Классический период развития социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 21:57, доклад

Краткое описание

Принято считать, что современная социология сложилась не под влиянием идей Огюста Конта, а несколько позже, в классический период своего развития. Этот период связан с деятельностью трех великих ученых, которые не только определили основные теоретические направления в исследовании социальной реальности, но и разработали понятийный аппарат научных исследований, определили предмет и статус социологии.

Файлы: 1 файл

Социология доклад.docx

— 59.49 Кб (Скачать)

Место позитивного мышления в системе  Конта можно понять в связи  с его «Законом трёх стадий». Согласно этому закону в развитии человечества Конт различал три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную.

На первой стадии человек понимает природные явления как результат  действия сверхъестественных сил. На второй стадии все явления объясняются  как результат действия абстрактных  причин, идей, сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением  природных явлений и поисками закономерностей между ними. На этой стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.

Трём указанным выше ступеням умственного  развития человечества соответствуют  три стадии исторического прогресса. Первая - теологическая (древность и  до XIII в.). Вторая - метафизическая - охватывает XIV - XVIII вв. На третьей, высшей - позитивной стадии, начавшейся в XIX в. наступает расцвет промышленности, науки. На место старой традиционной религии приходит позитивизм как «религия человечества».

Таким образом, О. Конт впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и  возможность познания законов его  развития; определил социологию как  особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований; обосновал закономерный характер развития истории.

 

2.3 Исторический материализм:  Карл Маркс

Выдающимся социологом XIX века являлся  К. Маркс (1818 - 1883 гг.). Его мысль оказала  глубокое влияние на развитие социологии. Усилия Маркса воодушевлялись верой  в необходимость проектов не только для изучения общества, но и для  его изменения.

По теории Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причём экономический базис оказывает  первичное влияние на формирование и развитие социальных структур, и  определяет духовную жизнь общества.

Материалистическое объяснение истории  базируется на формационном подходе. Человечество в своём развитии проходит определённые этапы. Эти этапы были им названы  «общественно-экономические формации». Основу общественно-экономической  формации составляет способ производства, характеризуемый определённым уровнем  развития производительных сил и  соответствующим этому уровню и  характер производственных отношений. Главные производственные отношения - это отношения собственности. Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым надстраиваются политические, правовые и т.п. системы, которым соответствуют определённые формы общественного сознания: мораль, религия, искусство и т.п.

К. Маркс выделил пять основных стадий - формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая  и коммунистическая (социализм - первая фаза коммунистической формации). Движущей силой замены одной формации другой выступал классовый конфликт, порождаемый  постоянным развитием производительных сил. В каждом способе производства производственные отношения поддерживались господствующим классом, т.к. были лучше  приспособлены к производительным силам на их уровне развития в пределах данного способа. В рамках любого способа, однако, производительные силы развивались путём проявления новых, вызывающих новые классовые формирования, классовый конфликт и революцию. Конфликт возникал потому, что производственные отношения, поддерживаемые господствующим классом, имели тенденцию свергнуть  старую систему и заменить её новой.

Наследие К. Маркса вызвало  множество возражений и резкую критику, но несмотря ни на что, марксистская традиция сохраняет мощное влияние на социологию и социальную науку в целом.

 

2.4 Социологизм: Эмиль  Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской  социологической школы, практически  первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический  предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Наиболее значительные труды Э. Дюркгейма: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и т.д. Им разработаны методология  и методы социологических исследований, которые позволили подвести под  социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на её прикладном характере. Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон  о трёх стадиях интеллектуального  и социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности  в научном объяснении и замену вопроса "почему" на вопрос "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. К ключевым понятиям Дюркгейма  относится понятие социального  факта. В 1894 году он сформулировал свой основной постулат: «первое и основное правило состоит в том, что  социальные факты нужно рассматривать как вещи». Социальные факты (вещи) существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. По мнению Дюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднее он назвал их институтами.

Интересны замечания Дюркгейма  по поводу некоторых частных явлений  и феноменов, например, такого, как  самоубийство. Он доказывал, что самоубийство становится скорее социальным, чем  чисто индивидуальным явлением. Дюркгейм определил четыре основных типа самоубийства: альтруистическое, эгоистическое, аномическое и фаталистическое. Его труд "Самоубийство" интересен в первую очередь тем, что Дюркгейм проводит различие между двумя измерениями индивидуального действия на примере самоубийства: одно измерение представляет собой противоположность эгоистического и альтруистического самоубийства, другое - противоположность фаталистического и аномического. Сравнительный анализ четырех типов самоубийства в разных культурах (в частности, католической и протестантской) позволяет Дюркгейму с достаточной эмпирической достоверностью характеризовать тип общества. Так, аномия предстает в качестве характеристики скорее индустриально развитого, нежели традиционного социума.

Также Э. Дюркгейм много внимания уделял изучению форм и видов поведения  людей в моменты общественной дезорганизации. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием  социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином "аномия" (безнормативность). Аномия свидетельствует, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированными, не способными понять, что есть "хорошо", а что есть "плохо". Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Дюркгейма  стало основой многих современных  социологических теорий и структурно-функционального  анализа. Всё это выразилось у  Дюркгейма в понятии "социологизм". Центральной же социологической  идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где  источником социальной солидарности выступает  разделение труда, обусловливая поведение  индивида принадлежностью его к  одному из двух типов общества - традиционному  или современному.

 

2.5 «Понимающая социология»:  Макс Вебер

 

Макс Вебер (1864 - 1920) - немецкий социолог, социальный философ, культуролог и  историк. Его можно смело назвать  Леонардо да Винчи социологии. Его  базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о  профессии как призвании.

Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института  власти; учение о социальной истории  общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института  собственности.

Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько  они огромны. В области методологии  одним из самых главных его  достижений является введение идеальных  типов. М. Вебер считал, что главная  цель социологии - сделать максимально  понятным то, что не было таковым  в самой реальности, выявить смысл  того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать  исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был  в самом опыте реальной жизни.

Сам М. Вебер создал много научных  трудов, в том числе: «Протестантская  этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество», «Объективность социально - научного и социально - политического  познания», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях понимающей социологии» (1913), «Основные социологические  понятия».

Развитие социологических представлений  об обществе все время шло по нарастающей - от Платона и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а от них к Конту  и Марксу. С каждым шагом наши знания углублялись и обогащались. Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера. Он не только создал самую сложную теорию общества в рассматриваемый исторический период, но и заложил методологический фундамент современной социологии, что было сделать еще труднее.

 

Социология как наука  вычленилась из философии в конце 30-х - начале 40-х годов, а сам термин "социология" (от лат. societas - общество и греч. logos - учение) был введён в 1842 году французским мыслителем Огюстом Контом в работе "Курс позитивной философии", что и считается официальным фактом появления этой науки.

В социальной сфере это  было время крайней нестабильности. Восстание во Франции, Германии (1844 год), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 года во Франции  свидетельствовали о том, что нарастает кризис в общественных отношениях. Во время решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество. На какие ориентиры можно опереться, чтобы обрести свое место и роль в этом процессе.

В это время происходил быстрый рост городов, промышленных предприятий. Общество расслаивалось: появились супербогатые и значительное число бедных и нищих, увеличилась преступность, нарастала нестабильность. В то же время происходило формирование среднего класса, выступившего за порядок и стабильность, развивалась демократия, развивался институт общественного мнения, укреплялись демократические права и свободы. Таким образом, в Европе 40-х г. были налицо не только "социальные болезни", но и те силы, которые были заинтересованы в их излечении мирным путем. Именно средний класс и выступил своеобразным "заказчиком" социологических исследований. В это время складываются два основных направления социологии -- эволюционное, реформистское (О. Конт) и революционное, конфликтологическое (К. Маркс), предложившие конкретные решения проблем развития общества.

 

1. Позитивизм О. Конта

Огюст Конт (1798 - 1857) - французский мыслитель, родоначальник социологии. Социология по Конту - это единственная наука, которая  изучает общество как некую реальность, управляемую естественными законами и развивающуюся во времени. Конт стремился создать доказательную, общепризнанную, "позитивную" социальную теорию общества, основанную на научных  методах. В те времена не существовало иных научных методов, кроме естественнонаучных, таких, как наблюдение, изучение косвенных  свидетельств, эксперимент, сравнение. Поэтому, по аналогии с разделами  физики, О.Конт разделил социологию на "социальную статику" и "социальную динамику". Первая была ориентирована  на изучение частей общества (семьи, государства, религии и т.д.); вторая - на осмысление проблем социального развития и  изменения общества. Конт старался выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили  бы наблюдения и эксперимент. Такой  подход он назвал - позитивизмом.

Место позитивного мышления в системе  О.Конта можно понять из его знаменитого  закона о трех последовательных стадиях. "Закон трех стадий", согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления  объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним  самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм.

Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в  отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем  обращения к божественным началам  и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция).

Третья стадия, по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу  или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. Постепенное  рождение "промышленной" ("позитивной") стадии в начале 19 века привело к  распространению идей альтруизма, социальности и "позитивной" философии. На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.

Социологию как позитивную науку  Конт противопоставлял теологическим  и метафизическим теориям об обществе и человеке. Он критиковал предшествующих философов-метафизиков, которые создали  утопии, обвиняя их в том, что они  понимали общество как создание человеческого  разума (французские философы-просветители). То есть Конт выступал против того, чтобы  считать общество простой совокупностью  индивидов. Он подчеркивал решающую роль общества в формировании личности, роль социальной среды в формировании отдельных людей. Не только навыки в  той или иной области деятельности, но и характер людей формируется  обстоятельствами их социальной жизни. Отсюда следует, что общество если не во всем, то во многом формирует людей  по своему образу и подобию. И чтобы  изменить людей, сделать их более  совершенными и гармонично развитыми, надо изменить само общество, его социальные и политические институты, а также  системы образования и воспитания.

Информация о работе Классический период развития социологии