Классическая социология О. Конта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 14:06, реферат

Краткое описание

«Отцом-основателем» социологии считается Огюст Конт (1798-1857). Именно он впервые ввел в употребление сам термин «социология». Создав собственную классификацию наук, на ее вершину он поместил социологию, как наиболее, по его мнению, важную.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…..3
1 Понятие социологии……………………………………………………………….4
2 Классическая социолгия XIX в…………………………………………………...6
3 Классическая социология О. Конта………………………………………………8
Заключение...………………………………………………………………………..11
Список использованных источников……………………………………………...12

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………….…..3

1 Понятие социологии……………………………………………………………….4

2 Классическая социолгия XIX в…………………………………………………...6

3 Классическая социология О. Конта………………………………………………8

Заключение...………………………………………………………………………..11

Список использованных источников……………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социология как наука возникает около 150-200 лет назад. Именно в этот период она выделяется в качестве самостоятельной дисциплины, изучающей общество как целостную систему, развитие и функционирование элементов этой системы – социальных институтов. Причины этого выделения – это, с одной стороны, быстрое развитие капиталистического общества и нарастающая динамика социальных конфликтов, которые требовали не только социально-философского, но и «позитивно-политического» (термин О. Конта) объяснения; с другой стороны, бурное развитие других близких к социологии наук, таких как экономика, история, статистика (в особенности социальная), и др. Этот первый период развития социологии в начале – первой половине XIXв. получил название классической социологии.

«Отцом-основателем» социологии считается Огюст Конт (1798-1857). Именно он впервые ввел в употребление сам термин «социология». Создав собственную классификацию наук, на ее вершину он поместил социологию, как наиболее, по его мнению, важную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ СОЦИОЛОГИИ

 

Термин «социология» образован из сочетания латинского слова societas - общество и греческого logos - наука, знание, т.е. буквально – наука об обществе. Именно в таком значении ввел в научный оборот данный термин основатель социологии французский философ Огюст Конт (1798-1857). В обыденном представлении слово «общество» предстает как совокупность людей, объединенных по каким-то признакам или интересам, например общество филателистов, спортивное общество и т.д. На языке социологии термин «общество» означает исторически сложившийся тип социальной организации явлений и процессов, которая формируется как результат совместной жизни, взаимодействия людей, оказывает влияние на их мышление и поведение, проявляется в поступках, высказываниях, вешах, сделанных людьми [4, с. 36].

Предмет и объект социологии, как и любой науки, не тождественны, поскольку объектом науки является все, на что направлено соответствующее исследование, а предметом – отдельные аспекты, свойства, отношения, составляющие объект конкретного исследования. Один и тот же объект может изучаться различными науками, предмет - всегда четко очерчивает сферу и цели исследования [4, c. 39].

Современное толкование предмета социологии должно учитывать особенности данного этапа социологического познания, прежде всего то, что социология является специфическим научным знанием об обществе, которое отличается от других общественных наук и имеет свой самостоятельный предмет [4, c. 41].

Социология – наука о становлении, развитии и функционировании общества, социальных общностей, социальных отношений и социальных процессов, о механизме и принципы их взаимодействия [5, c. 21]. Будучи нефилософских наукой, опираясь на обобщение социальных фактов, социология определяет свой предмет на уровне макротеоретичного анализа. Она тесно связана с социально-философским уровня [5, c. 22]. Кроме общетеоретического осмысления своего предмета, социология охватывает ряд социологических теорий, предмет которых – изучение особых состояний и форм бытия социальных общностей: социальной структуры, культуры, социальных институтов и организаций, личности, а также процессов социализации индивидов в социальных общностях [5, c. 24].

Как наука о социальных сообщества, социология исследует массовые социальные процессы и поведение, состояния и формы социального взаимодействия и социальных взаимосвязей людей, образующих социальные сообщества. Во всех освещенных проекциях на переднем плане – личность. Но социология рассматривает ее не сквозь призму индивидуально неповторимых свойств и качеств (это предмет психологии), а с позиции ее социально-типических черт как субъекта развития общества [6].

Социология – это наука об обществе, и такое определение признается практически всеми учеными-социологами [1, c. 12]. Но дальше ситуация усложняется, потому что именно общество, его структура и движущие силы его развития различными учеными понимаются по-разному. Для одних социологов общество – такой же объект исследования, как и природа, поэтому, изучая его, можно применять методы, заимствованные из естественных наук. По мнению этой группы ученых, общество развивается, как все живое, путем эволюции: от низших форм к высшим, этот процесс объективный и от человека, по сути, независимый. Близким к этому является марксистское понимание общества, в основе развития которого лежат объективные экономические закономерности, приводящие к социальным революциям и перехода от низших (первоначальной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической) до высших (коммунистической общественно-экономической формации с первой фазой – социализмом) ступеней общественного устройства. Человеку в этой концепции места фактически не остается, она вынуждена подчиняться жестокой воле этих закономерностей и не имеет возможности изменить что-либо в их ходе [1, c. 24].

2 КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ XIX в.

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции, и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Принципиально новую роль в жизни общества стали играть науки. Они институционализируются посредством повсеместного создания университетов и колледжей. Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают естественные науки – физика, биология, химия. Благодаря открытиям ученых-естествоиспытателей расшатываются метафизические представления о мире. Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась в противовес метафизики и по образу и подобию естественных наук [3, c. 33]. 

Мировосприятие, прежде всего, у ученых становится иным. Лучшие мыслители того времени задались вопросами, почему приход идеалов всеобщей свободы и равенства был столь драматичен, почему прогресс науки и техники, зарождение просвещенного общества в противовес дикости и варварству сопровождаются столь грубыми межличностными раздорами? Вопросы озадачили ученых и тем, что на фоне выдающихся успехов в естествознании выявилась очевидная неспособность познания собственно человеческого общества, у которого обнаружились невиданные ранее несовершенства [2, c. 76]. Никто не мог дать вразумительных, аргументированных объяснений тому, что ещё принесет развитие фабричной системы, начавшаяся борьба за передел власти, изменения в образе жизни и поведении людей. Кроме того, обрело институционализацию право на религиозное и политическое несогласие. Так возникла объективная потребность в обосновании принципиально новых подходов к изучению общества, его структур, социальных групп и его членов [2, c. 81]. 

Практически все мыслители того времени критиковали нарождавшийся строй, предпринимали попытки как-то объяснить катаклизмы и на этой основе предвосхитить характер будущего общества. Но они принципиально разошлись в предлагаемых методах постижения истины и средствах движения к справедливому, гуманному общественному устройству.  
  Проект социологии был результатом соединения 4х фундаментальных идей, развивавшихся в течение столетий [4, c. 101]:

  • идея общества;

  • идея естественного закона;

  • идея прогресса;

  • идея метода (познавательный инструмент). 

В истории социологии XIX в. можно выделить три основных типа научности. Первый – самый ранний – можно назвать классической социологией. Самые яркие ее представители – О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.

Можно выделить четыре основных принципа классической методологии [5, c. 65]:

  • социальные явления подчиняются законам, общим, как для общества, так и для природы;

  • поэтому социология должна строится по образу естественных «позитивных» наук;

  • методы социального исследования должны быть такими же точными, как и методы изучения природных явлений;

  • важнейший признак научности – объективность содержания знания, т. е. его свобода от ценностных суждений и идеологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 3 КЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ О. КОНТА

 

Основателем классической социологии считается выдающийся французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857). Ему удалось выявить и обосновать основные направления развития новой науки об обществе. В изучении общества он стремился отойти от абстрактных умозрительных методов, которые, как правило, использовали его предшественники-обществоведы. О. Конт разработал новую социальную теорию, основанную на социальных фактах, выявленных в результате эмпирических исследований. По его мнению, чтобы решать конкретные проблемы общественной жизни, социальная наука должна использовать методы естественных наук. Поэтому первоначально О. Конт назвал свою науку социальной физикой, а впоследствии (в 1839 г.) – социологией [6].

О. Конт был весьма неординарным человеком и в науке, и в жизни. Ученый имел серьезные проблемы человеческого общения и восприятия окружающего мира в целом. Социолог-проповедник новой позитивистской религии, призывал утвердить в человеческих отношениях порядок и прогресс. Идеалы позитивизма рассматривались Контом как высшая и единственная самоценность: им был составлен список «позитивистского чтения», включавший порядка 100 произведений (предполагалось, что вся остальная литература вообще не имеет значение для судеб человечества) [6]. Тем не менее, несмотря на социальную отчужденность, нетерпимость к другим научным теориям и мнениям, подчас граничащую с фанатизмом, позитивистские идеи Конта были подхвачены и получили развитие в трудах ученых-обществоведов не только во Франции, но и в России, Великобритании и других странах мира [5, c. 98]. 

О. Конт считал, что человеческое познание в своем развитии проходит три сменяющие друг друга состояния: теологическое, метафизическое, позитивное. В первых двух стадиях познание носит спонтанный характер и не имеет достаточных научных обоснований. Третья позитивная стадия основывается на точной оценке существующей реальности [5, c. 106].

Классическая социология О. Конта состояла из двух основных частей: социальной статики, изучавшей структуру общества как бы в застывшем состоянии, и социальной динамики, исследовавшей процессы социальных изменений. Противопоставляя социологическую науку другим радикальным (революционным) теориям О. Конт считал, что классическая социология является наукой, способной дать позитивные (положительные) ответы на самые насущные вопросы времени и указать обществу эволюционный путь развития, исключающий социальные катаклизмы и революции. Поэтому он называл социологию позитивной наукой. По мнению Конта, позитивизм должен обладать следующими характеристиками: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий. Конт также предложил для проведения социологических исследований следующие методы: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод [5, c. 111].

Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни Конт ocoбoе значение придает религии и морали. Именно они, по его мнению, определяют все остальные: науку, экономику, политику, право и т. д. Социальный вопрос для него прежде всего носит не экономический и не политический по своей сути характер, а морально-религиозный. С помощью субъективного метода разработка морали сливается с построением социологии. Одновременно классическая социология становится средством учреждения религии человечества [4, c. 250].

Открытия, сделанные О. Контом, совершили настоящий переворот в науках об обществе и заложили прочный фундамент в основание новой науки – социологии.

Последователем позитивистских идей Конта был Герберт Спенсер (1820-1903), – автор органической теории общества. В соответствии с ней общество рассматривается как единая система взаимодействия факторов – природных (прежде всего биологических) и социальных. Все стороны общественной жизни органично взаимосвязаны и не могут функционировать вне данной связи. Спенсер сравнивал общество с живым биологическим организмом, так как в процессе роста и развития все общества, как живые организмы, увеличиваются в массе, усложняются. Части общества приходят во все большую зависимость друг от друга [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Классическая социология О. Конта