Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:53, курс лекций
Управление - сознательная, целенаправленная деятельность, основанная на знаниях, навыках и умениях людей. Это совокупность определенных действий, совершаемых человеком-субъектом управления по отношению к объекту с тем, чтобы обеспечить его движение к заданной цели. Именно они определяют социальную природу управления в обществе.
53. Принципы социального планирования.
Функционально-целевое назначение социального планирования определяет и его принципы, и принципы планирования работы. Принципы социального планирования во многом совпадают с принципами социального управления вообще: • комплексность; • объективность; • научная обоснованность; • зависимость от интересов больших социальных групп; • сопряженность по «горизонтали» и «вертикали»; • оптимальность; • сбалансированность; • конкретность и адресность; • принцип активации источников, движущих сил и механизмов саморазвития; • демократизация формирования и контроля; • возможность саморегулирования планово-функционирующих систем и т.д.
Конкретизация этих принципов осуществляется в зависимости от того, на каком уровне социальной организации это происходит (трудовые группы -отрасли, регионы - государство и межгосударственное планирование).
Работа над комплексными планами предполагает необходимость придерживаться определенных правил:
• планирование должно быть осуществлено на всех уровнях управления;
• комплексное планирование должно производиться своевременно в соответствии со ступенями управленческой структуры;
• за основу при планировании необходимо брать: задачи и решения, установленные общей концепцией на плановый период; задачи, содержащиеся в планах работы вышестоящего руководства на плановый период для данной сферы управления; задачи, к решению которых приходится возвращаться периодически (охрана труда, здоровья, пожарная, экологическая безопасность и т.д.);
• особое внимание следует обращать на возможность реализации поставленных в плане задач (с использованием статистических данных, сетевых графиков, моделей принятия решения, результатов социальных исследований и т.д.);
• следует увязывать свои комплексные планы с соответствующими планами выше- и нижестоящих уровней управления (в первую очередь, содержание планов и сроки реализации);
• нужно свести до минимума изменения, вносимые в среднесрочные и краткосрочные планы, т.к. следствием их могут быть бесплановость, нарушение морально-психологического состояния трудовой группы, неуверенность и недоверие персонала, другие проблемы.
При этом принято считать: краткосрочными - годовые и квартальные планы; среднесрочными, текущими, тактическими - планы на 3-5 лет; долгосрочными, стратегическими - планы на 10-15-летний срок.
54. Формы социального самоуправления.
Кроме контактов во взаимодействии между управляющим и управляемым, на уровне личности - «руководитель и подчиненный», существует множество других форм социального управления и самоуправления:
• собрания,
• совещания,
• заседания,
• конференции,
• семинары,
• общественное мнение,
• деловые игры,
• планерки,
• «мозговые атаки»,
• групповые, экспериментальные оценки,
• приказы, распоряжения, постановления,
• традиции, обычаи,
• нормы, корпоративный дух и т.п.
Каждая из этих форм имеет свои особенности, требует особых условий их реализации. Собрания, совещания, заседания, планерки и т.п. используются для разъяснения стоящих перед группой задач, обмена мнениями по наиболее сложным проблемам, информации о ситуации в группе и поиска связанных с нею решений.
Правильно подготовленные, организованные и умело проведенные управленческие мероприятия могут стать эффективными формами коллективного мышления, позволяющими сочетать единоначалие с коллегиальностью, собственные знания и опыт руководителя со знанием и опытом других членов коллектива. Эти формы способны повысить эффективность управленческой деятельности.
Практика проведения этих форм управления и самоуправления сохранится еще долгое время именно как встреча руководителя «лицом к лицу» с исполнителями, когда особенно требуется координация действий работников, совместное обсуждение, понимание и осознание данного вопроса; когда дело касается перспективы изменения сферы их функциональных обязанностей и интересов.
55. Современные средства управления.
В настоящее время выработаны многочисленные средства управления:
• технические,
• организационные,
• массовой информации,
• индивидуальные,
• коллегиальные.
Кроме того, существует много особенных средств управления. Это средства:
• изготовления документов;
• копирования, размножения и оформления документов;
• хранения и группировки документов;
• передачи информации;
• обеспечения вычислительных и логических процедур;
• механизации вычислительных работ;
• вычислительной техники;
• обеспечивающие условия труда и др.
56. Групповые экспериментальные оценки как форма социального управления.
57. Методы выработки и принятия решения.
58. Методы контроля в управлении.
59. Политические, экономические социологические и педагогические методы социального управления.
Метод управления - это путь, способ, прием воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.
Различают общие и конкретные (единичные) методы управления. Общие методы определяют способы достижения основных целей и задач функционирования всей системы и ее подсистем. Они непосредственно не предназначены для решения конкретных задач, но глубже отражают сущность самой системы воздействий, т.к. базируются на объективных законах способа производства, определяющих отношения управления
В соответствии с отношениями управления выделяются следующие наиболее общие методы: • экономические; • политические; • правовые; • организационно-
Конкретные методы по своей сути есть проявление общих методов в особых условиях.
Экономические методы, к которым относятся, например, регулирование посредством плана или денежных рычагов (премии, зарплата, кредиты, инвестиции и т.д.), занимают важное место в управлении экономикой на микроуровне.
В управлении на микроуровне большое значение имеют юридические методы, применение норм и положений трудового законодательства.
Поскольку трудовая группа или трудовой коллектив составляют единство процессов принятия решения, воздействия, взаимодействия и контроля, первостепенная важность принадлежит учету социологических и психологических закономерностей и методов, которые опираются на достижения социологии и психологии. Управление во многом состоит из явлений групповой динамики, проявлений групповой деятельности, групповых традиций, норм и ценностей, которые приобретают конкретные формы, выражаются в реальных, действительных фактах, описываются и анализируются как тенденции и закономерности.
Социологические методы в управлении трудовыми группами означают прежде всего признание воздействующего, воспитательного и мотивационного приоритета целого над его частями, группы над индивидом. Они опираются на теорию кооперации, взаимодействия. Идентификация личности с группой в процессе товарищеского сотрудничества не только умножает его продуктивность, но и создает условия для развития трудовой морали и инициативы в группе. Соблюдение трудовой дисциплины, воспитательные меры, которые администрация применяет к отдельному лицу, оказываются более эффективными, если они осознаны и поддержаны всей группой. Такое влияние более характерно не для всякой трудовой группы, а только для той, в которой люди объединены общими целями и задачами; трудовая группа приближается к общности интересов и трудовые коллективы формируются при приоритете групповых интересов.
Психологические методы управления опираются, с одной стороны, на систему знаний общей психологии, особенно социальной психологии труда. Психологические методы управления исходят из положения, что элементом каждой социальной группы является человек как индивид и некоторые групповые явления берут свое непосредственное начало в сознании одного или нескольких индивидов. Невозможно ни объяснить, ни повлиять на них, если не учитывать закономерности индивидуального сознания.
Использование психологических методов управления трудовыми группами опирается на психологию личности, отвечающую на три стержневых вопроса:
1) каковы основные характерные черты определенного индивида;
2) на что данный индивид способен, т.е. что можно от него потребовать;
3) какова направленность личности, т.е. чего можно ожидать от ее поведения.
Знание индивидуальных особенностей сотрудников необходимо для правильной оценки морального потенциала; для повседневного осуществления процесса управления; для решения задач, когда необходима полная отдача сил и способностей каждого; для знания среднего уровня сил и способностей и предела возможностей каждого конкретного лица; определения конкретного содержания всех возможностей - квалификации, профессионализма, продуктивности, общественной активности, моральной готовности и т.д.
Информация о работе Место теории организации в системе науки управления