Сексуальная культура молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Сексуальная жизнь человека -чрезвычайно важная и сложная область. Значимой ее частью выступает формирование здоровой сексуальности, представляющее собой противоречивый процесс.
Проблемы сексуальной культуры в последние десятилетия активно исследуются представителями разных наук. Это связано с тем, что глубокие изменения в трудовой, бытовой, досуговой деятельности, вызванные научно-техническим прогрессом, привели к качественным преобразованиям в отношениях между мужчинами и женщинами в интимной сфере.

Оглавление

Введение
1. Общественное нормирование и каналы сексуального просвещения молодежи 3
2. Сексуальная культура молодежи: основные проблемы 7
Заключение 13
Библиографический список 1

Файлы: 1 файл

бжд.docx

— 40.33 Кб (Скачать)

Введение

1. Общественное нормирование и каналы сексуального просвещения молодежи 3

2. Сексуальная культура молодежи: основные проблемы 7

Заключение 13

Библиографический список 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сексуальная жизнь человека -чрезвычайно важная и сложная область. Значимой ее частью выступает формирование здоровой сексуальности, представляющее собой противоречивый процесс.

Проблемы сексуальной  культуры в последние десятилетия  активно исследуются представителями  разных наук. Это связано с тем, что глубокие изменения в трудовой, бытовой, досуговой деятельности, вызванные  научно-техническим прогрессом, привели  к качественным преобразованиям  в отношениях между мужчинами  и женщинами в интимной сфере.

Подростковая сексуальность  всегда заботила педагогов и родителей. Во второй половине ХХ в. сексуальная активность 14-18-летних юношей и девушек во всем мире заметно повысилась, что сопровождалось снижением возраста сексуального дебюта, уменьшением гендерных различий, массовым распространением добрачных связей и т.д.

И в условиях бедности, массовой безнадзорности и расшатывания социально-культурной сферы, включая физкультуру и  спорт, секс представляется для многих подростков главной и зачастую единственной сферой самоутверждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общественное нормирование и каналы сексуального просвещения молодежи

 

З. Фрейд был одним из первых ученых, осознавших, что сексуальность - это свойство человека, присущее ему  на протяжении всей жизни. Он считал, что  половое влечение, или либидо (инстинктивное  стремление к чувственному наслаждению), является ключевой силой, мотивирующей поведение [46].

Социальная терпимость «расколдовывает» сексуальность, побуждая рассматривать  ее не глобально, а в конкретных социокультурных  и личностных контекстах [22, с.38].

Человеческая сексуальность -- это царство контрастов и противоречий, общественных тенденций и культурных императивов; это «чрезвычайно яркое явление, обусловленное объективными и субъективными аспектами, внутриличностными и внеличностными факторами, включающее совокупность биологических, психологических, социальных, культурных процессов, связанных с проявлением и удовлетворением половой функции» [15, с.15].

Запрещение тех или  иных поступков далеко не всегда совпадает  с запрещением говорить о них (табу слов). Бывают принципиально неназываемые, невербализуемые отношения; их существование общеизвестно, но о них не принято говорить или можно говорить только намеками, эвфемизмами [21, с.74-75].

Сексуальная мораль - система  нравственных норм, регулирующих все  стороны сексуальной жизни человека. Является одной из составных частей системы нравственных ценностей  конкретного общества, включает не только правила полового поведения  людей, но и этические, эстетические взгляды, обычаи , касающиеся вопросов секса [71].

Не смотря на то, что даже в пределах одной и той же культуры существуют разные нормы сексуального поведения для разных категорий  людей (двойной стандарт, то есть разные нормы сексуального поведения для  мужчин и для женщин, который в  той или иной степени наблюдается  почти везде; сексуальные роли, позиции  в половом акте; приписываемая  мужчинам и женщинам мотивация; право  выбирать сексуального партнера и определять характер взаимоотношений с ним) [21, с.77-78], любовь способна наполнять  собой все отношения между  мужчиной и женщиной вне зависимости  от социального положения, расовой  или национальной принадлежности, вероисповедания, возраста и исторического периода.

Сексуальный опыт, основанный на собственных переживаниях человека, сугубо индивидуален, но складывается он под влиянием социальной среды  и общедоступной информации. Чтобы  понять феномен сексуальности, необходимо представить себе ее многогранность.

 

Если традиционный подход к половым отношениям заключается  в поиске путей воссоединения  двух половых начал, то социокультурная  концепция помимо этого учитывает  деятельностную и нормативные составляющие сексуального поведения, новые подходы к известной дихотомии (делению на гетеросексуальные и гомосексуальные отношения) и возможность бисексуальных проявлений, индивидуальных особенностей сексуальности личности, тем самым, расширяя объект притязаний.

Поэтому социокультурная  концепция полового развития предполагает:

* Формирование определенного  сексуального поведения посредством  всего многообразия мер, средств,  форм и способов, которые выработало  человечество в ходе исторического  развития.

* Стремление к повышению  уровня сексуальной культуры  индивидов, общественных групп  или выравниванию ее уровней  в паре.

Число и тип сексуальных  партнеров и конкретные сексуальные техники постепенно становятся исключительно делом личного выбора. Расширяются возрастные рамки сексуальной активности благодаря достижениям медицины, особенно сексофармакологии.

Сексуально-эротическое  поведение и мотивация эмансипируются от репродуктивной биологии, связанной  с продолжением рода, которой они  обязаны своим происхождением в  филогенезе.

На индивидуально-психологическом, мотивационном уровне так было всегда. Люди, как и животные, спариваются  не для размножения, а для удовольствия. Однако в прошлом эта сторона  дела всячески вуалировалась и приглушалась. Биологически и культурно «нормальной» считалась только такая сексуальная  активность, которая способствовала или могла привести к зачатию. В ХХ в. положение изменилось. Общественное сознание (нормативная культура) приняло  тот факт, что сексуальность не направлена на деторождение, не нуждается  в оправдании и является самоценной.

Сдвиги в сексуальной  культуре неразрывно связаны с изменениями  гендерного порядка, характера взаимоотношений  мужчин и женщин. Главными субъектами и агентами этих изменений являются не мужчины, а женщины, социальное положение, деятельность и психика которых  изменяются сейчас значительно быстрее  и радикальнее, чем мужская психика. Дело здесь не столько в более  широкой адаптивности женщин, сколько  в общей логике социально-классовых  отношений. Любые радикальные социальные изменения осуществляют прежде всего те, кто в них заинтересован, в данном случае - женщины, которые шаг за шагом осваивают новые для себя занятия и виды деятельности, что сопровождается их психологическим самоизменением и изменением их коллективного самосознания, включая представления о том, как должны складываться их взаимоотношения с мужчинами. Степень и темпы изменения гендерного порядка и соответствующих ему образов маскулинности и фемининности неравномерны в разных странах, социально-экономических слоях, социально-возрастных группах и среди разных категорий мужчин и женщин. При этом происходит не «феминизация» мужчин и / или «маскулинизация» женщин и образование некоего «унисекса», а ослабление поляризации половых различий и связанной с ними социальной стратификации. Многие традиционные различия мужского и женского, которые привычно ассоциируются с половым диморфизмом, не столько исчезают, сколько трансформируются и перестают быть обязательной социальной нормой. Это открывает дорогу проявлению множества индивидуальных вариаций, которые могут быть вообще не связаны с полом и гендером.

Установка на возможную временность  сексуального партнерства производна от высокой социальной мобильности, которая делает любые социальные идентичности и принадлежности (профессиональные, территориально-этнические, конфессиональные и т.д.) более изменчивыми и  сменными. Высокая мобильность создает  ситуацию ненадежности и неопределенности, но одновременно увеличивает степень  индивидуальной свободы и связанной  с нею ответственности.

Типичная форма сексуального партнерства у современных молодых  людей - так называемая серийная моногамия, когда человек живет одновременно только с одним партнером /партнершей, но эти отношения продолжаются не всю жизнь, а только какой-то более  или менее длительный отрезок  времени. Эта установка противоречит, с одной стороны, идее пожизненного брачного союза, а с другой - леворадикальным  идеям о ненужности института  брака и супружеской верности вообще. Отношение серьезных социологов к серийной моногамии сначала  было ироническим, казалось, что она  может существовать только в молодежной среде и при отсутствии детей.

Важные сдвиги происходят в сфере сексуальной морали. Хотя моральное регулирование и оценка сексуальных отношений не исчезают, они становятся более гибкими  и реалистическими. В результате, во-первых, уменьшается разрыв между  повседневной, бытовой и официальной  моралью и, следовательно, становится меньше лицемерия. Во-вторых, суживается круг морально оцениваемых явлений. Число и тип сексуальных партнеров и конкретные сексуальные техники постепенно становятся исключительно делом личного усмотрения. По словам знаменитого немецкого социолога Теодора Адорно, «главное и единственное правило сексуальной морали - обвинитель всегда неправ» [74]. Однако сужение сферы морального регулирования компенсируется более высокими требованиями к характеру отношений. Важнейшим критерием моральной оценки сексуальных действий и отношений становится их добровольность.

Самая трудная проблема, которую ХХ в. оставил в наследство ХХI в. - отношение к детской сексуальности. В этом вопросе существуют две противоположные и одинаково важные тенденции. С одной стороны, в противоположность средневековой идее имманентной чистоты и асексуальности ребенка (хотя она сосуществовала с идеей имманентной детской греховности, от которой ребенка может уберечь только строгость и родительский контроль), современная наука признает факт существования детской сексуальности, которую должны учитывать родители и воспитатели и из которой вытекает также право детей и особенно подростков на получение сексуальной информации.

С другой стороны, современное  общество, в отличие от ряда древних  цивилизаций, остро осознает необходимость  защиты детей от сексуальных посягательств  и эксплуатации со стороны взрослых. Прежде всего, это делается путем  установления легального возраста согласия - минимальный возраст, начиная с  которого закон допускает добровольные сексуальные отношения между  взрослым (старше 18 лет) и подростком.

Во всех цивилизованных странах  существуют также строгие наказания  за вовлечение несовершеннолетних в  проституцию и использование  их в производстве и распространении  детской порнографии. В подпольной сексиндустрии эти нормы не соблюдаются, это делает борьбу с детской порнографией трудным международным делом. Поскольку дети - естественные жертвы всех, включая сексуальные, злоупотреблений взрослых, а покушения на детей вызывают сильную эмоциональную реакцию общества, консервативные силы часто используют их для разжигания массовой истерии в средствах массовой информации. Зачастую непонятно, идет ли речь о защите детей от сексуальной эксплуатации со стороны взрослых, или от их собственной пробуждающейся сексуальности. Однако криминологическая статистика свидетельствует, что количество сексуальных преступлений против детей зависит не от возраста согласия, а от эффективности правоохранительной системы данного государства. Как писал В.И. Ленин, эффективность закона зависит не от строгости наказания, а от его неотвратимости.

Особенно большие сдвиги происходят в характере сексуального поведения и ценностей подростков. Во второй половине ХХ в. практически во всем мире произошло снижение возраста сексуального дебюта и уменьшение разницы в этом отношении между мужчинами и женщинами.

 

Снижение возраста сексуального дебюта и автономизация подростковой и юношеской сексуальности от «внешних» форм социального контроля (со стороны родителей, школы, церкви и государства) создает ряд потенциально опасных ситуаций, прежде всего - нежелательных  беременностей, абортов и заражения  инфекциями, передаваемыми половым  путем (ИППП), последнюю угрозу сделал особенно серьезной СПИД [74].

Массовые сексологические  опросы позволяют поставить конкретные проблемы профилактики СПИДа и ЗППП, планирования семьи и воспитания молодежи не узко, а в широкой  социально-психологической перспективе, учитывающей эволюцию брачно-семейных отношений, изменения в характере  сексуальной культуры, межпоколенных отношениях, процессах и механизмах социализации юношества и т.п. [75].

Кроме того, в 1970-х годах  раннее начало сексуальной жизни  на Западе повсеместно коррелировало  с различными антинормативными и девиантными поступками (плохая школьная успеваемость, пьянство, хулиганство, конфликты с учителями и родителями и т.д.).

Хотя раннее начало сексуальной  жизни и сегодня часто сочетается у подростков с проблемным поведением и стремлением скорее повзрослеть, последствия этого зависят как  от социальных условий, так и от индивидуальных, личных особенностей подростка. В тех  странах, где существует эффективное  сексуальное просвещение, сексуальная  активность подростков значительно  реже сопровождается эпидемиологическими  и другими социальными издержками.

Характер сексуального поведения  подростка зависит не только от его  субкультуры, но и от его собственных  глубинных личностных свойств. Возраст  сексуального дебюта и индивидуальный стиль сексуальной активности старшеклассников коррелируют со степенью их индивидуальной физической зрелости (точнее - с тем, как они ее воспринимают) и со стремлением скорее добиться взрослого  статуса. Психологи выяснили, что  важнейшая психологическая черта  молодых 18-20-летних мужчин, ведущих  интенсивную сексуальную жизнь  и имеющих связи с большим  количеством женщин, - любовь к новизне  и риску, с которой коррелируют  гипермаскулинность, физическая привлекательность, эмоциональная раскованность и повышенный уровень секреции тестостерона. Иными словами, эти юноши сексуальнее своих сверстников и полнее персонифицируют в себе традиционные ценности маскулинности - предприимчивость, смелость, раскованность, любовь к риску и т.д.

Информация о работе Сексуальная культура молодежи