Место теории организации в системе науки управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:53, курс лекций

Краткое описание

Управление - сознательная, целенаправленная деятельность, основанная на знаниях, навыках и умениях людей. Это совокупность опреде­ленных действий, совершаемых человеком-субъектом управления по отношению к объекту с тем, чтобы обеспечить его движение к заданной цели. Именно они определяют социальную при­роду управления в обществе.

Файлы: 1 файл

конспект.doc

— 258.50 Кб (Скачать)


1.              Предмет социологии управления.

 

Социология управления - отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в обществе.

Управление - сознательная, целенаправленная деятельность, основанная на знаниях, навыках и умениях людей. Это совокупность опреде­ленных действий, совершаемых человеком-субъектом управления по отношению к объекту с тем, чтобы обеспечить его движение к заданной цели. Именно они определяют социальную при­роду управления в обществе.

Итак, социология управления - это наука:

• о закономерностях управления общественными процессами, явлениями и отношениями;

• об основных понятиях, тенденциях, закономерностях и моделях строения систем управления;

• об основных понятиях, закономерностях и моделях функционирования и совершенствования системы управления.

Эти знания отражают содержательную, организационную и технологическую характеристики про­цессов управления, а также взаимоотношения людей по поводу управления.

Выделяют три основных вида социального управления:

1) управление производством, экономическое управление;

2) социально-политическое управление;

3) управление духовной жизнью общества и каждого его члена.

Объектами специальных социологических теорий являются относительно самостоятельные сферы социальной жизни и социальные системы (социальные общности), закономерности их развития и функционирования.

 

2.              Идентификация дисциплины в структуре социологического знания.

 

По уровню обобщения знаний теория социологии управления носит вторич­ный, вспомогательный характер. Она выступает как специальная социологическая теория.

Общесоциологи­ческие теории общества и личности конкретизируются и обогащаются на уровне специальных социологических теорий.

Социология управления как специальная социологическая теория пользуется непосредственно результатами конкретных социологических исследований, поставляющих факты для тенденций и закономерностей.

Она тесно взаимосвязана с такими теориями, как: социология организаций, социология труда и трудовых коллективов, менеджмент как форма экономического поведения, социальные институты (воспитания, образова­ния, морали, общения, культуры, массовых коммуникаций, религии и т.п.).

Особенность всех этих специальных социологических теорий заключается в том, что они должны обеспечить целостное и экстравертное (обращенное вовне, направленное на внешний мир и деятельность в нем) изучение сложных социальных объектов.

В отличие от других теорий управления, социология управления исследует социальный механизм управленческого цикла, закономерности взаимодействия двух основных подсистем управления с учетом функционирования в них человека.

 

3.              Предмет и задачи социологии управления.

 

Предметом социологии управления является:

• на общетеоретическом уровне - исследование социального механизма управленческого цикла, тенденций и закономерностей взаимодейст­вия в нем управляющей и управляемой составляющих, места и роли в этом взаимодействии личности.

• на теоретическом и теоретико-прикладном уровнях социология управления разрабатывает свою методологию (теоретические модели, законы, принципы, критерии, показатели), обосновывает возможности использования общенаучных и специальных подходов к анализу социальных явлений.

Функции социологии управления:

         теоретическая - как концентрация, объяснение, пополнение и обогащение имеющихся социологических знаний;

         описательная - описание полученно­го исследовательского материала в виде аналитических записок, различно­го рода научных отчетов, статей;

         информационная - сбор, систематизация и накопление сведений;

         объяснительная - объяснение тенденций и закономерностей;

         прогностическая и практическая - научное предвидение и применение его на практике;

         идеологическая - система управления участвует объективно в экономической, политической, социальной и духовной (а значит и идеологической) жизни общества.

Задачи социологии управления.

А) теоретико-прикладные - разработка моделей управления с социальными характеристиками их основных параметров, поиск путей совершенствования стиля управления, эффективного использования форм и методов управления

Б) прикладные - изучение линейно-органи­зационной и функциональной структур управления, уровня научной орга­низации управления в целом и управленческого труда в частности

 

4.              Социальный феномен управления.

 

Любое управление - это такая деятельность субъекта управления (управляющего - отдельного лица или группы людей, - целого органа, социального института), которая осуществляется со знанием дела, по опре­деленным правилам, нормам и направлена на достижение тех или иных целей, т.е. управление всегда связано с людьми и представляет собой со­циальный феномен.

Важнейшим элементом феномена управления является наличие управляющих и управляемых людей. Между ними располагаются цель, средства, содержание, характер управленческой практики, источники и движущие силы управленческого воздействия, механизмы запуска, функционирования, контроля, оценки и обратной связи.

Раскрывая социальный феномен управления, важно отличить его не столько от управления естественно-природного (биологического) и технического, сколько определить его объем, масштабы, содержание. Если в первом случае понятно, что социальное управление вытекает из необхо­димости общения людей в процессе социальной деятельности и определя­ет отношения между людьми по поводу каких-либо общественных процессов (обмена продуктами, производства, культуры, искусства, природы, техники, быта и т.п.), то рассмотрение содержания социального управле­ния в научной литературе не всегда однозначно.

Например, в западной и отечественной литературе по менеджменту последний отождествляется однозначно с управлением, хотя, менеджмент нужно рассматривать как организационно-экономическое поведение по управлению.

 

5.              Основные методологические подходы к изучению проблем социологии управления.

 

Диалектико-материалистический подход – структурообразующим началом в обществе принимаются материальные про­изводственные отношения. Именно они скрепляют людей в опреде­ленную общественную систему, позволяют представить общество единым социальным организмом, определенной общественно-экономической формацией.

Историко-генетический подход - связан с исследованием происхождения и становления социальных объектов и процессов в обществе в историческом контексте.

Структурно - функциональный подход - идея системы, которая рассматривается как совокупность, взаимозависимость частей или составляющих ее элементов, накладывающих определенные ограничения друг на друга.

Бихевиористский подход - акцентирующий внимание на внешних формах поведения человека и его со­ставных элементах - поступках, реакциях и т.д.

Ситуационный подход - подход вероятностный, зависящий от случайностей, от ситуации. Под ситуацией (главный элемент ситуационного подхода) понимается конкретный набор обстоятельств, определяющих деятельность организации или поведение в данное конкретное время

Количественный подход - применение математических методов к исследованию операций в организации и деятельности менеджера, а также форми­рование моделей поведения.

Процессный подход - основан на рассмотрении организационно-экономических функций менеджеров как процесса взаимосвязанных между собой действий, пове­дения.

Деятельностный подход - включает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий менеджера, ставит во главу угла труд.

Системный подход - в основе которого лежит исследование объектов (организаций) как систем.

 

6.              Диалектико-материалистический подход.

 

Характеристике материализма как социологического метода значительное внимание уделил В. И. Ленин. Для него «материализм был единственно научным методом социологии», противостоящим идеалистическому, субъективному методу.

Материализм требует при анализе общества исходить из объективных, материальных обществен­ных отношений людей, из признания объективных законов функцио­нирования и развития общества, в то время как субъективный метод предполагает в качестве исходного те или иные общественные идеалы, т.е. идеальную модель общества или изучаемого общественного яв­ления.

Если, например, при оценке существующего у нас общества исходить из идеала, выведенного из учения о социализме или капи­тализме, то это было бы проявлением субъективного метода. И наобо­рот, его оценка на основе сложившихся материальных отношений и законов их функционирования была бы применением материалисти­ческого метода.

Анализ по материалистическому методу предполагает, что структурообразующим началом в обществе принимаются материальные про­изводственные отношения. Именно они скрепляют людей в опреде­ленную общественную систему, позволяют его представить единым социальным организмом, определенной общественно-экономической формацией.

Благодаря материалистическому принципу при расчлене­нии общества на общественные группы (классы) удается отыскать объективный критерий: место общественной группы в системе произ­водственных отношений, условия ее труда, производства и жизни, которыми обусловливаются те или иные ее практические действия.

 

7.              Историко-генетический подход.

 

Это научное познание связано с исследованием происхождения и становления социальных объектов и процессов в обществе в историческом контексте, т.е. с учетом тех исторических условий и факторов, которые воздействовали на социальный объект в периоды его становления.

Важно знать, как известный социальный объект в истории возник, какие этапы в своем развитии прошел, воздействию каких условий и факторов подвер­гался и каким стал теперь.

Историко-генетический подход носит всеобщий характер, распространяется на все сферы объективной деятельности: при­роду, общество, мышление.

Такой подход в социологических исследова­ниях помогает избежать преувеличения всеобщего и специфического в по­знаниях и социальной практике, а также выполнять мировоззренческие и прогностические функции.

 

8.              Структурно - функциональный подход.

 

Основное содержание его - идея системы, которая рассматривается как совокупность, взаимозависимость частей или составляющих ее элементов, накладывающих определенные ограничения друг на друга. Этим обусловливается важность каждого элемента системы для всех других ее элементов. Отсюда следует вывод о том, что каждый отдельный элемент социальной системы выполняет определенные функции для всей системы в целом.

Впервые основные положения структурного анализа были изложены в трудах американского социолога Парсонса. Свою идею анализа он пытался объяснить с позиции «Теории социального действия», основанной на следующих аксиомах:

а) действия людей направлены на достижение определенных целей;

б) для этого выбираются соответствующие средства и процедуры из числа имеющихся;

в) ход действий ограничивают условия физического и социального окружения человека;

г) индивиды, наделенные эмоциями, способны к моральным оцен­кам, влияющим на выбор целей и средств;

д) социальные действия людей надлежит объяснять исходя из субъективно принятых значений, опираясь на которые, они совершают свои социальные действия.

Главное в структурно-функциональной теории Парсонса - это проблема влияния общества на выбор индивидом социальных целей и средств их достижения.

 

9.              Бихевиористский подход.

 

Бихевиоризм (от английского слова behavior - поведение) - прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей, акцентирующий внимание на внешних формах поведения и его со­ставных элементах - поступках, реакциях и т.д.

Метод возник из непо­средственного наблюдения за поведением животных и перенесен на изу­чение человека (менеджера, лидера, деятеля). Общеметодологическими предпосылками его явились принципы философии примитивизма, соглас­но которым наука должна описывать только непосредственно наблюдае­мое. Отсюда и основной тезис: бихевиоризм - психология (или социальная психология), она должна изучать поведение, а не сознание, не наблюдае­мое в принципе.

Осуществленный бихевиоризмом поворот на объективное изучение, новые методики эксперимента; широкое привлечение математических средств составили сильную его сторону. Вместе с тем очевидна и ограни­ченность бихевиоризма, поскольку полностью игнорируются сознание, мышление, воля, социальная природа психики, а отсюда - примитивизм поведения людей.

Информация о работе Место теории организации в системе науки управления