Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:00, контрольная работа
Цели. Исходя из формулировки предмета исследования, можно выделить основную цель, а именно: понять, какие именно факторы в наши дни влияют на уровень образованности студентов Москвы, а также уровень их культурного и духовного воспитания.
Задачи. Разумеется, для достижения цели нам потребуется решить задачу, формулировка которой звучит следующим образом: исходя из предмета исследования, мы должны составить грамотный план исследования, который позволит нам полностью раскрыть суть этого предмета, и даст возможность для подтверждения или опровержения наших гипотез.
Значительное место в
жизни человека занимает музыка. Она
развивает эмоциональность, способна
объединить людей, проникнув в самые
отдаленные глубины души, и противостоять
процессу рационализации образа жизни.
По различным социологическим
Молодежь обращается к
музыке чаще, чем к другим видам
искусства. Но большинство слушают
то, что передают, не проявляя никакой
избирательности. Произведения классики
в структуре музыкальных
По результатам исследования студентов различных вузов, З.В. Сикевич пишет, что даже они плохо знают классическую музыку. Относительно лучше студенческая молодежь знает оперную музыку и композиторов, менее знакома с шедеврами мировой оперы. В еще меньшей степени известна ей балетная музыка, особенно современный балет. В последние годы интерес к музыкальному театру стал немного выше, но он носит локальный характер и проявляется среди образованной части молодежи и ее взрослых групп. Преобладающее большинство молодежи предпочитает поп – и рок – музыку, лишь отдельные из них – симфоническую, органную, оперную. Чтобы преодолеть эти тенденции, необходимо, прежде всего, решить проблему детского музыкального воспитания в системе дошкольных учреждений и общеобразовательных школ. Что касается взрослых, то с ними трудно обойтись традиционными формами музыкального просветительства. Необходимо опираться на интересы молодежи и найти формы, дающие возможность включить в программу классические произведения и даже исполнять их в переложении для современных инструментов.
Делая выводы ко всему вышесказанному, следует отметить, что в молодежном возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально – чувственное отношение к жизни, в том числе и к культуре. Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В последние десятилетия выделилась наиболее активная часть молодежи, выражающая протест против официальной культуры, существующей социальной системы и формирующая свои ценности, нормы и образцы жизнедеятельности. Отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры. Примерно такая же картина наблюдается в отношении к музеям и выставкам. Но нельзя в этом винить только молодежь. Ее предпочтения в сфере художественной культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе, отражают социальный и психологический облик своего времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма.
Методы изучения духовной культуры и воспитания студенческой молодежи.
Для изучения культурного воспитания студенческой молодежи был использован метод закрытого анкетного опроса. В рамках преддипломной практики был проведен анкетный опрос сотрудников рекламного агентства «СМГ – реклама». Всего было опрошено 100 сотрудников данной организации, занимающих абсолютно разные должности.
Вопросы анкеты составлялись, исходя из их актуальности на сегодняшний день, чтобы респонденты отвечали на них с интересом и максимально правдиво. Данная анкета направлена на выяснение ценностных ориентаций и мнений студентов московских ВУЗов. Каждый человек будет опрашиваться отдельно, чтобы избежать передачи информации между респондентами, что может повлиять на правдивость их ответов. Количество вопросов и их построение подобраны таким образом, чтобы в течение всего анкетирования у респондента не возникло желания поскорее его закончить, тем самым дав случайные и возможно неправдивые ответы, что не позволит нам адекватно судить о его ценностных ориентациях и мнениях, и воззрениях на культурную жизнь.
Образец анкеты (см. в приложениях).
Итоги проведения исследования
Общая характеристика выборки.
График 1.
«Предпочтения респондентов в изучении наук»,%
Данный график показывает, что 60% опрошенных студентов больше любят гуманитарные науки, 29% склонны к изучению технических наук, и лишь 11% ответили, что любят и те и другие науки в равной степени.
График 2.
«Мнения респондентов о качестве преподавания гуманитарных дисциплин»,%
График показывает, что 13% опрошенных респондентов удовлетворены качеством преподавания гуманитарных дисциплин в своем ВУЗе, 63% удовлетворены этим показателем частично, 22% опрошенных ответили, что мало удовлетворены качеством преподавания гуманитарных дисциплин, и лишь 2% сказали, что полностью не удовлетворены данным показателем.
График 3.
«Связь гуманитарных дисциплин и культурной образованности студента»,%
Интерпретируя данный график, отметим, что 58% респондентов считают, что именно гуманитарные дисциплины поднимают уровень культурной образованности студента, 33% опрошенных думают наоборот, и только 9% не задумывались на эту тему.
График 4.
«Является ли высшее образование гарантией жизненного успеха»,%
Из данного графика видно, что 50% - ровно половина опрошенных считают, что высшее образование является гарантией жизненного успеха, 28% респондентов думают наоборот, а 22% опрошенных затруднились ответить.
График 5.
«Культурное развитие сегодняшней молодежи как источник прогресса в дальнейшем развитии общества»,%
Из данного графика можно увидеть, что 27% опрошенных респондентов считают, что культурное развитие сегодняшней молодежи является источником прогресса в дальнейшем развитии общества, 41% людей думают наоборот, 29% опрошенных затруднились ответить, и только лишь 3% сказали, что это зависит от того, насколько молодые люди смогут проявить свою индивидуальность и идеи в обществе.
График 6.
«Чтение литературы, посвященной культуре и культурному образу жизни»,%
Приведенный график показывает, что 41% опрошенных читает довольно много книг, посвященных культуре и культурному образу жизни, 23% отметили, что делают это время от времени, 28% респондентов сказали, что читаю подобную литературу в малом количестве, и лишь 8% опрошенных ответили, что вообще не читают подобных книг.
График 7.
«Распределение респондентов по полу»,%
В нашем опросе принимало участие примерно одинаковое количество мужчин и женщин, но все же лиц мужского пола было немного больше - 52%, нежели женщин - 48%.
Далее представлена таблица распределения респондентов по возрасту:
Таблица 1
Распределение респондентов по возрасту, %
Возраст |
Частота |
Процент |
17-18 |
21 |
21,00000 |
19-20 |
61 |
61,00000 |
21 и более |
18 |
18,00000 |
Таблица 1 показывает, что в нашем опросе участвовало 61% - большинство респондентов - в возрасте 19 - 20 лет, лиц в возрасте 17 - 18 лет было меньше - 21%, и меньше всего участия в опросе приняли студенты в возрасте 21 год и старше, их было 18%.
Факторы, влияющие на культурную образованность и культурную идентификацию студенческой молодежи.
Итак, после построения графиков
одной переменной, показывающих частоту
ответов респондентов на тот или
иной вопрос, нам необходимо понять,
какие же именно факторы влияют на
культурную образованность и культурную
идентификацию студентов
Таблица 2
«Зависимость предпочтений студентов в изучении наук от их пола»,%
Науки |
Пол | ||
муж. |
жен. |
всего | |
Гуманитарные |
24 |
36 |
60 |
46,15% |
75,00% |
||
Технические |
22 |
7 |
29 |
42,31% |
14,58% |
||
В равной степени |
6 |
5 |
11 |
11,54% |
10,42% |
||
Всего |
52 |
48 |
100 |
В таблице 2 показано, что большинство респондентов женского пола предпочитают изучать гуманитарные науки - 75%, нежели технические – 14,58%. Предпочтения мужчин разделились следующим образом: гуманитарные науки предпочитают изучать 46,15% мужчин, нежели технические – 42,31%. В равной степени и те и другие науки предпочитают 11,54% мужчин и 10,42% женщин.
Таблица 3
«Считаете ли Вы себя культурно образованным человеком?»,%
Считаете ли Вы себя культурно образованным? |
пол | ||
муж |
жен |
всего | |
да |
26 |
19 |
45 |
50,00% |
39,58% |
||
нет |
18 |
21 |
39 |
34,62% |
43,75% |
||
затруднились ответить |
8 |
8 |
16 |
15,38% |
16,67% |
||
Всего |
52 |
48 |
100 |
В таблице 3 показано, что 50% мужчин считают себя культурно образованными, нежели женщины – 39,58%; 34,62% респондентов мужского пола и 43,75% женщин дали противоположный ответ, и всего лишь 15,38% мужчин и 16,67% женщин затруднились ответить на данный вопрос.
Таблица 4
«Всегда ли Вы при наличии желания имеете время и материальную возможность посещать культурные мероприятия?»,%
возраст | ||||
17-18 |
19-20 |
21> |
Всего | |
всегда |
3 |
15 |
6 |
24 |
14,29% |
24,60% |
33,33% |
||
иногда |
15 |
29 |
9 |
53 |
71,43% |
47,54% |
50,00% |
||
к сожалению, почти никогда |
3 |
17 |
3 |
23 |
14,29% |
27,87% |
16,67% |
||
Всего |
21 |
61 |
18 |
100 |
В таблице 4 показано, что 14,29% респондентов с возрастом 17 - 18 лет, 24,60% в возрасте 19 - 20 лет, и 33,33% опрошенных 21 года и старше сказали, что при наличии желания они всегда имеют время и материальную возможность для посещения культурных мероприятий. Возможность иногда посещать культурные мероприятия отметили 71,43% респондентов 17 - 18 лет, 47,54% в возрасте 19 - 20 лет и 50% опрошенных старше 21 года. И, в заключение, почти никогда не имеют возможности для посещения культурных мероприятий 14,29% респондентов в возрасте 17 - 18 лет; 16,67% старше 21 года, и 27,87% лиц 19 - 20 лет.
Таблица 5
«Влияет ли, по Вашему мнению, социальный статус человека на его культурную образованность?»,%
возраст | ||||
17-18 |
19-20 |
21> |
Всего | |
влияет |
11 |
24 |
7 |
42 |
52,38% |
39,35% |
38,89% |
||
не влияет |
7 |
14 |
3 |
24 |
33,33% |
22,95% |
16,67% |
||
затруднились ответить |
3 |
23 |
8 |
34 |
14,29% |
37,70% |
44,44% |
||
Всего |
21 |
61 |
18 |
100 |
Информация о работе Духовная культура и воспитание студенческой молодежи Москвы