Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:24, курсовая работа
Сексуальная жизнь человека -чрезвычайно важная и сложная область. Значимой ее частью выступает формирование здоровой сексуальности, представляющее собой противоречивый процесс.
Проблемы сексуальной культуры в последние десятилетия активно исследуются представителями разных наук. Это связано с тем, что глубокие изменения в трудовой, бытовой, досуговой деятельности, вызванные научно-техническим прогрессом, привели к качественным преобразованиям в отношениях между мужчинами и женщинами в интимной сфере.
Введение
1. Общественное нормирование и каналы сексуального просвещения молодежи 3
2. Сексуальная культура молодежи: основные проблемы 7
Заключение 13
Библиографический список 1
Отсюда вытекает, что те же самые, предположительно природные, черты, которые дают этим мальчикам определенные социосексуальные преимущества (в средних классах школы они пользуются авторитетом у мальчиков, а в старших классах приобретают успех у девочек) одновременно являются факторами риска, способствующими девиантному поведению, склонности к наркотикам, алкоголизму и сексуальному насилию. Знание этого весьма существенно для выработки дифференцированной стратегии как сексуального, так и всякого прочего воспитания и образования молодежи.
В европейском регионе ученые, занимающиеся изучением сексуальных культур, различают три типа сексуальных культур.
В странах Северной Европы, где отношение к сексуальности традиционно терпимое, подростки максимально автономны от старших, половые/гендерные различия резко уменьшаются и существует систематическое сексуальное просвещение, демографическая и эпидемиологическая статистика наиболее благоприятна.
В странах Южной Европы
(Италия, Испания, Греция и др.) традиционные
стереотипы, влияние родительской семьи
и религии сильнее, сексуальное
просвещение здесь менее
Третья группа стран (условно - Центральной Европы), включающая Англию, Францию и Германию, стоит посредине, причем одни больше тяготеют к первому, а другие - ко второму полюсу. Кроме различий между странами, существуют большие социально-классовые и региональные различия.
Убедившись в неэффективности внешнего контроля за подростковой сексуальностью, педагоги и психологи возложили надежды на сексуальное просвещение. Вначале некоторые думали, что с этим справится родительская семья, но надежды не оправдались.
Родительская семья - важный фактор нравственного и эмоционального воспитания детей, но сексуального образования она не дает и дать не может. Это делают другие социальные институты - общество сверстников, средства массовой информации, а прежде всего - школа, причем акцент делается не на запретах, а на убеждении и просвещении [74].
Общеизвестно, что за последние годы в сексуальном поведении и установках молодежи, прежде всего подростков и юношей, произошли большие изменения, вызывающие растущую социальную озабоченность [75].
Как показывают медико-статистические исследования, половое созревание подростков в большинстве развитых стран происходит сейчас значительно раньше, чем в прошлом столетии, в среднем на два-три года. При этом в городе половое созревание наступает раньше, чем в деревне. На темпах полового созревания сказывается общее ускорение физического развития детей.
В то же время социальная
зрелость, личная самостоятельность
наступают в большинстве
Знаменитый педагог советского периода нашей истории А. С. Макаренко подчеркивал, что половое чувство нельзя рассматривать изолированно от всего процесса развития и формирования личности. «Любовь не может быть выращена просто из недр простого зоологического полового влечения Силы «любовной» любви могут быть найдены только в опыте неполовой человеческой симпатии. Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая» [27, с.257].
И, само собой разумеется, что физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности и т. п. пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в интимные отношения. Но от этого до современной половой любви еще бесконечно далеко [28, с.79].
В процессе полового созревания у подростка возникают (и постепенно осознаются как таковые) определенные эротические потребности. Но чувства подростка как бы раздвоены. Его эротическая потребность и потребность в интимности, в духовной близости с другим человеком, еще не слиты в одно: первая направлена на существо другого пола, вторая фиксируется обычно на сверстнике собственного пола, с которым подростка сближают общие переживания (в том числе и сексуальные); недаром юношеская дружба отличается такой высокой степенью интимности, интенсивности и эмоциональности. Представления подростка о любви, предвосхищающие действительный опыт, тоже противоречивы. С одной стороны, он мечтает о возвышенной, чистой любви, с которой не ассоциируется ничто низменное, мелкое. С другой стороны, телесная, физическая сторона любви, «секс», представления о которой почерпнуты большей частью из окружения своих сверстников. Недостаточно квалифицированные лекции и беседы на моральные темы, которые не показывают процесса очеловечения полового чувства, а ограничиваются констатацией того, что «с одной стороны» есть половое влечение, а «с другой стороны» -- романтическая любовь, только закрепляют этот «дуализм», в свете которого любовь оказывается лишь красивой иллюзией, морально-психологической надстройкой над низменным по сути своей биологическим влечением. Эти рассуждения, в сущности, представляют собой всего лишь вариацию на старую тему о «божественной любви» и «плотском грехе». Между тем главная суть (и основная трудность) сексуального созревания личности состоит именно в преодолении (психологическом и практическом) этого дуализма.
Таким образом, верно не только то, что социальная зрелость личности предполагает зрелость половую и соответствующую сексуальную адаптацию, но и обратное: зрелая сексуальность предполагает зрелость социально-психологическую, к которой человек приходит не сразу, а в итоге длительного развития и взаимодействия с другими людьми [76].
Ж. Пиаже и Л. Колберг на основе тщательного исследования отмечали, что подростки тяготеют к мышлению конкретными понятиями в сфере настоящего. Это означает, что они часто не придают значения последствиям.
“Подростки не способны связать секс с любовью”, - Жан Пиаже, детский психолог.
“Подростки не способны задумываться о будущем”, - Лоуренс Колберг, психолог нравственного развития.
“Если начать половую жизнь до того, как разовьется способность преданно любить, в будущем возникнут проблемы с близостью”, - утверждал Виктор Франкл, психиатр.
В любой дискуссии по половому воспитанию всегда необходимо уделять внимание влиянию секса на процесс развития человека. Человек является духовным существом, чье эмоциональное, социальное и психологическое развитие происходит параллельно с его биологическим развитием.
Известный психиатр В. Франкл (1978) верил, что вступление в половые отношения прежде, чем сердце подготовлено к этому, приносит трудности в интимных отношениях позже. Согласно его наблюдениям, вся половая активность вне зрелых моногамных отношений в своем большинстве эгоистична и не может удовлетворить потребности в близости. Преждевременные половые связи нарушают правильное развитие сердца, усиливая самолюбование. Другими словами, преждевременные половые отношения искажают весь процесс развития личности [45].
В настоящее время продолжается
процесс радикальной ломки
Стремительные изменения во взглядах и представлениях молодежи по вопросам половых отношений, секса носят зачастую стихийный, нерегулируемый характер, что не может не сказываться на общей сексуальной культуре молодежи.
2. Общественное нормирование
и каналы сексуального
Подростки сталкиваются с
целой гаммой сексуального поведения,
включая сексуальное насилие. Многие
популярные современные фильмы затрагивают
сильные и откровенные
Однако это обучение крайне
противоречиво. Большинство медиа
посланий базируются на упрощенных образах-клише
моделей взаимодействий мужчины
и женщины, в то же время они
содержат в себе много скрытых, неявных,
контекстовых намеков на то, что
соответствует реальному
Влияние средств массовой
информации в настоящий момент выросло
настолько, что превзошло влияние
на жизнь молодежи, семьи и школы.
Постоянная пропаганда секса вне
связи с браком и семьей привела
к тому, что даже родители пришли
к мнению, что сегодня нереально
ожидать от молодежи воздержания
от сексуальных отношений до брака.
Молодые люди, в свою очередь, принимают
как руководство к действию сомнения
взрослых в том, что они способны
контролировать себя. И поскольку
взрослые наблюдают все больший
рост числа сексуальных
Время начала половой жизни у российских тинейджеров все время снижается. Причин множество -- акселерация, влияние СМИ, занимающихся откровенной пропагандой секса, падение нравственных устоев. Общество потребления навязывает клише -- попробуй в жизни все, и чем больше, тем лучше.
Повсеместно наблюдаемая тенденция к сожительству, называемому гражданским браком, приводит к тому, что у молодежи снижается ответственность за своего партнера и будущих детей. В более взрослом состоянии это приводит к таким «осколочным» отношениям, как наличие любовницы, встречи с проститутками, формальный брак с выполнением определенных формальных ролей.
Сексуальность, перестав быть запретной, уже не связана с девиантным поведением. Вследствие изменения родительских установок, подростковая сексуальность становится приемлемым сюжетом внутрисемейного общения, а терпимое отношение взрослых побуждает юношей и девушек принимать на себя большую ответственность за последствия своих поступков.
В современном обществе семейный разговор на "сексуальные" темы стал культурно и психологически более приемлемым, чем раньше. Однако сравнительные исследования показывают, что независимо от степени терпимости и просвещенности родителей, современные подростки больше ориентируются на нормы собственного поколения.
Ведь родительская семья нигде не является ключевым каналом сексуального просвещения, и это многими не рассматривается как катастрофа. Родительская семья - важный фактор нравственного и эмоционального воспитания детей, но собственно сексуального просвещения, как и всякого иного образования, она не дает и дать не может. Это делают другие социальные институты - общество сверстников, средства массовой информации [75].
Но именно семья способна вомногом привить подрастающему поколению верное понимание любви в секса, при которых не ущемляются права человека [40, с.107].
Появление же Интернета радикально влияет на изменение информационной ситуации во всех сферах жизни, включая сексуальность.
Во-первых, появляются новые, более открытые и индивидуализированные формы сексуального просвещения.
Во-вторых, существуют моделируемые конференции, где люди обмениваются сексуальным опытом и попросту болтают.
В-третьих, интерактивная виртуальная реальность позволяет людям находить новых знакомых и проигрывать в общении с ними разнообразные сексуальные роли и ситуации, недоступные им в реальной жизни. Это особенно ценно для одиноких, застенчивых людей, тех, чьи сексуальные фантазии содержат в себе нечто неприемлемое, запретное или просто трудно осуществимое, и особенно подростков.
В-четвертых, интернет содержит
множество сексуально-
Заключение
В результате рассмотрения темы, можно констатировать, что «нормальное» сексуальное поведение, в форме гетеросексуальности, в среде современного подрастающего поколения, не переставая быть самым распространенным и массовым, утрачивает свою нравственную монополию и имеет место лояльность к иным социально приемлемым стилям сексуальной жизни. Уже в первой половине XXI века однополые браки или домашние партнерства могут быть легализованы во всех цивилизованных странах, а дискриминация людей по признаку их сексуальной ориентации становится такой же юридически и морально неприемлемой, как расизм или антисемитизм. А такая терпимость уже распространяется и на другие сексуальные меньшинства (трансексуалы, трансвеститы, садомазохисты и др.).
Результатом этого становится не увеличение абсолютного числа или удельного веса геев и лесбиянок среди молодежи, а то, что она перестает бояться влечения к лицам собственного пола и категоризировать себя и других по этому признаку. Иными словами, сексуальная ориентация из политической проблемы становится делом индивидуального предпочтения.
С ослаблением сексуальных
страхов молодежи резко уменьшается
число насаждаемых