Место теории организации в системе науки управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:53, курс лекций

Краткое описание

Управление - сознательная, целенаправленная деятельность, основанная на знаниях, навыках и умениях людей. Это совокупность опреде­ленных действий, совершаемых человеком-субъектом управления по отношению к объекту с тем, чтобы обеспечить его движение к заданной цели. Именно они определяют социальную при­роду управления в обществе.

Файлы: 1 файл

конспект.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

 

21.          Три основные инструмента управления.

 

За всю свою историю человечество выработало всего три принципи­ально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей: ие­рархию, культуру и рынок.

1. Иерархия - с позиции общей теории систем - это разноуровневое распределение частей (элементов целого по степени общности их функ­ций, свойств). В социальных организациях этот принцип преломляется в сложные отношения по иерархии и имеет три основных аспекта:

а) иерархия означает централизацию. Иерархия в дан­ном случае представляет собой форму разделения труда по горизонтали и вер­тикали, на общие и частные функции, на решение и исполнение. Она вводится для эффективности, чтобы сэкономить труд централизацией.

б) иерархия выступает и как человеческое отношение в виде односторонней личной зависимости одного человека от другого. В иерархии эта зависимость закрепляется в статусах и выступает как фактор социаль­ного неравенства. Организация в этом смысле расслаивается на две основные социальные группы - управляющих и управляемых.

в) иерархия функционирует как власть, т.е. подчинение участников организации правилам и указаниям. Специфика этой стороны иерархиче­ских отношений состоит в контроле над волей работника, в приспособле­нии его индивидуальности к организационным функциям.

2. Культура -  универсальный и всеобщий инструмент управления, основанный на выработан­ных и признаваемых обществом, организацией, социальной группой цен­ностях, социальных нормах, установках, шаблонах поведения, ритуалах, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.

3. Рынок - один из способов экономического распределения, сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интере­сов продавца и покупателя.

 

22.          Современная американская модель управления.

 

Основа американских управленческих отношений - индивидуализм - индивидуальный процесс принятия решений, индивидуальная инициати­ва и ответственность, индивидуальная предприимчивость и лидерство, и, соответственно, индивидуальная неразглашаемая оплата.

Американская модель управления ориентирует не на настоящее для будущего, а на будущее для настоящего (планирование перспективы, план-прогноз, а не план-контроль). Планирование понимается как материализа­ция целей.

Отождествление целей работника с целями организации - лучший стимул, лучше, чем поощрение, и, естественно, наказание. Систе­ма работы с кадрами ориентирована больше на «горизонтальный рост», особенно в функциональных областях. Планирование карьеры - ядро кад­ровой работы на предприятиях.

Подготовка кадров со скоростью, не даю­щей возможности отстать, частая аттестация кадров, постоянное изучение персонала активно развивают корпоративный патриотизм. При подборе управляющих больше внимания уделяют национальным и местным тради­циям.

Характерными чертами работы по управлению в современных США являются:

• работа управленца уже не может определяться такими понятиями, как «оперативность» или «ясность» - речь должна идти о социальной ответственности и энер­гичных, предприимчивых действиях;

• управленцу в Соединенных Штатах приходится контролировать все менее управляемые ситуации;

• умение работать в команде лидеров, совместное управление, осуществляемое командой.

Все эти характерные черты - результативность, усиление лидерства и ответственности, расширение работы в команде - ведут к тому, что современное управление должно работать в очень тесном контакте с людьми.

 

23.          Современная японская модель управления.

 

В японском управлении обеспечено сочетание традиционной куль­туры и импортных идей, плюс традиционный тип японского мышления.

Первой характерной особенностью японского управления является отношение субординации, в отличие от западного управления, являющего­ся по своей сущности преимущественно функцией. Исходными являются отношения руководства-подчинения, которые и задают состояние систе­мы управления, а развитие управления идет в первую очередь по пути раз­вития отношений субординации, складывающихся в процессе совместной трудовой деятельности.

Вторая особенность - японское управление в высшей мере идеологизировано. Управле­ние реализуется в виде отношений подчинения, долга, уважения и т.п., а идеологическая обработка играет роль поддержания этих отношений на необходимом уровне. Главная цель идеологического воздействия - выработка у работников организации чувства единой семьи, подкрепленная массой различных мероприятий, специальных мер поощрения и наказания, всевозможных ритуальных процедур и знаков фирменного отличия и т.д., с учетом дисциплинированности японцев и их умения перестраиваться.

Важное направление в работе японских фирм - воспитание чувства патриотизма по отношению к своей организации, чувства гордости за нее (но никак не к профессии или специальности).

Третья характеристика японского управления – работник не толь­ко средство достижения целей, но и сам - цель управления. Причем не как человек с его интересами, желаниями и потребностями, а как носитель определенных отношений, как член группы, член организации (через морально-психологический климат, высокий уровень научно-технического состояния производства, ускоренное поглощение нововведений и т.п.).

Четвертая характеристика - для японцев управление организаци­ей, производством - прежде всего управление персоналом, решение вопро­сов, связанных с человеком. Японская концепция управления исходит из того, что надо подбирать не человека для работы, а работу для человека. Организация берет на себя обеспечение разными спо­собами развития всех своих сотрудников, их обучение и повышение квалификации.

Японский тип поведения, в отличие от европейского, имеет не целе­вой и не нормативный характер, а преимущественно ситуационный.

 

 

24.          Использование социальных моделей в практической деятельности.             

 

Существует несколько причин, обусловливающих использование моде­ли вместо попыток прямого взаимодействия с реальной социальной средой:

• естественная сложность многих организационных ситуаций;

• невозможность проведения экспериментов в реальной жизни, да­же при крайней необходимости;

• возможность прогнозировать финансовые и оперативные показа­тели, включая прибыль, потребности в оборотном капитале и прибыль на капитал, на ряд лет вперед;

• возможность выработать показатели и индикаторы работы организации.

Главные задачи социального моделирования - воспроизвести сход­ство с существующим или будущим социальным явлением или процессом, но не повторяя его, т.к. в этом случае само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование. Модели должны быть построены на основе тенденций, закономерностей, типологических черт изменяющегося объекта. Наряду с прогнозированием социальных процессов и научно-информационным обеспечением принятия решений, компьютер­ное социальное моделирование может оказывать существенное влияние на сам процесс социального управления или исследования.

Формирование социальных моделей преследует цели: отобразить состояние проблемы на данный, настоящий момент; выявить наиболее острые «критические» моменты, «узлы противоречий»; определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать не­желательное развитие; активизировать деятельность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариан­тов разрешения социальных задач; определить оптимальные размеры за­трат сил, средств, ресурсов, предопределить дальнейшее поведение управ­ляемой системы

 

25.          Авторитарная модель управления.

 

Суть авторитарного управления в государственном регулировании. В принципе, у государственного регулирования как такового противников быть не может. Оно необходимо в любом обществе. Важно, что регулиро­вать, каким способом и в чьих интересах.

Авторитарная модель предполагает жесткое замыкание управляю­щими на себе всех связей, жесткий контроль за действиями управляемых, постоянное вмешательство в их действия. На высшем уровне огосударст­вление всей общественной жизни, включая экономику, социально-политическую и духовные сферы, и есть основа и главная предпосылка существования номенклатуры - горизонтально-вертикальной системы с пирамидальной структурой, управляющей из центра.

Авторитарное государство получает в лице номенклатуры организованную общественную силу, поддерживающую его жизнедеятельность, а сама номенклатура по­лучает в лице государства аппарат своего господства над обществом.

На уровне организации или ее подразделений авторитарную модель управления часто сводят к стилю руководства. Предельная централизация инициативы в решении внутриорганизационных дел в руках руководителя сочетается со стремлением максимально контролировать поведение под­чиненных, с доминированием его воли в функционировании организации. Взаимодействие между управляющим и управляемым осуществляется с помощью указаний, санкций.

Авторитарная модель управления практически невозможна в чистом виде.

 

26.          Субординация как модель управления.

 

 

27.          Координация и реординация как модели управления.

 

 

28.          Идеальная модель бюрократической организации М. Вебера.

 

М.Вебер, изучая проблему бюрократии, различал два основных ее типа - традиционную «патримониальную» бюрократию, отмеченную пе­чатью иррациональности, и современную.

Преимущественной сферой влияния традиционной бюрократии изначально была область государст­венного управления и поддержания общественного порядка, где отраба­тывались ее модели, постепенно проникавшие в другие области общественной жизни.

Что же касается рациональной бюрократии, сформировавшейся в Новое время, то первоначально ее сферой оказалась частно-хозяйственная деятельность и прежде всего внутрихозяйственная деятельность более крупных промышленных предпри­ятий. Отсюда влияние рациональной модели бюрократии распространи­лось и на другие общественные сферы, что вело к постепенному вытесне­нию из них бюрократии патримониального типа.

В свое представление о чистом рационально-бюрократическом управлении М.Вебер закладывает совокупность штаба управления, состоящую из отдельных чиновников, которые:

1) лично свободны и подчиняются только служебному долгу;

2) имеют устойчивую служебную иерархию;

3) имеют твердо определенную служебную компетенцию;

4) работают в силу контракта, на основе свободного выбора и в соответствии со специальной квалификацией;

5) вознаграждаются постоянными денежными окладами;

6) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию,  предвидя свою карьеру;

7) работают в полном «отрыве от средств управления» и без присвое­ния служебных мест;

8) подчиняются строгой единой служебной дисцип­лине и контролю»

М.Вебер характеризует бюрократическую организацию с позиций:

• эффективности, которая может быть достигнута за счет строгого разделения обязанностей между членами организации;

• строгой иерархизации власти, позволяющей вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль за выполнением задания подчиненными;

• формально установленной и четко зафиксированной системой стандартов, правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций;

• безличности административной деятельности и эмоциональной нейтральностью отношений

Идеальная модель формально-рационального управления не имела никогда и не имеет в настоящее время эмпирического осуществления.

 

29.          Объект и субъект управления.

 

Объект управления - управляемая подсистема, то, на что направлена управленческая деятельность субъекта управления, часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. Выделение объекта управления осуществляется при помощи различных форм управленческой деятельности.

Объект определяет управляющую подсистему, ее состав, структуру, функции. В качестве объекта управления может быть любая из указанных социально-экономических систем: отрасль промышленности, территори­альный комплекс, объединение, предприятие или его производственные подразделения. Каждому объекту управления присущи разнообразные ви­ды деятельности. Соответственно в содержание управления входит комплексное решение технико-технологических, организационно-производственных, экономических и социальных проблем, охватывающих все элементы производства. Центральным звеном любого объекта управления является группа работников.

Субъект управления - управляющая подсистема, носитель управленческой деятельности, направленный на объект управления. Субъектами управления могут быть государство, его органы, общественные организа­ции, отдельные руководители различных уровней.

Информация о работе Место теории организации в системе науки управления