Духовная культура и воспитание студенческой молодежи Москвы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:00, контрольная работа

Краткое описание

Цели. Исходя из формулировки предмета исследования, можно выделить основную цель, а именно: понять, какие именно факторы в наши дни влияют на уровень образованности студентов Москвы, а также уровень их культурного и духовного воспитания.
Задачи. Разумеется, для достижения цели нам потребуется решить задачу, формулировка которой звучит следующим образом: исходя из предмета исследования, мы должны составить грамотный план исследования, который позволит нам полностью раскрыть суть этого предмета, и даст возможность для подтверждения или опровержения наших гипотез.

Файлы: 1 файл

Отчет по практике.docx

— 176.06 Кб (Скачать)

В таблице 5 показано, что 52,38% респондентов в возрасте 17 - 18 лет, 39,35% лиц 19 - 20 лет и 38,89% опрошенных 21 года и старше ответили, что социальный статус человека влияет на его культурную образованность. Респондентов, считающих наоборот, было 24%, а именно: 33,33% в возрасте 17 - 18 лет, 22,95% 19 - 20 лет и 16,67% 21 года и старше. Затруднились ответить на данный вопрос 34% респондентов: 14,29%, 37,70%, и 44,44% в возрастах 17 - 18, 19 - 20, и 21 год и старше соответственно.

 

 

 

Заключение.

Итак, наше исследование окончено, теперь осталось подвести его итоги, а именно: исходя из данных обследования, мы должны подтвердить или опровергнуть выдвинутые нами гипотезы.

Начнем с нашей главной  гипотезы. Напомним, как она звучит: на культурную образованность и культурную идентификацию студенческой молодежи Москвы оказывает влияние то, насколько  семья и ВУЗ смогли привить  человеку те или иные культурные ценности и нормы.

Теперь взглянем на отдельные  вопросы нашей анкеты. Например, большинство респондентов(69%) считают, что их культурные нормы поведения  совпадают с культурными нормами  поведения их родителей лишь частично, что говорит нам о присутствии (хоть и не таком явном) влияния  родителей на воспитание своих детей, привитие им культурных ценностей и  норм.

Далее рассмотрим вопрос о  влиянии гуманитарных дисциплин  на уровень культурной образованности студента: 58% респондентов считают, что  гуманитарные дисциплины поднимают  уровень культурной образованности студента, однако далеко не все опрошенные студенты удовлетворены качеством  преподавания гуманитарных дисциплин  в своем ВУЗе, что свидетельствует  нам о наличии желания внести какие - либо коррективы в методику преподавания гуманитарных наук.

Из всего вышесказанного мы можем смело говорить о том, что наша основная гипотеза подтвердилась, и есть полное основание для проверки выводных гипотез для того чтобы  узнать, какие же именно факторы  влияют на культурную образованность и культурную идентификацию студенческой молодежи Москвы.

Итак, наша первая выводная гипотеза звучит следующим образом: на культурную образованность влияет социальный статус человека. Исходя из опроса, отметим, что большинство респондентов говорят о непосредственном влиянии социального статуса человека на его культурную образованность, так как человек с более высоким социальным статусом имеет гораздо больше возможностей для того чтобы совершенствовать свой культурный уровень, нежели человек с низким социальным статусом. Также заметим, что ответы респондентов на данный вопрос варьируются в зависимости от возраста. Например, большинство респондентов в возрасте 19 - 20 лет считают, что социальный статус влияет на культурную образованность человека, в то время как примерно столько же респондентов данного возраста затруднились ответить на данный вопрос, что говорит нам об отсутствии более или менее единых мыслей по этому поводу. Добавим к этому, что большинство респондентов хотели бы поднять уровень своей культурной образованности, что говорит нам о наличии стремления и желания в самосовершенствовании и самоидентификации студентов.

Следующая выводная гипотеза: культурная идентификация определяется в частности культурными нормами  и характеристиками ВУЗа. И действительно, исходя из основной гипотезы мы можем  сказать, что ВУЗ играет очень  большую роль в культурном воспитании студента, помогает ему достичь тот уровень культурной идентификации, который, возможно, был бы недостижим для самого студента без помощи высшего учебного заведения.

Заметим также, что половина опрошенных мужчин считают себя культурно  образованными, а респондентов женского пола с таким ответом оказалось  на порядок меньше. Добавим к этому  еще тот факт, что женщины, в  отличие от мужчин не стремятся к  тому, чтобы превзойти своих сверстников  по уровню культурной образованности, а большинство мужчин отметили подобное желание.

В заключении сделаем вывод, что мнения студентов об их культурной образованности, культурной идентификации  и о влиянии различных социальных институтов на культуру человека различаются в зависимости от возраста, и еще сильнее от пола.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Гавров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. – М.: МГУКИ, 2002. – 146 с.
  2. Ионин Л. Г. Социология культуры. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. – 427 с.
  3. Ирхин Ю.В. Социология культуры. – М.: Экзамен, 2006. – 525 с.
  4. Кравченко А.И. Культурология. – М.: Академический Проект, 2002. – 496 с.
  5. Лясников Н.В., Лясникова Ю.В. Социально – экономические условия формирования духовно й культуры студенческой молодежи (социологический аспект). Учебное пособие. – М.: Издательство ВНИИФК, 2003. – 142 с.
  6. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи. – Спб.: ИД Петрополис, 2008. – 316 с.
  7. Минюшев Ф.И. Социология культуры. – М.: Академический Проект, 2004. – 272 с. – («Gaudeamus»).
  8. Михайлова Л.И. Социология культуры. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 232 с.
  9. Розин В.М. Культурология. – М.: Гардарики, 2005. – 462 с.
  10. Рубинштейн А.Я. Культура и культурные потребности москвичей. – М.: Экономика, 2010. – 239 с.
  11. Шкаев Д.Г. Менталитет молодежи в постсоветский период. – М.: ИНИОН РАН, 2009. – 56 с.
  12. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие.-М.:Издательство «Омега-Л», 2009.-567 с.

 

 

 

Приложения.

Приложение 1.

«Анкета социологического исследования».

1. Какие науки  Вам больше нравятся?

а) гуманитарные; б) технические; в) в равной степени нравятся одни и другие.

2.Удовлетворены  ли Вы качеством преподавания  гуманитарных дисциплин в Вашем  ВУЗе?

а) да, полностью ;б) отчасти; в) мало удовлетворен ;г) нет.

3.Считаете ли  Вы, что именно гуманитарные дисциплины  поднимают уровень культурной  образованности студента?

а) да; б) нет; в) не задумывался.

4. Способен ли, по Вашему, ВУЗ привить молодому  человеку те культурные нормы  и ценности, которые он раньше  не имел?

а) способен; б) не способен; в) не задумывался.

5. Как Вы считаете, является ли высшее образование  гарантией жизненного успеха?

а) является; б) не является; в) затрудняюсь ответить.

6. Считаете ли  Вы себя культурно образованным  человеком?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

7. Соблюдаете ли  Вы культурные нормы поведения,  находясь в обществе людей?

а) соблюдаю; б) частично соблюдаю; в) почти не соблюдаю; г) не соблюдаю.

8. Как Вы думаете,  происходит ли с течением времени  торможение в передаче культурных  ценностей и наследий будущим  поколениям людей?

а) да; б) нет; в) наоборот, культурные ценности передаются все лучше и лучше с каждым поколением. г) затрудняюсь ответить.

9. Собираетесь  ли Вы в будущем получать  второе высшее образование?

а) да; б) нет; в) не задумывался; г) в зависимости от обстоятельств.

 10. Способен ли студент воспринять и усвоить весь поток информации по гуманитарным дисциплинам, направленный на культурную идентификацию молодых людей?

а) способен; б) частично способен; в) не способен. 

11. Насколько часто  в наши дни наблюдается отклонение  молодыми людьми от социальных  норм, определенных обществом в  целом?

а) часто; б) время от времени; в) редко; г) никогда.

 12. Совпадают ли культурные характеристики и нормы ВУЗа с ожиданиями студента при поступлении в него?

а) полностью совпадают; б) частично совпадают; в) абсолютно не совпадают.

13. Является ли, по Вашему мнению, культурное  развитие сегодняшнего молодого  поколения источником дальнейшего  прогресса в развитии общества?

а) является; б) не является; в) затрудняюсь ответить. г) это зависит от того насколько молодежь сможет проявить свою индивидуальность и идеи.

14. Влияет ли, по  Вашему мнению, социальный статус  человека на его культурную  образованность?

а) влияет; б) не влияет; в) затрудняюсь ответить.

15. Есть ли у  Вас желание поднять свой культурный  уровень, узнать гораздо больше  о тех вещах, которым вы не  придавали внимания?

а) есть; б) нет; в) я уже приступил к этому.

 16. Насколько совпадают культурные нормы поведения Ваших родителей с Вами?

а) полностью совпадают; б) частично совпадают; в) абсолютно не совпадают; г) затрудняюсь ответить.

 17. Стремитесь ли Вы какими-либо способами превзойти своих сверстников по уровню культурного образования?

а) да; б) нет; в) не задумывался.

 18. Насколько, по Вашему мнению, соответствует ваше реальное поведение идеальным культурным нормам общества?

а) полностью соответствует; б) имеются некоторые отличия; в) имеется довольно много отличий; г) свои поступки я совершаю, следуя только своим мыслям и побуждениям.

 19. Насколько много Вы читаете книг, посвященных культуре и культурному образу жизни?

а) довольно много; б) средне; в) мало; г) вообще не читаю.

20. Что бы Вы  сделали, если взгляды на те  или иные культурные ценности  у Ваших сверстников полностью  не совпадают с вашим?

а) стану жестко отстаивать свою точку зрения; б) попытаюсь прийти к компромиссу; в) постараюсь отстранить себя от обсуждения;            г) затрудняюсь ответить.

 21. Должен ли человек на протяжении всей своей жизни постоянно совершенствовать уровень своего культурного развития?

а) должен; б) не должен; в) все зависит от конкретной личности.

22. Будете ли  Вы строго приучать своих детей  к культурным нормам поведения  в обществе?

а) да; б) нет; в) не задумывался.

23. Что Вы сделаете, если заметите человека, поведение  которого неадекватно, и не  соответствует нормам поведения  в обществе?

а) пройду мимо; б) сделаю замечание; в) в грубой форме выскажу ему свое мнение; г) затрудняюсь ответить.

24. Всегда ли  Вы сначала думаете, прежде  чем совершить тот или иной  поступок?

а) всегда; б) иногда; в) никогда. г) затрудняюсь ответить.

25. Какие культурные  заведения и мероприятия вы  предпочитаете посещать?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

26. Всегда ли  Вы при наличии желания имеете  время и материальную возможность  посещать культурные мероприятия?

а) всегда; б) иногда; в) к сожалению, почти никогда.

27. На каком курсе  ВУЗа Вы обучаетесь?

______

28. Ваш возраст:

______

29. Ваш пол:

______

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Духовная культура и воспитание студенческой молодежи Москвы