Из истории становления и развития социологических идей и теорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

Марксистская социология основана на материалистическом понимании истории, выработанном на основе реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей Обосновывая материалистическое понимание истории, Маркс подчеркивал основной принцип: развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ, и, прежде всего, производительными силами, с изменением которых меняется способ производства, вслед за которым меняются все экономические отношения

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

По масштабу забастовки можно классифицировать как: одиночные, когда забастовку объявляет  один производственный коллектив; отраслевые;  общенациональные.

 

Фазы и стадии социального конфликта

Конечно, все социальные конфликты  нельзя подогнать под единую универсальную  схему. Есть конфликты типа схватки, где можно рассчитывать только на победу, конфликты типа дебатов, где  возможны споры, маневры, обе стороны  могут рассчитывать на компромисс. Есть конфликты типа игры, где стороны действуют в рамках одних правил и т.д.

     После типологии социальных  конфликтов следует рассмотреть  стадии, фазы конфликта, что дает  основу для поиска способов  регулирования.

     Зарождение конфликта - латентная стадия, часто даже незаметная для внешнего наблюдателя. Действия развиваются на социально-психологическом уровне - разговоры на кухне, в курилках, раздевалках. Развитие этой фазы можно отслеживать по некоторым косвенным признакам (рост числа увольнений, прогулов).

     Ни один социальный  конфликт не возникает мгновенно.  Социальное напряжение, эмоциональное  раздражение накапливаются в  течение какого-то времени, и  предконфликтная стадия может  быть растянутой.

     Характерной особенностью  социального конфликта является наличие объекта конфликта, обладание которым связано с фрустрацией субъектов, втягиваемых в социальный конфликт.

     Предконфликтная стадия - это период, когда конфликтующие  стороны оценивают свои ресурсные  возможности. К таким ресурсам относятся материальные ценности, с помощью которых можно воздействовать на противоположную сторону; информация; власть; связи; союзники, на поддержку которых можно рассчитывать.

     Первоначально участники  конфликта ищут пути достижения  целей без воздействия на соперничающую сторону. Когда такие попытки оказываются тщетными, индивид, коллектив, социальная группа определяют объект, мешающий достижению целей, степень его вины, степень возможного противодействия. Этот момент в предконфликтной стадии называется идентификацией.

     Бывают ситуации, когда  причина фрустрации скрыта и  ее трудно идентифицировать. Тогда  возможен выбор объекта для  социального конфликта, который  не имеет отношения к блокированию  потребности, то есть происходит  ложная идентификация. Иногда ложная идентификация создается искусственно с целью отвлечения внимания от истинного источника фрустрации, социального напряжения. В сложнейшем переплетении социальной жизни опытные политики довольно часто выпускают пар социального напряжения, создавая ложные объекты фрустрации. Например, руководитель предприятия, не умея разумно распорядиться финансовыми ресурсами, объясняет невыплату заработной платы действиями центрального правительства.

     Предконфликтная стадия  характеризуется также выработкой каждой из конфликтующих сторон сценария или даже нескольких сценариев своих действий, выбором способов воздействия на противоборствующую сторону. Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес для управленцев, социологов, поскольку при правильном выборе стратегии, способов воздействия на участников можно тушить возникающие конфликты или, наоборот, их раздувать, используя определенные политические или иные цели.

     Инициирующей является  стадия, на которой происходит  событие, играющее роль спускового крючка. Оно заставляет стороны начать действовать открыто и активно. Это могут быть словесные прения, митинги, депутации, голодовки, пикеты, экономические санкции и даже физическое воздействие и т.п. Иногда действия участников конфликта могут носить и скрытый характер, когда соперники пытаются обмануть, запугать друг друга.

     По своему содержанию  социальные конфликты делятся  на рациональные и эмоциональные,  хотя на практике трудно отделить  одно от другого. Когда конфликт  протекает в рациональной форме, то его участники не переходят на личностный уровень, не стремятся формировать в своем сознании образ врага. Уважение к сопернику, признание за ним права на долю истины, умение войти в его положение - характерные признаки рациональных по своему характеру конфликтов.

     Однако чаще всего  в ходе конфликтных взаимодействий  агрессия его участников переносится  с причины конфликта на личности, формируется неприязнь и даже  ненависть к соперникам. Так, во  время межнациональных конфликтов  создается образ чужой нации, как правило, некультурной, жестокой, обладающей всеми мыслимыми пороками, причем этот образ распространяется на всю нацию без исключения.

     Развитие эмоциональных  конфликтов непредсказуемо, и в  большинстве случаев они трудно  управляемы, поэтому желание некоторых руководителей в своих целях искусственно вызывать конфликт для разрешения конфликтной ситуации грозит серьезными последствиями, так как конфликт можно контролировать до определенного предела.

     Пиковая стадия - критическая точка конфликта, этап, когда взаимодействия между конфликтующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Важно уметь определить прохождение этой точки, так как после этого ситуация в наибольшей степени поддается управлению. И в то же время вмешательство в конфликт на пиковой точке бесполезно и даже опасно.

После прохождения критической  точки возможно несколько сценариев  развития конфликта:

разрушение ядра забастовки и переход  к угасанию конфликта, но возможны формирование нового ядра и новая эскалация;

достижение компромисса как  результат переговоров;

эскалирующий вариант превращения  забастовки в трагическую, тупиковую  по своему содержанию, когда требуется  поиск альтернатив, новых позиций  конфликтующих сторон. В ином варианте - голодовки, погромы, действия боевиков, разрушение оборудования.

Угасание конфликта связано  либо с исчерпанием ресурсов одной  из сторон, либо с достижением соглашения. Если конфликт - силовое взаимодействие, то участие в конфликте требует  наличия некоторой силы, способа воздействия на соперника, противоборствующую сторону.

     Под силой понимается  потенциал социальной группы, которая  своим действием или угрозой  действия может заставить другую  социальную группу уступить, удовлетворить  требования. Среди основных источников такой силы можно выделить:

формальную власть;  контроль над  дефицитными ресурсами (финансы, контроль над информацией, процессами принятия решений, контроль над технологией). Положение авиадиспетчеров в  гражданской авиации, шахтеров, энергетиков  в зимний отопительный период и т.п.

Потенциал отдельной социальной группы складывается из личностного, социального  потенциала, финансовых ресурсов, экономического потенциала, технологического потенциала, ресурсов времени и некоторых  других факторов.

     К внешним ресурсам конфликтующих сторон можно отнести: природную среду (позиции теплоэнергетиков на Крайнем Севере), связи со средствами массовой информации, политические (суд, правоохранительные органы), возможные союзники и т.п. Естественно, что внешние ресурсы могут работать на одну из сторон конфликта, и тогда последняя получает преимущество.

     Конечно, каждой из  сторон конфликта двигают определенные  социальные интересы, которые выражаются  в целях, потребностях, политике. Интересы могут быть действительными, реальными и неадекватными - завышенными, гипотетическими (надуманными), транслированными, то есть не являющимися интересами данной группы, а представляющими интересы других социальных групп.

     Интересы социальной  группы выражаются во время  конфликта в определенных требованиях. Это могут быть требования о выплате задолженности по зарплате или ее повышении, споры о границах ответственности, вопросы занятости и перемещений по работе, акции в поддержку других коллективов или социальных групп. Кроме того, конфликтная ситуация вбирает в себя всю совокупность условий и причин, предшествующих ему. В конфликте разряжаются накопившиеся в социальной организации противоречия, они сравнимы с разрядом молнии, который вбирает в себя всю накопленную энергию.

  1. Способы регулирования конфликтов.

Пути и способы регулирования  социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания. П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением  потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

    В этой связи определение  путей регулирования конфликтов  должно основываться на знании  приоритетных потребностей, интересов  и целей людей в те или  иные периоды развития общества. Наилучший способ регулирования социального конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.

     В производственном  коллективе можно внедрять специальные  механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.

     В условиях нарастания  социальной напряженности знание  ее индикаторов позволяет умело не давать повода для инцидента, с которого начинается конфликт. В качестве инцидента могут выступать такие обстоятельства, как резкое изменение внешней ситуации, провоцирующие действия одной из конфликтующих сторон, возникновение спорных ситуаций. Чаще всего в качестве инцидента выступают непродуманные действия администрации, связанные с нововведениями, неудачными кадровыми решениями.

До инцидента руководство может  занимать разные позиции:  не чувствовать  напряженности, реагировать в обычном стиле, тем самым приближая конфликт;  осознавать ситуацию, но отвечать неадекватно;  занимать позицию невмешательства.

После инцидента, с которого начинается социальный конфликт, возможны различные  варианты поведения:  растерянность  и бездействие (страусиная политика);  агрессивная позиция;  солидарность и даже руководство забастовкой;  подачки бастующим;  воздействие через неформальных лидеров.

Главное заключается в том, потерян  или нет со стороны администрации  контроль за развитием событий. В активной, пиковой стадии конфликта происходят дифференциация и интеграция участников конфликта вокруг выдвинутых требований.

     Это касается и  лидеров, и рядовых участников  конфликта. Конфликт - это почти  всегда борьба лидеров противоборствующих  сторон. Побеждает тот, кто сильнее и умнее. Здесь противоборствуют две тенденции. С одной стороны, стремление разрушить забастовку любыми способами. Носителями этой линии выступают администрация, часто - профсоюзные структуры. С другой стороны, стремление лидеров конфликта с большей результативностью реализовать поставленные цели, задачи. Зачастую это создание особых органов управления вне традиционных структур, например забастовочных комитетов. У нас пока мало лидеров рабочего движения - это неизбежный результат тоталитарной системы.

     Для управления социальным  конфликтом чрезвычайно важно  умение вести переговоры, ведь  в конечном счете обе конфликтующие  стороны заинтересованы в достижении  компромисса.

В процессе ведения переговоров  можно выделить:  подготовительную фазу, первоначальный выбор позиции;  поисковую фазу;  финальную фазу.

Западные социологи разработали  несколько принципов, которые помогают лидерам вести переговоры в процессе разрешения социального конфликта.

Важнейшие среди них:  переговоры начинаются с конструктивного определения проблемы;  участвующие стороны должны понимать друг друга;  долговременные решения базируются на интересах, а не позициях;  переговоры должны быть гибкими.

Кроме того, существует несколько  правил ведения переговоров при  разрешении социального конфликта.

     Правило выслушивания. Надо внимательно выслушивать  всех во время переговоров.  Не прерывать выступающих ни  при каких обстоятельствах ни  репликами, ни восклицаниями.

     Правило равенства.  При любом раскладе сил, при  любой иерархии на переговорах стороны размещаются так, чтобы подчеркнуть равенство. Никакой власти должности, только власть авторитета.

     Очень важны умение  излагать аргументированно, в меру  эмоционально свою точку зрения; свободно раскрепощенно себя  вести. Разумеется, не доходя до краснобайства, беспечности, шапкозакидательства.

     Процедурное правило.  Необходимо соблюдать порядок  работы, регламент, очередность сообщений,  привлечение консультантов, юристов.

Информация о работе Из истории становления и развития социологических идей и теорий