Место теории организации в системе науки управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:53, курс лекций

Краткое описание

Управление - сознательная, целенаправленная деятельность, основанная на знаниях, навыках и умениях людей. Это совокупность опреде­ленных действий, совершаемых человеком-субъектом управления по отношению к объекту с тем, чтобы обеспечить его движение к заданной цели. Именно они определяют социальную при­роду управления в обществе.

Файлы: 1 файл

конспект.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

Бихевиоризм не занимается поиском причинных факторов поведения, а лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производст­венной обстановке, отбирая в этих связях наиболее «работающие», быстро переводимые на практические предложения и рекомендации.

 

10.          Ситуационный подход.

 

Разработан в конце 60-х годов. Этот подход вероятностный, зависящий от случайностей, от ситуации.

Ситуационный подход не только не выступает против бихевиориального подхода, но, напротив, использует его методы, принципы, совме­щая их с прямым приложением наук к конкретным условиям и ситуациям.

В данном случае под ситуацией (главный элемент ситуационного подхода) понимается конкретный набор обстоятельств, определяющих деятельность организации или поведение в данное конкретное время, т.е. зная типы и характер «ситуационного мышления и поведения», влияние их на деятель­ность, менеджер может лучше понять, какие приемы и стиль в большей степени будут способствовать эффективному достижению цели в данной конкретной ситуации.

Сложность ситуационного подхода в том, что в каждой ситуации необходимо определять значимые социальные переменные и роль, кото­рую они играют в организации. В какой-то степени это выделение ведуще­го звена в организаторской и управленческой деятельности в данной кон­кретной ситуации. Умение его выделить во многом определяет квалифи­кацию менеджера.

 

11.          Количественный подход.

 

Фактически это применение математических методов к исследованию операций в организации и деятельности менеджера, а также форми­рование моделей поведения. Создание модели позволяет

• упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости;

• объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения меж­ду ними;

• использовать компьютеры для конструирования и анализа модели с большим числом переменных факторов.

В менеджменте чаще всего используются несколько классов модели:

1) модель оптимизации. Модель оптимизации - чаще всего статическая модель, предполагающая лучшее решение для данного момента времени.

2) модель адаптации. Нахождение наилучшего решения при изменяющихся со временем переменных (динамическая модель) называют процессом адаптации, описывают моделью адаптации, т.е. оптимизация есть выбор лучшего, адаптация - движение к лучшему и является более широким понятием.

3) модель социальной диффузии (распространение каких либо сведе­ний среди работников - слухи, донесения, мнения, информация, образ поведения, нормы, даже ложь), в которой относительно немного мотивированного поведения, а действия и мотивация носят элементарный характер;

4) модель распределения статуса и др.

При всех достоинствах количественного подхода очевидна его абстрактность, которая не охватывает всего богатства процессов человеческой деятельности и поведения.

Количественный подход используется значи­тельно реже по двум главным причинам:

• реже руководители сталкиваются с исследованием операций;

• немного руководителей, владеющих количественным методом.

 

12.          Процессный подход.

 

Основан на рассмотрении организационно-экономических функций менеджеров как процесса взаимосвязанных между собой действий, пове­дения. Все эти действия обычно при процессном подходе укладывают в цепь формальных и неформальных функций, выполняемых менеджером, т.е. общий процесс деятельности организации складывается из совокупно­сти процессов деятельности ее членов, каждый из которых представляет совокупность выполняемых функций, состоящих из ряда взаимосвязанных процессов.

 

13.          Деятельностный подход.

 

Этот подход включает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий менеджера. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности менеджера, в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников. Как исходная методологическая база деятельностный подход ставит во главу угла труд.

 

14.          Системный подход.

 

Это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов (организаций) как систем. Исследование ориентировано на раскрытие целостного объекта, источников, движущих сил и механизмов функционирования и развития организации под воздействием специальных факторов. При этом система понимается как целое, совокупность элементов, находящих­ся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Все социологические организации являются открытыми системами, взаимодействующими с внешней средой. Ценность самого системного подхода и наибольшее значение он получил в области постановки науч­ных и практических, прежде всего управленческих, проблем. Системный подход не дает непосредственно нового знания, главное в нем - своеоб­разное видение объекта, своеобразная «технология» исследования, ориен­тация на такие представления, как целостность, организация, управление.

 

15.          Социальное, техническое и естественно - природное в управлении: общее и особенное.

 

Основные задачи социального управления в обществе удобнее всего проследить по главным сферам общественной жизни: социально-эконо­мической, социально-политической и духовной.

A) в управлении социально-экономическими процессами (в первую очередь производственными организациями):

• решение социальных проблем труда, превращение его в реальный критерий оценки деловитости, профессионализма и активности деятельно­сти людей;

• поведение людей в условиях рыночной экономики и новых форм собственности;

• повышение эффективности общественного и личного труда;

• повышение заинтересованности людей в управлении производством;

• создание гарантий для справедливого распределения материаль­ных благ, соответствие меры труда и меры потребления;

• укрепление безопасности труда и здоровья граждан, обеспечение социального воспроизводства трудящихся;

• экономическое управление демографической политикой (поведе­ние населения, семейно-бытовые отношения, отношение к женщинам, де­тям, престарелым, молодежная политика) и т.д.

Б) в управлении социально-политическими процессами:

• ход радикальной политической реформы;

• процессы демократизации общества, производства и других сфер;

• регулирование межнациональных отношений;

• развитие политической системы и механизмов ее функционирования;

• сочетание централизации и самоуправления.

B) в управлении сферой духовной жизни:

• анализ состояния духовности;

• изучение тенденций изменения духовных ценностей;

• изменения в сфере образования, науки, литературы, искусства, на­циональных культур, общественного мнения;

• социальные факторы изменений общественного сознания.

 

16.          Социальные аспекты технического и экономического управления.

 

 

17.          Источники, движущие силы и механизмы социального управления.

 

Условия функционирования систем зависят от источников, движу­щих сил и механизмов социального управления.

Источники социального управления в любой управленческой системе представляют собой противоречия между субъектом и объектом управления.

Субъект в объекте реализует свои потребности. Противоречие заключается в степени реализации его потребностей. Осознание противоречия, неполного осуществления потребностей делает последние интересом субъекта, движет его на постановку новых целей и путей достижения нереализованных потребностей.

Недостаточные цели после контроля, анализа и корректировки изнутри и заданные вновь извне, а также невыполненные или появившиеся вновь требования к субъекту и объекту являются социальными установками и выполняют в системе управления роль механизмов запуска источников и движущих сил, успешного взаимодействия субъекта и объекта.

Социальные установки могут появиться под влиянием экономических, политических, правовых, социальных и духовных изменений в обществе, при перемене обстановки в регионе, городе, в организации; связанны с удержанием сырья, транспортных расходов, появлением конкурента и т.д. Другими словами, социальной установкой (механизмом) может стать любое внешнее воздействие на управленческое решение или указание на подчинение скорректированной цели.

 

18.          Воздействие как элемент социального управления.

 

Социологический подход к управлению предполагает выделение трех важнейших его элементов:

1) ядро механизма управления составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление.

2) социаль­ная самоорганизация

3) организационный порядок

Воздействие выступает в двух формах.

1) Внешнее воздействие  - имеет орган управления за рамками объектов управления. Любая открытая система всегда подвергнута внешнему воздействию социального окружения в виде социальных условий и факторов (экономических, политических, социаль­ных, духовных). Структура и характер внешнего воздействия для каждой управленческой системы различаются составом, интенсивностью, насы­щенностью, степенью влияния.

2) Другая форма воздействия - самоуправле­ние, саморегуляция. Эта форма внутренне присуща любой управляемой системе. Процесс самоуправления складывается из двух мощных противо­действующих процессов.

С одной стороны, каждая система имеет свои ис­точники, движущие силы, механизмы самодвижения, саморазвития глав­ного системообразующего интегративного звена системы и других системообразующих качеств и звеньев, благодаря которым система сохраняет качественную определенность и целостность.

С другой стороны, постоян­ные внешние и внутренние воздействия пытаются вывести систему из рав­новесия.

Эти воздействия необходимы, но должны иметь достаточные пределы, чтобы процесс управления мог осуществляться. Внешние и внут­ренние воздействия на систему формируют новые системообразующие свойства и звенья, которые либо упорядочивают, корректируют в нужных пределах функционирование системы, либо нарушают ее работу. Идеаль­но, когда формой выражения внешнего и внутреннего воздействия являет­ся информация, обладающая свойством достаточности воздействия.

 

19.          Социальная самоорганизация как элемент социального управления.

 

Социологический подход к управлению предполагает выделение трех важнейших его элементов:

1) ядро механизма управления составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление.

2) социаль­ная самоорганизация

3) организационный порядок

Социаль­ная самоорганизация - спонтанные процессы внутриорганизационного, внутригруппового, внутриколлективного регулирования (социальные нор­мы, моральные требования, общественное мнение, «школы престижа», лидерство, неформальное группообразование, узкогрупповые конъюнктурные интересы, морально-психологический климат и т.д.).

Социальная самоорганизация существует в обществе на всех его уровнях, начиная с общества как целого и кончая первичными группами. Отличительное ее свойство - спонтанность, т.е. самопроизвольность, отсутствие единого субъективного начала. Это не значит, что элемент субъективного - человеческая воля. План, цель здесь исключены совершенно. Но они не выступают как сознательно образуемая общая основа процесса.

Особую группу социальных регуляторов составляют некоторые элементы общественного сознания, влияющие на массовое поведение, и дру­гие социально-психологические факторы (традиции, обычаи). Действуя через механизм общественного мнения, они выступают важной формой социального контроля. Несомненна здесь роль и различных состояний массового сознания, настроений отдельных слоев и групп - энтузиазма, отчаяния, решительности и т.п.

Таким образом, самоорганизация - продукт социального взаимодействия, происходящего в массовом, коллективном или групповом масштабах.

 

20.          Организационный порядок как элемент социального управления.

 

Социологический подход к управлению предполагает выделение трех важнейших его элементов:

1) ядро механизма управления составляет целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление.

2) социаль­ная самоорганизация

3) оба названных компонента образуют третий - организационный порядок, включающий в себя как продукт «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке, требованиях, режиме), так и стихийно сложившиеся правила и нормы отношений в организации.

Итак, механизм социального управления не сводится лишь к целенаправленному управляющему воздействию, но включает в себя спонтанные процессы самоорганизации и организа­ционный порядок. В этом состо­ит специфика социологического подхода к управлению.

Информация о работе Место теории организации в системе науки управления