Культура молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 04:48, реферат

Краткое описание

Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая культурная судьба России, в особенности, таких мегаполисов как Москва, во многом зависят от духовного состояния, социальной и гражданской позиции каждого россиянина, его отношения к историко-культурным традициям своей страны, своего народа, а также от освоения богатств отечественной и мировой культуры нашей молодежью, новыми поколениями россиян.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ, ИЛИ МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА 5
2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 33.42 Кб (Скачать)

Реферат

МОЛОДЕЖЬ И  КУЛЬТУРА

Выполнила:

студентка гр. У-5551

Мелешина О.А.

Проверила:

Ардальянова А.Ю.

Владивосток 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • 1. КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ, ИЛИ МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА 5
  • 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ 9
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап переосмысления культурных ценностей и дальнейшая культурная судьба России, в особенности, таких мегаполисов как Москва, во многом зависят от духовного состояния, социальной и гражданской позиции  каждого россиянина, его отношения  к историко-культурным традициям  своей страны, своего народа, а также  от освоения богатств отечественной  и мировой культуры нашей молодежью, новыми поколениями россиян.

Отсутствие целостной  государственной молодежной культурной политики и финансово обеспеченной культурно-воспитательной национальной программы при полномасштабном  разрушении существовавших до начала 90-х гг. институтов воспитания и организации  молодежи может привести в ближайшее  время к катастрофе.

В результате проведения рыночных реформ, развала национальной экономики, индустрии и на этом фоне тотальной  экспансии из-за рубежа массовой культуры, псевдокультуры мы наблюдаем, как в  общественном сознании, в первую очередь, в молодежной среде происходят резкие изменения ценностных ориентации, доминант.

Кризис проявился, прежде всего, в снижении уровня духовности подрастающих поколений, поскольку  традиционные культурные ценности в  значительной степени утрачены, а  новые еще не сложились, да и не могут сложиться в столь короткий исторический отрезок времени.

В условиях коммерциализации творчества новое искусство стало  искать дорогу к зрителю через  образы больного, извращенного или  порочного сознания, характер творчества стал приобретать все более антигуманную, антисоциальную направленность, негативно, разлагающе влияя на все общество, а в особенности на духовно  неокрепшee подрастающее поколение.

В свою очередь сохранение и создание новых культурных ценностей  и, главное, формирование внутренней культуры нового человека связано как с  направленностью, характером деятельности субъектов творчества, так и с  отношением общества к традиционным и инновационным культурным ценностям.

В сложившейся социокультурной  ситуации, полярности мнений и духовного  раскола среди творческой и научной  интеллигенции чрезвычайно важно  заполнить образовавшийся вакуум такими знаниями, идеями, теориями, научными дисциплинами и практическими программами, которые, обладая статусом научной объективности, социально-культурной значимости и  духовной ценности, помогут не только переосмыслить происходящие процессы, но и организуют, систематизируют  восстановление утраченного культурного  пласта, культурных ориентиров, новое  мировоззрение, позволят системно формулировать  и успешно решать задачи культурного  строительства.

Необходимо глубокое историческое, философское, социологическое осмысление процессов, происходящих в сфере  культуры в условиях продвижения  России к демократическому обществу, к правовому, социальному

государству, а также  состояния, роли, места в этих процессах  молодежной культуры.

1. КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ, ИЛИ  МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА

Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось  до начала XVIII в. Позже его стали  относить и к людям, отличавшимися  изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, «культура» и по сей день ассоциируется с  хорошим воспитанием, посещением театров  и музеев, художественной эрудицией.

Современное научное определение  культуры значительно шире. Под культурой  понимаются убеждения, ценности и выразительные  средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования  поведения членов этой группы. (2)

Как социальная группа молодежь в  контексте культурного уровня выступает  следующим образом. Молодежь - это  социальная возрастная группа молодых  людей (иногда до 30 лет), с одной стороны  они несут в себе результаты влияние  различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а  с другой стороны - их ценности остаются гибкими, подверженными различным  влиянием. Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических  ценностях часто окончательно не определены. Сегодня юноша рано перестает  быть ребенком (по своему физиологическому развитию), но по социальному статусу  еще долгое время не принадлежит  миру взрослых. Юношеский возраст - время, когда экономическая активность и самостоятельность еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически - к миру отрочества. Если в смысле насыщения знаниями человек созревает  гораздо раньше, то в смысле положения  в обществе, возможности сказать  свое слово - зрелость ею отодвигается. «Молодежь» как феномен и социологическая  категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической  зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

Молодежь выделяет свою культуру и  свою субкультуру, что связано с  неопределенностью своих социальных ролей, неуверенностью в собственном  социальном статусе.

Современная российская культура, как  на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровне сегодня находится в кризисном  состоянии, как и само общество. С  одной стороны, значимость культурного  развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой - коммерциализация культурного процесса, все более  заметный отход от норм и ценностей  «высокой» культуры к усредненным  образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся  в электронных средствах массовой информации, также не может не отразится  на системе установок, ориентаций и  культурных идеалов молодого человека.

Попытки реализации целостной программы  гуманитарной социализации в государственном  масштабе не увенчались успехом. Сегодня  единая система гуманитарной социализации практически отсутствует, а частные  инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных  учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных  российских городов. В большинстве  же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной  работой», которая не столько приобщает  молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в  пользу рекреативно-развлекательной  самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлен уровнем  доходов родителей школьника  или самого молодого человека.

Юношеский возраст, а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности  социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). именно эта специфика  приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют  типичные юношеские потребности  в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. группы сверстников  выполняют социально-психологическую  терапевтическую функцию - преодоления  социального отчуждения. естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и  установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным  восприятием действительности и  юношеским нонконформизмом.

Особенности поколения оказывают  существенное влияние на молодежную субкультуру, обладающую не столько  возрастными, сколько генерационными особенностями. в этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения. (3)

Тем не менее, некоторые стабильные, неизменные черты молодежной культуры существуют, хотя каждое новое поколение  молодежи вступает в жизнь с несколько  иным отношением к культуре общества и собственным культурным поведением и самовыражением.

Молодому человеку в силу его  возрастных и общепсихологических  особенностей свойственно, прежде своего, эмоционально-чувственное отношение  к культуре в целом и к художественной в частности. Молодой человек  стремится к глубокому личностному  восприятию художественной информации, когда он как бы идентифицирует себя с героями произведений, переносит на самого себя события, происходящие с ними, наяву переживает иллюзорную жизнь созданных воображением автора персонажей.

В юношеской психологии кроется  причина и того, что молодежь предпочитает зрелищные виды искусства (кино, телевидение), ведь даже художественная литература воспринимается молодыми людьми как  бы в картинках (давно ли они зачитывались сказками - самыми зрелищными из словесных  жанров!).

И в более широком плане контекст культурной жизни, культурная атмосфера  становятся для юношества возможностью для эмоциональной самореализации и предметом чувственного обожания. В этом одна из причин экстремального, недопустимого с точки зрения общественных норм поведения части  молодежной публики на концертах  рок-звезд или на стадионах (ведь и посещение спортивных зрелищ есть своего рода эмоциональная разрядка для юного фаната). Все это психологически закономерная черта молодежной субкультуры, воспринимаемая зрелыми людьми (нередко  вполне правомерно) как выражение  контркультуры и своего рода общественный вызов.

Чувственное восприятие культуры, стремление к однозначному противопоставлению «добра» и «зла», ожидание непременной  и безусловной победы «своих»  над «чужими» приводят у молодежи, особенно в юношеском возрасте, к  преобладанию нравственных оценок над  художественными, к внеэстетическому восприятию искусства. Молодой человек  иногда сознательно, а чаще неосознанно, открывая книгу или отправляясь  в кинотеатр, хочет очиститься нравственно, стать лучше, благороднее, свободнее.

Поиски эмоционально-нравственного, с одной стороны, и развлекательного содержания, с другой, в культурной сфере сопровождаются у молодежи явлением группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения.

Противопоставляя себя миру взрослых, молодой человек все равно  остается по сути «одинаковым», только эта «одинаковость» - внутри своего поколения и поэтому им самим  не воспринимается. Молодежная мода - лучший тому пример. В выборе одежды молодой  человек ориентируется, прежде всего, на свое окружение, чтобы соответствовать, не быть хуже или не достаточно модно  одетым.

Итак, молодежную культуру как культуру определенной возрастной группы характеризует  эмоционально-нравственное самоутверждение  молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых  стереотипов отношений, установок  и интересов. (4)

2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ

- Молодежь и "массовая культура"

"Массовая культура" давно  и привычно воспринимается как  символ чего-то низкопробного,  отупляющего. Однако она опирается  на самую передовую технику  нашего времени: полиграфию, светотехнику, аудио- и видеоаппаратуру, компьютерную  графику и др. Динамизм, "клиповость" стали неотъемлемыми чертами  психологии восприятия современной  молодежи. Поэтому те, кто считает  своим делом культурное влияние  на молодежь, должны заботиться, чтобы культурные акции любого  рода дорастали до современных  технических возможностей и учитывали  особенности восприятия молодежи.

Нужно смелее вторгаться на территорию шоу-бизнеса и отвоевывать у  него возможность говорить с молодежью  на привычном ей языке, но о вещах  неизмеримо более значимых. "Массовая культура" не должна быть только досугово-бытовой. Она должна выводить далеко за рамки  привычного шоу-бизнеса.

- Молодежная "элитарная культура"

В молодежной среде исподволь вызревает  культура XXI века. Для обыденного сознания, во многом сформированного вкусами  и привычками достаточно далекого прошлого, "авангардизм", "абсурдизм", "постмодернизм", "концептуализм" в искусстве молодых кажутся чем-то непонятным, извращенным и бесконечно далеким от "реальной жизни". Но именно в этих "измах" сложно преломляются действительные острейшие проблемы бытия на рубеже тысячелетий, к тому же отягощенные в нашей стране болезненной сменой общественного строя и системы ценностей.

Выставки, творческие вечера, фестивали  современного искусства, моральная  и материальная поддержка творчества молодых крайне необходимы. Что бы ни декларировали молодые, как бы они ни эпатировали публику, молодая  культура нуждается в общественном внимании, в квалифицированной критике. Так же, впрочем, как и все мы нуждаемся в молодежной творческой элите, хотя это и не лежит на поверхности.

- Молодежь и духовные искания

Лишь у незначительной части  молодежи духовные устремления сформированы в лоне семьи. Для большинства  свобода совести и вероисповедания - этакая "карт бланш", которая, впрочем, может остаться и не разыгранной.

Поэтому наиболее разумным представляется оказание молодежи помощи в ознакомлении с духовным опытом человечества и, прежде всего, с традиционной для России православной культурой, в воспитании веротерпимости, в активной защите молодежи от влияния тоталитарных сект и агрессивных, фашиствующих право- и леворадикальных политических течений, маскирующихся под те или  иные религиозные конфессии.

- Молодежь и культурное наследие

Культурное наследие прошлых эпох не должно просто навязываться молодежи. У всех нас перед глазами печальный  опыт обязательного схематизированного и заидеологизированного преподавания литературы, "воспитавшего" у многих стойкую неприязнь к серьезному чтению.

Культура прошлого должна подаваться как нечто живое, интересное и  важно для современного молодого человека. В частности, и краеведение  должно и может подняться от чисто  изыскательской практики к живому и  яркому просветительству. Иначе незачем  тревожить "тени забытых предков".

- Молодежь и научное знание

Благодаря однобокой пропаганде, наука  ассоциируется у молодежи прежде всего с глобальными угрозами человечеству и с нежеланием "официальной  науки" обратиться к сфере сверхчувственного, таинственного, к "тонким и параллельным мирам". И это при замечательных  успехах науки в биологии, психологии, космологии, информатике, синергетике  и пр.

Информация о работе Культура молодежи