Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 06:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы заключается в следующем: в современном мире все чаще и чаще возникают проблемы подростково-родительских взаимоотношений. Как следствие – ужасное воспитание и асоциальное поведение подростков.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…3

Глава 1. Между взрослостью и детством: подростковый возраст……….....6

1.Психологические особенности личности подростка………………………......6
1.2 Влияние полового созревания на поведение подростка……………………....11

1.3 Формирование чувства идентичности у подростка……………………….….12

Глава 2. Роль семьи в жизни подростка………………………………………..17

2.1 Роль семьи в процессе социализации подростка……………………………...17

2.2 Типы родительских отношений и их влияние на подростков……………….20

2.3 Стили и факторы родительского воспитания………………………………...22

2.4 Наилучший способ взаимоотношений подростков и их родителей……… ...28

Глава 3. Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления………………………………………………………………………32

3.1 Понятие и причины конфликта между подростками и родителями……….32

3.2 Факторы эскалации конфликта………………………………………………..34

3.3 Виды конфликтов и способы их разрешения………………………………….36

3.4 Условия предупреждения конфликтов………………………………………..41

Заключение………………………………………………………………………...44

Список литературы……………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 95.49 Кб (Скачать)

     Подобное  утверждение своего “права на взрослого”, на то, чтобы он в первую очередь  был родителем, всецело поглощенным  своим ребенком, часто является источником конфликтов между подростками и  родителями. От последних нередко можно слышать жалобы на то, что дети эгоистичны, считают, что собственной жизни у родителей уже быть не должно и т.п. [1]

     Переоценкой своих возросших возможностей определяется стремление подростков к известной  независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению  к взрослым, острая реакция на попытки  окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить  их правовые возможности являются причинами  частых конфликтов в подростковом возрасте.

     Интенсивно  формируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться  в своем поведении. Зачастую у  подростков формируется система  своих собственных требований и  норм, не совпадающая с требованиями взрослых. Одним из важнейших моментов в личности подростка является развитие самосознания, самооценки; возникает  интерес к себе, к качествам  своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться  в своих чувствах и переживаниях.

     Как показали многочисленные исследования, наличие положительной самооценки, самоуважение является необходимым  условием нормального развития личности. Вместе с тем регулирующая роль самооценки неуклонно повышается от младшего школьного  к подростковому и юношескому возрасту. Несоответствие между самооценкой  подростка и его притязаниями ведут к острым аффективным переживаниям, к преувеличенным и неадекватным реакциям, проявлению обидчивости, агрессивности, недоверчивости, упрямству. В возрасте 12 - 17 лет особенно остро проявляются, акцентируются некоторые свойства характера. Такие акцентуации, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее повышают возможность психических травм и отклонений от норм поведения.[2]

     1.2 Влияние полового  созревания на  поведение подростков

     Подростковый  возраст - период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда  происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Центральным фактором физического  развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает  существенное влияние на работу внутренних органов. Подростковый период характерен интенсивным ростом, повышенным обменом  веществ, резким усилением работы желез внутренней секреции.[2]

     Половым созреванием обусловлены психологические  особенности возраста: повышенная возбудимость и относительная неустойчивость нервной системы, завышенные притязания, переходящие в наглость, переоценка возможностей, самоуверенность и  др. Нервная система подростка  еще не всегда способна выдерживать  сильные или длительно действующие  раздражители и под влиянием их часто  переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. 

       Сам процесс полового созревания  влияет на поведение подростка  опосредованно, через социальные  условия его существования, например, через статус подростка в коллективе сверстников, его взаимоотношения со взрослыми и т.д. Утверждая свою принадлежность к мужскому и женскому полу, подросток становится человеком-мужчиной, человеком-женщиной. Это предполагает более широкое и глубокое духовное и социальное созревание. Утрачиваются прежние способы самоутверждения, как «ребенка вообще», и обретаются новые, связанные с половой принадлежностью. Утверждаются как мальчики/девочки-подростки

     В связи с этим намечаются изменения  оценки себя и окружающих (видят  по-другому). К своей внешности  относятся заинтересованно, т.к. она  становится фактором самоутверждения. Подростки очень чувствительны даже к добродушным замечаниям об их внешности, особенно от взрослых.[1]

     1.3 Формирование чувства идентичности у подростка

     Главной задачей, которая встает перед индивидом  в юности, является формирование чувства  идентичности. Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой  дальнейший путь?» В поисках личной идентичности человек решает, какие  действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы  для оценки своего поведения и  поведения других людей. Этот процесс  связан также с осознанием собственной  ценности и компетентности.

     Чувство идентичности формируется у юноши  постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и  моральные стандарты детей младшего возраста преимущественно отражают ценности и мораль их родителей; чувство  собственной значимости у детей  определяется в основном отношением к ним родителей. В школе мир  ребенка значительно расширяется, для него становятся все более  важными ценности, разделяемые его  сверстниками, и оценки, высказываемые  учителями и другими взрослыми. Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой  все эти ценности и оценки должны быть синтезированы. Поиск идентичности значительно усложняется, если ценностные представления родителей, учителей и сверстников не согласуются между собой.[2]

     Тщательного анализа требует само понятие  идентичности. Как и любую другую психологическую характеристику личности, идентичность нельзя рассматривать  в применении лишь к отдельно взятому  человеку; она получает осмысление только в социальном контексте, в  системе отношений индивида с  другими людьми, и в первую очередь  с членами его семьи. Иначе  говоря, идентичность имеет как личностные (субъективные), так и социальные (объективные) аспекты, которые теснейшим  образом взаимосвязаны. Такое различение было предложено Джемсом еще в 1890 году.

     Личностные  аспекты идентичности он описывал как  «Сознание личностной самотождественности», противопоставляя их социальным аспектам, существующим как многообразие социальных «Я» индивида, определяемое множественностью восприятия его разными людьми, каждый из которых имеет в своем сознании его специфический образ. Сегодня мы стремимся различать, с одной стороны, те роли, которые принимает на себя индивид, взаимодействуя с другими людьми, а с другой - то, каким он считает себя на самом деле и что иногда называют подлинным «Я» или идентичностью личности. Эти два аспекта в формировании идентичности можно рассматривать как в функционально-ролевом плане, так и сквозь призму самореализации.[16]

     Конфликты, возникающие на стыке самореализации и функционально-ролевого поведения, существуют на протяжении всей жизни  человека, они особенно обостряются  в периоды кризисов и достигают  своего апогея в пору юности. При  этом идентичность не формируется в  «юности» раз и навсегда; в сущности, этот процесс не прекращается всю  жизнь. И самореализация, и функционально-ролевое  поведение постоянно порождают  проблемы, требующие сознательной переоценки ценностей. В жизненном процессе мы продолжаем создавать нашу собственную  личностную и социальную идентичность. В этом смысле правильнее было бы говорить не о пассивном формировании идентичности, а о перманентном творческом процессе, в ходе которого мы создаем и модифицируем свою идентичность.

     Важность  личностного и социального аспектов идентичности и процесса их постоянного  взаимодействия находит отчетливое отражение в определении идентичности, данном Эриксоном: «Сознательное ощущение наличия личной идентичности основывается на двух наблюдениях, существующих одновременно. Это, во-первых, непосредственное восприятие индивидом своей длящейся самотождественности, а во-вторых, восприятие того факта, что другие люди также видят эту длящуюся самотождественность». Поэтому, как считает Эриксон, для достижения чувства идентичности юноша должен научиться быть в высшей степени самим собой в тех случаях, когда он больше всего значим для других, а именно для тех, кто является подлинно значимым для него.

       Нередко случается, что молодой  человек, достигший возраста, в  котором выбор идентичности становится  необходимым, реально оказывается к этому неспособен. В такой ситуации индивид может прибегнуть к тому, что Эриксон называет «психосоциальным мораторием», то есть к продлению переходного периода от юности к взрослости. В этот период жизнь юноши как будто лишена целенаправленности; он пассивно ожидает момента, когда ему представится возможность найти себя.

     В юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми и с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном  планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой. В этом ценностном хаосе многие подростки помогают друг другу преодолеть дискомфортное состояние кризиса идентичности в бесконечных задушевных беседах, в попытках осмыслить свою роль в рамках того или иного стереотипа. Точно так же они стремятся найти стереотипные оценки для тех, кто противостоит им в этих ролях, - учителей, родителей, и т.д. Всякой подростковой группе свойственно стремление играть роль вытесняющей семью притягательной силы.[2]

     Один  из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных  ролей. Многие специалисты считают, что юность - это период ролевого экспериментирования, когда подросток  «примеряет к себе» различные  взгляды и интересы. Разнообразные  коммуны и религиозные группы зачастую становятся временным пристанищем  для молодых людей, ищущих свой образ  жизни. Здесь они находят группу, с которой возможна идентификация, и время, необходимое для того, чтобы выработать более устойчивую систему убеждений.

     Поиск идентичности может разрешаться  по-разному. Некоторые молодые люди после периода экспериментирования  и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той  или иной цели. Другие могут и  вовсе миновать кризис идентичности. К ним относятся те, кто безоговорочно  принимает ценности своей семьи  и избирает поприще, предопределенное родителями. В известном смысле их идентичность кристаллизируется в  весьма раннем возрасте.

     Главной опасностью, которой, по мнению Эриксона, должен избежать в этот период молодой  человек, является размывание чувства  своего «Я». Юношу одолевают сомнения в возможности направить свою жизнь в какое-то определенное русло. Его тело быстро растет и меняет облик, половое созревание наполняет  все его существо и воображение  незнакомым волнением, впереди открывается  взрослая жизнь во всем противоречивом многообразии. Стоит ли удивляться, что юноша часто оказывается  в растерянности? Эриксон указывает  четыре основные линии развития неадекватной идентичности:

  • уход от близких взаимоотношений. Юноша может избегать слишком тесных межличностных контактов, боясь утратить в них собственную идентичность. Это нередко приводит к стереотипизации и формализации отношений или к самоизоляции;
  • размывание времени. В этом случае юноша неспособен строить планы на будущее или вообще утрачивает ощущение времени. Считается, что такого рода проблемы связаны с боязнью изменений и взросления, обусловленной, с одной стороны, неверием в то, что время способно принести какие-либо перемены, а с другой - тревожным опасением, что перемены все-таки могут произойти;
  • размывание способности к продуктивной работе. Здесь молодой человек сталкивается с невозможностью эффективно использовать свои внутренние ресурсы в какой-либо работе или в учебе. Любая деятельность требует вовлеченности, от которой индивид стремится защититься. Эта защита выражается либо в том, что он не может найти в себе силы и сосредоточиться, либо в том, что он с головой уходит в какую-нибудь одну деятельность, пренебрегая всеми остальными;
  • негативная идентичность. Нередко молодой человек стремится найти идентичность, прямо противоположную той, которой отдают предпочтение его родители и другие взрослые. Потеря чувства идентичности часто выражается в презрительном и враждебном неприятии той роли, которая считается нормальной в семье или в ближайшем окружении подростка. Такая роль в целом или любые ее аспекты - будь то женственность или мужественность, национальная или классовая принадлежность и т.д. - может стать тем фокусом, в котором сосредоточится все презрение, на какое способен молодой человек.[16]
 
 
 
 
 

Глава 2. Роль семьи в  жизни подростка

     2.1. Роль семьи в  процессе социализации  подростка.

     Одним из основных звеньев социализации детей  и подростков является семья, хотя и  отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с  происходящими в семье коренными  изменениями. Российская семья сегодня  переживает ситуацию, когда изменение  социальных условий, смена одних  общественно-экономических отношений  в мегаполисе на качественно противоположные, происходят не плавно, а скачкообразно. [5]

     Психологические механизмы социализации в семье

     Социализация  в семье осуществляется разными  путями и происходит в основном по двум параллельным направлениям: в  результате целенаправленного процесса воспитания и социального научения.

Информация о работе Конфликты между подростками и родителями и способы их преодоления