Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:53, курс лекций
Управление - сознательная, целенаправленная деятельность, основанная на знаниях, навыках и умениях людей. Это совокупность определенных действий, совершаемых человеком-субъектом управления по отношению к объекту с тем, чтобы обеспечить его движение к заданной цели. Именно они определяют социальную природу управления в обществе.
Избирательность информации - соответствие определенному уровню управления. Она повышает ценность информации.
Объективность информации - обеспечивается тем, что вся информация подтверждена реальными, истинными фактами, многократно проверенными.
Оптимум информации достигается соотношением необходимого и достаточного в эффективном управлении организацией.
Непрерывность поступления информации необходима для бесперебойного функционирования системы.
45. Виды и циклы информации.
Информация, используемая в управлении производством, классифицируется по различным признакам:
• по отношению к системе - внешняя и внутренняя;
• по методам управления - экономическая, организационная, социальная, идеологическая;
• по направлению движения - входная - от субъекта к объекту управления (информация прямой связи), выходная - от объекта к субъекту управления (информация обратной связи);
• по функциям управления - конструкторская, технологическая, планово-экономическая, оперативно-производственная, бухгалтерская и т.д.;
• по подсистемам - информация о качестве продукции, ресурсах, научно-техническом развитии и т.д.;
• по назначению в процессе управления - аналитическая, нормативная, плановая, отчетная;
• по характеру воздействия - директивная и рекомендательная;
• по степени стабильности - постоянная (на определенных этапах) и переменная;
• по сферам циркуляции - личная, служебная (специальная), массовая;
• по способу выражения - устная, визуальная и смешанная (т.е. совмещающая изображение и звук).
В реальном процессе управления в информации отражено несколько признаков, характеризующих ее свойства.
При выборе признаков классификации следует учитывать, что само понятие «информация» применимо лишь к системе, включающей взаимодействие наблюдателя, задачи и объект управления. Наблюдатель до постановки и реализации задачи располагает определенной базовой информацией. Она образуется в значительной степени вне данной системы в процессе обучения, воспитания, приобретения профессиональных знаний и навыков.
Запас базовой информации и умение эффективно использовать ее для достижения поставленных целей определяют профессиональный уровень наблюдателя.
46. Надёжность информации.
Отсутствие надежной информации - источник субъективизма, волевых, необоснованных решений и действий, несовместимых с научным управлением. Естественно поэтому, что сбор и переработка информации, ее эффективное использование являются необходимой, существенной чертой управления, пронизывающей все его уровни, все функции.
Достоверность и убедительность, полнота и точность, полезность и новизна, оперативность и актуальность - таковы основные требования к информации, используемой в социальном управлении.
Объем и содержание информации, потребной для различных субъектов управления, зависят от:
• масштаба и важности принимаемых решений (чем масштабнее, важнее решение, тем большая по объему и разнообразная по содержанию информация необходима для его подготовки и принятия);
• количества и характера управляемых, регулируемых параметров (чем больше число параметров, чем они сложнее, многофакторней, тем объемнее, разнообразнее информация, потребная для их регуляции);
• продолжительности и частоты управленческого цикла, частоты шага регулирования;
• количества вариантов возможного состояния и поведения системы;
• величины и разнообразия возмущающих систему внутренних и внешних воздействий;
• количества и качества показателей, характеризующих результаты работы системы;
• структуры системы управления; соотношения централизации и децентрализации, которое определяет число степеней свободы при принятии решений на различных уровнях управления. Чем выше степень централизации, тем больше объем информации, потребной для высших уровней управления.
Если строго следовать определению, то информация включает только те данные, сведения, сообщения, которые отобраны получателем и могут быть использованы в постановке и реализации задач управления. С этой точки зрения лишены смысла такие понятия, как «ложная» и «избыточная» информация, встречающиеся в экономической литературе.
47. Функции социального проектирования социальных изменений.
Социальное проектирование - это обоснованное конструирование социального объекта как состояния и как процесса, отвечающее заданным требованиям и изучаемое для построения проекта в близком или отдаленном будущем.
Объект социального проектирования - организация социальных связей, отношений во всех сферах и на всех уровнях жизнедеятельности общества, а также ее составляющие.
Результат социального проектирования - социальный проект - выраженная в соответствующей знаковой форме (блок-схемы, графы, матрицы, сети взаимодействий, словесное описание и др.) идеальная модель сконструированного в соответствии с заданными требованиями и намечаемого к построению социального объекта.
Функции социального проектирования в обществе не столь определенны как функции планирования, но значительно более четкие чем функции прогнозирования. Вместе с тем, они занимают в социологии управления свое место. Вот некоторые основные из них:
• конструкторская;
• познавательная (хотя прямо и не ориентирована на познание), через отражение потребностей, интересов, ориентации, установок конкретных субъектов (заказчиков проекта); через демонстрацию конструктивных возможностей будущего объекта и его слагаемых; через отражение всего комплекса действующих в обществе условий и факторов; через показ творческих возможностей создателей проекта; через направление социального развития проектируемой реальности;
• описательная; • объяснительная; • нормативная; • прогностическая; • ремонтная;
• функция звена социального управления, предшествующего разработке социальных планов. Социальные цели, идеалы, проект, план в их единстве могут быть рассмотрены как своеобразная программа социально-преобразующей деятельности.
48. Виды социальных проектов.
49. Прогнозирование в социальном управлении.
Прогнозирование вообще (от греч. prognosis - знание будущего) - одна из форм конкретизации научного предвидения, доведения гипотез до воплощения в теоретические или имитационные модели, опережающего проектирования и конструирования.
Социальное прогнозирование - одно из основных направлений теоретических, и научно-практических социальных (в том числе социологических) исследований, результатом которых должно быть научное предвидение хода социальных процессов, изменений в системе общественных отношений, преобразования социальных объектов, их структур, динамического развития социальных систем.
Социальные прогнозы следует рассматривать и в широком, и в узком смысле. В широком смысле социальные прогнозы представляют собой:
а) комплексное предвидение преобразований социальной среды под влиянием объективных, а также постоянно действующих и целенаправленных субъективных факторов;
б) определение перспектив развития социальной сферы, социального управления и регулирования;
в) определение социальных последствий прогнозных разработок, относящихся к различным сферам жизнедеятельности людей (в медицине, политике, технике, науке, экономике и т.д.).
В узком смысле социальное прогнозирование распространяется на те социальные объекты, процессы, формы и виды социальных отношений, которые связаны с внепроизводственной жизнью человека, трудовых групп и других социальных общностей; с планированием совершенствования социальных условий труда, удовлетворения социальных потребностей, общественного образования и воспитания, регулирования социальных отношений на микро- и среднем уровнях и т.д.
50. Программирование в социальном управлении.
51. Планирование в социальном управлении.
Планирование экономического и социального развития - научный инструмент управления развитием общества, отдельных регионов и предприятий.
Социальное планирование- система разработки планов экономического и социального развития на всех уровнях общей структурной организации общества.
Его сущность - в научно обоснованном определении целей, задач, показателей, заданий и мероприятий, установлении сроков, темпов и пропорций развития трудовой, производственной, духовной и социальной сфер в трудовых группах, объединениях, отраслях, городах и республиках, масштабе страны или союза государств.
Главные задачи социального планирования:
• подчинение всех процессов материального, духовного и социального производства интересам людей, удовлетворению их потребностей;
• обеспечение экономической и социальной эффективности общественного производства; установление социальных нормативов и пропорций развития всех сфер общественной жизни;
• внедрение принципов общественного самоуправления (в том числе и в плановой деятельности);
• подчинение социальных факторов и условий для многостороннего развития личности, плановому регулированию;
• целенаправленное регулирование всех социальных процессов и общественных отношений.
Социальное планирование тесно связано с экономическим, определяется им и, в свою очередь, помогает выбирать ориентиры, основные звенья в социальном движении и развитии, последовательность в решении задач и достижении целей, определять причинно-следственную зависимость активизации социальных факторов и получения социальных результатов.
52. Методы социального прогнозирования.
Существуют три основных специфических способа прогнозирования: экстраполяция, моделирование, экспертиза.
1. Метод экстраполяции — это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процесса), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую. В социальной области это способ предвидения будущих событий и состояний, исходя из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся.
Экстраполяция широко применяется в демографии при расчетах будущей численности населения, его половозрастной и семейной структур и т. д. С помощью этого метода может быть рассчитано будущее омоложение или старение населения, дана характеристика рождаемости, смертности, брачности в периоды, которые отстоят от настоящего на несколько десятилетий.
Однако в социальном прогнозировании возможности экстраполяции как метода прогнозирования в некотором роде ограничены. Это вызвано рядом причин, которые связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного развития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если не учесть подобные особенности протекания социальных процессов, то применение метода экстраполяции может привести к ошибке.
2. Моделирование — это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) — вещественных или мысленных.
Аналогом объекта может быть, например, его макет (уменьшенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.
В то же время недостаток модели — ее упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в ней огрубляются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. Если бы этого не делалось, работа с моделью была бы крайне усложнена, а сама она не содержала уплотненную, компактную информацию об объекте. И все же здесь кроются возможные ошибки приложения моделирования к социальному проектированию и прогнозированию.
3. Экспертиза. Особым способом прогнозирования является экспертиза. В социальном проектировании она применяется не только для решения задач прогнозного обоснования, но и везде, где приходится заниматься вопросами с низким уровнем определенности параметров, подлежащих изучению.
Экспертиза в контексте исследований по искусственному интеллекту трактуется как разрешение трудноформализуемой (или плохо формализованной) задачи. Именно трудность формализации некой задачи делает неэффективными другие методы ее исследования, кроме экспертизы. По мере нахождения способа описания задачи формальными средствами возрастает роль точных измерений и расчетов и, напротив, уменьшается эффективность применения экспертных оценок.
Информация о работе Место теории организации в системе науки управления