Классический период развития социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 21:57, доклад

Краткое описание

Принято считать, что современная социология сложилась не под влиянием идей Огюста Конта, а несколько позже, в классический период своего развития. Этот период связан с деятельностью трех великих ученых, которые не только определили основные теоретические направления в исследовании социальной реальности, но и разработали понятийный аппарат научных исследований, определили предмет и статус социологии.

Файлы: 1 файл

Социология доклад.docx

— 59.49 Кб (Скачать)

Учение об обществе Дюркгейма стало  основой многих современных социологических  теорий и структурно-функционального  анализа. Всё это выразилось у  Дюркгейма в понятии "социологизм". Центральной же социологической  идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где  источником социальной солидарности выступает  разделение труда, обусловливая поведение  индивида принадлежностью его к  одному из двух типов общества - традиционному  или современному.

Дюркгейм был сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Вместе с тем, он являлся противником  революционного социализма, считая, что  подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился  примирить противоборствующие классовые  силы, рассматривая социологию как  научную альтернативу левому и правому  радикализму. Практическая цель его  профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести  французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в  последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской коммуны.

Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон о трёх стадиях  интеллектуального и социального  развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности в научном  объяснении и замену вопроса "почему" на вопрос "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. Индивидуализму Спенсера он противопоставил  идею "коллективности" - примат общества над личностью. Но Дюркгейм оспаривал  и позицию марксизма в смысле неправомочности экономического редукционизма. А в отличие от Вебера он считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от отдельных действий индивидов. Здесь в действие вступают "социальные факты" - коллективные представления (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые существуют вне индивида и принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой. Действия индивида подчиняются правилам-нормам, которые Дюркгейм назвал "коллективным сознанием".

Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги "О разделении общественного  труда", "Правила социологического метода" ("Метод социологии"), "Элементарные формы религиозной  жизни". Вклад Дюркгейма в становление  и развитие социологического знания общепризнан, его идеи продолжают сохранять актуальность и по сей день.

 

4. Номинализм М. Вебера

 

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист  и выдающийся социолог, глубоко проник в предмет исследования с целью  поиска исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей  общественного развития. Социология, по его мнению, должна быть "понимающей", поскольку действия индивида - "субъекта" социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия и отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий.

Вебер был сторонником социального  номинализма. Номинализм - теоретическая  и методологическая ориентация, предполагающая, что характер и действия индивидов, а не коллективов, в конечном счете определяют суть общества. Одним из центральных пунктов теории Вебера явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.Как считает социолог, анализ и типизация социальных действий людей является основным предметом социологии. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:

- субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой  акт определенный смысл;

- ориентация на поведение других  людей.

Средством обобщения всего многообразия эмпирической действительности выступает  у Вебера понятие "идеальный тип", которое и служит главным инструментом познания. Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в  качестве масштаба для соотнесения  и сравнения с ними социальной исторической реальности. Вебер трактовал  идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической  конструкции». Это некая идеальная  модель того, что наиболее полезно  человеку, что объективно отвечает его интересам в современной  ему эпохе. В этом отношении в  качестве идеальных типов могут  выступать моральные, политичские, религиозные и другие ценности и вытекающие их них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения. Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний - состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей.

По Веберу, все социальные факты  объясняются социальными типами. Он предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности, оперируя такими идеальными типами, как "капитализм", "бюрократия", "религия", "государство" и др. На основе приложения к политике такого понятия, как "социальное действие", Вебер вывел три чистых типа легитимного (признанного) господства (лидерства, управления):

? легальный тип, при котором  как управляемые, так и управляющие  подчиняются не конкретной личности, а закону;

? традиционный тип, обусловленный  в первую очередь привычками  и нравами данного общества;

? харизматический тип, основанный  на экстраординарных способностях  личности руководителя.

Социология, по мнению Вебера, должна основываться на бесстрастных научных  суждениях максимально свободных, как от разного рода личных пристрастий  учёного, так и от политических, экономических, идеологических ценностей, влияющих на исследование.

Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея анализа социальных реалий вообще и социальных действий в особенности через призму степени их рациональности. Вебер исходит из того, что характер общества, демократичность или авторитарность его институтов, их функциональность есть производное от особенностей социальных действий индивидов, их рациональной или иррациональной составляющей. Воплощением рациональности Вебер считает правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Создавая идеальную модель бюрократии, социолог представлял ее в виде совокупности индивидов, выполняющих рациональные действия, нацеленные на достижения успешных результатов, имеющих общественную значимость и полезность.

Социологическая концепция Вебера тесно связана с другими социологическими системами, характерными для прошлого века. Среди основных работ Вебера отмечают: «Протестантская этика  и дух капитализма», «О некоторых  категориях понимающей социологии», «Политика  как призвание и профессия», «Наука как профессия», «Хозяйственная этика  мировых религий», «Аграрная история  древнего мира», «Хозяйство и общество», «О буржуазной демократии в России», «К истории торговых обществ в средние века».

 

Заключение

На вторую половину 19 - начало 20 в. приходится расцвет теоретической  социологии, развитие социологических  теорий, ставших классическими. Основатели классической западной социологии - О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский путь развития общества. Они сделали ставку на научные исследования тех общественных реалий, которые уже существовали, пытаясь выявить факторы их развития, найти причины существующих противоречий и пути их решения. Основоположники  социологии были сторонниками стабильного  порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской  войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как  раз и рассматривалась ими  в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической основой реформизма, с их точки  зрения, является «позитивный метод». Можно выделить четыре основных принципа классической методологии:

- социальные явления  подчиняются законам, общим, как  для общества, так и для природы;

- поэтому социология  должна строится по образу естественных "позитивных" наук;

- методы социального  исследования должны быть такими  же точными, как и методы  изучения природных явлений;

- важнейший признак научности  - объективность содержания знания, т. е. его свобода от ценностных  суждений и идеологий.

Огюст Конт -- основатель социологии и позитивизма -- противопоставил  новую общественную науку спекулятивной  философии ХVIII века с ее чисто абстрактными методами познания окружающей действительности.

Влияние идей Э.Дюркгейма  присутствует в самых различных  отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Дюркгейм дал одно из наиболее развёрнутых  и убедительных онтологических обоснований  необходимости социологии как науки. Он отстаивал необходимость осторожного  и уважительного отношения к  обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции  при воздействии на социальные процессы.

«Понимающая» социология М.Вебера оказала огромное влияние  на развитие мировой науки. На ее базе развились множество направлений, самой развитой формой которых является интерпретирующая социология, делающая акцент на необходимости осознания (то есть «понимания» или интерпретации) цели социологами. К ней относятся  символический интеракционизм, социологическая феноменология, некоторые теории постмодерна и т.п.

Наивысшим выражением социологической  науки стали идеи Э.Дюркгейма  и М.Вебера. Они не только создали  самую сложную теорию общества в  рассматриваемый период, но и заложили методологический фундамент современной  социологии. Дюркгейма принято считать  пионером социологической статистики, а Вебера - самым крупным теоретиком среди всех когда-либо живших социологов.

 

Новый, современный этап в развитии социологии начинается с  периода ослабления интереса к выработке  общей социологической теории и  бурного развития эмпирических исследований - в первую очередь в США, а затем  и в других странах. Этот внутринаучный процесс был спровоцирован изменением модели экономического развития западного общества, приведшим к увеличению роли потребительских вкусов в развитии экономики и роли общественного мнения в развитии политической жизни общества. Именно на исследовании этих вопросов (хорошо финансировавшихся предпринимателями и политиками) и сосредоточились социологи. Вместе с тем нельзя сказать, что полностью прекратилась разработка внутринаучных социологических проблем. Важным событием в развитии социологии явилось создание в 20-е годы XX в. Чикагской школы, развившей «экологическое» направление в трактовке социальных процессов и феноменов. Один из лидеров этого направления Р. Парк (1864-1944 гг.) исследовал поведение людей в тесной взаимосвязи со средой, которую они создают - прежде всего городской, анализировал взаимодействие биологических и социальных факторов, детерминирующих структуру общества.

Начиная с 20-х годов параллельно  развитию индустриальной социологии, социологии труда шла разработка доктрины «человеческих отношений» - альтернативной тейлоризму теории, разрабатывающей  принципы и задачи управления людьми в организациях. В эмпирических исследованиях, проведенных в Хоторнском эксперименте, было установлено, что повышение производительности труда зависит не только от способностей и умений, на которые ориентировался тейлоризм, но и от таких факторов, как удовлетворенность работника своим трудом, влияние коллективных требований, благоприятная атмосфера в трудовой ячейке и т. п. Комплекс мероприятий, направленных на развитие данных факторов, и получил название политики «человеческих отношений».

Происходит становление  и развитие отраслевых социологии. После Второй мировой войны формируется школа структурно-функционального анализа, представленная прежде всего такими американскими социологами, как Т. Парсонс (1902-1977 гг.) и Р. Мертон (род. в 1910 г.). В ней осуществляется систематизация результатов конкретно-социологических исследований на основе разработки общей теории человеческого поведения как адекватного принципам функционирования каждого элемента общественной структуры. Социология рассматривается как наука, призванная анализировать те реальные и повторяющиеся последствия, которые вытекают из взаимодействия элементов социальной структуры. В этих последствиях проявляют себя функции. Скажем, функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая, функцию интеграции - правовые институты, обычаи и традиции, функцию воспроизводства социальной системы - органы социализации (включая семью, институты образования), а также система верований и морали. Взаимодействие между подсистемами происходит на основе общих эквивалентов, таких, как деньги, власть, влияние, ценности, культура.

Большое влияние на развитие науки оказала разработка Мертоном принципа социологических «теорий  среднего уровня», находящихся между  чисто эмпирическими исследованиями и общей социологической теорией. Концепция «теорий среднего уровня»  разработана Мертоном на основе понятия  «функциональность». В качестве функций  рассматриваются те наблюдаемые  следствия, которые служат саморегуляции социальной системы или приспособлению ее к среде. К числу теорий среднего уровня Мертон относит такие известные социологические концепции, как теории «референтных групп», «социальных ролей», «социальных статусов» и т. д. Основные функции, определяющие системность общества с точки зрения структурного функционализма, выделил Парсонс.

Внешне противостоят структурному функционализму конфликтологические теории, делающие акцент не на стабильности, «гармоничном функционировании» социальной системы, а на проблеме конфронтации, борьбы различных социальных групп за различные цели (власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т. п.). Однако при анализе социально-философских истоков, метасоциологических оснований теорий конфликтов обнаруживается их глубокое родство со школой структурного функционализма, практическая включенность в нее в качестве одной из ее влиятельных в современной социологии разновидностей. Если «ортодоксальные» функционалисты главный вектор взаимодействия элементов социальной структуры видят в их сближении, то конфликтологи- в отталкивании, которое главным результатом имеет изменение, разрушение или, что бывает чаще, укрепление социальных связей, поддержание социального равновесия. Наибольшую известность получили концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера (США), «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа (род. в 1929 г. - Германия) и «общей теории конфликта» К. Боулдинга (США).

Информация о работе Классический период развития социологии