Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 06:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы заключается в следующем: в современном мире все чаще и чаще возникают проблемы подростково-родительских взаимоотношений. Как следствие – ужасное воспитание и асоциальное поведение подростков.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Между взрослостью и детством: подростковый возраст……….....6

1.Психологические особенности личности подростка………………………......6
1.2 Влияние полового созревания на поведение подростка……………………....11

1.3 Формирование чувства идентичности у подростка……………………….….12

Глава 2. Роль семьи в жизни подростка………………………………………..17

2.1 Роль семьи в процессе социализации подростка……………………………...17

2.2 Типы родительских отношений и их влияние на подростков……………….20

2.3 Стили и факторы родительского воспитания………………………………...22

2.4 Наилучший способ взаимоотношений подростков и их родителей……… ...28

Глава 3. Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления………………………………………………………………………32

3.1 Понятие и причины конфликта между подростками и родителями……….32

3.2 Факторы эскалации конфликта………………………………………………..34

3.3 Виды конфликтов и способы их разрешения………………………………….36

3.4 Условия предупреждения конфликтов………………………………………..41

Заключение………………………………………………………………………...44

Список литературы……………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 95.49 Кб (Скачать)

     Семейное  воспитание — это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью  формирования определенных качеств, умений.

     Процесс социального научения, в свою очередь, происходит как при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями, так и за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

     Учеными выделяется несколько основных стилей воспитания:

     Авторитарный  стиль - Родители ограничивают самостоятельность  подростка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая  их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.  Авторитарность родителей порождает  конфликты и враждебность со стороны  подростков.

     Демократический стиль  - родители поощряют личную ответственность  и самостоятельность своих детей  в соответствии с их возрастными  возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и  стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

     Попустительский стиль - ребенок должным образом  не направляется, практически не знает  запретов и ограничений со стороны  родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание  руководить детьми. Становясь более  взрослыми, такие подростки конфликтуют  с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать  прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности.[12]

     Отношения взрослых и детей, в каких бы конкретно  условиях они не складывались, все  равно подразумевают определенное неравенство, иерархию, поэтому и  ответственность за конфликты в  основном возлагается на родителей, потому что они старше.

     Психологический конфликт в детско-родительских отношениях имеет в своей основе ряд причин: это непонимание взаимодействующих  сторон; неуважение друг к другу; кризисы которые возникают у детей и родителей в силу определенных обстоятельств, или возрастных особенностей; конфликты между супругами; и ряд других основных и специфическах факторов

     При возникновении конфликтогенной ситуации с участием детей, особенно подросткового возраста, конфликт часто движется в направлении интенсификации, а не погашения. Этот процесс получил название эскалации. Такой ход развития конфликта опасен тем, что он может дойти до крайней черты, тупиковой ситуации, когда конфронтация реально угрожает превратиться в саморазрушающее действие для оппонента. При таком развитии оппоненты, либо одна из сторон, дети и/или родители, начинают бить по больным местам, стараются больнее укусить. Естественно, что такой вариант не может оказать позитивного действия на детско-родительские отношения.

     Понятие предупреждение конфликта подразумевает  такую организацию жизнедеятельности  детей и родителей, которая исключает  или сводит к минимуму вероятность  возникновения конфликтов между  ними. Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять как  сами родители и дети, так и третья сторона (педагог, психолог, конфликтолог).

     Также немаловажным условием предупреждения конфликта является разрешение внутриличностных конфликтов. Только человек живущий в согласии с самим собой может эффективно решить межличностные проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

1. http://www.kid.ru/problems/171.php3

2. http://www.narcom.ru/parents/parents/42.html 

3.http://www.psyparents.ru/index.php?view=articles&item=300&cat=7&sc=54&full=yes

4. http://www.sunhome.ru/psychology/1199

5. Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ. - М., 2000.

6. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. - СПб.: Питер, 2006.

7. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.

8. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… - Мн.: Высш. шк., 1986.

9. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. - М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

10. Основы конфликтологии: Учебное пособие / под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: 1997

11. Популярная психология для родителей / Под ред.Спиваковской А.С. - СПб.: СОЮЗ, 1997.

12.  Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000

13. Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб: Речь, 2001.

14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «высшее образование».) - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

15. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя//Практическая психология в образовании - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

16. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.:1996 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления