Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:00, контрольная работа
Цели. Исходя из формулировки предмета исследования, можно выделить основную цель, а именно: понять, какие именно факторы в наши дни влияют на уровень образованности студентов Москвы, а также уровень их культурного и духовного воспитания.
Задачи. Разумеется, для достижения цели нам потребуется решить задачу, формулировка которой звучит следующим образом: исходя из предмета исследования, мы должны составить грамотный план исследования, который позволит нам полностью раскрыть суть этого предмета, и даст возможность для подтверждения или опровержения наших гипотез.
Значительное место в 
жизни человека занимает музыка. Она 
развивает эмоциональность, способна 
объединить людей, проникнув в самые 
отдаленные глубины души, и противостоять 
процессу рационализации образа жизни. 
По различным социологическим 
Молодежь обращается к 
музыке чаще, чем к другим видам 
искусства. Но большинство слушают 
то, что передают, не проявляя никакой 
избирательности. Произведения классики 
в структуре музыкальных 
По результатам исследования студентов различных вузов, З.В. Сикевич пишет, что даже они плохо знают классическую музыку. Относительно лучше студенческая молодежь знает оперную музыку и композиторов, менее знакома с шедеврами мировой оперы. В еще меньшей степени известна ей балетная музыка, особенно современный балет. В последние годы интерес к музыкальному театру стал немного выше, но он носит локальный характер и проявляется среди образованной части молодежи и ее взрослых групп. Преобладающее большинство молодежи предпочитает поп – и рок – музыку, лишь отдельные из них – симфоническую, органную, оперную. Чтобы преодолеть эти тенденции, необходимо, прежде всего, решить проблему детского музыкального воспитания в системе дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Что касается взрослых, то с ними трудно обойтись традиционными формами музыкального просветительства. Необходимо опираться на интересы молодежи и найти формы, дающие возможность включить в программу классические произведения и даже исполнять их в переложении для современных инструментов.
Делая выводы ко всему вышесказанному, следует отметить, что в молодежном возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально – чувственное отношение к жизни, в том числе и к культуре. Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В последние десятилетия выделилась наиболее активная часть молодежи, выражающая протест против официальной культуры, существующей социальной системы и формирующая свои ценности, нормы и образцы жизнедеятельности. Отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры. Примерно такая же картина наблюдается в отношении к музеям и выставкам. Но нельзя в этом винить только молодежь. Ее предпочтения в сфере художественной культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе, отражают социальный и психологический облик своего времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма.
Методы изучения духовной культуры и воспитания студенческой молодежи.
Для изучения культурного воспитания студенческой молодежи был использован метод закрытого анкетного опроса. В рамках преддипломной практики был проведен анкетный опрос сотрудников рекламного агентства «СМГ – реклама». Всего было опрошено 100 сотрудников данной организации, занимающих абсолютно разные должности.
Вопросы анкеты составлялись, исходя из их актуальности на сегодняшний день, чтобы респонденты отвечали на них с интересом и максимально правдиво. Данная анкета направлена на выяснение ценностных ориентаций и мнений студентов московских ВУЗов. Каждый человек будет опрашиваться отдельно, чтобы избежать передачи информации между респондентами, что может повлиять на правдивость их ответов. Количество вопросов и их построение подобраны таким образом, чтобы в течение всего анкетирования у респондента не возникло желания поскорее его закончить, тем самым дав случайные и возможно неправдивые ответы, что не позволит нам адекватно судить о его ценностных ориентациях и мнениях, и воззрениях на культурную жизнь.
Образец анкеты (см. в приложениях).
Итоги проведения исследования
Общая характеристика выборки.
График 1.
«Предпочтения респондентов в изучении наук»,%
Данный график показывает, что 60% опрошенных студентов больше любят гуманитарные науки, 29% склонны к изучению технических наук, и лишь 11% ответили, что любят и те и другие науки в равной степени.
График 2.
«Мнения респондентов о качестве преподавания гуманитарных дисциплин»,%
График показывает, что 13% опрошенных респондентов удовлетворены качеством преподавания гуманитарных дисциплин в своем ВУЗе, 63% удовлетворены этим показателем частично, 22% опрошенных ответили, что мало удовлетворены качеством преподавания гуманитарных дисциплин, и лишь 2% сказали, что полностью не удовлетворены данным показателем.
График 3.
«Связь гуманитарных дисциплин и культурной образованности студента»,%
Интерпретируя данный график, отметим, что 58% респондентов считают, что именно гуманитарные дисциплины поднимают уровень культурной образованности студента, 33% опрошенных думают наоборот, и только 9% не задумывались на эту тему.
График 4.
«Является ли высшее образование гарантией жизненного успеха»,%
Из данного графика видно, что 50% - ровно половина опрошенных считают, что высшее образование является гарантией жизненного успеха, 28% респондентов думают наоборот, а 22% опрошенных затруднились ответить.
График 5.
«Культурное развитие сегодняшней молодежи как источник прогресса в дальнейшем развитии общества»,%
Из данного графика можно увидеть, что 27% опрошенных респондентов считают, что культурное развитие сегодняшней молодежи является источником прогресса в дальнейшем развитии общества, 41% людей думают наоборот, 29% опрошенных затруднились ответить, и только лишь 3% сказали, что это зависит от того, насколько молодые люди смогут проявить свою индивидуальность и идеи в обществе.
График 6.
«Чтение литературы, посвященной культуре и культурному образу жизни»,%
Приведенный график показывает, что 41% опрошенных читает довольно много книг, посвященных культуре и культурному образу жизни, 23% отметили, что делают это время от времени, 28% респондентов сказали, что читаю подобную литературу в малом количестве, и лишь 8% опрошенных ответили, что вообще не читают подобных книг.
График 7.
«Распределение респондентов по полу»,%
В нашем опросе принимало участие примерно одинаковое количество мужчин и женщин, но все же лиц мужского пола было немного больше - 52%, нежели женщин - 48%.
Далее представлена таблица распределения респондентов по возрасту:
Таблица 1
Распределение респондентов по возрасту, %
Возраст  | 
  Частота  | 
  Процент  | 
17-18  | 
  21  | 
  21,00000  | 
19-20  | 
  61  | 
  61,00000  | 
21 и более  | 
  18  | 
  18,00000  | 
Таблица 1 показывает, что в нашем опросе участвовало 61% - большинство респондентов - в возрасте 19 - 20 лет, лиц в возрасте 17 - 18 лет было меньше - 21%, и меньше всего участия в опросе приняли студенты в возрасте 21 год и старше, их было 18%.
Факторы, влияющие на культурную образованность и культурную идентификацию студенческой молодежи.
Итак, после построения графиков 
одной переменной, показывающих частоту 
ответов респондентов на тот или 
иной вопрос, нам необходимо понять, 
какие же именно факторы влияют на 
культурную образованность и культурную 
идентификацию студентов 
Таблица 2
«Зависимость предпочтений студентов в изучении наук от их пола»,%
| 
   
 Науки  | 
  Пол  | ||
муж.  | 
  жен.  | 
  всего  | |
Гуманитарные  | 
  24  | 
  36  | 
  60  | 
46,15%  | 
  75,00%  | 
  ||
Технические  | 
  22  | 
  7  | 
  29  | 
42,31%  | 
  14,58%  | 
  ||
В равной степени  | 
  6  | 
  5  | 
  11  | 
11,54%  | 
  10,42%  | 
  ||
Всего  | 
  52  | 
  48  | 
  100  | 
В таблице 2 показано, что большинство респондентов женского пола предпочитают изучать гуманитарные науки - 75%, нежели технические – 14,58%. Предпочтения мужчин разделились следующим образом: гуманитарные науки предпочитают изучать 46,15% мужчин, нежели технические – 42,31%. В равной степени и те и другие науки предпочитают 11,54% мужчин и 10,42% женщин.
Таблица 3
«Считаете ли Вы себя культурно образованным человеком?»,%
Считаете ли Вы себя культурно образованным?  | 
  пол  | ||
муж  | 
  жен  | 
  всего  | |
да  | 
  26  | 
  19  | 
  45  | 
50,00%  | 
  39,58%  | 
  ||
нет  | 
  18  | 
  21  | 
  39  | 
34,62%  | 
  43,75%  | 
  ||
затруднились ответить  | 
  8  | 
  8  | 
  16  | 
15,38%  | 
  16,67%  | 
  ||
Всего  | 
  52  | 
  48  | 
  100  | 
В таблице 3 показано, что 50% мужчин считают себя культурно образованными, нежели женщины – 39,58%; 34,62% респондентов мужского пола и 43,75% женщин дали противоположный ответ, и всего лишь 15,38% мужчин и 16,67% женщин затруднились ответить на данный вопрос.
Таблица 4
«Всегда ли Вы при наличии желания имеете время и материальную возможность посещать культурные мероприятия?»,%
возраст  | ||||
17-18  | 
  19-20  | 
  21>  | 
  Всего  | |
всегда  | 
  3  | 
  15  | 
  6  | 
  24  | 
14,29%  | 
  24,60%  | 
  33,33%  | 
  ||
иногда  | 
  15  | 
  29  | 
  9  | 
  53  | 
71,43%  | 
  47,54%  | 
  50,00%  | 
  ||
к сожалению, почти никогда  | 
  3  | 
  17  | 
  3  | 
  23  | 
14,29%  | 
  27,87%  | 
  16,67%  | 
  ||
Всего  | 
  21  | 
  61  | 
  18  | 
  100  | 
В таблице 4 показано, что 14,29% респондентов с возрастом 17 - 18 лет, 24,60% в возрасте 19 - 20 лет, и 33,33% опрошенных 21 года и старше сказали, что при наличии желания они всегда имеют время и материальную возможность для посещения культурных мероприятий. Возможность иногда посещать культурные мероприятия отметили 71,43% респондентов 17 - 18 лет, 47,54% в возрасте 19 - 20 лет и 50% опрошенных старше 21 года. И, в заключение, почти никогда не имеют возможности для посещения культурных мероприятий 14,29% респондентов в возрасте 17 - 18 лет; 16,67% старше 21 года, и 27,87% лиц 19 - 20 лет.
Таблица 5
«Влияет ли, по Вашему мнению, социальный статус человека на его культурную образованность?»,%
возраст  | ||||
17-18  | 
  19-20  | 
  21>  | 
  Всего  | |
влияет  | 
  11  | 
  24  | 
  7  | 
  42  | 
52,38%  | 
  39,35%  | 
  38,89%  | 
  ||
не влияет  | 
  7  | 
  14  | 
  3  | 
  24  | 
33,33%  | 
  22,95%  | 
  16,67%  | 
  ||
затруднились ответить  | 
  3  | 
  23  | 
  8  | 
  34  | 
14,29%  | 
  37,70%  | 
  44,44%  | 
  ||
Всего  | 
  21  | 
  61  | 
  18  | 
  100  | 
Информация о работе Духовная культура и воспитание студенческой молодежи Москвы