. Михайлов С. Эмпирическое социологическое
исследование. - М., 1975.
5. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в
методику демоскопии. - М., 1978.
6. Осипов Г.В., Андреев Э.П. Измерение в социологии.
- М., 1980.
7. Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные
методы в социологических исследованиях.
-Киев, 1982., Рабочая книга социолога. - М., 1983.
8. Ядов В.А. Социологическое исследование.
Методология, программа, методы. - М., 1972.
|
Информация о работе Методология и методика социологического исследов