Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 06:04, курсовая работа
Актуальность данной проблемы заключается в следующем: в современном мире все чаще и чаще возникают проблемы подростково-родительских взаимоотношений. Как следствие – ужасное воспитание и асоциальное поведение подростков.
Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Между взрослостью и детством: подростковый возраст……….....6
1.Психологические особенности личности подростка………………………......6
1.2 Влияние полового созревания на поведение подростка……………………....11
1.3 Формирование чувства идентичности у подростка……………………….….12
Глава 2. Роль семьи в жизни подростка………………………………………..17
2.1 Роль семьи в процессе социализации подростка……………………………...17
2.2 Типы родительских отношений и их влияние на подростков……………….20
2.3 Стили и факторы родительского воспитания………………………………...22
2.4 Наилучший способ взаимоотношений подростков и их родителей……… ...28
Глава 3. Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления………………………………………………………………………32
3.1 Понятие и причины конфликта между подростками и родителями……….32
3.2 Факторы эскалации конфликта………………………………………………..34
3.3 Виды конфликтов и способы их разрешения………………………………….36
3.4 Условия предупреждения конфликтов………………………………………..41
Заключение………………………………………………………………………...44
Список литературы……………………………………………………………….48
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Между взрослостью и детством: подростковый возраст……….....6
1.2 Влияние полового созревания на поведение подростка……………………....11
1.3 Формирование
чувства идентичности у
Глава 2. Роль семьи в жизни подростка………………………………………..17
2.1 Роль семьи в процессе социализации подростка……………………………...17
2.2 Типы родительских отношений и их влияние на подростков……………….20
2.3 Стили и факторы родительского воспитания………………………………...22
2.4 Наилучший способ взаимоотношений подростков и их родителей……… ...28
Глава
3. Конфликты между подростками
и родителями и способы
их преодоления…………………………………………………
3.1 Понятие и причины конфликта между подростками и родителями……….32
3.2 Факторы
эскалации конфликта……………………………
3.3 Виды конфликтов и способы их разрешения………………………………….36
3.4 Условия предупреждения конфликтов………………………………………..41
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Общая характеристика работы.
Курсовая работа посвящена исследованию подростково-родительских взаимоотношений. В данной работе проводится анализ стилей воспитания и поведения родителей и их влияния на развитие личности подростка. А также в данной работе рассмотрены основные виды конфликтов и способы их предупреждения.
Актуальность исследования.
Актуальность данной проблемы заключается в следующем: в современном мире все чаще и чаще возникают проблемы подростково-родительских взаимоотношений. Как следствие – ужасное воспитание и асоциальное поведение подростков.
Очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
Очень важной потребностью любого ребенка, подростка, является потребность в важности, значимости, сопричастности, принадлежности. И в первую очередь, в принадлежности к семье, даже если поведение подростка кажется не соответствующим этой цели. Родители должны помочь своему ребенку повзрослеть, родители должны стать друзьями, наставниками, поддерживать доверительные отношения со своими детьми.
Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.
Объект исследования.
Объектом исследования являются взаимоотношения подростков и их родителей.
Предмет исследования.
Предметом исследования являются стили воспитания, способы поведения родителей, причины и способы разрешения конфликтных ситуаций между подростками и их родителями.
Цель исследования.
Изучение
межличностных отношений
Задачи исследования.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, мной были поставлены следующие теоретические задачи исследования:
Методы исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: библиографический метод.
Структура и объем работы.
Курсовое исследование состоит из введения, трех глав, заключения и
библиографического
списка.
Глава 1. Между взрослостью и детством: подростковый возраст
1.1 Психологические особенности личности подростка
Главное
содержание подросткового возраста
составляет его переход от детства
к взрослости. Все стороны развития
подвергаются качественной перестройке,
возникают и формируются новые
психологические образования. Этот
процесс преобразования и определяет
все основные особенности личности
детей подросткового возраста. Если
ведущим видом деятельности младшего
школьника была учебная, и существенные
изменения в психическом
Подростковый
возраст - остро протекающий переход
от детства к взрослости, в котором
выпукло переплетаются
Кризисы
подростка связаны с
Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности связанно с вполне определёнными особенностями психического развития ребёнка в этот период, со сменой ориентации подростков с взрослых на сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые приняты в их среде.[2]
Для
подростка очень важно многое
делать так, как сверстники, отвечать
их ожиданиям. Но такое поведение
нередко отличается от того, которого
от него ожидают или требуют взрослые.
Решая для себя конфликт, подросток
ведет себя так, как хотят сверстники,
но боясь наказания, или (чаще) не желая
огорчать взрослых, или (еще чаще) для
того чтобы избежать надоевших разговоров,
он обманывает родителей. А нередко
находит своеобразный компромисс, обманывая
и тех, и других, что внешне производит
впечатление “патологической
Разное видение мира и переживание подростком невозможности что-либо объяснить взрослым нередко ведет к проявлениям подростковой лжи. Она связана с тем, что сам подросток еще достаточно плохо осознает реальные мотивы своего поведения, он как бы чувствует внутреннюю правоту своих поступков, но не имеет слов для того, чтобы это объяснить другим. Отсюда, кстати, и аффективные вспышки, внезапная замкнутость, уход в себя в ответ на просьбы объяснить причины своего поведения. Подобные случаи сегодня не менее часты, чем обычная ложь, вызванная боязнью наказания.
Интересные данные приводятся в исследовании Г. А. Цукерман. Подросткам предлагался ряд высказываний о психологии детей этого возраста. Ребята должны оценить, насколько эти высказывания правильны. Также был проведен подобный опрос на выборке родителей. Сопоставление оказалось очень интересным.
Например, с высказыванием "Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что характеризует их в жизни" – согласились большинство подростков, но очень мало взрослых. А высказывание "Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди" считают справедливым и те, и другие. Зато с высказыванием "Подростки перенимают взгляды, манеры своей компании; стесняются быть "не как все" очень неохотно соглашаются подростки, но почти все взрослые считают верными.[3]
У
подростков наблюдается стремление
более углублённо понять себя, разобраться
в своих чувствах, настроениях, мнениях,
отношениях. Жизнь подростка должна
быть заполнена какими-то содержательными
отношениями, интересами, переживаниями.
Именно в подростковом возрасте начинает
устанавливаться определённый круг
интересов, который постепенно приобретает
известную устойчивость. Развивается
интерес к психологическим
В
последнее время в претензиях
родителей к подростам
Данные объективных исследований показывают, что подростки в 11-12, а нередко и в 13-14 лет считают, что интересная жизнь в классе, хорошие отношения между ребятами зависят в основном от учителей, прежде всего от классного руководителя. Более того, при специальных опросах часто выясняется, что в этом возрасте школьники склонны рассматривать заботу о них, контроль за ними как обязанность родителей. Почти девять десятых опрошенных Л.Н. Жилиной и Н.Т Фроловой московских девяти- и десятиклассников надеялись, что их желания иметь определенные вещи осуществятся, причем две трети уверены, что осуществить это желание - дело родителей ('купят родители'). Поведение и запросы этих старшеклассников практически автономны, поскольку желания приобрести ту или иную вещь совпадали с планами родителей только в 10 процентах случаев. Тем не менее, дети уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.[3]
Довольно типичными являются в этом смысле высказывания: “Я же не просил, чтобы меня рожали”, “Она – мама, и поэтому должна обо мне заботиться”. Подобные высказывания часто пугают взрослых своим “откровенным цинизмом”. Однако и здесь проявляется прежде всего стремление подростка к равенству прав с взрослым, желание “примерить” и проверить, насколько требования, предъявляемые к ним, соответствуют требованиям, которые они могут предъявлять к взрослым, выявить столь волнующее подростков равенство прав, общность правил жизни для них и для взрослых.
Другими словами, подростки как бы “оборачивают” часто обращенные к ним слова об их “обязанностях” на взрослых, предъявляя к ним те же требования, которые те предъявляют к школьникам.
В
еще более яркой форме
Информация о работе Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления