Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:53, курс лекций
Управление - сознательная, целенаправленная деятельность, основанная на знаниях, навыках и умениях людей. Это совокупность определенных действий, совершаемых человеком-субъектом управления по отношению к объекту с тем, чтобы обеспечить его движение к заданной цели. Именно они определяют социальную природу управления в обществе.
Между управляемой и управляющей подсистемами существует тесное взаимодействие, осуществляемое вследствие наличия прямых (от субъекта к объекту) и обратных (от объекта к субъекту) связей. Практическая реализация этих связей обеспечивается благодаря существованию в системе всех необходимых составляющих: информационного обеспечения; разработки, принятия и организации выполнения решений; проверки исполнения, контроля, регулирования и др.
30. Объективные и субъективные факторы управления.
Объекты, образующие среду целостной системы, имеют неодинаковое значение для ее функционирования. Условия среды, без которых данная система не может функционировать и развиваться, являются существенными, необходимыми.
В силу различного влияния внешней среды на систему обычно среду понимают и в широком смысле - как всю действительность, окружающую систему, и в узком смысле - как существенное, необходимое окружение системы, то самое, во взаимодействии с которым система проявляет свои свойства, свою целостность, определенность.
Условия окружающей среды делятся на непосредственные, объективные условия и сопутствующие, которые не оказывают существенного влияния на систему.
Чем сложнее, организованней целостная система, тем разнообразней ее взаимодействие со средой, тем она более чувствительна к внешним условиям. В то же время с повышением уровня организации возрастает автономность целого, его независимость от внешних условий.
Среда выступает фактором дифференциации и интеграции компонентов системы, их стандартизации и унификации. Это определено тем, что относительно одинаковые внешние условия требуют и относительно устойчивого строения, взаимодействия компонентов, определенного реагирования на внешние факторы.
Воздействие среды способствует сохранению и развитию целостной системы лишь в определенных пределах, выход за которые приводит к серьезному нарушению структуры целого и в конечном счете к его разрушению.
От условий внешней среды в значительной мере зависит и общее направление развития данной системы - прогрессивное или регрессивное. Прогрессивное развитие той или иной целостной системы, повышение степени ее организации связаны с увеличением количества компонентов системы, усложнением и совершенствованием их взаимосвязей, что с необходимостью требует постоянного притока материи и энергии, которые черпаются из внешних условий.
31. Типология принципов социального управления и особенности типов.
Принципы управления - это наиболее важные закономерности, фундаментальные правила, на которых основаны организация, функционирование или развитие систем управления.
Принципы составляют основополагающее начало управления. Они отражают сущность реальных процессов управления, подчиняющихся определенным законам. Они так же объективны, как и законы, которые в них отражаются.
Принципы управления отличаются высокой стабильностью во времени. Однако это не исключает гибкости их применения в различных конкретных условиях.
Социологический подход к принципам управления предполагает выделение среди них четырех основных типов принципов:
общие методологические принципы управления социальными процессами;
специфические методологические принципы управления, выведенные из социологии;
организационные принципы социального управления;
частные принципы управления.
32. Общие методологические принципы управления.
Общие методологические принципы - принципы, в соответствии с которыми можно рассматривать все социальные процессы управления вне зависимости от общественного строя, социальной системы.
К общим методологическим принципам мы отнесли:
конкретно-исторический подход;
системность;
комплексность;
сочетание общечеловеческих ценностей, потребностей и интересов с государственными и групповыми;
социальный детерминизм;
взаимосвязь и взаимообусловленность управленческого воздействия и управляемых процессов;
самодвижение, саморазвитие, саморегулирование управляющей и управляемых систем;
ориентация на прогрессивную перспективу.
Принципы системности и комплексности требуют тесной увязки решения экономических, социально-политических и духовных проблем в управлении.
Конкретно-исторический подход требует реализации тех принципов, которые отвечают требованиям исторического периода развития общества.
Принцип социального детерминизма определяет первичность решения задач, связанных с социальным положением, социальной защищенностью и т.п. людей в управлении процессами.
Управленческая система, если в ней не действует принцип саморазвития и саморегулирования, обречена, т.к. в ней не работают источники и движущие силы.
Успешно функционирующей может быть лишь самосовершенствующаяся система, ориентированная на социальный прогресс.
33. Специальные методологические принципы управления.
Если общие методологические принципы научного управления социальными процессами отражают больше междисциплинарный подход, то специфические методологические принципы связаны с социологическим аспектом выделения принципов. К ним можно отнести:
• объективность;
• адресность и конкретность;
• преемственность;
• единство социальных целей, задач и средств;
• научность.
Принципы научности, объективности и конкретности требуют учета в управлении объективных закономерностей и их специфического проявления в конкретных условиях.
Без принципа преемственности пришлось бы при любом отклонении, перестройке, коррекции работы системы каждый раз формировать новое системообразующее интегральное звено системы, восстанавливать взаимосвязь с ним всех других звеньев, а так же связи с внешней социальной средой и т.п.
Каждая цель в системах управления очерчена своим кругом задач, для решения которых требуются вполне определенные средства. Любое несоответствие в этой цепочке приведет к отклонению от запрограммированного результата, неэффективности и ненадежности работы системы.
34. Организационные принципы социального управления.
Организационные принципы - определяют организационный аспект управления, управленческой деятельности субъекта. К ним можно отнести:
• принцип демократического централизма, позволяющий сочетать плановое централизованное начало в управлении с широкой демократией, использованием инициативы масс, передовых коллективов;
• принцип основного звена, отыскание из множества задач основной задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления;
• территориально-отраслевой принцип, согласно которому в управлении необходимо сочетать административно-
• принцип единства хозяйственного и политического руководства;
• принцип плановости;
• принцип обеспечения единства материального и морального стимулирования труда;
• принцип экономичности и эффективности управления;
• принцип единоначалия и коллегиальности, сочетающий строгое подчинение трудовой группы распоряжениям руководителя с широким привлечением членов трудового коллектива к обсуждению проблем организации.
• принцип единства требований (по горизонтали и вертикали; к себе, коллегам, подчиненным и руководителям; к действию всех элементов системы);
• принцип оптимальности (оптимальное сочетание централизации и децентрализации; различных стилей управления, формальных и неформальных функций и т.п.);
• принцип реальной эффективности и доминирования социального эффекта -выбор наиболее эффективного в данных конкретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изучения информации, рассмотрения множества вариантов решений и т.п.;
• принцип иерархичности и субординации. Иерархичность в системе управления определяет расположение элементов, частей в порядке от высшего к низшему. Субординация рассматривается как подчинение нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим, использование правил служебной дисциплины.
35. Частные принципы социального управления.
Все подсистемы управления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, специфическими и организационными, но и с частными принципами. Частных принципов много. Все они формулируются в виде правил или требований. Вот некоторые из них:
• принципы хозяйственного расчета;
• принципы формирования потоков информации;
• принципы организации заработной платы;
• принципы создания производственных бригад (добровольности, компетентности, профессионализма, оперативности и т.д.);
• принципы формирования управленческих штатов и др.
Среди частных принципов могут быть и принципы «неформального» управления, основанные на обычаях, традициях, неформальных отношениях. У японцев это широкое идеологическое поле и отношения субординации, охватывающие работника с самого поступления его в организацию. Это могут быть всевозможные правила поведения работников, требования к руководящим работникам, экономические, социальные, политические, правовые, бытовые и другие установки.
36. Диалектика стихийного и сознательного в управлении.
К.Маркс сформулировал основную цель управления производством,: обеспечить сохранение качества системы и ее развития, обезопасить, эмансипировать ее от воздействия стихийных факторов. Иными словами, противостоять стихийным, автоматически действующим факторам управления.
Одним из самых ярких проявлений действия стихийного механизма управления является воздействие рыночной стихии, случайной игры многочисленных актов купли и продажи, за которыми как тенденция выступает закон стоимости. Стихия рынка является при капитализме главной управляющей силой не только производства, но и социальных отношений, поведения людей: она заставляет людей действовать (независимо от того, каковы их собственные цели) соответственно требованиям социальной системы.
К принципам рыночной регуляции можно приспособиться, но овладеть действием стихийных сил нельзя.
Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной деятельностью людей. Здесь постепенно формируются специальные общественные институты - субъекты управления, то есть совокупность органов и организаций, осуществляющих сознательное воздействие на систему с целью достижения определенных результатов.
При сознательном управлении поведение людей, социальных коллективов, равно как и других компонентов системы, ставится в определенные рамки, соответствующие социально-экономической природе общества. Эти сознательные факторы в процессе прогресса общества претерпели глубокие изменения - от управления посредством эмпирических, непосредственным ответом полученных и передаваемых из поколения в поколение традиций, обычаев в первобытном обществе, до научного осмысления общественных процессов и сознательного управления ими на научной основе.
Сознательное управление, то есть обеспечение самими людьми порядка, урегулированности производства, всей общественной жизни, будучи необходимым атрибутом всякого общества, является важнейшим проявлением активности человека, необходимой формой укрепления того или иного общества, его сохранения и совершенствования. Сознательное управление обществом приобретает конкретно-исторический характер. Отношения между управляющим и управляемыми построены на основе сотрудничества, познания, мобилизации человеческих ресурсов.
37. Социологическое изучение действия принципов социального управления.
38. Социология организаций.
Разработка теории организации сегодня ведется в рамках нескольких дисциплин: теории систем, праксеологии, кибернетики, организации и планирования, менеджмента, социологии и т.д. Вместе с тем, признанной общей теории организации пока не существует. Ближе всего к этой цели стоит все же социология, которая рассматривает реальные, действующие целостные системы, многие параметры которых подтверждены фактами.
В рамках социологии управления термин «организация» употребляется в трех основных значениях:
1) как искусственное объединение людей инструментального характера, социально значимое для общества, имеющее известный статус, стационарное расположение и выполняющее вполне определенные функции. Это органы власти, союзы, кооперативы и т.п.;
Суть такого понимания организации состоит в следующем: организации возникают тогда, когда достижение каких-либо общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей (1) или же когда достижение индивидуальных целей (2) оказывается возможным только через выдвижение и достижение общих целей. В первом случае создаются деловые (административные) организации, во втором - возникают союзные (общественные) организации. При подобном рассмотрении организация выступает как система обмена между целым и его элементами.
Информация о работе Место теории организации в системе науки управления