Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:53, курс лекций
Управление - сознательная, целенаправленная деятельность, основанная на знаниях, навыках и умениях людей. Это совокупность определенных действий, совершаемых человеком-субъектом управления по отношению к объекту с тем, чтобы обеспечить его движение к заданной цели. Именно они определяют социальную природу управления в обществе.
Организации - целевые общности. Но реализация цели членами общности вызывает необходимость выстраиваться иерархически и вводить управление - два производственных признака целедостижения. Организации состоят из людей, связанных определенными отношениями.
2) как определенная деятельность по организации, распределению между людьми функций, налаживанию устойчивых связей по координации, т.е. выступает как процесс целенаправленного воздействия на объект. В этом смысле организация является элементом управления;
3) как характеристика степени упорядоченности какого-либо объекта. Здесь под организацией понимается определенная структура, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. Организация выступает как свойство, атрибут объекта.
39. Формальные и неформальные структуры в организациях.
Социальная структура является центральным элементом любой организации. Она относится к шаблонным, или регулируемым, аспектам взаимоотношений между участниками организации. Существуют две точки зрения на социальную структуру группы.
с одной стороны, нормативная структура
с другой — фактическая структура
Нормативная структура включает в себя ценности, нормы и ролевые ожидания.
Ценности — это критерии привлекательности и разумного выбора целей, а также оценки окружающих социальных норм.
Нормы — это управляющие поведением обобщенные правила, которые изменяются и совершенствуются, приводя индивидов к достижению коллективных целей, целей организации.
Роли определяют вклад в общую деятельность в зависимости от занимаемой позиции, а также взаимное ожидание участников, взаимный контроль за их поведением.
Что касается фактической структуры, то её можно определить как поведенческую структуру. Она значительно отличается от нормативной структуры прежде всего тем, что в ней на первый план выступают личностные качества участников и их взаимные оценки этих качеств. В целом же поведенческая структура — это система отношений между людьми, находящаяся в рамках нормативной структуры, но в то же время отклоняющаяся от нормативной структуры в известных пределах, обусловленных личностными чувствами, предпочтениями, симпатиями и интересами.
Социальная структура организации различается по степени формализации.
Формальная социальная структура — это такая структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции. Например, существуют социальные позиции директора, его заместителей, начальников отделов и рядовых исполнителей. Директор может быть деловым и энергичным, полностью соответствующим своей должности, а может быть пассивным и некомпетентным. Но все равно формально он остается директором. Взаимосвязи между позициями формальной структуры основаны на жестких правилах, регламентах, положениях и закреплены в официальных документах.
В то же время неформальная структура состоит из совокупности позиций и взаимосвязей, формируемых на основе личностных характеристик и основанных на отношениях престижа и доверия. С точки зрения неформальной структуры компетентный и добросовестный начальник отдела может иметь более высокий престиж и значить больше, чем директор организации. Неформальная структура более изменчива, подвижна и неустойчива, чем формальная, т.к. такие взаимоотношения не закрепляются официальными правилами, регламентами и нормами и, следовательно, могут быть легко разрушены, например, если выделенный руководитель не оправдал ожиданий.
40. Методы изучения функционально - организационных связей в управлении.
При изучении функционально-структурных связей в управлении организацией используются практически все известные социологии методы сбора и анализа социальной информации: наблюдение, эксперимент, опрос, экспертиза, изучение документов, социометрия.
Социологическое наблюдение (включенное или не включенное в управленческий процесс) как метод сбора социологической информации связано с целенаправленным, систематическим непосредственным отслеживанием и фиксированием значимых повторяющихся событий, явлений, процессов.
Главное достоинство наблюдения в том, что оно осуществляется одновременно с процессом управления, в реальном времени. Метод основан на визуальном и слуховом восприятии информации, касающейся изучаемых объекта и субъекта управления, существенной с точки зрения цели исследования и прямой ее регистрации.
Социальный эксперимент - метод сбора социальной информации, способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него управляемых и контрольных факторов. Специфика социального эксперимента в том, что его объект реагирует на известную внешнюю переменную.
Отличительная особенность социального эксперимента состоит в том, что его проведение требует разработки гипотезы о наличии причинно-следственной связи между исследуемыми явлениями или о характере какого-либо механизма коллективной или индивидуальной деятельности, выведенной логическим путем на основании теоретических и опытных данных. Выбор того или иного фактора в качестве независимой или зависимой переменной определяется гипотезой исследования и природой объекта.
Изучение документов - метод сбора любой информации, фиксированной в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. Социологический документ отражает различные формы общественных связей и отношений между индивидом и обществом, индивидом и социальными группами, между группами, группой и социальным институтом, личностные отношения.
Опрос - методе сбора информации, при котором респондентам предлагается в устной или письменной форме упорядоченный набор вопросов, объединенных общей темой исследования. Между исследователем и респондентом в процессе опроса устанавливается непосредственное (интервью) или опосредованное (анкеты) социально-психологическое взаимодействие. Используя различные приемы, исследователь вызывает у респондента интерес к теме опроса, стимулирует его к активности, искренности.
Метод опроса экономичен, требует меньших затрат времени и средств, чем наблюдение или эксперимент, но очень высокой квалификации исследователей. Эффективность опросного метода определяется тем, насколько адекватна вербальная информация действительному состоянию сознания или объективным фактам, и повышается при сочетании опросов с наблюдением и анализом документов.
Экспертиза. В практике социологии управления достаточно часто возникает потребность использовать для оценки явлений и процессов только компетентных лиц - экспертов.
Эксперты имеют глубокие знания о предмете или объекте исследования. Границы применимости экспертиз на современном этапе развития социологии управления строго не определены, но уже очевидно, что они успешно выполняют задачи интерпретации, диагностики, контроля, планирования, прогнозирования и моделирования. В условиях современности острее возникает необходимость использования экспертных опросов в конкретных прикладных областях - в сфере организационного управления, - что может способствовать росту производительности и качества труда административных работников, повышению оперативности и качества принимаемых решений.
Социометрия как метод сбора информации решает задачи изучения межличностных отношений в малых социальных группах для успешного управления ими. Специфика метода состоит в том, что ответом на социометрический вопрос является не значение признака, измеренное с помощью некоторой шкалы (порядковой или метрической), а фамилия или номер по списку группы того или иного ее члена.
Тем самым, социометрическая информация отражает структуру связей между членами группы (бригады, участка, отдела, службы, малого предприятия, коллективов магазина и т.п.) относительно некоторого критерия, предложенного исследователем при проведении социометрического опроса, а также позволяет установить количественную оценку характера эмоциональных отношений в группе, степени предпочтения в ситуациях ранжированного выбора места в указанной структуре типа «лидер», «изолированный», «предпочитаемый».
41. Роль информационного обеспечения в управленческом цикле.
Управление - непрерывно осуществляющийся процесс целесообразного воздействия на систему. Это воздействие не может прекратиться. Непрерывность процесса управления обеспечивается непрерывностью движения информации. Субъект управления только потому может воздействовать на управляемую систему, что непрерывно получает информацию о ее состоянии, равно как и о состоянии окружающей среды, об отклонениях в движении системы к заданной цели; перерабатывает эту информацию в решения, команды, передает их объекту управления, корректируя его поведение, обеспечивая выполнение заданной программы.
Всякий управленческий цикл начинается со сбора, обработки информации и заканчивается получением информации, которая является исходной для нового управленческого цикла. Разработка стратегии управления (перспективных целей и задач), выработка и выбор управленческих решений, организация их выполнения, регулирование и контроль, подведение итогов исходят из потребления полученной информации и завершаются выдачей новой информации.
С позиции социологии управления под информацией понимаются сведения о системе и внешней среде, используемые для постановки и реализации управленческих задач. Понятие «информация» предполагает, во-первых, наличие источника и потребителя сведений и, во-вторых, социальную полезность сведений, сообщений. Полезность сведений можно трактовать как получение новых дополнительных знаний о системе, ее элементах и внешней среде, которые могут быть использованы в процессе управления.
Если строго следовать определению, то информация включает только те данные, сведения, сообщения, которые отобраны получателем и могут быть использованы в постановке и реализации задач управления. С этой точки зрения лишены смысла такие понятия, как «ложная» и «избыточная» информация, встречающиеся в экономической литературе.
42. Источники социальной информации.
Социальную информацию человек получает двумя путями.
Первый - личный, индивидуальный опыт человека, когда непосредственно общаясь с людьми, сталкиваясь с природными и социальными процессами, он получает о них разнообразные сведения.
Второй путь - опосредованный, когда в процессе обучения и образования, знакомства с письменными, художественными и иными источниками, памятниками культуры и т.д. человек воспринимает информацию, полученную другими людьми - людьми настоящего и предшествующих поколений.
Применительно к системе управления непосредственный социальный опыт, системы ограничен теми элементами внешней среды, с которыми система активно взаимодействует или которые учитывает в той или иной мере в своей деятельности. Это те события, явления, процессы внешнего мира, находящиеся в сфере взаимодействия системы. Они пространственно ограничены диапазоном действия системы; тем временным интервалом, в течение которого существует потребность в организации; степенью развития, интеллекта системы, возможностями памяти, восприятия и освоения информации.
ПОДХОДЫ К ПЕРЕРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ:
Селективный, избирательный подход к информации - состоит в том, что воспринимается и используется только та информация, которая необходима для решения данных задач.
Увеличение емкости памяти. Это увеличение памяти не только за счет роста ее воспринимаемого объема, а в большей мере за счет переориентации памяти от фиксирования и запоминания к умению ориентироваться в массе информационных потоков, идентифицировать, организовывать, измерять нужную информацию.
Увеличение емкости самой информации посредством гносеологических и лингвистических методов. Наука выработала - систему понятий и суждений, умозаключений и теорий, уплотняющих информацию, что позволяет обогащать знания и делает этот процесс более содержательным и емким.
Регионализация и интенсификация информационных процессов. Уменьшается количество знаковых средств, используемых для выражения информации при сохранении ее количества - искусственные языки, модели, коды, символы и т.п., позволяющие в минимуме знаковых средств выразить максимум содержания информации.
Использование научных и технических средств, создание информационных автоматизированных систем.
43. Методы сбора информации.
Совпадает с вопросом №40 «Методы изучения функционально - организационных связей в управлении».
44. Требования, предъявляемые к социальной информации.
Несмотря на многообразие задач и объектов управления, можно выделить общие требования к качеству информации.
Достоверность информации - степень ее соответствия свойствам и состоянию элементов системы. Говоря о достоверности социологического знания, можно выделить в ней два аспекта:
• достоверность - обоснованность истинности знания, которая обычно осуществляется в форме практического подтверждения или логического доказательства;
• достоверность есть убеждение, с которым субъект управления относится к истинности того или иного положения. Убеждение субъективно и его необходимо рассматривать совместно с более точными доказательствами.
Полнота информации - достаточность для постановки и решения задачи. При этом объем информации, особенно первичной, должен быть минимальным.
Своевременность, оперативность и точность информации.
Полезность информации. Вся информация, понятая получателем, является потенциально полезной. Ценность ее повышается в той мере, в какой она будет использована: во-первых, для обогащения знаний получателя о системе; во-вторых, для постановки и решения задач управления.
Информация о работе Место теории организации в системе науки управления