Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 06:04, курсовая работа
Актуальность данной проблемы заключается в следующем: в современном мире все чаще и чаще возникают проблемы подростково-родительских взаимоотношений. Как следствие – ужасное воспитание и асоциальное поведение подростков.
Введение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Между взрослостью и детством: подростковый возраст……….....6
1.Психологические особенности личности подростка………………………......6
1.2 Влияние полового созревания на поведение подростка……………………....11
1.3 Формирование чувства идентичности у подростка……………………….….12
Глава 2. Роль семьи в жизни подростка………………………………………..17
2.1 Роль семьи в процессе социализации подростка……………………………...17
2.2 Типы родительских отношений и их влияние на подростков……………….20
2.3 Стили и факторы родительского воспитания………………………………...22
2.4 Наилучший способ взаимоотношений подростков и их родителей……… ...28
Глава 3. Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления………………………………………………………………………32
3.1 Понятие и причины конфликта между подростками и родителями……….32
3.2 Факторы эскалации конфликта………………………………………………..34
3.3 Виды конфликтов и способы их разрешения………………………………….36
3.4 Условия предупреждения конфликтов………………………………………..41
Заключение………………………………………………………………………...44
Список литературы……………………………………………………………….48
Подобное утверждение своего “права на взрослого”, на то, чтобы он в первую очередь был родителем, всецело поглощенным своим ребенком, часто является источником конфликтов между подростками и родителями. От последних нередко можно слышать жалобы на то, что дети эгоистичны, считают, что собственной жизни у родителей уже быть не должно и т.п. [1]
Переоценкой
своих возросших возможностей определяется
стремление подростков к известной
независимости и
Интенсивно формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у подростков формируется система своих собственных требований и норм, не совпадающая с требованиями взрослых. Одним из важнейших моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки; возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Как
показали многочисленные исследования,
наличие положительной
1.2 Влияние полового созревания на поведение подростков
Подростковый возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции.[2]
Половым
созреванием обусловлены
Сам процесс полового
В связи с этим намечаются изменения оценки себя и окружающих (видят по-другому). К своей внешности относятся заинтересованно, т.к. она становится фактором самоутверждения. Подростки очень чувствительны даже к добродушным замечаниям об их внешности, особенно от взрослых.[1]
1.3 Формирование чувства идентичности у подростка
Главной задачей, которая встает перед индивидом в юности, является формирование чувства идентичности. Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?» В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.
Чувство
идентичности формируется у юноши
постепенно; его источником служат
различные идентификации, уходящие
корнями в детство. Ценностные и
моральные стандарты детей
Тщательного анализа требует само понятие идентичности. Как и любую другую психологическую характеристику личности, идентичность нельзя рассматривать в применении лишь к отдельно взятому человеку; она получает осмысление только в социальном контексте, в системе отношений индивида с другими людьми, и в первую очередь с членами его семьи. Иначе говоря, идентичность имеет как личностные (субъективные), так и социальные (объективные) аспекты, которые теснейшим образом взаимосвязаны. Такое различение было предложено Джемсом еще в 1890 году.
Личностные аспекты идентичности он описывал как «Сознание личностной самотождественности», противопоставляя их социальным аспектам, существующим как многообразие социальных «Я» индивида, определяемое множественностью восприятия его разными людьми, каждый из которых имеет в своем сознании его специфический образ. Сегодня мы стремимся различать, с одной стороны, те роли, которые принимает на себя индивид, взаимодействуя с другими людьми, а с другой - то, каким он считает себя на самом деле и что иногда называют подлинным «Я» или идентичностью личности. Эти два аспекта в формировании идентичности можно рассматривать как в функционально-ролевом плане, так и сквозь призму самореализации.[16]
Конфликты, возникающие на стыке самореализации и функционально-ролевого поведения, существуют на протяжении всей жизни человека, они особенно обостряются в периоды кризисов и достигают своего апогея в пору юности. При этом идентичность не формируется в «юности» раз и навсегда; в сущности, этот процесс не прекращается всю жизнь. И самореализация, и функционально-ролевое поведение постоянно порождают проблемы, требующие сознательной переоценки ценностей. В жизненном процессе мы продолжаем создавать нашу собственную личностную и социальную идентичность. В этом смысле правильнее было бы говорить не о пассивном формировании идентичности, а о перманентном творческом процессе, в ходе которого мы создаем и модифицируем свою идентичность.
Важность
личностного и социального
Нередко случается, что
В юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми и с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой. В этом ценностном хаосе многие подростки помогают друг другу преодолеть дискомфортное состояние кризиса идентичности в бесконечных задушевных беседах, в попытках осмыслить свою роль в рамках того или иного стереотипа. Точно так же они стремятся найти стереотипные оценки для тех, кто противостоит им в этих ролях, - учителей, родителей, и т.д. Всякой подростковой группе свойственно стремление играть роль вытесняющей семью притягательной силы.[2]
Один
из способов решения проблемы идентичности
заключается в испытании
Поиск
идентичности может разрешаться
по-разному. Некоторые молодые люди
после периода
Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать в этот период молодой человек, является размывание чувства своего «Я». Юношу одолевают сомнения в возможности направить свою жизнь в какое-то определенное русло. Его тело быстро растет и меняет облик, половое созревание наполняет все его существо и воображение незнакомым волнением, впереди открывается взрослая жизнь во всем противоречивом многообразии. Стоит ли удивляться, что юноша часто оказывается в растерянности? Эриксон указывает четыре основные линии развития неадекватной идентичности:
Глава 2. Роль семьи в жизни подростка
2.1. Роль семьи в процессе социализации подростка.
Одним
из основных звеньев социализации детей
и подростков является семья, хотя и
отмечается некоторое падение ее
воспитательной роли в связи с
происходящими в семье
Психологические механизмы социализации в семье
Социализация в семье осуществляется разными путями и происходит в основном по двум параллельным направлениям: в результате целенаправленного процесса воспитания и социального научения.
Информация о работе Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления