Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:59, контрольная работа

Краткое описание

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы. Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле -- это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Оглавление

Задание 1. (Тема 5) Дайте характеристику социальных институтов, назовите их основные виды и функции в обществе…………………………3
Задание 2. (Тема 3) Сформулируйте основные положения теории социального обмена Дж. Х. Хоманса и П.М. Блау…………………………10
Задание 3. (Тема 10) Найдите различия меду таким и понятиями как «девиантность» и «деликвентность». Приведите примеры………………..16
Задание 4. (Тема 7) Можно ли утверждать, что чем выше социальный статус группы, тем выше у её представителей уровень удовлетворённости своим материальным положением? (Аргументируйте свой ответ)……….18
Задание 5. (Тема 12) Дайте краткую характеристику сущности выборочного метода в социологическом исследовании…………………...20
Список использованных источников………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Kontrolnaya_rabota_po_sosiologii_Strelnikova_A.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

 

 

Питер Михаэль Блaу (р. 1900)

  Американский социолог, профессор социологии Колумбийского университета, президент социологической ассоциации (1973-1974). Главными работами Блaу являются: «Динамика бюрократии» (1955), «Обмен и власть в социальной жизни» (1964), «Американская структура занятости» (1964), в которых он предпринял попытку объединения ряда положений функционализма, интеркционизмa и школы социального конфликта. Блaу ориентировался на понимание причин и механизмов возникновения, существования, изменения и распада различных типов социальной организации. Обмен, Бцaу определяет как специфический тип ассоциации включающий действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожиданий этих вознаграждений. Блaу пошел нетрадиционным путем в попытке формулирования некоторых принципов, действующих на всех уровнях социальной организации.

Теория социального обмена (или социальная теория действий), наиболее яркими представителями которой являются Джордж Хомaнс (1910-1989) и Питер Блaу (р. 1918), в противоположность структурному функционализму, исходит из примата человека, а не системы. «Назад к человеку» - лозунг, выдвинутый Хомaнсом и положивший начало критике структурного функционализма с позиции психологизма.

Согласно Хомaнсу, Теория социального обмена представляет собой дедуктивную систему положений, где высший уровень занимают общие аксиоматические положения, из которых выводятся положения низших уровней, складывающиеся из абстракций (1-ого и 2-ого порядка), описывающие реальные события в действительности. Поскольку эти абстракции логически соотносятся с общими аксиоматическими положениями, тем самым допускается, что эмпирические обобщения объясняются посредством аксиом. Для того чтобы найти аксиоматически достоверные положения, относящиеся к общественной жизни, необходимо любое социальное явление расчленить на простейшие акты человеческого поведения. Общественные организации и социальные институты могут быть сведены к поведению отдельных индивидов. Вопрос, как говорит Хоманс, заключается не в том, являются ли индивиды основным элементом социальной реальности, а в том, «как должны объясняться социальные явления». Эмпирические закономерности, - пишет Хомaнс, - ничего не объясняют, это наука должна объяснить. Под объяснением понимаем поведение эмпирических утверждений под общие положения или постулаты, из которых их можно было бы логически вывести. С одной стороны эмпирические закономерности мы можем вывести из наблюдений, через пропорции. А с другой стороны они могут быть выведены из неких постулатов. Получив из постулатов новые закономерности, мы проверяем их наблюдениями и, если они не подтверждаются, то значит, исправления требуют постулаты. Постулаты Хомaнс заимствует из элементарной экономики и бихевиоризма. Хомaнс исключил из социологической теории структурный функционализм и доказал, что подлинная теория опирается на психологические принципы, так как они представляют положения о поведении отдельно взятого человека.

Социальная теория строится на психологии и сосредотачивается на наблюдаемых признаках поведения и простейшего социального взаимодействия. Она имеет дело с социальным поведением как обменом деятельностью между, по меньшей мере, двумя лицами. Эта теория и была названа теорией социального обмена.

Бихевиористская концепция Хомaнса оказала существенное влияние на концепцию Питера Блaу. Исходным положением теории социального обмена Блaу является то, что людям необходимы разнообразные виды вознаграждений, заполучить которые они могут, только взаимодействуя с другими людьми. Люди, пишет Блaу, вступают в социальные отношения, поскольку ожидают, что будут вознаграждены, и продолжают эти отношения потому, что получают то, к чему стремятся. Вознаграждением в процессе социального взаимодействия могут быть социальное одобрение, уважение, статус и т.п., а также практическая помощь. Блaу учитывает и то, что отношения в процессе могут быть неравными. В этом случае человек, обладающий средствами для удовлетворения потребностей других людей, может использовать их для приобретения власти над ними. Это возможно при наличии четырех условий: 1) если нуждающиеся не располагают необходимыми средствами; 2) если они не могут получить их из другого источника; 3) если они не хотят получить то, в чем нуждаются, силой; 4) если в их системе ценностей не произойдет изменений, при которых смогут обойтись без того, что раньше им было необходимо.

 Люди, которые на микроуровне обмениваются, обладают неравными ресурсами, значит их обмены не могут быть абсолютно равноценными, что ведет к дифференциации. Чем больше услуг люди предоставляют в обмен на особо ценные услуги, тем меньше уступок может получить тот, кто предоставляет особо ценные услуги. Нормы регулируют обмен между индивидом и коллективом, ценности регулируют обмен между коллективами.

Две главные задачи, которые попытался решить Блaу:

·    Концептуализировать некоторые простые и непосредственные процессы обмена, происходящие в относительно узких рамках взаимодействия лицом к лицу.

·     Применить эти концептуальные конструкции к объяснению сложностей, заключенных в процессах обмена, опосредованных более крупными системами.

Из межличностных обменов вырастают более крупные макроструктуры:

·                   Межличностный обмен

·                   Дифференциация статуса и власти

·                   Легитимация и организация

·                   Организация и изменение

Социальное действие, по Хомaнсу, - это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся получить наибольшую выгоду и минимизировать затраты. Для объяснения механизма социальных действий Хомaнс предлагает использовать пять аксиоматических положений (пять основных гипотез):

1)  Гипотеза успеха гласит: если при совершении определенного действия человек получает награду, он стремится это действие повторить. Чем чаще действие вознаграждается, тем с большей долей вероятности человек воспроизведёт это действие. Соответственно, действия, которые не вознаграждаются, не имеют тенденции к повторению. Если ранее вознаграждаемое действие при повторении не вознаграждается, то оно больше не воспроизводится. В этом случае говорят, что способ повеления «гасится». Гипотезу успеха Хомaнс дополняет введением еще одной переменной - регулярности получения вознаграждения. Если какое-либо действие вознаграждается регулярно, через определенные промежутки времени, то тенденция к повторению этого действия слабее, нежели в том случае, когда вознаграждение нерегулярно.

2)  Гипотеза стимула стоит на том, что деятельность человека разворачивается не в пустом пространстве, а в конкретных ситуациях. Характеристики ситуации: обстановку, время, т. е. «сопутствующие обстоятельства», Хомaнс называет стимулами. Гипотезу стимула можно сформулировать следующим образом: если в определенной ситуации определенное действие было успешным, то в будущем в похожей ситуации, в аналогичной обстановке человек будет вести себя схожем образом. Гипотеза стимула основана на способности человека к обобщению, что означает: однажды усвоенное поведение применяется в сходных ситуациях.

3)  Гипотеза ценностей состоит в том, что все награды, не все результаты действия имеют для человека одинаковое значение то есть чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность соответствующего действия. Гипотеза ценности, сформулированная подобным образом, верна лишь частично, поскольку «измерение ценности» зависит от степени вероятности успеха. Люди довольно часто предпочитают меньшее, но надежное вознаграждение, чем большое, но призрачное, если шансы получить «серьезное» вознаграждение им кажутся слишком малыми. Следовательно, чем строже наказание, тем меньше вероятность действия.

4)   Гипотеза голодания - насыщения: человек нуждается в поощрениях и наградах, однако чем чаще он в недавнем прошлом получил определенные вознаграждения, тем быстрее у него развивается привыкание к ним (насыщение) и тем менее ценным будет для него каждое последующее такое вознаграждение.

5)   Гипотеза фрустрации - агрессии пытается сгладить холодную рациональность и расчетливость первых 4-ёх положений и отдает дань роли эмоций в человеческом действии. По Хомaнсу, если личность не получает а результате своего действия ожидаемой награды или неожиданным образом наказывается, то она возмущается, негодует, и в состоянии негодования наибольшей ценностью для нее становится само агрессивное поведение.

Блaу выделяет следующие позиции:

1) Межличностный обмен;

2) Дифференциация власти и статуса;

3) Легитимация и организация;                      4) Оппозиции и изменение.Задание 3 (тема 10) 
Найдите различия между такими понятиями как "девиантность" и "делинквентность". Приведите примеры.

Делинквентом называется «правонарушитель», «преступник». Это молодые рецидивисты, «первичные делинквенты», осужденные впервые за юношескую делинквентность, подростки с полицейскими контактами, но отпущенные с официальным предупреждением, и подростки с «дурным поведением». Здесь следует отметить близость делинквентности такому понятию как девиантность. Девиация (от лат. deviatio) - отклонение в поведение человека от общепринятых норм. Но по сравнению с делинквентностью это понятие не включает в себя серьезное нарушение закона, влекущее за собой уголовное наказание. Характерной чертой девиантного поведения является культурный релятивизм. Для одних курение, употребление алкоголя - норма, для других - отклонение. Таким образом, девиантность и делинквентность - две формы отклонения поведения от существующих в обществе норм. Первая форма - относительная, а вторая - более значительная. Следовательно, они взаимосвязаны. Корни делинквентности следует во многих случаях искать в девиантности, которая ей предшествует.

  В криминологии область изучения проблемы преступности несовершеннолетних гораздо уже, чем в социологической теории. Криминология рассматривает явление делинквентности как бы обособленно от других явлений в обществе. Социология же изучает делинквентов в рамках происходящих социальных процессов. Это может быть, например, такой процесс, как определенное психологическое давление на индивида к достижению материального успеха со стороны общества. Или процесс социальной изоляции делинквента может привести к повторному совершению преступлений.

Примеры девиантности и делинквентности:

 
    Девиантность - Это такие поступки, как сквернословие в публичных местах, громкий или возбужденный разговор, не нарушают уголовного права, но противоречат нормам поведения. Единственный способ наказания - привлечение к административной ответственности, уплата штрафа, устное осуждение окружающих людей или неодобрительность, косые взгляды прохожих.  
 
Делинквентность - воровство, взяточничество, грабежи или убийства, нарушающие основные законы государства, гарантирующие права личности, и преследуются в уголовном порядке. Над преступниками совершается суд, им определяют меру наказания и на разные сроки (в зависимости от тяжести уголовного деяния), ссылают на исправительные или каторжные работы, сажают в тюрьму или определяют условную меру пресечения (частичное ограничение в правах). Это чрезвычайно широкий класс явлений - от безбилетного проезда до убийства человека. К преступлениям относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, взлом, автокражи, поджоги, проституцию, азартные игры и другие разновидности противоправных действий. 
Основным отличием между девиантным и деликвентным поведением является то, что девиантное поведение нарушает нормы морали и не преследуется по закону, а деликвентное нарушает как нормы морали, так и закон.

                                              Задание 4 (тема 7) 
Можно ли утверждать, что чем выше социальный статус группы, тем выше у ее представителей уровень удовлетворенности своим материальным положением? Аргументируйте ваш ответ.

Социальный статус включает в себя: 1) Атрибутивные признаки - принадлежность к коллективу, классу, социальной группе; 2) Функциональные признаки; 3) Оценочные (престиж); 4) Нормативные признаки - выполнение человеком норм поведения.

Социальный статус показывает то, что личность может делать и то, что она делает. Каковы результаты ее действий. Социальные связи между людьми складываются на основе выполнения ими социальных функций. Социальный статус личности - положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии с возрастом, полом, профессией, семейным положением и пр. Индивид же обладает не только определенным социальным статусом, но и ролевым набором. Его постоянно оценивают другие индивиды, группы, общества. Эти оценки называются престижем. Степень признания обществом личных и деловых качеств определяется как авторитет. Социальный статус, авторитет и престиж личности определяют: 1) Образование; 2) Материальное благосостояние; 3) Квалификация; 4) Личные качества человека. 
Несомненно. Чем выше статус, тем выше материальное положение у представителей этой группы. Следовательно тем больше они могут себе позволить как материальных ценностей, так и духовных (таких как отдых в дорогих отелях и на шикарных курортах). Тем самым повышается и доля удовлетворенности представителей того или иного класса.

 

 

 

 

 
Доля удовлетворенных/неудовлетворенных своим социальным статусом среди охарактеризовавших себя как представителей различных слоев общества, в % изображена на рисунке 1. 
 
 
 
Рис.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5 (тема 12) 
Дайте краткую характеристику сущности выборочного метода в социологическом исследовании.

«Выборочный метод в социологии»» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

    Главной проблемой выборочного исследования является отбор из генеральной совокупности таких объектов выборочной совокупности, которые бы сделали исследование одновременно и представительным и экономичным. Часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью.

    Представительностью или репрезентативностью выборки называется ее способность правильно отражать состояние дел в генеральной совокупности. Выборки в определенном смысле должна быть моделью генеральной совокупности, что и позволяет на ее основе оценивать характеристики этой совокупности.

    Основной принцип построения выборки (точнее, вероятностного отбора) состоит в том, чтобы обеспечить всем элементам генеральной совокупности равные шансы попасть в выборку. Однако даже самое аккуратное соблюдение этого принципа не гарантирует выборку от искажений. Эти искажения внутренне присущи выборочному методу.

      На мой взгляд, метод выборочного обследования представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках, ценностных ориентациях, отношении к чему-либо, мотивации на что-либо людей с помощью опроса специально подобранной группой респондентов, дающих ответы о себе и своих мнениях. Поэтому, я считаю, что данный метод можно применять для описания социальных фактов и их объяснения. 

 

 

Список использованных источников

 

1. Фролов С.С. Общая социология: Учебник. М., 2008. - 384 с.

2. Общая социология: Хрестоматия. Изд-во «Высшая школа». 2006 г. - 783 с.

3. Словарь-справочник по социальной геронтологии. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 2007. - 208 с.

4. Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2009. - 70 с.

5. Немировский В. Г.  Социология: учеб. - М.: Проспект, 2010. - 544 с.

6. З.Т. Голенкова, М.М. Акулич, В.Н. Кузнецов Общая социология: Учебное пособие / Под ред. проф. З.Т. Голенковой. - М.: Гардарики, 2005. - 474 с.

7. Социология: Учебник / А.А. Горелов. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 496 с. - (Образовательный стандарт XXI).

8. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 624 с. - (Высшее образование).

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"