Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:24, курсовая работа
Сексуальная жизнь человека -чрезвычайно важная и сложная область. Значимой ее частью выступает формирование здоровой сексуальности, представляющее собой противоречивый процесс.
Проблемы сексуальной культуры в последние десятилетия активно исследуются представителями разных наук. Это связано с тем, что глубокие изменения в трудовой, бытовой, досуговой деятельности, вызванные научно-техническим прогрессом, привели к качественным преобразованиям в отношениях между мужчинами и женщинами в интимной сфере.
Введение
1. Общественное нормирование и каналы сексуального просвещения молодежи 3
2. Сексуальная культура молодежи: основные проблемы 7
Заключение 13
Библиографический список 1
Введение
1. Общественное нормирование и каналы сексуального просвещения молодежи 3
2. Сексуальная культура молодежи: основные проблемы 7
Заключение 13
Библиографический список 14
Введение
Сексуальная жизнь человека -чрезвычайно важная и сложная область. Значимой ее частью выступает формирование здоровой сексуальности, представляющее собой противоречивый процесс.
Проблемы сексуальной
культуры в последние десятилетия
активно исследуются
Подростковая сексуальность всегда заботила педагогов и родителей. Во второй половине ХХ в. сексуальная активность 14-18-летних юношей и девушек во всем мире заметно повысилась, что сопровождалось снижением возраста сексуального дебюта, уменьшением гендерных различий, массовым распространением добрачных связей и т.д.
И в условиях бедности, массовой безнадзорности и расшатывания социально-культурной сферы, включая физкультуру и спорт, секс представляется для многих подростков главной и зачастую единственной сферой самоутверждения.
З. Фрейд был одним из первых ученых, осознавших, что сексуальность - это свойство человека, присущее ему на протяжении всей жизни. Он считал, что половое влечение, или либидо (инстинктивное стремление к чувственному наслаждению), является ключевой силой, мотивирующей поведение [46].
Социальная терпимость «расколдовывает» сексуальность, побуждая рассматривать ее не глобально, а в конкретных социокультурных и личностных контекстах [22, с.38].
Человеческая сексуальность -- это царство контрастов и противоречий, общественных тенденций и культурных императивов; это «чрезвычайно яркое явление, обусловленное объективными и субъективными аспектами, внутриличностными и внеличностными факторами, включающее совокупность биологических, психологических, социальных, культурных процессов, связанных с проявлением и удовлетворением половой функции» [15, с.15].
Запрещение тех или иных поступков далеко не всегда совпадает с запрещением говорить о них (табу слов). Бывают принципиально неназываемые, невербализуемые отношения; их существование общеизвестно, но о них не принято говорить или можно говорить только намеками, эвфемизмами [21, с.74-75].
Сексуальная мораль - система
нравственных норм, регулирующих все
стороны сексуальной жизни
Не смотря на то, что даже в пределах одной и той же культуры существуют разные нормы сексуального поведения для разных категорий людей (двойной стандарт, то есть разные нормы сексуального поведения для мужчин и для женщин, который в той или иной степени наблюдается почти везде; сексуальные роли, позиции в половом акте; приписываемая мужчинам и женщинам мотивация; право выбирать сексуального партнера и определять характер взаимоотношений с ним) [21, с.77-78], любовь способна наполнять собой все отношения между мужчиной и женщиной вне зависимости от социального положения, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, возраста и исторического периода.
Сексуальный опыт, основанный на собственных переживаниях человека, сугубо индивидуален, но складывается он под влиянием социальной среды и общедоступной информации. Чтобы понять феномен сексуальности, необходимо представить себе ее многогранность.
Если традиционный подход к половым отношениям заключается в поиске путей воссоединения двух половых начал, то социокультурная концепция помимо этого учитывает деятельностную и нормативные составляющие сексуального поведения, новые подходы к известной дихотомии (делению на гетеросексуальные и гомосексуальные отношения) и возможность бисексуальных проявлений, индивидуальных особенностей сексуальности личности, тем самым, расширяя объект притязаний.
Поэтому социокультурная концепция полового развития предполагает:
* Формирование определенного
сексуального поведения
* Стремление к повышению уровня сексуальной культуры индивидов, общественных групп или выравниванию ее уровней в паре.
Число и тип сексуальных партнеров и конкретные сексуальные техники постепенно становятся исключительно делом личного выбора. Расширяются возрастные рамки сексуальной активности благодаря достижениям медицины, особенно сексофармакологии.
Сексуально-эротическое
поведение и мотивация
На индивидуально-
Сдвиги в сексуальной культуре неразрывно связаны с изменениями гендерного порядка, характера взаимоотношений мужчин и женщин. Главными субъектами и агентами этих изменений являются не мужчины, а женщины, социальное положение, деятельность и психика которых изменяются сейчас значительно быстрее и радикальнее, чем мужская психика. Дело здесь не столько в более широкой адаптивности женщин, сколько в общей логике социально-классовых отношений. Любые радикальные социальные изменения осуществляют прежде всего те, кто в них заинтересован, в данном случае - женщины, которые шаг за шагом осваивают новые для себя занятия и виды деятельности, что сопровождается их психологическим самоизменением и изменением их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться их взаимоотношения с мужчинами. Степень и темпы изменения гендерного порядка и соответствующих ему образов маскулинности и фемининности неравномерны в разных странах, социально-экономических слоях, социально-возрастных группах и среди разных категорий мужчин и женщин. При этом происходит не «феминизация» мужчин и / или «маскулинизация» женщин и образование некоего «унисекса», а ослабление поляризации половых различий и связанной с ними социальной стратификации. Многие традиционные различия мужского и женского, которые привычно ассоциируются с половым диморфизмом, не столько исчезают, сколько трансформируются и перестают быть обязательной социальной нормой. Это открывает дорогу проявлению множества индивидуальных вариаций, которые могут быть вообще не связаны с полом и гендером.
Установка на возможную временность сексуального партнерства производна от высокой социальной мобильности, которая делает любые социальные идентичности и принадлежности (профессиональные, территориально-этнические, конфессиональные и т.д.) более изменчивыми и сменными. Высокая мобильность создает ситуацию ненадежности и неопределенности, но одновременно увеличивает степень индивидуальной свободы и связанной с нею ответственности.
Типичная форма сексуального
партнерства у современных
Важные сдвиги происходят
в сфере сексуальной морали. Хотя
моральное регулирование и
Самая трудная проблема, которую ХХ в. оставил в наследство ХХI в. - отношение к детской сексуальности. В этом вопросе существуют две противоположные и одинаково важные тенденции. С одной стороны, в противоположность средневековой идее имманентной чистоты и асексуальности ребенка (хотя она сосуществовала с идеей имманентной детской греховности, от которой ребенка может уберечь только строгость и родительский контроль), современная наука признает факт существования детской сексуальности, которую должны учитывать родители и воспитатели и из которой вытекает также право детей и особенно подростков на получение сексуальной информации.
С другой стороны, современное общество, в отличие от ряда древних цивилизаций, остро осознает необходимость защиты детей от сексуальных посягательств и эксплуатации со стороны взрослых. Прежде всего, это делается путем установления легального возраста согласия - минимальный возраст, начиная с которого закон допускает добровольные сексуальные отношения между взрослым (старше 18 лет) и подростком.
Во всех цивилизованных странах существуют также строгие наказания за вовлечение несовершеннолетних в проституцию и использование их в производстве и распространении детской порнографии. В подпольной сексиндустрии эти нормы не соблюдаются, это делает борьбу с детской порнографией трудным международным делом. Поскольку дети - естественные жертвы всех, включая сексуальные, злоупотреблений взрослых, а покушения на детей вызывают сильную эмоциональную реакцию общества, консервативные силы часто используют их для разжигания массовой истерии в средствах массовой информации. Зачастую непонятно, идет ли речь о защите детей от сексуальной эксплуатации со стороны взрослых, или от их собственной пробуждающейся сексуальности. Однако криминологическая статистика свидетельствует, что количество сексуальных преступлений против детей зависит не от возраста согласия, а от эффективности правоохранительной системы данного государства. Как писал В.И. Ленин, эффективность закона зависит не от строгости наказания, а от его неотвратимости.
Особенно большие сдвиги
происходят в характере сексуального
поведения и ценностей
Снижение возраста сексуального дебюта и автономизация подростковой и юношеской сексуальности от «внешних» форм социального контроля (со стороны родителей, школы, церкви и государства) создает ряд потенциально опасных ситуаций, прежде всего - нежелательных беременностей, абортов и заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), последнюю угрозу сделал особенно серьезной СПИД [74].
Массовые сексологические
опросы позволяют поставить конкретные
проблемы профилактики СПИДа и ЗППП,
планирования семьи и воспитания
молодежи не узко, а в широкой
социально-психологической
Кроме того, в 1970-х годах раннее начало сексуальной жизни на Западе повсеместно коррелировало с различными антинормативными и девиантными поступками (плохая школьная успеваемость, пьянство, хулиганство, конфликты с учителями и родителями и т.д.).
Хотя раннее начало сексуальной
жизни и сегодня часто
Характер сексуального поведения
подростка зависит не только от его
субкультуры, но и от его собственных
глубинных личностных свойств. Возраст
сексуального дебюта и индивидуальный
стиль сексуальной активности старшеклассников
коррелируют со степенью их индивидуальной
физической зрелости (точнее - с тем,
как они ее воспринимают) и со
стремлением скорее добиться взрослого
статуса. Психологи выяснили, что
важнейшая психологическая