Сексуальная культура молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Сексуальная жизнь человека -чрезвычайно важная и сложная область. Значимой ее частью выступает формирование здоровой сексуальности, представляющее собой противоречивый процесс.
Проблемы сексуальной культуры в последние десятилетия активно исследуются представителями разных наук. Это связано с тем, что глубокие изменения в трудовой, бытовой, досуговой деятельности, вызванные научно-техническим прогрессом, привели к качественным преобразованиям в отношениях между мужчинами и женщинами в интимной сфере.

Оглавление

Введение
1. Общественное нормирование и каналы сексуального просвещения молодежи 3
2. Сексуальная культура молодежи: основные проблемы 7
Заключение 13
Библиографический список 1

Файлы: 1 файл

бжд.docx

— 40.33 Кб (Скачать)

Отсюда вытекает, что те же самые, предположительно природные, черты, которые дают этим мальчикам  определенные социосексуальные преимущества (в средних классах школы они пользуются авторитетом у мальчиков, а в старших классах приобретают успех у девочек) одновременно являются факторами риска, способствующими девиантному поведению, склонности к наркотикам, алкоголизму и сексуальному насилию. Знание этого весьма существенно для выработки дифференцированной стратегии как сексуального, так и всякого прочего воспитания и образования молодежи.

В европейском регионе  ученые, занимающиеся изучением сексуальных  культур, различают три типа сексуальных  культур.

В странах Северной Европы, где отношение к сексуальности  традиционно терпимое, подростки  максимально автономны от старших, половые/гендерные различия резко  уменьшаются и существует систематическое сексуальное просвещение, демографическая и эпидемиологическая статистика наиболее благоприятна.

В странах Южной Европы (Италия, Испания, Греция и др.) традиционные стереотипы, влияние родительской семьи  и религии сильнее, сексуальное  просвещение здесь менее откровенно, сохраняется двойной стандарт и  т.д. Однако главные тенденции развития здесь те же самые.

Третья группа стран (условно - Центральной Европы), включающая Англию, Францию и Германию, стоит посредине, причем одни больше тяготеют к первому, а другие - ко второму полюсу. Кроме  различий между странами, существуют большие социально-классовые и  региональные различия.

Убедившись в неэффективности  внешнего контроля за подростковой сексуальностью, педагоги и психологи возложили надежды на сексуальное просвещение. Вначале некоторые думали, что с этим справится родительская семья, но надежды не оправдались.

Родительская семья - важный фактор нравственного и эмоционального воспитания детей, но сексуального образования  она не дает и дать не может. Это делают другие социальные институты - общество сверстников, средства массовой информации, а прежде всего - школа, причем акцент делается не на запретах, а на убеждении и просвещении [74].

Общеизвестно, что за последние  годы в сексуальном поведении  и установках молодежи, прежде всего  подростков и юношей, произошли большие  изменения, вызывающие растущую социальную озабоченность [75].

Как показывают медико-статистические исследования, половое созревание подростков в большинстве развитых стран  происходит сейчас значительно раньше, чем в прошлом столетии, в среднем  на два-три года. При этом в городе половое созревание наступает раньше, чем в деревне. На темпах полового созревания сказывается общее ускорение  физического развития детей.

 

В то же время социальная зрелость, личная самостоятельность  наступают в большинстве случаев  позже (больше времени требуется  для получения необходимого образования  и т. п.). Факт увеличивающегося разрыва  между временем полового созревания и наступлением социальной зрелости является, по-видимому, общим для  всех индустриально развитых стран. Значение этого разрыва очень  велико [76].

Знаменитый педагог советского периода нашей истории А. С. Макаренко  подчеркивал, что половое чувство  нельзя рассматривать изолированно от всего процесса развития и формирования личности. «Любовь не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения Силы «любовной» любви  могут быть найдены только в опыте  неполовой человеческой симпатии. Молодой  человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил  своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой  любви, тем благороднее будет  и любовь половая» [27, с.257].

И, само собой разумеется, что физическая красота, дружеские  отношения, одинаковые склонности и  т. п. пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и  для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в интимные отношения. Но от этого до современной  половой любви еще бесконечно далеко [28, с.79].

В процессе полового созревания у подростка возникают (и постепенно осознаются как таковые) определенные эротические потребности. Но чувства  подростка как бы раздвоены. Его эротическая потребность и потребность в интимности, в духовной близости с другим человеком, еще не слиты в одно: первая направлена на существо другого пола, вторая фиксируется обычно на сверстнике собственного пола, с которым подростка сближают общие переживания (в том числе и сексуальные); недаром юношеская дружба отличается такой высокой степенью интимности, интенсивности и эмоциональности. Представления подростка о любви, предвосхищающие действительный опыт, тоже противоречивы. С одной стороны, он мечтает о возвышенной, чистой любви, с которой не ассоциируется ничто низменное, мелкое. С другой стороны, телесная, физическая сторона любви, «секс», представления о которой почерпнуты большей частью из окружения своих сверстников. Недостаточно квалифицированные лекции и беседы на моральные темы, которые не показывают процесса очеловечения полового чувства, а ограничиваются констатацией того, что «с одной стороны» есть половое влечение, а «с другой стороны» -- романтическая любовь, только закрепляют этот «дуализм», в свете которого любовь оказывается лишь красивой иллюзией, морально-психологической надстройкой над низменным по сути своей биологическим влечением. Эти рассуждения, в сущности, представляют собой всего лишь вариацию на старую тему о «божественной любви» и «плотском грехе». Между тем главная суть (и основная трудность) сексуального созревания личности состоит именно в преодолении (психологическом и практическом) этого дуализма.

Таким образом, верно не только то, что социальная зрелость личности предполагает зрелость половую и соответствующую сексуальную адаптацию, но и обратное: зрелая сексуальность предполагает зрелость социально-психологическую, к которой человек приходит не сразу, а в итоге длительного развития и взаимодействия с другими людьми [76].

Ж. Пиаже и Л. Колберг на основе тщательного исследования отмечали, что подростки тяготеют к мышлению конкретными понятиями в сфере настоящего. Это означает, что они часто не придают значения последствиям.

“Подростки не способны связать секс с любовью”, - Жан  Пиаже, детский психолог.

“Подростки не способны задумываться о будущем”, - Лоуренс  Колберг, психолог нравственного развития.

“Если начать половую жизнь  до того, как разовьется способность  преданно любить, в будущем возникнут  проблемы с близостью”, - утверждал  Виктор Франкл, психиатр.

В любой дискуссии по половому воспитанию всегда необходимо уделять  внимание влиянию секса на процесс  развития человека. Человек является духовным существом, чье эмоциональное, социальное и психологическое развитие происходит параллельно с его  биологическим развитием.

Известный психиатр В. Франкл (1978) верил, что вступление в половые отношения прежде, чем сердце подготовлено к этому, приносит трудности в интимных отношениях позже. Согласно его наблюдениям, вся половая активность вне зрелых моногамных отношений в своем большинстве эгоистична и не может удовлетворить потребности в близости. Преждевременные половые связи нарушают правильное развитие сердца, усиливая самолюбование. Другими словами, преждевременные половые отношения искажают весь процесс развития личности [45].

В настоящее время продолжается процесс радикальной ломки традиционных норм, ограничений и запретов в  сфере сексуальных отношений. Сегодня  можно говорить о повышении сексуальной  активности молодежи, что сопровождается заметными изменениями в обществе.

Стремительные изменения  во взглядах и представлениях молодежи по вопросам половых отношений, секса  носят зачастую стихийный, нерегулируемый характер, что не может не сказываться  на общей сексуальной культуре молодежи.

 

2. Общественное нормирование  и каналы сексуального просвещения  молодежи

 

Подростки сталкиваются с  целой гаммой сексуального поведения, включая сексуальное насилие. Многие популярные современные фильмы затрагивают  сильные и откровенные сексуальные  темы. Секс и сексуальность становятся общим местом, перестав быть тайной за семью печатями. Подростки начинают «разбираться» в тонкостях сексуальной  жизни все раньше и раньше.

Однако это обучение крайне противоречиво. Большинство медиа  посланий базируются на упрощенных образах-клише  моделей взаимодействий мужчины  и женщины, в то же время они  содержат в себе много скрытых, неявных, контекстовых намеков на то, что  соответствует реальному сексуальному контакту [72].

Влияние средств массовой информации в настоящий момент выросло  настолько, что превзошло влияние  на жизнь молодежи, семьи и школы. Постоянная пропаганда секса вне  связи с браком и семьей привела  к тому, что даже родители пришли к мнению, что сегодня нереально  ожидать от молодежи воздержания  от сексуальных отношений до брака. Молодые люди, в свою очередь, принимают  как руководство к действию сомнения взрослых в том, что они способны контролировать себя. И поскольку  взрослые наблюдают все больший  рост числа сексуальных экспериментов  среди молодежи, то все меньше остается у них возможности советовать подросткам воздерживаться от секса до брака. Это стало порочным кругом, когда ожидания ведут к еще большей сексуальной активности, что, в свою очередь, ведет к тому, что сегодня все больше взрослых считают, что не следует ожидать, что молодые люди будут себя контролировать [45].

Время начала половой жизни  у российских тинейджеров все время снижается. Причин множество -- акселерация, влияние СМИ, занимающихся откровенной пропагандой секса, падение нравственных устоев. Общество потребления навязывает клише -- попробуй в жизни все, и чем больше, тем лучше.

Повсеместно наблюдаемая  тенденция к сожительству, называемому  гражданским браком, приводит к тому, что у молодежи снижается ответственность  за своего партнера и будущих детей. В более взрослом состоянии это  приводит к таким «осколочным» отношениям, как наличие любовницы, встречи  с проститутками, формальный брак с  выполнением определенных формальных ролей.

Сексуальность, перестав быть запретной, уже не связана с девиантным поведением. Вследствие изменения родительских установок, подростковая сексуальность становится приемлемым сюжетом внутрисемейного общения, а терпимое отношение взрослых побуждает юношей и девушек принимать на себя большую ответственность за последствия своих поступков.

В современном обществе семейный разговор на "сексуальные" темы стал культурно и психологически более  приемлемым, чем раньше. Однако сравнительные  исследования показывают, что независимо от степени терпимости и просвещенности родителей, современные подростки  больше ориентируются на нормы собственного поколения.

Ведь родительская семья  нигде не является ключевым каналом  сексуального просвещения, и это  многими не рассматривается как  катастрофа. Родительская семья - важный фактор нравственного и эмоционального воспитания детей, но собственно сексуального просвещения, как и всякого иного  образования, она не дает и дать не может. Это делают другие социальные институты - общество сверстников, средства массовой информации [75].

Но именно семья способна вомногом привить подрастающему поколению верное понимание любви в секса, при которых не ущемляются права человека [40, с.107].

Появление же Интернета радикально влияет на изменение информационной ситуации во всех сферах жизни, включая  сексуальность.

Во-первых, появляются новые, более открытые и индивидуализированные  формы сексуального просвещения.

Во-вторых, существуют моделируемые конференции, где люди обмениваются сексуальным опытом и попросту болтают.

В-третьих, интерактивная  виртуальная реальность позволяет  людям находить новых знакомых и  проигрывать в общении с ними разнообразные сексуальные роли и ситуации, недоступные им в реальной жизни. Это особенно ценно для  одиноких, застенчивых людей, тех, чьи  сексуальные фантазии содержат в  себе нечто неприемлемое, запретное  или просто трудно осуществимое, и особенно подростков.

В-четвертых, интернет содержит множество сексуально-эротических  материалов и образов. В связи  с этим возникает ряд нравственных, эстетических и педагогических проблем.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате рассмотрения темы, можно констатировать, что  «нормальное» сексуальное поведение, в форме гетеросексуальности, в среде современного подрастающего поколения, не переставая быть самым распространенным и массовым, утрачивает свою нравственную монополию и имеет место лояльность к иным социально приемлемым стилям сексуальной жизни. Уже в первой половине XXI века однополые браки или домашние партнерства могут быть легализованы во всех цивилизованных странах, а дискриминация людей по признаку их сексуальной ориентации становится такой же юридически и морально неприемлемой, как расизм или антисемитизм. А такая терпимость уже распространяется и на другие сексуальные меньшинства (трансексуалы, трансвеститы, садомазохисты и др.).

Результатом этого становится не увеличение абсолютного числа  или удельного веса геев и лесбиянок среди молодежи, а то, что она перестает бояться влечения к лицам собственного пола и категоризировать себя и других по этому признаку. Иными словами, сексуальная ориентация из политической проблемы становится делом индивидуального предпочтения.

С ослаблением сексуальных  страхов молодежи резко уменьшается  число насаждаемых консервативными  организациями в своекорыстных  политических целях юридических  запретов на сексуально-эротические  материалы. Потребление эротики  определяются как дело индивидуального  усмотрения, а свобода распространения  сексуальной информации - одно из неотчуждаемых  прав человека.

Информация о работе Сексуальная культура молодежи