Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 06:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы заключается в следующем: в современном мире все чаще и чаще возникают проблемы подростково-родительских взаимоотношений. Как следствие – ужасное воспитание и асоциальное поведение подростков.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Между взрослостью и детством: подростковый возраст……….....6

1.Психологические особенности личности подростка………………………......6
1.2 Влияние полового созревания на поведение подростка……………………....11

1.3 Формирование чувства идентичности у подростка……………………….….12

Глава 2. Роль семьи в жизни подростка………………………………………..17

2.1 Роль семьи в процессе социализации подростка……………………………...17

2.2 Типы родительских отношений и их влияние на подростков……………….20

2.3 Стили и факторы родительского воспитания………………………………...22

2.4 Наилучший способ взаимоотношений подростков и их родителей……… ...28

Глава 3. Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления………………………………………………………………………32

3.1 Понятие и причины конфликта между подростками и родителями……….32

3.2 Факторы эскалации конфликта………………………………………………..34

3.3 Виды конфликтов и способы их разрешения………………………………….36

3.4 Условия предупреждения конфликтов………………………………………..41

Заключение………………………………………………………………………...44

Список литературы……………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 95.49 Кб (Скачать)

     Семейное  воспитание — это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью  формирования определенных качеств, умений.

     Воспитательные  воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления — поощряя  поведение, которое взрослые считают  правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации — ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же.[2]

     Процесс социального научения, в свою очередь, происходит как при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями, так и за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. [12]

     Кроме сознательного, целенаправленного  воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая  деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в  развитии личности ребенка.[2]

     Переход от традиционной патриархальной семьи  к современной, основанной на равенстве  супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним - двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда - эгоцентризм детей. [12]

     Семью создает отношение родители - дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые  сопровождаются рождением детей. Для  более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи - жилище, дом, собственность - и экономическую  основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую  за узкие горизонты быта и потребительства.

     Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных с узами супружества - родительства - родства, и тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существование членов семьи.

     Функции семьи:

     Говоря  о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах  жизнедеятельности большинство  семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия  и характеризуют роль семьи как  социального института. Важно подчеркнуть, что это - функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнение институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции - главное, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

     Специфические функции семьи, к которым относятся  рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциональная функция) и  воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

     Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением  и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные  с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и  д.р. - все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически приходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

     К началу XX в. социальные институты все  более совмещают с семьей и  берут на себя функции образования  и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции  питания, обеспечения одеждой, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). [13]

     Семейные  условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение  и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный  путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка  воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия  с возрастом накапливается, преломляясь  в структуре личности.

     Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения  с родителями и личность самих  родителей в обязательном порядке  отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут  патологичны. Известный русский  педагог П. Ф. Лесгафт обратил  внимание на то обстоятельство, что  ребенок может стать носителем  определенного симптома, который  в явной или скрытой форме  присутствует в семье, и это непременно скажется на свойствах его личности.

     Наряду  с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений  детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и  сложившаяся в семье атмосфера  способна оказать существенное влияние  на личностное становление воспитывающихся  в ней детей. [5]

2.2 Типы родительских  отношений и их  влияние на подростков

     Рассматривая  основные типы родительских отношений, необходимо иметь в виду влияние  каждого из них на формирование поведения  и определенных черт личности ребенка.

     Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и  асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.

     Если  родители проявляют позицию уклонения  от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным  к установлению прочных эмоциональных  связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности  в учебе, недоверчивы, боязливы, у  них нередки конфликты с родителями и школой.

     Родительская  позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает  у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут  появиться трудности в учебе  и в отношениях с окружающими  людьми.

     При родительской позиции признания  прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей  больше полагаются на себя и стараются  быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что  благоприятствует возникновению у  них творческого начала.

     Родительская  позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение  типа «избалованное дитя» может  сформировать у ребенка, с одной  стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, дерзость, чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к  родителям, а с другой стороны - беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни.

     Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную  личность, тогда он может прекрасно  общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.

     2.3 Стили и факторы  родительского воспитания

     В зависимости от царящей в них  обстановки, все семьи можно разделить  на пять групп:

     1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают.

     В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной  музыки, моды и т. д. А дети — к  мнению близких в других, более  существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся  в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.

     2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.

     3. Семьи, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. “Развести в комнате грязь” также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не хуже других”. Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.

     4. Семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство. В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу.

     У подростков из таких семей устанавливается  стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности  в общении со сверстниками, с окружающим миром.

     5. Обстановка в этих семьях критическая. Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно — оно является причиной многих преступлений подростков.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.[3]

     Существует  несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством  которых родители влияют на своих  детей.

     Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

     Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

     В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

     Семейная  социализация не сводиться к непосредственному 'парному' взаимодействию ребенку с  родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье, где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье, где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь.

Информация о работе Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления