Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 06:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы заключается в следующем: в современном мире все чаще и чаще возникают проблемы подростково-родительских взаимоотношений. Как следствие – ужасное воспитание и асоциальное поведение подростков.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Между взрослостью и детством: подростковый возраст……….....6

1.Психологические особенности личности подростка………………………......6
1.2 Влияние полового созревания на поведение подростка……………………....11

1.3 Формирование чувства идентичности у подростка……………………….….12

Глава 2. Роль семьи в жизни подростка………………………………………..17

2.1 Роль семьи в процессе социализации подростка……………………………...17

2.2 Типы родительских отношений и их влияние на подростков……………….20

2.3 Стили и факторы родительского воспитания………………………………...22

2.4 Наилучший способ взаимоотношений подростков и их родителей……… ...28

Глава 3. Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления………………………………………………………………………32

3.1 Понятие и причины конфликта между подростками и родителями……….32

3.2 Факторы эскалации конфликта………………………………………………..34

3.3 Виды конфликтов и способы их разрешения………………………………….36

3.4 Условия предупреждения конфликтов………………………………………..41

Заключение………………………………………………………………………...44

Список литературы……………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 95.49 Кб (Скачать)

     Поскольку подростковый возраст - это период интенсивного формирования самооценки, очень важно, чтобы в семье правильно относились к успехам и возможностям ребенка. Если захваливание ведет к самоуверенности  и зазнайству, то недооценка возможностей и способностей подростка может  привести к развитию пассивности, замкнутости, неуверенности в себе.

     Следует бережно, с пониманием относиться к  внутреннему миру подростка, его  переживаниям, увлечениям. Умейте выслушать  подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если ошибается. Требования, предъявляемые подростку, должны быть разумно аргументированы.

     Откровенность, доверие должны быть взаимными, только тогда между вами и подростком не будет стены недомолвок, тайн, непонимания.

     Помочь  подростку взрослеть — это  значит заботиться о гармоничном  развитии его личности: формировать  его познавательные интересы, развивать  способности, воспитывать нравственные качества, развивать физически.[11] 
 

     Глава 3 Конфликты между  подростками и  родителями и способы  их преодоления

     3.1 Понятие и  причины   конфликта между  подростками и  родителями

     Психологический конфликт в детско-родительских отношениях является основной причиной эмоциональных  стрессов и неврозов. И от этих конфликтов не застрахованы даже любящие друг друга люди. Дело в том, что для  семейного благополучия, кроме всех прочих условий, человеку нужны определенные знания психологии, педагогики, медицины и т.д. с этой точки зрения особенно важно рассмотреть проблему конфликтов между родителями и детьми.[8]

     Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.

     Семейно-бытовые  конфликты которые неизбежно возникают в детско-родительских отношениях, являются самой распространенной темой не только в профессиональных психологических изданиях, но и в бытовом разговоре обыкновенных людей.

     В сфере детско-родительских отношениях не последнюю роль играет фактор взаимоотношений  супругов воспитывающих детей. Зачастую конфликты между родителями затрагивают  и благополучие детей. Проблемы родителей  сказываются на их отношении к  ребенку, а ребенок, в свою очередь, чувствует дисгармонию и его  поведение становится весьма конфликтным.[10.]

     Родителям следует знать, что в каждом возрастном периоде дети склонны к определенным конфликтам. Прежде всего это касается детей, воспитывающихся в неполной семье (обычно без отца) или при нормальных взаимоотношениях родителей.

     Конфликты между родителями и детьми могут  быть и по причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность  родителей, жестокие, варварские методы воспитания, либо чрезмерная избалованность детей могут приводить к полному  взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.

     Часто жизненные стремления детей могут  вызвать в семье конфликты, и  справедливые огорчения родителей  вызывают односторонние увлечения  детей во вред учебе, появление вредных  склонностей к курению, выпивке, наркотикам. И хотя родители правы, их дети обычно убеждены, что правы  не родители, а они сами лучше  знают, как им жить. Родителям важно  разобраться в мотивах стремлений детей, проявляя достаточно уважения к  их доводам и аргументам, убедительно  раскрывая и свои аргументы.

     Особенно  часто возникают конфликты родителей  с детьми подросткового возраста. Дело в том, что в этом «переходном  периоде» в организме происходят существенные физиологические и  психологические сдвиги. Наиболее общими психологическими чертами подростков  являются эмоциональная неустойчивость, сочетание противоречивых свойств  и стремлений.

     Свойственное  подросткам обострение потребности  отстаивать свою самостоятельность, независимость  от старшего поколения, особенно от родителей, носит название «возрастной эмансипации». Это явление необходимо для того, чтобы подросток в будущем достиг зрелости и самостоятельности. И если иногда в детско-родительских отношениях это превращается в проблему, то это проблема не столько подростков, сколько их родителей, слишком привыкших воспринимать своего ребенка как существо зависимое, несамостоятельное и полностью подчиненное их воле. Часто этот конфликт проявляется наиболее ярко в отношениях даже не с родителями, а с бабушками и дедушками.[6]

     Построение  отношений не на основе равенства, самостоятельности  и доверия, а на основе взаимного  подчинения превращаются в конфликт. Родители слишком долго и упорно продолжают воспринимать подростка как существа, не способное к самостоятельным решениям и зависимое от них даже в мелочах. Как только это прекращается, конфликт отступает на второй план, отношения становятся ближе и доверительнее.

     3.2 Факторы эскалации  конфликта

     Часто в конфликте между подростками  и родителями происходит быстрое  обострение борьбы, что свидетельствует  об эскалации конфликта. Эскалация  заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Симптомами эскалации  являются: сужение когнитивной сферы, возникновение образа врага, рост эмоционального напряжения, переход к личным выпадам, рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация, применение насилия, потеря первоначального  объекта разногласия, расширение границ конфликта. Противостоящие стороны  мобилизуют дополнительные силы и средства, ресурсы и контрресурсы. Дело может дойти до крайней черты, тупиковой ситуации, когда конфронтация реально угрожает превратиться в саморазрушающее действие.

     Эскалации предшествует фаза выбора путей дальнейшего  взаимодействия оппонентов. Выбор возможен двоякий: либо при сложившейся расстановке сил искать примирения, снижать уровень напряженности в отношениях, делать уступки и таким образом идти на прекращение конфликта,  перевести его вновь в скрытую форму с тем, чтобы в последующем вернуться к исходной конфликтной ситуации; либо эскалация, продолжение конфликта, доведение его до более высокой степени обострения.[10]

     Факторами, вызывающими эскалацию, являются чувственно обусловленные столкновения, берут верх эмоции, которые мешают участникам конфликтов взглянуть на себя со стороны, сковывают свободу выбора способов конфликтного поведения. Резкое обострение расхождений, выход на позиции прямой конфронтации, стороны атакуют друг друга, вызывая ответные действия, противодействие. Происходит неизбежный обмен ударами, назначение которых - наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их стороны. Эмоционально такое поведение очень часто сопровождается нарастанием агрессивности, переходом от предупрежденности и неприязни к психологической несовместимости и откровенной враждебности. Поэтому для конфликтующих сторон важно с самого начала действовать, опираясь на сознание и интуицию, ограничивая проявление эмоций, особенно отрицательных.

     Эскалация конфликта в детско-родительских отношениях происходит в основном из-за ряда кризисов которые переживают дети. У подростков этот кризис проявляется в кризисе независимости - сопровождается демонстративным упрямством, строптивостью, полным отрицанием авторитета взрослых, враждебным отношением к любым их требованиям. Как будто подросток встал на тропу войны со всем миром взрослых и борется с любым влиянием - не важно, положительным или отрицательным.[8]

     У многих родителей, особенно молодых, вызывает недоумение и гнев детский негативизм, характерный прежде всего для двух - пятилетних малышей. Ребенок эпизодически безо всякой причины наотрез отказывается подчинятся какому-либо требованию, приказанию. И, как правило, ни уговоры, ни угрозы, ни даже физическое наказание не помогают. Малыш горько рыдает, но стоит на своем. Правда, позже, успокоившись, он чувствует свою вину, заверяет, что «больше не будет».[14]

     Вот жизненные позиции которые при разного рода конфликтах между детьми и родителями приводят к эскалации.

     У родителей:

  • Нежелание принимать происходящие изменения: «Он же еще совсем ребенок! Так почему мы должны начинать отновиться к нему как к взрослому?»;
  • Неуместная властность, доминантность: «В семье главный я! А кому не нравится - может убираться прочь»;
  • Абсолютизация своего жизненного опыта, восприятие жизни молодых как чего-то неправильного.

     У детей и родителей:

  • Отсутствие гибкости, бескомпромиссность: «Будет так, как я хочу, и точка!»;
  • Абсолютная уверенность в верности своей точки зрения: «есть два мнения: одно мое, другое неправильное!»
  • Уход от контакта, нежелание обсуждать проблемы: «Чего пристал со своими нравоучениями? Закрой дверь!»

     Таким образов мы видим, что конфликты  в детско-родительских отношениях неизбежны, и лишь от грамотности родительского  поведения с ребенком зависит  насколько далеко зайдет конфликт.[6] 

     3.3 Типы конфликтов  и способы их  преодоления

1. Конфликт неустойчивого  родительского восприятия

     По  мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является “неустойчивость родительского  восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье  и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вместе с тем, подросток ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, — все забывает, разбрасывает вещи и т. д.

     В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший  ребенок — послушный и старательный.

     Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства, попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства  и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.[1]

2. Диктатура родителей

     Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура  в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи  подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство  собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

     Бесспорно, родители должны и могут предъявлять  требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные  решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном  случае требовательность оборачивается  грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего  выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет  сломлено, победа окажется мнимой, так  как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним  выражением: “Кто сильнее, тот и  прав”.

     Несомненно, авторитетность родителей, которые  игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, — все  это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда “посторонним вход воспрещен”. Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры — явления редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов психологи советуют вводить некоторые простые правила общения, которые должны соблюдаться:

Информация о работе Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления