Культура молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 04:48, реферат

Краткое описание

Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая культурная судьба России, в особенности, таких мегаполисов как Москва, во многом зависят от духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого россиянина, его отношения к историко-культурным традициям своей страны, своего народа, а также от освоения богатств отечественной и мировой культуры нашей молодежью, новыми поколениями россиян.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ, ИЛИ МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА 5
2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 33.42 Кб (Скачать)

На фоне тотального экономического кризиса практически иссякла  традиционно сильная просветительская деятельность ученых. Но это обрекает науку притока молодых талантов, а молодежь - на невежество. Общество должно найти в себе силы, чтобы  разорвать этот трагический порочный круг. Необходимо также взращивание  в молодежной среде будущей интеллектуальной элиты, но с обязательными "прививками" против узколобости и снобизма.

- Бытовая культура молодежи

Бытовая среда молодежи тревожит нарастающими негативными проявлениями: вредные  губительные привычки (наркомания, токсикомания, алкоголизм), неразборчивость, поверхностность отношений в  сексуальной сфере, практически  узаконенная проституция, вульгарность, торжество грубой силы во взаимоотношениях, криминализация значительной части  молодежи, падение интереса к занятиям спортом, низкая санитарная культура, обедненный язык, примитивность досугов, извращенность отношений с "предками".

В этих условиях недопустимо свертывание  системы образования, ибо это  усугубит и без того угрожающую безработицу  в молодежной среде. Необходимо создание действенных механизмов общественного  влияния на средства массовой информации не с целью регламентации их деятельности, а для создания своеобразных "общественных зеркал".

Первостепенную важность имеет  выработка законодательных инициатив, чтобы с помощью федеральных  и местных законов, по возможности, оградить детей и молодежь от порнографии, культа насилия и жестокости, заниженных стандартов поведения, насаждаемых  в погоне за легкой наживой неразборчивым  бизнесом.

- Воспитание воспитателей молодежи

Необходимо выработать действенные  механизмы повышения культурного  уровня преподавателей и воспитателей от детских садов до университетов, настоящих и будущих родителей, вообще взрослого населения. Эта  естественная идея, многократно скомпрометированная  в "народных университетах культуры", "университетах здоровья", "университетах  марксизма-ленинизма" и т.п., все  же остается ключевой и ждет достойного воплощения. Иначе у нашего общества нет будущего.

На переломном этапе развития российского  общества, когда жизнь чрезвычайно  сложна и динамична, важно зафиксировать  и понять ценности, которыми руководствуются  молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и  повседневные представления о настоящем  и будущем вступающих в жизнь  поколений.

Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в  массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые  еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают социальные гарантии, растут экономические катаклизмы.

Современное подрастающее поколение  проходит свое становление в очень  сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых  социальных отношений. Отсюда растерянность  и пессимизм, неверие в себя и  общество.

Одни живут в прошлом, слушая рассказы старших о «прекрасном  времени, когда якобы успешно  решались все проблемы».

Другие, наоборот, агрессивно ведут  себя по отношению ко всем нововведениям, критикуют «все и вся», занимаются поисками «врагов», на которых можно  было бы свалить причины всех бед.

Третьи, отчаявшись, уходят в «никуда», становятся на преступный путь, превращаются в алкоголиков и наркоманов.

Четвертые ищут «путь к богу», вступают в различные секты, увлекаются мистикой и колдовством.

Пятые, понимая, что только с помощью  собственной активности можно добиться успеха в жизни, объективно оценивают  новые реалии, ищут пути решения  возникающих проблем.

Серьезная наука должна разрушать  эмпирическим путем ту сферу догм и предрассудков, которые существуют в обществе, показывать реальное положение  дел, ни в коем случае не идеализировать действительность. К сожалению, некоторые  социологи утрачивают необходимую  для честной науки объективность  и критичность, «не замечают»  существующих острейших социальных проблем, без тени смущения доказывают, что большинство молодых людей  успешно приспособилось к жизни  в условиях рыночной экономики, не замечают массовой безработицы, неудержимого роста  преступности, пьянства и наркомании, проституции и суицида.

Сегодня образование стало фактором укрепления социального неравенства. Дети «власть имущих» и богатых  имеют возможность попасть в  узкую группу, которая в будущем  получит доступ к рычагам власти в экономике и политике.(5)

В последние годы в России появились  многие возможности финансового  самоутверждения личности, где не требуется высокий уровень образования, но платят большие деньги. Для части  молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не ведут  к настоящему успеху, а усиливают  ощущение духовной пустоты и бессмысленности  жизни, временности всего происходящего. В.П. Тугаринов писал: «Цель отличается от потребности и от интереса. Без потребностей и интересов не было бы ценностей, но потребности и интересы сами по себе ценностями не являются. Голод и жажда -- вовсе не ценности, это -- страдания. Ценностями оказываются хлеб и вода, т.е. вещества, которые удовлетворяют, погашают эти страдания». (6)

Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных  условиях ломки многих старых ценностей  и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и  пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.

Анализ показывает, что в условиях общесоциального кризиса, который  мы переживаем сегодня, и семья, и  образование тоже находятся в  кризисном состоянии. По-прежнему велико число разводов, брошенных детей  и стариков, детей, убегающих из дома, нередки жестокость по отношению  к детям и старикам, -- все это признаки социального нездоровья семьи. В области образования -- отрицательное отношение к школе и детей, и родителей, бесчисленные конфликты с учителями, деградация педагогической профессии (масса примеров профессиональной несостоятельности преподавателей), падение престижа образования, низкий уровень подготовки специалистов в вузах и т.д. -- это также картина кризиса.

Однако кризис какого-либо явления  отнюдь не равнозначен падению или  исчезновению его социальной ценности. Наоборот, активная общественная критика  может означать наличие ценностного  конфликта в этой области, т.е. «чувства отклонения от идеала», несоответствия общественной потребности и наличию  имеющихся обстоятельств. Одновременно это может означать смену ориентаций в данной области, а вместе с ней  переосмысления и даже укрепления ценности данного явления.

Так, например, в ситуациях социальных преобразований, когда разрушаются  многие виды и формы социальных отношений, семья неожиданно начинает быть особо  привлекательным местом -- островком спокойствия, отдыха, личностной цельности, поэтому ценность ее может возрастать. Этому парадоксально способствуют даже экономические трудности -- необходимость выживания консолидирует усилия в семье. Ранние браки приобретают не только спонтанный характер. Часто молодые люди сознательно стремятся к созданию семьи, чтобы укрыться там от фрустрирующего воздействия общественных процессов. В области образования все большую популярность приобретают нетрадиционные виды обучения. Многие люди не смущаются и даже стремятся к платным формам учебных заведений предпочтительно делового, профессионального характера. Отрицая официальные учебные заведения, они связывают свои надежды с иными формами образования, так как понимают его как средство выживания в новых условиях, максимально безболезненного перехода к новому образу жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особое место в обществе занимают резко обострившиеся проблемы молодежной культуры. Их актуальность, с одной стороны, связана с  резким падением культурного уровня, утратой национальной культурной самоидентификации  все более значительной части  подрастающих поколений россиян, особенно в условиях больших городов.

С другой стороны, это связано  с высокой исторической и социальной значимостью состояния молодежной культуры для судеб государства  и общества как культуры завтрашнего  дня, решающим образом влияющей на общественно-государственное  развитие России, национальный менталитет и, в конечном итоге, на то, какое  место займет наша страна и наш  народ в мировом сообществе в  условиях нарастающих процессов  интеграции, глобализации при одновременном  распаде национально-культурных связей, дезинтеграции отношений на всем постсоветском пространстве и в  России.

Именно на молодежи сегодня  лежит историческая ответственность  за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей, за цивилизованную культурную интеграцию России в мировое со общество, В  то же время именно молодежь сегодня  является наиболее обделенной в культурном отношении частью российского общества, понесшей наибольшие культурные утраты.

Показателями падения  социальных нравов и культурного  уровня населения, в частности, являются снижение культуры молодежи, бездуховность, космополитизм, социально-политическая инфантильность, крайний индивидуализм  и эгоцентризм, социальная и финансовая поляризация, утрата государственного мышления, чувства патриотизма, воинствующий национализм и русофобия, замена подлинных культурных, духовных ценностей  мнимыми.

Причины, порождающие негативные проявления разнообразны и многочисленны: экономические, социальные, политические, культурные, идеологические, семейно-бытовые, эстетические и т.п. Все они лежат в плоскости глобальных перемен последних лет в государстве и в обществе.

Государственные и общественные институты, а также сама молодежь нуждаются в выработке концептуальных основ и механизмов организации  и управления сферой культуры, в  обеспечении доступа молодых  граждан к ценностям культуры и искусства, их духовного и культурного  воспитания. Нарастание негативных процессов  в духовной сфере жизни общества, актуальность проблем обеспечения  эффективного противодействия антикультурной экспансии извне, защиты подрастающих поколений от вредного, разлагающего воздействия носителей и образцов антикультуры, псевдокультуры и массовой культуры, подтверждают необходимость  борьбы с увеличением преступности, алкоголизма, наркомании, проституции, бездуховности в молодежной среде.

Социально-культурная сфера  в целом и сфера молодежной культуры - ее состояние, тенденции, перспективы  развития представляют собой сложный  объект научного исследования. Его  изучение может быть успешным только при условии комплексного, междисциплинарного подхода, требует использования  различных методов, в том числе  социологических.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкая Л.А. Человек и образование в современной России// СПб., 1998

2. Добренков Ю.Г. Социология молодежи// М., 2001

3. Лисовский В.Т. Социология молодежи// М., 1996

4. Сергеев В.К. Молодежь и город:  лицом к лицу// М., РИЦ ИСПИ РАН, 2002

5. Синкевич З.В. Молодежная культура: за и против// М., 1990

6. Ядов В.А. Социология в России// 2-е издание// М., 1998


Информация о работе Культура молодежи