Место теории организации в системе науки управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:53, курс лекций

Краткое описание

Управление - сознательная, целенаправленная деятельность, основанная на знаниях, навыках и умениях людей. Это совокупность опреде­ленных действий, совершаемых человеком-субъектом управления по отношению к объекту с тем, чтобы обеспечить его движение к заданной цели. Именно они определяют социальную при­роду управления в обществе.

Файлы: 1 файл

конспект.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

Избирательность информации - соответствие определенному уров­ню управления. Она повышает ценность информации.

Объективность информации - обеспечивается тем, что вся инфор­мация подтверждена реальными, истинными фактами, многократно про­веренными.

Оптимум информации достигается соотношением необходимого и достаточного в эффективном управлении организацией.

Непрерывность поступления информации необходима для бесперебойного функционирования системы.

 

45.          Виды и циклы информации.

 

Информация, используемая в управлении производством, классифицируется по различным признакам:

• по отношению к системе - внешняя и внутренняя;

• по методам управления - экономическая, организационная, социальная, идеологическая;

• по направлению движения - входная - от субъекта к объекту управления (информация прямой связи), выходная - от объекта к субъекту управления (информация обратной связи);

• по функциям управления - конструкторская, технологическая, планово-экономическая, оперативно-производственная, бухгалтерская и т.д.;

• по подсистемам - информация о качестве продукции, ресурсах, научно-техническом развитии и т.д.;

• по назначению в процессе управления - аналитическая, нормативная, плановая, отчетная;

• по характеру воздействия - директивная и рекомендательная;

• по степени стабильности - постоянная (на определенных этапах) и переменная;

• по сферам циркуляции - личная, служебная (специальная), массовая;

• по способу выражения - устная, визуальная и смешанная (т.е. совмещающая изображение и звук).

В реальном процессе управления в информации отражено несколько признаков, характеризующих ее свойства.

При выборе признаков классификации следует учитывать, что само понятие «информация» применимо лишь к системе, включающей взаимодействие наблюдателя, задачи и объект управления. Наблюдатель до по­становки и реализации задачи располагает определенной базовой инфор­мацией. Она образуется в значительной степени вне данной системы в процессе обучения, воспитания, приобретения профессиональных знаний и навыков.

Запас базовой информации и умение эффективно использовать ее для достижения поставленных целей определяют профессиональный уровень наблюдателя.

 

46.          Надёжность информации.

 

Отсутствие надежной информации - источник субъективизма, воле­вых, необоснованных решений и действий, несовместимых с научным управлением. Естественно поэтому, что сбор и переработка информации, ее эффективное использование являются необходимой, существенной чер­той управления, пронизывающей все его уровни, все функции.

Достоверность и убедительность, полнота и точность, полезность и новизна, оперативность и актуальность - таковы основные требования к информации, используемой в социальном управлении.

Объем и содержание информации, потребной для различных субъ­ектов управления, зависят от:

• масштаба и важности принимаемых решений (чем масштабнее, важнее решение, тем большая по объему и разнообразная по содержанию информация необходима для его подготовки и принятия);

• количества и характера управляемых, регулируемых параметров (чем больше число параметров, чем они сложнее, многофакторней, тем объемнее, разнообразнее информация, потребная для их регуляции);

• продолжительности и частоты управленческого цикла, частоты шага регулирования;

• количества вариантов возможного состояния и поведения системы;

• величины и разнообразия возмущающих систему внутренних и внешних воздействий;

• количества и качества показателей, характеризующих результаты работы системы;

• структуры системы управления; соотношения централизации и децентрализации, которое определяет число степеней свободы при приня­тии решений на различных уровнях управления. Чем выше степень централизации, тем больше объем информации, потребной для высших уров­ней управления.

Если строго следовать определению, то информация включает толь­ко те данные, сведения, сообщения, которые отобраны получателем и мо­гут быть использованы в постановке и реализации задач управления. С этой точки зрения лишены смысла такие понятия, как «ложная» и «из­быточная» информация, встречающиеся в экономической литературе.

 

47.          Функции социального проектирования социальных изменений.

 

Социальное проектирование - это обоснованное конструирование социального объекта как состояния и как процесса, отвечающее заданным требованиям и изучаемое для построения проекта в близком или отдален­ном будущем.

Объект социального проектирования - организация соци­альных связей, отношений во всех сферах и на всех уровнях жизнедея­тельности общества, а также ее составляющие.

Результат социального проектирования - социальный проект - выраженная в соответствующей знаковой форме (блок-схемы, графы, матрицы, сети взаимодействий, словесное описание и др.) идеальная модель сконструированного в соответст­вии с заданными требованиями и намечаемого к построению социального объекта.

Функции социального проектирования в обществе не столь определенны как функции планирования, но значительно более четкие чем функ­ции прогнозирования. Вместе с тем, они занимают в социологии управле­ния свое место. Вот некоторые основные из них:

• конструкторская;

• познавательная (хотя прямо и не ориентирована на познание), че­рез отражение потребностей, интересов, ориентации, установок конкрет­ных субъектов (заказчиков проекта); через демонстрацию конструктивных возможностей будущего объекта и его слагаемых; через отражение всего комплекса действующих в обществе условий и факторов; через показ творческих возможностей создателей проекта; через направление социального развития проектируемой реальности;

• описательная; • объяснительная; • нормативная; • прогностическая; • ремонтная;

• функция звена социального управления, предшествующего разра­ботке социальных планов. Социальные цели, идеалы, проект, план в их единстве могут быть рассмотрены как своеобразная программа социально-преобразующей деятельности.

 

48.          Виды социальных проектов.

 

 

49.          Прогнозирование в социальном управлении.

 

Прогнозирование вообще (от греч. prognosis - знание будущего) - одна из форм конкретизации научного предвидения, доведения гипотез до воплощения в теоретические или имитационные модели, опережающего проектирования и конструирования.

Социальное прогнозирование - одно из основных направлений теоретических, и научно-практических социальных (в том числе социологических) исследований, результатом которых должно быть научное предви­дение хода социальных процессов, изменений в системе общественных отношений, преобразования социальных объектов, их структур, динамиче­ского развития социальных систем.

Социальные прогнозы следует рассматривать и в широком, и в узком смысле. В широком смысле социальные прогнозы представляют собой:

а) комплексное предвидение преобразований социальной среды под влиянием объективных, а также постоянно действующих и целенаправленных субъективных факторов;

б) определение перспектив развития социальной сферы, социального управления и регулирования;

в) определение социальных последствий прогнозных разработок, относящихся к различным сферам жизнедеятельности людей (в медицине, политике, технике, науке, экономике и т.д.).

В узком смысле социальное прогнозирование распространяется на те социальные объекты, процессы, формы и виды социальных отношений, которые связаны с внепроизводственной жизнью человека, трудовых групп и других социальных общностей; с планированием совершенство­вания социальных условий труда, удовлетворения социальных потребно­стей, общественного образования и воспитания, регулирования социаль­ных отношений на микро- и среднем уровнях и т.д.

 

50.          Программирование в социальном управлении.

 

 

51.          Планирование в социальном управлении.

 

Планирование экономического и социального развития - научный инструмент управления развитием общества, отдельных регионов и предприятий.

Социальное планирование- система разработки планов экономического и социального развития на всех уровнях общей структурной органи­зации общества.

Его сущность - в научно обоснованном определении целей, задач, показателей, заданий и мероприятий, установлении сроков, темпов и пропорций развития трудовой, производственной, духовной и социальной сфер в трудовых группах, объединениях, отраслях, городах и республиках, масштабе страны или союза государств.

Главные задачи социального планирования:

• подчинение всех процессов материального, духовного и социального производства интересам людей, удовлетворению их потребностей;

• обеспечение экономической и социальной эффективности общественного производства; установление социальных нормативов и пропорций развития всех сфер общественной жизни;

• внедрение принципов общественного самоуправления (в том числе и в плановой деятельности);

• подчинение социальных факторов и условий для многостороннего развития личности, плановому регулированию;

• це­ленаправленное регулирование всех социальных процессов и обществен­ных отношений.

Социальное планирование тесно связано с экономическим, определя­ется им и, в свою очередь, помогает выбирать ориентиры, основные звенья в социальном движении и развитии, последовательность в решении задач и достижении целей, определять причинно-следственную зависимость активизации социальных факторов и получения социальных результатов.

 

52.          Методы социального прогнозирования.             

 

Существуют три основных специфических способа прогнозирования: эк­страполяция, моделирование, экспертиза.

1. Метод экстраполяции — это распространение выводов, сделанных при изучении одной части какого-либо явления (процес­са), на другую его часть, в том числе ненаблюдаемую. В социальной области это способ предвидения будущих событий и состояний, исходя из допущения, что некоторые тенденции, проявившиеся в прошлом и в настоящем, сохранятся.

Экстраполяция широко применяется в демографии при расче­тах будущей численности населения, его половозрастной и семей­ной структур и т. д. С помощью этого метода может быть рас­считано будущее омоложение или старение населения, дана характеристика рождаемости, смертности, брачности в периоды, которые отстоят от настоящего на несколько десятилетий.

Однако в социальном прогнозировании возможности экст­раполяции как метода прогнозирования в некотором роде ог­раничены. Это вызвано рядом причин, которые связаны с тем, что социальные процессы развиваются во времени. Это ограничивает возможности их точного моделирования. Так, до какого-то момента процесс может медленно нарастать, а затем наступает период бурного раз­вития, который завершается этапом насыщения. После этого процесс опять стабилизируется. Если не учесть подобные осо­бенности протекания социальных процессов, то применение метода экстраполяции может привести к ошибке.

2. Моделирование — это метод исследования объектов познания на их аналогах (моделях) — вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет (умень­шенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструирован­ный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоин­ство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

В то же время недостаток модели — ее упрощенность. Те или иные свойства и характеристики реального объекта в ней огруб­ляются или вовсе не принимаются в расчет как несущественные. Если бы этого не делалось, работа с моделью была бы крайне усложнена, а сама она не содержала уплотненную, компактную информацию об объекте. И все же здесь кроются возможные ошибки приложения моделирования к социальному проектиро­ванию и прогнозированию.

3. Экспертиза. Особым способом прогнозирования является экс­пертиза. В социальном проектировании она применяется не только для решения задач прогнозного обоснования, но и везде, где приходится заниматься вопросами с низким уровнем определен­ности параметров, подлежащих изучению.

Экспертиза в контексте исследований по искусственному ин­теллекту трактуется как разрешение трудноформализуемой (или пло­хо формализованной) задачи. Именно трудность формализации некой задачи делает неэффективными другие методы ее исследования, кроме экспертизы. По мере нахождения способа описания зада­чи формальными средствами возрастает роль точных измерений и расчетов и, напротив, уменьшается эффективность применения экспертных оценок.

Информация о работе Место теории организации в системе науки управления