Духовная культура и воспитание студенческой молодежи Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:00, контрольная работа

Краткое описание

Цели. Исходя из формулировки предмета исследования, можно выделить основную цель, а именно: понять, какие именно факторы в наши дни влияют на уровень образованности студентов Москвы, а также уровень их культурного и духовного воспитания.
Задачи. Разумеется, для достижения цели нам потребуется решить задачу, формулировка которой звучит следующим образом: исходя из предмета исследования, мы должны составить грамотный план исследования, который позволит нам полностью раскрыть суть этого предмета, и даст возможность для подтверждения или опровержения наших гипотез.

Файлы: 1 файл

Отчет по практике.docx

— 176.06 Кб (Скачать)

Введение

Тема исследования.

Тема нашего исследования «Духовная культура и воспитание студенческой молодежи Москвы» включает в себя довольно широкую область  исследования с большим количеством  научных проблем, вопросов, целей  и задач, к определению и решению  которых и должно сводиться любое  социологическое исследование. В  данном случае мы постараемся наиболее четко определить проблему, поставленную в рамках данной темы, отделить существенное и несущественное в отношении  общей проблемы, и разделить ее элементы (частные проблемы) по приоритету.

 

Актуальность  темы исследования.

Тема нашего исследования вызывает большой научный интерес, поскольку культурное воспитание молодежи является одной из важнейших проблем  современности. Очевидно, что уровень  культурной образованности и воспитания молодежи в нашей стране находится  не на самом высоком уровне. Поэтому  перед исследователями стоит  задача изучить и понять, какие  же именно факторы влияют на уровень  культурного воспитания студенческой молодежи, и дать практические советы по решению существующих проблем  в этой области.

Проблема нашей работы - недостаточная изученность культурной идентификации и воззрений студентов на культурную жизнь.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта  и предмета исследования.

 

Объект нашего исследования - студенческая молодежь, работающая в рекламном агентстве «СМГ – реклама».

 

Предмет исследования – социальные процессы, происходящие в области духовной культуры и воспитания студенческой молодежи Москвы.

Цели. Исходя из формулировки предмета исследования, можно выделить основную цель, а именно: понять, какие именно факторы в наши дни влияют на уровень образованности студентов Москвы, а также уровень их культурного и духовного воспитания.

Задачи. Разумеется, для достижения цели нам потребуется решить задачу, формулировка которой звучит следующим образом: исходя из предмета исследования, мы должны составить грамотный план исследования, который позволит нам полностью раскрыть суть этого предмета, и даст возможность для подтверждения или опровержения наших гипотез.

Гипотезы. Основная гипотеза нашего исследования звучит следующим образом: на культурную образованность и культурную идентификацию студенческой молодежи Москвы оказывает влияние то, насколько семья и ВУЗ смогли привить человеку те или иные культурные ценности и нормы.

 

И отсюда можно сделать  несколько выводных гипотез:

 

  1. Ведущим фактором, определяющим культурную образованность молодежи, является социальный статус человека.
  2. Культурное воспитание определяется в частности культурными нормами и характеристиками ВУЗа.

 

Анализ научной  литературы по теме исследования

Возрастные особенности  самореализации молодежи.

Возрастная периодизация, принятая психологами на одном из международных симпозиумов, позволяет  определить границы молодежного  возраста от 16 до 29 – 30 лет, включающие в себя подростковый, юношеский и  первый период среднего возраста. В  последние десятилетия произошло  снижение границы в связи с  ускоренным физическим и умственным развитием, с ранним включением молодежи в общественную и трудовую деятельность, с повышением юридической ответственности  за свое поведение, а также с признанием со стороны общества самостоятельности  молодых людей, с ростом доверия  к ним.

Возрастные особенности  определяют и самореализацию молодежи, ее отношение к культуре общества. Важной характерной чертой в этом процессе является эмоционально –  чувственное отношение к культуре в целом и к художественной в частности. Это проявляется в глубоко личностном восприятии культурной информации, в сопереживании, в отождествлении себя с героями произведений, подражании своим придуманным кумирам, как правило, еще не признанным в обществе. Это характерная черта молодежи всех поколений.

Молодежь ищет в культуре не только эмоционально – нравственное, но и развлекательное содержание. Рок – культура и другие проявления массовой культуры вытесняют ценности, имеющие выход на глубокий интеллектуальный уровень личности. Поиск эмоционально – нравственного и развлекательного содержания в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа и поведения. В их основе лежит стремление к идентификации со сверстниками, со своей группой и противопоставления себя взрослым, своих чужим, к которым относятся порой и преподаватели, и родители. Примером группового стереотипа является мода с отсутствием индивидуальности – книги, музыкальные инструменты, старинная мебель, иконы и другие вещи, которые приобретаются из–за престижности, но не используются по назначению, не являются предметами, удовлетворяющими духовные потребности и интересы личности. Наиболее ярко групповые стереотипы проявляются в неформальных молодежных объединениях. Их сплачивает страх одиночества и отчуждения от ровесников, искаженное представление о дружбе, товариществе, превращающееся в чувство толпы. Мода и различные символы становятся знаками приобщенности к своим, чтобы не чувствовать себя второсортным, отверженным. Все это объясняется недостаточно высоким уровнем сформированности самой личности, отсутствием четких знаний, представлений, ценностей, норм, образцов поведения и деятельности.

Таким образом, самореализацию молодежи характеризует стремление к эмоционально – нравственному  самоутверждению наряду с поисками развлекательного содержания и под  воздействием групповых стереотипных отношений, интересов, установок ценностных ориентаций. Эти черты присущи  молодежной самореализации в культурной деятельности, но могут обладать различной  интенсивностью проявления в различных  исторических условиях.

Молодежная культура как явление субкультуры.

Молодежь следует рассматривать прежде всего как явление субкультуры. Она отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оцнеками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности.

Особенности молодежной культуры можно увидеть из материалов и  различных исследований досуга. Досуг  все больше становиться основной сферой жизнедеятельности молодежи. Основными элементами досуга являются: отдых, активная физическая деятельность, развлечение, просвещение, самообразование, творчество, созерцание, размышление, праздники. Для молодежного возраста ведущими из них стали общение, развлечение и самообразование. Наиболее полно реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функции культуры и досуга.

Важной особенностью молодежной культуры является преобладание потребления  над творчеством. Роль потребления  в развитии культуры личности значительна, однако по – настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной  деятельности. Причины преобладания потребление над творчеством  кроются в самой личности молодого человека и в обществе. Потребительские  ориентации проявляются не только в  равнодушии к сфере художественного, научного и технического творчества, но и в целом в жизненной  позиции. Нынешняя молодежь довольно инфантильна. Причиной этому становится порочная система семейного и общественного  воспитания.

Достаточно своеобразной является субкультура студенческой молодежи. С переходом к рыночным отношениям в системе её ценностей произошли значительные изменения. В новых условиях студенчество оказалось способным измерять состояние общества и отражать его в своем сознании. В свое время В.И. Ленин отмечал, что студенчество – наиболее отзывчивая часть интеллигенции, адекватно отражающая мысли, взгляды, действия тех социальных слоев, к которым оно принадлежит по своему происхождению и воспитанию. Облик современного студенчества, как и всей молодежи, в решающей степени зависит от общественного развития, влияния старших поколений, их опыта и взглядов на жизнь, от уровня воспитания. Об этом свидетельствуют исследования М.Е. Добрускина ценностных ориентаций студентов в политической и нравственной сферах, выражающие, с одной стороны, личностные интересы и потребности молодежи, с другой – ее отношение к обществу и его проблемам. Большинство опрошенных признают самоценность человека и человеческой жизни, гуманные отношения между людьми, социальную справедливость и социальную защиту прав граждан. Смысл жизни они видят в создании хорошей семьи и воспитании детей, далее следуют по значимости высокий уровень жизни и самовыражение. Подавляющее большинство отвергает приоритет общественного интереса над личным, а получение максимума жизненных удовольствий преобладает над общественно полезным трудом.

По результатам исследований, нравственный облик студентов характеризуется  снижением моральных критериев  поведения, что в определенной мере отражает процессы, происходящие в  обществе, и прежде всего – усиление аморального поведения и преступности, охватывающих главным образом молодежь. Об ухудшении ее нравственного облика можно судить по меняющемуся отношению  к аморальным и противоправным поступкам  от осуждения к спокойному и равнодушному.

С проблемой культуры связана  проблема интеллигенции, ее места в  обществе. Все больше студентов общественное призвание интеллигенции связывают с развитием национальной культуры. Молодые люди прогнозируют, что общество не будет проявлять должной заинтересованности в их профессиональном росте, не создаст условий для должного материального вознаграждения их профессионального труда, а также не видят перспектив выбранной ими профессии.

Таким образом, процесс формирования духовного облика студенческой молодежи сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта  предшествующих поколений, новыми представлениями  о своем будущем и общества. Это обусловлено особенностями  нынешней ситуации, которая характеризуется ослаблением политического и идеологического давления, расширением демократических основ жизнедеятельности, социальной самостоятельности и инициативы народа, что не может не отражаться на молодежной субкультуре.

Отношение молодежи к официальной культуре.

Одним из значимых занятий  в сфере свободного времени молодежи является чтение. В свое время недоступность  широкой молодежной публике критического печатного слова вызвало появление  «самиздата», сокращение тиражей привело  к распространению книг на «черном  рынке».

Сейчас, к сожалению, наблюдается  иная картина: многообразие и обилие книг, подписных изданий, периодической  печати, но значительно меньше стало подписчиков и читателей. Молодежь читает все меньше, к тому же не классику, а больше бульварную, а в лучшем случае – залежавшуюся на полках, запрещенную в свое время литературу. Но и это уже уходит в прошлое.

В отношении современной  молодежи к чтению социологи выделяют четыре основные тенденции: 1) несовпадение интересов и знаний – лучше  известна классика из школьной программы, но больше привлекает современная литература; 2) внимание к творчеству писателей, выбор того или иного жанра  определяются общей социокультурной ситуацией, происходящими в обществе процессами; 3) преобладает предпочтение тех произведений и авторов, которых широко пропагандируют средства массовой коммуникации; 4) немаловажную роль в чтении молодежи играет подверженность групповым стереотипам, когда литературные интересы определяются модой, групповые предпочтения обуславливают индивидуальный выбор читателя.

Также можно обратить внимание на отношение молодежи к кино. На сегодняшний день посещение кинотеатров  не является одним из популярных вариантов  проведения досуга, поскольку все  больше и больше людей предпочитают смотреть кино дома. Этому способствует наличие практически во многих компьютера с доступом к интернету, домашнего кинотеатра, и т.д. Также причиной невысокой посещаемости кинотеатров стало большое наличие других форм проведение свободного времени.

Тем не менее, молодежь продолжает ходить в кино. Это объясняется  тем, что репертуар кинотеатров  направлен прежде всего на молодежь: молодые герои, тематика и жанры фильмов, динамизм сюжетов – все рассчитано на особенности молодежного возраста, его эмоционально – чувственное отношение и стремление к развлекательности. Конечно, потребность в развлекательном кино должна быть удовлетворена, но не в ущерб художественности. Развлекая, надо воспитывать, поднимать уровень художественной культуры молодежи.

Посещение молодежью кино определяется не только выбором соответствующего репертуара, но и потребностью в  общении со сверстниками, что чрезвычайно  важно в юношеском возрасте. Кино для молодежи – это не столько  возможность контакта с искусством, сколько возможность коллективного  сопереживания, эмоционального, дружеского общения.

Совершенно уникальным, особым искусством является театр, где зритель  становится непосредственным участником создания спектакля. Перед его глазами осуществляется творческий процесс, в котором он принимает внутреннее участие. Вокруг театра всегда группировалась молодежь, здесь проходили дискуссии, формировалось общественное мнение, люди встречались, чтобы испытывать радость общения.

Проблема посещение театра связана с местом жительства и  неодинакова для молодежи, проживающей  в крупных, малых городах и  в сельской местности. Еще недавно  проблема посещения театра была связана  с дефицитом билетов, так как  посещение театра считалось престижным мероприятием. Сейчас же эта проблема имеет несколько иной характер –  дороговизна билетов и недоступность  для молодежи. Молодежи в театре становится все меньше. Театр ей кажется чем – то устаревшим, консервативным, изживающим себя зрелищем.

В последнее время наблюдается  не только сокращение молодежной аудитории  театра, но и тенденция увеличения числа случайных зрителей и сокращения постоянных посетителей.

Театральное искусство менее  всего подвержено тиражированию, воздействию  стереотипов, противоположно техническим  средствам художественной информации. Оно должно и может пробудить  у молодежного зрителя индивидуальное, собственное отношение не только к искусству, но и ко всему миру. Хороший спектакль может одновременно воздействовать на эмоции, чувства  и волю. Однако есть театры неуютные полупустые, как заброшенные дома, куда трудно привлечь молодежь, которая  стремится к яркости, красочности, зрелищности.

Информация о работе Духовная культура и воспитание студенческой молодежи Москвы