Духовная культура и воспитание студенческой молодежи Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:00, контрольная работа

Краткое описание

Цели. Исходя из формулировки предмета исследования, можно выделить основную цель, а именно: понять, какие именно факторы в наши дни влияют на уровень образованности студентов Москвы, а также уровень их культурного и духовного воспитания.
Задачи. Разумеется, для достижения цели нам потребуется решить задачу, формулировка которой звучит следующим образом: исходя из предмета исследования, мы должны составить грамотный план исследования, который позволит нам полностью раскрыть суть этого предмета, и даст возможность для подтверждения или опровержения наших гипотез.

Файлы: 1 файл

Отчет по практике.docx

— 176.06 Кб (Скачать)

Значительное место в  жизни человека занимает музыка. Она  развивает эмоциональность, способна объединить людей, проникнув в самые  отдаленные глубины души, и противостоять  процессу рационализации образа жизни. По различным социологическим исследованиям, в 60 – е годы музыке отводилось четвертое  – шестое место, в 70 – е – второе, а в 80 – е годы музыка в системе  предпочтения оказалось уже на первом месте, что вполне справедливо, учитывая ее воздействие на человека. Однако, если проанализировать глубже, выяснится, что первое место занимает музыка не столько как вид искусства, сколько как звуковой фон жизни. Люди привыкли к ее звучанию и пропускают мимо ушей музыкальные концерты по радио, телевидению.

Молодежь обращается к  музыке чаще, чем к другим видам  искусства. Но большинство слушают  то, что передают, не проявляя никакой  избирательности. Произведения классики в структуре музыкальных интересов  занимают последнее место. Даже представители  молодежной интеллигенции не имеют  элементарных музыкальных знаний. Наблюдается  направленность на потребление классических музыкальных произведений, но отсутствует осведомленность в этой сфере.

По результатам исследования студентов различных вузов, З.В. Сикевич пишет, что даже они плохо знают классическую музыку. Относительно лучше студенческая молодежь знает оперную музыку и композиторов, менее знакома с шедеврами мировой оперы. В еще меньшей степени известна ей балетная музыка, особенно современный балет. В последние годы интерес к музыкальному театру стал немного выше, но он носит локальный характер и проявляется среди образованной части молодежи и ее взрослых групп. Преобладающее большинство молодежи предпочитает поп – и рок – музыку, лишь отдельные из них – симфоническую, органную, оперную. Чтобы преодолеть эти тенденции, необходимо, прежде всего, решить проблему детского музыкального воспитания в системе дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Что касается взрослых, то с ними трудно обойтись традиционными формами музыкального просветительства. Необходимо опираться на интересы молодежи и найти формы, дающие возможность включить в программу классические произведения и даже исполнять их в переложении для современных инструментов.

Делая выводы ко всему вышесказанному, следует отметить, что в молодежном возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет  к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально – чувственное отношение  к жизни, в том числе и к  культуре. Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В последние десятилетия выделилась наиболее активная часть молодежи, выражающая протест против официальной культуры, существующей социальной системы и формирующая свои ценности, нормы и образцы жизнедеятельности. Отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры. Примерно такая же картина наблюдается в отношении к музеям и выставкам. Но нельзя в этом винить только молодежь. Ее предпочтения в сфере художественной культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе, отражают социальный и психологический облик своего времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма.

 Методы изучения  духовной культуры и воспитания студенческой молодежи.

Для изучения культурного воспитания студенческой молодежи был  использован метод закрытого анкетного опроса. В рамках преддипломной практики был проведен анкетный опрос сотрудников рекламного агентства «СМГ – реклама». Всего было опрошено 100 сотрудников данной организации, занимающих абсолютно разные должности.

Вопросы анкеты составлялись, исходя из их актуальности на сегодняшний  день, чтобы респонденты отвечали на них с интересом и максимально  правдиво. Данная анкета направлена на выяснение ценностных ориентаций и  мнений студентов московских ВУЗов. Каждый человек будет опрашиваться отдельно, чтобы избежать передачи информации между респондентами, что  может повлиять на правдивость их ответов. Количество вопросов и их построение подобраны таким образом, чтобы  в течение всего анкетирования  у респондента не возникло желания  поскорее его закончить, тем самым  дав случайные и возможно неправдивые  ответы, что не позволит нам адекватно  судить о его ценностных ориентациях  и мнениях, и воззрениях на культурную жизнь.

Образец анкеты (см. в приложениях).

Итоги проведения исследования

Общая характеристика выборки.

График 1.

«Предпочтения респондентов в изучении наук»,%

Данный график показывает, что 60% опрошенных студентов больше любят гуманитарные науки, 29% склонны  к изучению технических наук, и  лишь 11% ответили, что любят и те и другие науки в равной степени.

 

 

 

График 2.

«Мнения респондентов о качестве преподавания гуманитарных дисциплин»,%

График показывает, что 13% опрошенных респондентов удовлетворены  качеством преподавания гуманитарных дисциплин в своем ВУЗе, 63% удовлетворены  этим показателем частично, 22% опрошенных ответили, что мало удовлетворены  качеством преподавания гуманитарных дисциплин, и лишь 2% сказали, что  полностью не удовлетворены данным показателем.

 

 

 

 

 

График 3.

«Связь гуманитарных дисциплин  и культурной образованности студента»,%

Интерпретируя данный график, отметим, что 58% респондентов считают, что именно гуманитарные дисциплины поднимают уровень культурной образованности студента, 33% опрошенных думают наоборот, и только 9% не задумывались на эту тему.

 

 

 

 

 

График 4.

«Является ли высшее образование  гарантией жизненного успеха»,%

Из данного графика  видно, что 50% - ровно половина опрошенных считают, что высшее образование  является гарантией жизненного успеха, 28% респондентов думают наоборот, а 22% опрошенных затруднились ответить.

 

 

 

 

 

 

График 5.

«Культурное развитие сегодняшней  молодежи как источник прогресса  в дальнейшем развитии общества»,%

Из данного графика  можно увидеть, что 27% опрошенных респондентов считают, что культурное развитие сегодняшней  молодежи является источником прогресса  в дальнейшем развитии общества, 41% людей думают наоборот, 29% опрошенных затруднились ответить, и только лишь 3% сказали, что это зависит от того, насколько молодые люди смогут проявить свою индивидуальность и идеи в обществе.

 

 

 

График 6.

«Чтение литературы, посвященной  культуре и культурному образу жизни»,%

Приведенный график показывает, что 41% опрошенных читает довольно много  книг, посвященных культуре и культурному  образу жизни, 23% отметили, что делают это время от времени, 28% респондентов сказали, что читаю подобную литературу в малом количестве, и лишь 8% опрошенных ответили, что вообще не читают подобных книг.

 

 

 

 

 

График 7.

«Распределение респондентов по полу»,%

В нашем опросе принимало  участие примерно одинаковое количество мужчин и женщин, но все же лиц мужского пола было немного больше - 52%, нежели женщин - 48%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее представлена таблица  распределения респондентов по возрасту:

Таблица 1

Распределение респондентов по возрасту, %

 

Возраст

Частота

Процент

17-18

21

21,00000

19-20

61

61,00000

21 и более

18

18,00000


 

Таблица 1 показывает, что  в нашем опросе участвовало 61% - большинство  респондентов - в возрасте 19 - 20 лет, лиц в возрасте 17 - 18 лет было меньше - 21%, и меньше всего участия в  опросе приняли студенты в возрасте 21 год и старше, их было 18%.

 

 

 

 

 

 

Факторы, влияющие на культурную образованность и культурную идентификацию студенческой молодежи.

Итак, после построения графиков одной переменной, показывающих частоту  ответов респондентов на тот или  иной вопрос, нам необходимо понять, какие же именно факторы влияют на культурную образованность и культурную идентификацию студентов Москвы. Для этого мы построим ряд парных таблиц, показывающих зависимость между ответами респондентов на различные вопросы.

 

Таблица 2

«Зависимость предпочтений студентов в изучении наук от их пола»,%

 

Науки

Пол

 

муж.

жен.

всего

Гуманитарные

24

36

60

 

46,15%

75,00%

 

Технические

22

7

29

 

42,31%

14,58%

 

В равной степени

6

5

11

 

11,54%

10,42%

 

Всего

52

48

100


В таблице 2 показано, что  большинство респондентов женского пола предпочитают изучать гуманитарные науки - 75%, нежели технические – 14,58%. Предпочтения мужчин разделились следующим образом: гуманитарные науки предпочитают изучать 46,15% мужчин, нежели технические – 42,31%. В равной степени и те и другие науки предпочитают 11,54% мужчин и 10,42% женщин.

 

Таблица 3

«Считаете ли Вы себя культурно  образованным человеком?»,%

Считаете ли Вы себя культурно  образованным?

пол

муж

жен

всего

да

26

19

45

50,00%

39,58%

 

нет

18

21

39

34,62%

43,75%

 

затруднились ответить

8

8

16

15,38%

16,67%

 

Всего

52

48

100


 

В таблице 3 показано, что 50% мужчин считают себя культурно образованными, нежели женщины – 39,58%; 34,62% респондентов мужского пола и 43,75% женщин дали противоположный ответ, и всего лишь 15,38% мужчин и 16,67% женщин затруднились ответить на данный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

«Всегда ли Вы при наличии  желания имеете время и материальную возможность посещать культурные мероприятия?»,%

 

возраст

17-18

19-20

21>

Всего

всегда

3

15

6

24

14,29%

24,60%

33,33%

 

иногда

15

29

9

53

71,43%

47,54%

50,00%

 

к сожалению, почти никогда

3

17

3

23

14,29%

27,87%

16,67%

 

Всего

21

61

18

100


 

В таблице 4 показано, что 14,29% респондентов с возрастом 17 - 18 лет, 24,60% в возрасте 19 - 20 лет, и 33,33% опрошенных 21 года и старше сказали, что при наличии желания они всегда имеют время и материальную возможность для посещения культурных мероприятий. Возможность иногда посещать культурные мероприятия отметили 71,43% респондентов 17 - 18 лет, 47,54% в возрасте 19 - 20 лет и 50% опрошенных старше 21 года. И, в заключение, почти никогда не имеют возможности для посещения культурных мероприятий 14,29% респондентов в возрасте 17 - 18 лет; 16,67% старше 21 года, и 27,87% лиц 19 - 20 лет.

 

 

 

 

Таблица 5

 

«Влияет ли, по Вашему мнению, социальный статус человека на его  культурную образованность?»,%

 

возраст

17-18

19-20

21>

Всего

влияет

11

24

7

42

52,38%

39,35%

38,89%

 

не влияет

7

14

3

24

33,33%

22,95%

16,67%

 

затруднились ответить

3

23

8

34

14,29%

37,70%

44,44%

 

Всего

21

61

18

100

Информация о работе Духовная культура и воспитание студенческой молодежи Москвы