Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:54, курсовая работа
Цель курсовой работы — разработка рекомендаций, обеспечивающих предупреждение конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1.Рассмотреть особенности и причины конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными;
2.Изучить условия и способы разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными;
2.Дать краткую характеристику выбранной нами организации;
3.Провести анализ тестов и методов, выявляющих конфликтное взаимодействие руководителя и подчиненного в данной организации;
4.Разработать рекомендации по предупреждению конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными в организации…………………………….….5
1.1.Особенности и причины конфликтов между руководителем и подчиненными…………………………………………………………………….5
1.2.Условия и способы разрешения конфликтов между руководителем подчиненными…………………………………………………………….....…....9
2. Оценка конфликтного взаимодействия в системе руководитель-подчинённый в организации……………………………………………...…….15
2.1. Краткая характеристика организации…………………………………..…15
2.2.Методы исследования конфликтов между руководителем и подчинёнными……………………………………………………………...……20
2.3. Рекомендации по предупреждению конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными……………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...29
Приложение 1 «Стили руководства»…………………………………………...30
Приложение 2 «Самооценка конфликтности»………………………………...32
детско – юношеской спортивной школы №1, расположенной рядом, а также спортивный комплекс «Модун». Также недалеко от школы расположен стадион «Туймаада», возможности которого полностью используются школой. В школе имеется медицинский кабинет.
Школа расположена в центре города Якутска. Рядом со школой находятся Саха театр, АГИКИ, Центральная детско–юношеская библиотека, кинотеатр «Центральный», ДЮСШ №1.
Возможности культурных центров школа полностью использует в организации учебно-воспитательной работы, что оказывает и обеспечивает всестороннее развитие личности.
В школе работают 39 педагогов
(7 мужчин и 32 женщины). Педагогическими
кадрами гимназия полностью
«Отличник просвещения РФ» - 3,
«Отличник образования РС(Я)» - 12.
Стипендиатов Международного детского фонда «Дети Саха – Азия» - 3.
«Почетный работник общего образования РФ» – 1.
«Учитель учителей» - 3.
По
стажу работы: до 5 лет
- 6
до 10 лет - 8
от 10 до20 лет - 6
свыше 20 лет - 19
В гимназии 19 классов - комплектов, в которых обучаются 514 учащихся. В первый класс гимназия производит набор из числа учащихся, достигших 6 лет 6 месяцев, независимо от проживания в г. Якутске, свободно владеющих родным (якутским) языком. Гимназия работает в режиме шестидневки. Продолжительность уроков – 45 мин.
За годы работы школы сделано 4 выпуска. Поступаемость выпускников в ВУЗы составляет 94% .
В образовательном процессе гимназия реализует базисный учебный план Республики Саха (Якутия) 2005 года.
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний срок освоения образовательных программ начального общего образования. Обучение в начальной ступени ведется по системе развивающего образования Эльконина - Давыдова.
Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса по выбору учащегося: английский или немецкий языки. Углубленное изучение иностранных языков осуществляется через:
- увеличение количества часов за счет элективного курса (9 кл.);
- изучение II иностранного языка (английского или немецкого), начиная с 5-го класса;
-
индивидуальные консультации
- изучение других иностранных языков по выбору учащегося (китайского или японского) в виде факультативных занятий.
Учащимся 5 - 9 классов предлагаются следующие элективные курсы: 5 класс – информатика, иностранные языки; 6 класс – информатика, иностранные языки; 7 класс – информатика, психология, иностранные языки, риторика; 8 класс – эксперименты и занимательные опыты, решение текстовых задач с параметрами, иностранные языки, мир расчетных задач, предпрофильная подготовка; 9 класс – орфография, английский и немецкий языки, механика, задачи с параметрами, расчетные задачи по химии, биология, обществознание. Предпрофильная подготовка осуществляется в 8 классе за счет введения элективных курсов.
На старшей ступени с 10 класса осуществляется профильное обучение путем комплектования профильных классов двух направлений: гуманитарный и естественно – математический. Федеральный компонент представлен учебными предметами на базовом и профильном уровнях. В гуманитарном классе на профильном уровне представлены русский язык, иностранный язык, история.
В естественно-математическом классе на профильном уровне представлены предметы математика, физика, химия, биология.
Для поддержки и развития интеллектуальных, познавательных, художественно – эстетических, спортивных интересов и склонностей учащихся предлагаются услуги по дополнительному образованию в кружках и секциях 33 наименований. Всего охвачено дополнительным образованием 56 % гимназистов, кружковой работой в гимназии 78 % учащихся.
Школа является базой факультета якутской филологии и национальной культуры, факультета иностранных языков ЯГУ, Саха педагогической академии, ЯПК-1, ЯПК-2, ИПКРО.
Внешние
связи гимназии - гимназия им. Гердера
(г. Берлин, Германия)14.
14. Программа развития МОУ «Саха гимназия» (с углубленным изучением английского и немецкого языков) на 2007-2012 годы.
Данное исследование было проведено с 18 по 20 апреля 2009 года. В исследовании участвовали директор, педагогические работники и вспомогательный персонал Муниципального образовательного учреждения «Саха гимназия с углубленным изучением английского, немецкого языков». Выборка составила 21 человек (из них директор гимназии, 17 педагогов и 3 сотрудника гимназии).
Для исследования нами были использованы следующие методики:
1.Социологический опрос на выявление стиля руководства в соответствии с формами взаимодействия руководителя и подчиненных.
Нами выбрана данная методика
на выявление стиля
Данный, составленный нами опросник ( см. Приложение 1), состоит из 10 утверждений с 3 вариантами ответа. Испытуемые, в нашем случае это педагогические работники и вспомогательный персонал гимназии, должны выбрать один из трех вариантов ответа, которые в большей степени соответствуют представлениям, сложившимся в практике их работы.
Наибольшее количество ответов под пунктом А свидетельствует о том, что у руководителя данной организации авторитарный стиль руководства. Если наибольшее количество ответов под пунктом Б – демократический стиль, под пунктом В – либеральный стиль руководства.
2. Тест «Самооценка конфликтности»15, позволяющий оценить степень конфликтности членов коллектива. ( см. Приложение 2).
15. www. google.ru
Выполнение его сводится к следующему. Испытуемый должен выбрать в каждом вопросе один из трех вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос он не сможет найти ответа, то при подсчете набранных баллов необходимо присвоить этому вопросу два очка.
Оценка результатов производится следующим образом: Каждый ответ оценивается от 1 до 4 очков. Оценку ответов производится по предлагаемой таблице. Затем подсчитывается общее количество отмеченных испытуемыми баллов. Сумма, равная от 30 до 44 очков, указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций; от 15 до 29 очков - на выраженную конфликтность; до 14 баллов – на очень высокую степень конфликтности.
Судя по результатам этих методик, мы выявим: во-первых, стиль управления руководителя организации, тем самым узнаем, каковы взаимоотношения руководителя и подчиненных в выбранной нами организации и насколько они эффективны. Во-вторых, самооценку конфликтности руководителя организации и его подчиненных.
На первом этапе подчиненные оценили руководителя по стилю руководства. Испытуемым пояснялась инструкция, обязательно оговаривалось условие анонимности тестирования. Далее им предоставлялся опросник, и они самостоятельно заполняли бланки теста.
На втором этапе подчиненные и руководитель заполнили тест на выявление самооценки конфликтности. Также зачитывалась инструкция, далее испытуемые также самостоятельно заполнил бланки теста.
На третьем этапе результаты двух методик подсчитывались. На четвертом этапе был проведен анализ результатов всего исследования.
Рассмотрим результаты по первому тесту на выявление стиля руководства. По мнению 80% испытуемых у руководителя демократический стиль, 13 % считают, что у него либеральный стиль руководства, 7 % испытуемых – авторитарный. (См. диаграмму 1).
Выявилось, что при взаимодействии со своими подчиненными руководитель использует демократический стиль управления.
Далее
рассмотрим результаты по второму тесту
«Самооценки конфликтности». Полученные
результаты свидетельствуют о том,
что в выбранной нами организации
64% испытуемых склонны избегать конфликтных
ситуаций, 36% - имеют выраженную конфликтность.
Работники, имеющие очень высокую степень
конфликтности, в данной организации не
найдены.(см. диаграмму 2)
Выводы:
В ходе нашего исследования было установлено:
1.
По оценке сотрудников
2. Результаты, полученные по второй методике, свидетельствуют о том, что большинство сотрудников в данной организации, а это 64%, неконфликтные.
По результатам нашего исследования, мы приходим к выводу, что в данной организации успешное взаимодействие руководителя с подчиненными, что определяется в первую очередь демократическим стилем управления директора организации. С психологической точки зрения демократический стиль управления является наиболее благоприятным для такой организации. Руководитель проявляет интерес и оказывает доброжелательное внимание к сотрудникам, учитывает их интересы, потребности, особенности. Это положительно влияет на результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность их своей работой и положением в коллективе. Благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива положительно воздействуют на психическое и физическое здоровье сотрудников.
Также выявилось, что большинство сотрудников в выбранной нами организации умеют сглаживать конфликты, легко избегают критических ситуаций. Когда им приходится вступать в спор, они учитывают, как это может отразиться на их служебном положении или приятельских отношениях. Они стремятся быть приятными для окружающих, но когда им требуется помощь, они не всегда решаются ее оказать. Это может привести к потере уважения среди сослуживцев.
В целом, ситуация в данном коллективе благоприятная, конфликтных ситуаций здесь практически не происходит, а подчиненные приветствуют сложившиеся отношения с руководителем.
2.3.
Рекомендации по совершенствованию
взаимодействия между
руководителем и подчиненными
В ходе теоретического и практического анализа литературы, мы пришли к следующим рекомендациям по предупреждению конфликтов между руководителем и подчиненными.
Для
руководителя важно грамотно организовать
отношения с подчиненными. При
этом целесообразно
Информация о работе Конфликтное взаимодействие руководителя и подчинненных