Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:53, курс лекций
Управление - сознательная, целенаправленная деятельность, основанная на знаниях, навыках и умениях людей. Это совокупность определенных действий, совершаемых человеком-субъектом управления по отношению к объекту с тем, чтобы обеспечить его движение к заданной цели. Именно они определяют социальную природу управления в обществе.
21. Три основные инструмента управления.
За всю свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей: иерархию, культуру и рынок.
1. Иерархия - с позиции общей теории систем - это разноуровневое распределение частей (элементов целого по степени общности их функций, свойств). В социальных организациях этот принцип преломляется в сложные отношения по иерархии и имеет три основных аспекта:
а) иерархия означает централизацию. Иерархия в данном случае представляет собой форму разделения труда по горизонтали и вертикали, на общие и частные функции, на решение и исполнение. Она вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд централизацией.
б) иерархия выступает и как человеческое отношение в виде односторонней личной зависимости одного человека от другого. В иерархии эта зависимость закрепляется в статусах и выступает как фактор социального неравенства. Организация в этом смысле расслаивается на две основные социальные группы - управляющих и управляемых.
в) иерархия функционирует как власть, т.е. подчинение участников организации правилам и указаниям. Специфика этой стороны иерархических отношений состоит в контроле над волей работника, в приспособлении его индивидуальности к организационным функциям.
2. Культура - универсальный и всеобщий инструмент управления, основанный на выработанных и признаваемых обществом, организацией, социальной группой ценностях, социальных нормах, установках, шаблонах поведения, ритуалах, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
3. Рынок - один из способов экономического распределения, сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
22. Современная американская модель управления.
Основа американских управленческих отношений - индивидуализм - индивидуальный процесс принятия решений, индивидуальная инициатива и ответственность, индивидуальная предприимчивость и лидерство, и, соответственно, индивидуальная неразглашаемая оплата.
Американская модель управления ориентирует не на настоящее для будущего, а на будущее для настоящего (планирование перспективы, план-прогноз, а не план-контроль). Планирование понимается как материализация целей.
Отождествление целей работника с целями организации - лучший стимул, лучше, чем поощрение, и, естественно, наказание. Система работы с кадрами ориентирована больше на «горизонтальный рост», особенно в функциональных областях. Планирование карьеры - ядро кадровой работы на предприятиях.
Подготовка кадров со скоростью, не дающей возможности отстать, частая аттестация кадров, постоянное изучение персонала активно развивают корпоративный патриотизм. При подборе управляющих больше внимания уделяют национальным и местным традициям.
Характерными чертами работы по управлению в современных США являются:
• работа управленца уже не может определяться такими понятиями, как «оперативность» или «ясность» - речь должна идти о социальной ответственности и энергичных, предприимчивых действиях;
• управленцу в Соединенных Штатах приходится контролировать все менее управляемые ситуации;
• умение работать в команде лидеров, совместное управление, осуществляемое командой.
Все эти характерные черты - результативность, усиление лидерства и ответственности, расширение работы в команде - ведут к тому, что современное управление должно работать в очень тесном контакте с людьми.
23. Современная японская модель управления.
В японском управлении обеспечено сочетание традиционной культуры и импортных идей, плюс традиционный тип японского мышления.
Первой характерной особенностью японского управления является отношение субординации, в отличие от западного управления, являющегося по своей сущности преимущественно функцией. Исходными являются отношения руководства-подчинения, которые и задают состояние системы управления, а развитие управления идет в первую очередь по пути развития отношений субординации, складывающихся в процессе совместной трудовой деятельности.
Вторая особенность - японское управление в высшей мере идеологизировано. Управление реализуется в виде отношений подчинения, долга, уважения и т.п., а идеологическая обработка играет роль поддержания этих отношений на необходимом уровне. Главная цель идеологического воздействия - выработка у работников организации чувства единой семьи, подкрепленная массой различных мероприятий, специальных мер поощрения и наказания, всевозможных ритуальных процедур и знаков фирменного отличия и т.д., с учетом дисциплинированности японцев и их умения перестраиваться.
Важное направление в работе японских фирм - воспитание чувства патриотизма по отношению к своей организации, чувства гордости за нее (но никак не к профессии или специальности).
Третья характеристика японского управления – работник не только средство достижения целей, но и сам - цель управления. Причем не как человек с его интересами, желаниями и потребностями, а как носитель определенных отношений, как член группы, член организации (через морально-психологический климат, высокий уровень научно-технического состояния производства, ускоренное поглощение нововведений и т.п.).
Четвертая характеристика - для японцев управление организацией, производством - прежде всего управление персоналом, решение вопросов, связанных с человеком. Японская концепция управления исходит из того, что надо подбирать не человека для работы, а работу для человека. Организация берет на себя обеспечение разными способами развития всех своих сотрудников, их обучение и повышение квалификации.
Японский тип поведения, в отличие от европейского, имеет не целевой и не нормативный характер, а преимущественно ситуационный.
24. Использование социальных моделей в практической деятельности.
Существует несколько причин, обусловливающих использование модели вместо попыток прямого взаимодействия с реальной социальной средой:
• естественная сложность многих организационных ситуаций;
• невозможность проведения экспериментов в реальной жизни, даже при крайней необходимости;
• возможность прогнозировать финансовые и оперативные показатели, включая прибыль, потребности в оборотном капитале и прибыль на капитал, на ряд лет вперед;
• возможность выработать показатели и индикаторы работы организации.
Главные задачи социального моделирования - воспроизвести сходство с существующим или будущим социальным явлением или процессом, но не повторяя его, т.к. в этом случае само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование. Модели должны быть построены на основе тенденций, закономерностей, типологических черт изменяющегося объекта. Наряду с прогнозированием социальных процессов и научно-информационным обеспечением принятия решений, компьютерное социальное моделирование может оказывать существенное влияние на сам процесс социального управления или исследования.
Формирование социальных моделей преследует цели: отобразить состояние проблемы на данный, настоящий момент; выявить наиболее острые «критические» моменты, «узлы противоречий»; определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие; активизировать деятельность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач; определить оптимальные размеры затрат сил, средств, ресурсов, предопределить дальнейшее поведение управляемой системы
25. Авторитарная модель управления.
Суть авторитарного управления в государственном регулировании. В принципе, у государственного регулирования как такового противников быть не может. Оно необходимо в любом обществе. Важно, что регулировать, каким способом и в чьих интересах.
Авторитарная модель предполагает жесткое замыкание управляющими на себе всех связей, жесткий контроль за действиями управляемых, постоянное вмешательство в их действия. На высшем уровне огосударствление всей общественной жизни, включая экономику, социально-политическую и духовные сферы, и есть основа и главная предпосылка существования номенклатуры - горизонтально-вертикальной системы с пирамидальной структурой, управляющей из центра.
Авторитарное государство получает в лице номенклатуры организованную общественную силу, поддерживающую его жизнедеятельность, а сама номенклатура получает в лице государства аппарат своего господства над обществом.
На уровне организации или ее подразделений авторитарную модель управления часто сводят к стилю руководства. Предельная централизация инициативы в решении внутриорганизационных дел в руках руководителя сочетается со стремлением максимально контролировать поведение подчиненных, с доминированием его воли в функционировании организации. Взаимодействие между управляющим и управляемым осуществляется с помощью указаний, санкций.
Авторитарная модель управления практически невозможна в чистом виде.
26. Субординация как модель управления.
27. Координация и реординация как модели управления.
28. Идеальная модель бюрократической организации М. Вебера.
М.Вебер, изучая проблему бюрократии, различал два основных ее типа - традиционную «патримониальную» бюрократию, отмеченную печатью иррациональности, и современную.
Преимущественной сферой влияния традиционной бюрократии изначально была область государственного управления и поддержания общественного порядка, где отрабатывались ее модели, постепенно проникавшие в другие области общественной жизни.
Что же касается рациональной бюрократии, сформировавшейся в Новое время, то первоначально ее сферой оказалась частно-хозяйственная деятельность и прежде всего внутрихозяйственная деятельность более крупных промышленных предприятий. Отсюда влияние рациональной модели бюрократии распространилось и на другие общественные сферы, что вело к постепенному вытеснению из них бюрократии патримониального типа.
В свое представление о чистом рационально-бюрократическом управлении М.Вебер закладывает совокупность штаба управления, состоящую из отдельных чиновников, которые:
1) лично свободны и подчиняются только служебному долгу;
2) имеют устойчивую служебную иерархию;
3) имеют твердо определенную служебную компетенцию;
4) работают в силу контракта, на основе свободного выбора и в соответствии со специальной квалификацией;
5) вознаграждаются постоянными денежными окладами;
6) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию, предвидя свою карьеру;
7) работают в полном «отрыве от средств управления» и без присвоения служебных мест;
8) подчиняются строгой единой служебной дисциплине и контролю»
М.Вебер характеризует бюрократическую организацию с позиций:
• эффективности, которая может быть достигнута за счет строгого разделения обязанностей между членами организации;
• строгой иерархизации власти, позволяющей вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль за выполнением задания подчиненными;
• формально установленной и четко зафиксированной системой стандартов, правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций;
• безличности административной деятельности и эмоциональной нейтральностью отношений
Идеальная модель формально-рационального управления не имела никогда и не имеет в настоящее время эмпирического осуществления.
29. Объект и субъект управления.
Объект управления - управляемая подсистема, то, на что направлена управленческая деятельность субъекта управления, часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. Выделение объекта управления осуществляется при помощи различных форм управленческой деятельности.
Объект определяет управляющую подсистему, ее состав, структуру, функции. В качестве объекта управления может быть любая из указанных социально-экономических систем: отрасль промышленности, территориальный комплекс, объединение, предприятие или его производственные подразделения. Каждому объекту управления присущи разнообразные виды деятельности. Соответственно в содержание управления входит комплексное решение технико-технологических, организационно-
Субъект управления - управляющая подсистема, носитель управленческой деятельности, направленный на объект управления. Субъектами управления могут быть государство, его органы, общественные организации, отдельные руководители различных уровней.
Информация о работе Место теории организации в системе науки управления