Конфликтное взаимодействие руководителя и подчинненных

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — разработка рекомендаций, обеспечивающих предупреждение конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1.Рассмотреть особенности и причины конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными;
2.Изучить условия и способы разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными;
2.Дать краткую характеристику выбранной нами организации;
3.Провести анализ тестов и методов, выявляющих конфликтное взаимодействие руководителя и подчиненного в данной организации;
4.Разработать рекомендации по предупреждению конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными в организации…………………………….….5
1.1.Особенности и причины конфликтов между руководителем и подчиненными…………………………………………………………………….5
1.2.Условия и способы разрешения конфликтов между руководителем подчиненными…………………………………………………………….....…....9
2. Оценка конфликтного взаимодействия в системе руководитель-подчинённый в организации……………………………………………...…….15
2.1. Краткая характеристика организации…………………………………..…15
2.2.Методы исследования конфликтов между руководителем и подчинёнными……………………………………………………………...……20
2.3. Рекомендации по предупреждению конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными……………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………………...29
Приложение 1 «Стили руководства»…………………………………………...30
Приложение 2 «Самооценка конфликтности»………………………………...32

Файлы: 1 файл

Курсовая конфликт2.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

введение…………………………………………………………………………...3 

1. Теоретические основы конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными в организации…………………………….….5

1.1.Особенности и причины конфликтов между руководителем и подчиненными…………………………………………………………………….5

1.2.Условия и способы разрешения конфликтов между руководителем подчиненными…………………………………………………………….....…....9

2. Оценка конфликтного взаимодействия  в системе руководитель-подчинённый в организации……………………………………………...…….15

2.1. Краткая характеристика организации…………………………………..…15

2.2.Методы исследования конфликтов между руководителем и подчинёнными……………………………………………………………...……20

2.3. Рекомендации  по предупреждению конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными……………………………………………….24 
 

Заключение……………………………………………………………………….27

Список  использованной литературы…………………………………………...29 

Приложение 1 «Стили руководства»…………………………………………...30

Приложение 2 «Самооценка конфликтности»………………………………...32 
Введение
 

     Тема  нашей курсовой работы «Конфликтное взаимодействие между руководителем и подчиненными в организации». Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности организации на сегодняшний день является общепризнанным.

     Конфликты, как и любые социальные противоречия, являются формой реальных общественных связей, которые как раз и выражают взаимодействие личностей, отношения социальных групп и общностей при несовпадении, несовместимости их потребностей, мотивов и ролей. Словом, там, где действуют люди, практически всегда есть место и конфликтам.

     Вертикальные конфликты, или конфликты руководителей с подчиненными, изначально протекают в неравных для соперников условиях, так как руководители обладают большими ресурсами и возможностями, чем подчиненные. Именно руководитель определяет их деятельность в рамках организации. Практически никогда не обеспечивается полное соответствие требования ролей возможностям и способам действий их исполнителей. Объективная необходимость устранения этого несоответствия и субъективное восприятие возможности его устранения неизбежно порождают конфликты.

     Цель  курсовой работы — разработка рекомендаций, обеспечивающих предупреждение  конфликтного взаимодействия между руководителем  и подчиненными.

     Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1.Рассмотреть особенности и причины конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными;

2.Изучить условия и способы разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными;

2.Дать краткую характеристику выбранной нами организации;

3.Провести анализ тестов и методов, выявляющих конфликтное взаимодействие руководителя и подчиненного в данной организации;

4.Разработать рекомендации по предупреждению конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными.

     Объектом  курсовой работы являются конфликты в организации. Предметом выступает конфликтное взаимодействие между руководителем и подчиненными.

     Для решения поставленных нами задач  были проведены анализ литературы и  социологический опрос среди  сотрудников Муниципального образовательного учреждения «Саха гимназия с углубленным изучением английского, немецкого языков». 

 

1. Теоретические основы конфликтного взаимодействия между руководителем и подчиненными в организации 

1.1. Особенности и причины конфликтов между руководителем и подчиненными 

     Организация в своей основе построена на тех или иных властных отношениях. Именно они позволяют осуществлять эффективное взаимодействие между руководством и подчиненными. Конфликт находится в непосредственном взаимодействии с властью. Так же как и конфликт, власть в организации должна находиться под четким и постоянным управлением, так как в противоположном случае это может привести к негативным результатам. 

     Если работник пошел на конфликт, то это свидетельствует о нарушении нормальных социально-трудовых и морально-психологических отношений в коллективе. Трудовой конфликт можно считать показателем оценки качества трудовой жизни работников.

     Конфликты в организации неизбежны,   так как в коллективе работают совершенно разные люди, которые преследуют свои личные интересы, имеют свои представления о жизни. Чтобы своевременно выявить зарождающиеся конфликты, необходимо обращать внимание на их первые признаки. Признаками серьезного столкновения интересов является то обстоятельство, что ситуация требует большего внимания от руководителя, методов правового управления конфликтами1.

     Руководитель  в организации играет много разнообразных  ролей и, соответственно, занимает различные  позиции. Но именно он формулирует основополагающие цели и задачи для организации, является центром организации, ее «мозгом». Руководитель и его подчиненные находятся в постоянном взаимодействии между собой.  

1. Семина Т.И. Способы предупреждения и устранения конфликтов// Служба кадров и персонал. – 2008. №12- с. 48

При этом именно руководитель определяет их деятельность в рамках организации. Естественно, что при этом возникают различного рода конфликты.

     Противоречия, возникшие  из-за несовпадения во взглядах, оценках работников по самым различным  явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация2. Конфликтная ситуация является одним из «побочных» результатов взаимодействия руководителя и подчиненных.

      На  практике присутствует широкий спектр причин конфликта между руководителем и подчиненными. Их можно объединить в такие две группы, как личные и профессиональные3. Это разграничение оказывает непосредственное влияние не только на форму конфликта, но и на его протекание. 

      В практике отечественных организаций наиболее распространены ситуации, когда причиной конфликта являются какие-либо личные обстоятельства. Под личным понимается все то, что не может быть отнесено к профессиональной деятельности.

      Например, психологические особенности руководителя могут оказывать непосредственное влияние на возникновение и протекание процесса конфликта. Сфера управления организацией не приемлет преобладания эмоций, а также прочих субъективных особенностей со стороны руководителя. Конфликт, основанный на каких-либо личных психологических особенностях руководителя, неизбежно приводит к снижению эффективности организации и к негативным последствиям.

       Наряду с личными причинами  конфликта могут являться и профессиональные противоречия.  

2. Конфликтология: Учебник для вузов/В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; под ред проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. –206с.

3. Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Конфликты в организации: виды, назначения, способы управления. – М.: Изд-во «Альфа Пресс», - 2007. – 216.

      В организации руководитель занимает более высокое по иерархии положение, чем какой-либо другой сотрудник.

      Сотрудник обязан исполнять поручения и  распоряжения руководителя, в противном  случае само существование организации  становится под вопрос.

      Конфликт между руководителем и подчиненным по профессиональным причинам достаточно распространен. Причиной данного вида конфликта может быть, например, несогласие выполнять распоряжения руководителя, отказ от выполнения каких-либо трудовых функций и т.д.

В то же время он является сигналом о том, что  деятельности организации возникли какие-либо негативные процессы и дисфункции.

      На  практике такая ситуация формируется  в случае, когда сотрудник не согласен выполнять какие-либо распоряжения. Это приводит к такому негативному последствию, как снижение эффективности организации. Естественно, что факт невыполнения распоряжений является причиной для увольнения сотрудника. В то же время руководитель должен пересмотреть свою деятельность на предмет выявления каких-либо ошибок, так как во многом такой конфликт служит сигналом, указывающим на то, что в организации что-то идет не так.

      Руководитель, обладая более выигрышным положением, в процессе внутреннего конфликта  должен соблюдать максимальную корректность и тактичность своего поведения. Методы директивного управления процессами конфликтов необходимо применять только в экстренных случаях, а именно тогда, когда конфликт вызывает большие риски для организации. 

     Довольно  часто основными причинами конфликтов в организации называют психологическую несовместимость работников и группы, невоспитанность, нежелание персонала добросовестно трудиться4.  
 

4. Семина Т.И. указ. статья// Служба кадров и персонал. – 2008. №12- с. 49

     Результаты  психологических исследований показывают, что действительными причинами конфликтов чаще всего оказываются факторы, коренящиеся в плохой организации труда работников и в ошибочном стиле руководства5.

      По  мнению Л. Масловой, источниками конфликтов часто является также обычное неумение общаться и типичные ошибки коммуникации: нежелание или неумение выслушать другую сторону либо простое непонимание6.

     Не  менее частые причины конфликтов – отсутствие доверия и уважения к подчиненным со стороны руководителя при высокой требовательности к  ним и невнимание к развитию индивидуальных дарований и способностей, отсутствие дифференцированного подхода к личности, стремление всех подогнать под единый шаблон.

    Таким образом, мы пришли к выводу, что  противоречие в звене «руководитель  — подчиненный» заложено в том, что  от руководителя зависит довольно широкий диапазон жизнедеятельности подчиненного. Последний обязан выполнять указания и распоряжения начальника, т.е. обязан подчиняться. Практически никогда не обеспечивается полное соответствие требования ролей возможностям и способам действий их исполнителей. Объективная необходимость устранения этого несоответствия и субъективное восприятие возможности его устранения неизбежно порождают конфликты.  
 
 
 
 
 

5. Станкин М. Руководитель в конфликте// Служба кадров и персонал. – 2009. - №1. – с. 53

6. Семина  Т.И. указ. статья// Служба кадров и персонал. – 2008. №12- с. 49

      1.2. Условия и способы разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными 

     Возникновение конфликтов в организации – это  сигнал к тому, что в трудовом коллективе имеются проблемы, которые необходимо незамедлительно решать.

     Условием  эффективной деятельности руководителя является его социально-психологическая компетентность. Одной из ее составляющих выступает конфликтологическая компетентность. Она включает:

  • Понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
  • формирование у себя и подчиненных конструктивного отношения к конфликтам в организации;
  • обладание навыками неконфликтного общения в сложных ситуациях;
  • умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;
  • наличие навыков управления конфликтными явлениями;
  • умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;
  • умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
  • наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов7.

     Практика показывает, что бесконфликтному взаимодействию руководителя с подчиненными способствуют следующие условия: психологический отбор специалистов в организацию; стимулирование мотивации к добросовестному труду; справедливость и гласность в деятельности организации; учет интересов всех лиц, которых затрагивает управленческое решение; своевременное информирование людей по важным для них проблемам; снятие социально-психологической напряженности путем проведения совместного отдыха, в том числе с участием членов семей; организация трудового взаимодействия по типу «сотрудничество»; оптимизация рабочего времени управленцев и исполнителей; уменьшение зависимости работника от руководителя;

Информация о работе Конфликтное взаимодействие руководителя и подчинненных