Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 04:48, реферат
Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая культурная судьба России, в особенности, таких мегаполисов как Москва, во многом зависят от духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого россиянина, его отношения к историко-культурным традициям своей страны, своего народа, а также от освоения богатств отечественной и мировой культуры нашей молодежью, новыми поколениями россиян.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ, ИЛИ МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА 5
2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ
Реферат
МОЛОДЕЖЬ И КУЛЬТУРА
Выполнила:
студентка гр. У-5551
Мелешина О.А.
Проверила:
Ардальянова А.Ю.
Владивосток 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая культурная судьба России, в особенности, таких мегаполисов как Москва, во многом зависят от духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого россиянина, его отношения к историко-культурным традициям своей страны, своего народа, а также от освоения богатств отечественной и мировой культуры нашей молодежью, новыми поколениями россиян.
Отсутствие целостной государственной молодежной культурной политики и финансово обеспеченной культурно-воспитательной национальной программы при полномасштабном разрушении существовавших до начала 90-х гг. институтов воспитания и организации молодежи может привести в ближайшее время к катастрофе.
В результате проведения рыночных реформ, развала национальной экономики, индустрии и на этом фоне тотальной экспансии из-за рубежа массовой культуры, псевдокультуры мы наблюдаем, как в общественном сознании, в первую очередь, в молодежной среде происходят резкие изменения ценностных ориентации, доминант.
Кризис проявился, прежде
всего, в снижении уровня духовности
подрастающих поколений, поскольку
традиционные культурные ценности в
значительной степени утрачены, а
новые еще не сложились, да и не
могут сложиться в столь
В условиях коммерциализации
творчества новое искусство стало
искать дорогу к зрителю через
образы больного, извращенного или
порочного сознания, характер творчества
стал приобретать все более
В свою очередь сохранение и создание новых культурных ценностей и, главное, формирование внутренней культуры нового человека связано как с направленностью, характером деятельности субъектов творчества, так и с отношением общества к традиционным и инновационным культурным ценностям.
В сложившейся социокультурной
ситуации, полярности мнений и духовного
раскола среди творческой и научной
интеллигенции чрезвычайно
Необходимо глубокое историческое, философское, социологическое осмысление процессов, происходящих в сфере культуры в условиях продвижения России к демократическому обществу, к правовому, социальному
государству, а также состояния, роли, места в этих процессах молодежной культуры.
1. КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ, ИЛИ МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА
Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIII в. Позже его стали относить и к людям, отличавшимися изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, «культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.
Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. (2)
Как социальная группа молодежь в
контексте культурного уровня выступает
следующим образом. Молодежь - это
социальная возрастная группа молодых
людей (иногда до 30 лет), с одной стороны
они несут в себе результаты влияние
различных факторов, в целом представляют
собой сформированные личности, а
с другой стороны - их ценности остаются
гибкими, подверженными различным
влиянием. Жизненный опыт этой группы
не богат, представление о морально-
Молодежь выделяет свою культуру и
свою субкультуру, что связано с
неопределенностью своих
Современная российская культура, как
на институциональном, так и на субъектно-деятельностном
уровне сегодня находится в кризисном
состоянии, как и само общество. С
одной стороны, значимость культурного
развития населения для успешной
реализации социальных проектов и выхода
из кризиса не в полной мере осознается
органами управления, с другой - коммерциализация
культурного процесса, все более
заметный отход от норм и ценностей
«высокой» культуры к усредненным
образцам агрессивной массовой культуры,
наиболее явственно проявляющийся
в электронных средствах
Попытки реализации целостной программы
гуманитарной социализации в государственном
масштабе не увенчались успехом. Сегодня
единая система гуманитарной социализации
практически отсутствует, а частные
инициативы в этой сфере, осуществляемые
в экспериментальных или
Юношеский возраст, а в какой-то
мере и весь период взросления отличают
черты порывистости, неустойчивости
желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые
переживаниями амбивалентности
социального статуса (уже не ребенок,
еще не взрослый). именно эта специфика
приводит юношей в однородные по возрасту
и социальной принадлежности группы
сверстников, которые удовлетворяют
типичные юношеские потребности
в стиле поведения, моде, досуге,
межличностном общении. группы сверстников
выполняют социально-
Особенности поколения оказывают
существенное влияние на молодежную
субкультуру, обладающую не столько
возрастными, сколько генерационными
особенностями. в этом феномене наиболее
отчетливо проявляются
Тем не менее, некоторые стабильные, неизменные черты молодежной культуры существуют, хотя каждое новое поколение молодежи вступает в жизнь с несколько иным отношением к культуре общества и собственным культурным поведением и самовыражением.
Молодому человеку в силу его
возрастных и общепсихологических
особенностей свойственно, прежде своего,
эмоционально-чувственное
В юношеской психологии кроется причина и того, что молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь даже художественная литература воспринимается молодыми людьми как бы в картинках (давно ли они зачитывались сказками - самыми зрелищными из словесных жанров!).
И в более широком плане контекст
культурной жизни, культурная атмосфера
становятся для юношества возможностью
для эмоциональной
Чувственное восприятие культуры, стремление к однозначному противопоставлению «добра» и «зла», ожидание непременной и безусловной победы «своих» над «чужими» приводят у молодежи, особенно в юношеском возрасте, к преобладанию нравственных оценок над художественными, к внеэстетическому восприятию искусства. Молодой человек иногда сознательно, а чаще неосознанно, открывая книгу или отправляясь в кинотеатр, хочет очиститься нравственно, стать лучше, благороднее, свободнее.
Поиски эмоционально-
Противопоставляя себя миру взрослых, молодой человек все равно остается по сути «одинаковым», только эта «одинаковость» - внутри своего поколения и поэтому им самим не воспринимается. Молодежная мода - лучший тому пример. В выборе одежды молодой человек ориентируется, прежде всего, на свое окружение, чтобы соответствовать, не быть хуже или не достаточно модно одетым.
Итак, молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов. (4)
2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ
- Молодежь и "массовая культура"
"Массовая культура" давно
и привычно воспринимается как
символ чего-то низкопробного,
отупляющего. Однако она
Нужно смелее вторгаться на территорию шоу-бизнеса и отвоевывать у него возможность говорить с молодежью на привычном ей языке, но о вещах неизмеримо более значимых. "Массовая культура" не должна быть только досугово-бытовой. Она должна выводить далеко за рамки привычного шоу-бизнеса.
- Молодежная "элитарная культура"
В молодежной среде исподволь вызревает культура XXI века. Для обыденного сознания, во многом сформированного вкусами и привычками достаточно далекого прошлого, "авангардизм", "абсурдизм", "постмодернизм", "концептуализм" в искусстве молодых кажутся чем-то непонятным, извращенным и бесконечно далеким от "реальной жизни". Но именно в этих "измах" сложно преломляются действительные острейшие проблемы бытия на рубеже тысячелетий, к тому же отягощенные в нашей стране болезненной сменой общественного строя и системы ценностей.
Выставки, творческие вечера, фестивали современного искусства, моральная и материальная поддержка творчества молодых крайне необходимы. Что бы ни декларировали молодые, как бы они ни эпатировали публику, молодая культура нуждается в общественном внимании, в квалифицированной критике. Так же, впрочем, как и все мы нуждаемся в молодежной творческой элите, хотя это и не лежит на поверхности.
- Молодежь и духовные искания
Лишь у незначительной части
молодежи духовные устремления сформированы
в лоне семьи. Для большинства
свобода совести и
Поэтому наиболее разумным представляется оказание молодежи помощи в ознакомлении с духовным опытом человечества и, прежде всего, с традиционной для России православной культурой, в воспитании веротерпимости, в активной защите молодежи от влияния тоталитарных сект и агрессивных, фашиствующих право- и леворадикальных политических течений, маскирующихся под те или иные религиозные конфессии.
- Молодежь и культурное наследие
Культурное наследие прошлых эпох
не должно просто навязываться молодежи.
У всех нас перед глазами печальный
опыт обязательного
Культура прошлого должна подаваться как нечто живое, интересное и важно для современного молодого человека. В частности, и краеведение должно и может подняться от чисто изыскательской практики к живому и яркому просветительству. Иначе незачем тревожить "тени забытых предков".
- Молодежь и научное знание
Благодаря однобокой пропаганде, наука ассоциируется у молодежи прежде всего с глобальными угрозами человечеству и с нежеланием "официальной науки" обратиться к сфере сверхчувственного, таинственного, к "тонким и параллельным мирам". И это при замечательных успехах науки в биологии, психологии, космологии, информатике, синергетике и пр.