Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:44, контрольная работа
Марксистская социология основана на материалистическом понимании истории, выработанном на основе реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей Обосновывая материалистическое понимание истории, Маркс подчеркивал основной принцип: развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ, и, прежде всего, производительными силами, с изменением которых меняется способ производства, вслед за которым меняются все экономические отношения
Задания по дисциплине «Социология» для студентов заочного отделения.
Тема «Из истории становления и развития социологических идей и теорий»
Заполнить таблицу:
Основные труды |
В каком направлении работал? |
Основные положения, заслуги | |
К.Маркс (1818-1883) |
«Манифест Коммунистической партии», «Классовая борьба во Франции» (1852), письмо к Иосифу Вейдемейеру от 5 марта 1852, «Гражданская война во Франции» (1872), «Критика Готской программы» (1875) «Экономическо-философские |
основоположником теории марксизма Одной из его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества |
Марксистская социология основана на материалистическом понимании истории, выработанном на основе реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей Обосновывая материалистическое понимание истории, Маркс подчеркивал основной принцип: развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ, и, прежде всего, производительными силами, с изменением которых меняется способ производства, вслед за которым меняются все экономические отношения Основной принцип марксистской социологии - "сведение индивидуального к социальному" Главный тезис социальной философии – “ Общественное бытие определяет общественное сознание” Общество как целостный социальный организм Согласно Марксу общество - совокупность общественных отношений и отношений всех социальных субъектов, целостный социальный организм Общество определяет содержание и направление деятельности человека через: - систему общественных отношений - условия материального производства - общественные институты |
М.Вебер (1864-1920) |
«Биржа и ее значение», «История хозяйства», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма». |
Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину |
Теория рационализации. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. |
Г. Лебон (1841-1931) Г. Тард (1843-1904) |
Лебон: «Психология народов и масс» (1895) «Цивилизация арабов» (1899) «Психология социализма» ( «Эволюция материи» (1912) Тард: «Социальная логика» (1895), «Социальные законы. Личное творчество среди законов природы и общества» (1898); в этом же году была издана «Трансформация власти», в 1902 г. - «Мнение и толпа» и «Экономическая психология». |
Тард основывал свои теории на статистических данных, интересовался природой социальных норм, придавал большое внимание сравнению как методу научного исследования. Тард сконцентрировал свое внимание на изучении взаимодействия людей (индивидуальных сознаний), продуктом которого выступает общество. Сделав основной акцент на изучении индивидов, он активно выступал за создание социальной психологии как науки, которая должна стать фундаментом социологии. |
Г. Лебон обратил внимание на феномен «толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Г. Тард известен своей теорией подражания, так как элементарным социальным отношением он считал передачу или попытку передачи верования или желания. Его концепция впоследствии была использована в теории массовых коммуникаций. Особой темой исследований Тарда было сравнительное изучение толпы и публики. Полемизируя с Г.Лебоном, Тард выступал против описания современной ему действительности как «века толпы». С его точки зрения, XIX век — это, скорее, век публики. Противопоставляя эти два понятия, Тард подчеркивал необходимость тесного физического контакта между людьми в случае, когда речь идет о толпе, и достаточность умственных связей для возникновения публики. Такое духовное единство понималось ученым как общность мнений, интеллектуальная общность. Огромную роль в становлении «общества публики» играют СМИ, которые формируют в людях общность мнений вне зависимости от их месторасположения. |
Г. Мид (1863-1931) |
«Разум, Я и Общество» (1934) «Философия действий» (1938) |
явился родоначальником символи субъективному сознанию действующих лиц; именно эта школа, долгое время остававшаяся в тени, в период преодоления функционализма вместе с родственной ей феноменологической социологией стала приобретать все большее значение. |
По Миду, общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других («обобщенного другого») — этапы превращения физиологии организма в рефлексивное социальное «Я». Происхождение «Я», таким образом, целиком социально, а главная его характеристика — способность становиться объектом для самого себя, причем внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль. |
Ч.Кули (1864-1929) |
Человеческая природа и |
один из основателей символического интеракционизма |
Кули разработал теорию общественных отношений, в которой ни индивид, ни социальная группа не являются первичными; они рассматриваются как в равной степени необходимые и взаимодополнительные. Кули поставил перед собой задачу исследовать процесс постепенного понимания личностью отличия своего Я от других личностей. Развитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. |
Т.Парсонс (1902-1979) |
"Структура социального |
Стоял у истоков зарождения профессиональной социологии, создания Американской социологической ассоциации, президентом которой являлся |
Создатель теории действия и системно-функцио-нальной школы в социологии. Парсонс рассматривает общество как бесконечное множество взаимодействий людей, в котором присутствуют аспекты относительно устойчивого (структуры), имеющие определенные роли и значения (функции). Им вводится также понятие процесса - парного к понятию структуры. Функция связывает структуру и процесс и устанавливает их значение для системы. Фундаментальным для структурно-функционального подхода Парсонса является постулирование четырех основных функциональных требований к рассматриваемой системе, которые обеспечивают ее сохранение и выживание. |
Р. Мертон (1910-2003) |
«Наука, технология и общество в Англии XVII в.» (1938г) и «Наука и социальный порядок» (1937 г.), «Социология науки» (1973), «На плечах гигантов» (1965) |
Родоначальник социологического эксперемента и социологического анализа |
Вклад Мертона в создание теоретического описания науки как социального института позволил социологии науки состояться как самостоятельной дисциплине, поскольку именно он перевел исследования в области предшествующей ей социологии знания «из общего
плана размышлений к проверяемо |
Р. Дарендорф (1929-2009) |
«Маркс в перспективе. Идея справедливости в мышлении Карла Маркса» (1953) и «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957), «Общество и демократия в Германии» (1969) |
подвергает критике традиционную классовую теорию ввиду неадекватности ее основных положений реалиям обществ современности. |
Ральф Дарендорф разрабатывает понятия «класс» и «классовые отношения» с опорой на концепции жизненных шансов и социального конфликта. Жизненные шансы индивидов основаны на сочетании опций и лигатур, т.е. возможностей совершать личный выбор (опции) и использовать социальные связи (лигатуры). Нормы закона и морали являются необходимым и достаточным условием обоснования социального неравенства. Дарендорф указывает на то, что
все общества, с одной стороны,
есть пространства социальных ролей. Социальные
роли имеют характеристики, связанные
с позициями господства/ |
Д. Хоманс (1910-1989) П.Блау (1918-2002) |
Блау «Динамика бюрократии» (1955); «Формальные организации: сравнительный подход» (совместно с Р. Скоттом, 1962); «Обмен и власть в социальной жизни» (1964); «Структура организаций» (совместно с Р. Шонхером, 1971); «Структурный контекст возможностей» (1994) |
Разработали теорию социального обмена. |
Хоманс разработал теорию обмена. Основная проблема социологии по Хомансу: решить, как поведение многих людей в соответствии с психологическими положениями сплачивается для образования и поддержания устойчивых социальных структур. Хоманс концептуализировал человеческое поведение как обмен вознаграждениями и наказаниями. Оперантное поведение — подкрепление. Блау наряду с Хомансом считается одним из создателей теории социального обмена. В рамках этой теории политическая власть определяется Блау как установление легитимной монополии на вознаграждения, которая организационно оформляется в качестве рангов-статусов. Для легитимизации власти необходимы разделяемая участниками социального обмена, но выведенная за его рамки система ценностей и норм, конституируемая культурой. |
П.А. Сорокин (1889-1968) |
«Система социологии» (1920); «Социология революций» (1925); «Социальная мобильность» (1927); «Современные социологические теории» (1928); «Кризис нашего времени» (1941); «Человек и общество в бедствии» (1942); «Власть и нравственность» (1959); «Современные социологические теории» (1966) |
Создатель теории социальной мобильности и социальной стратификации. |
Разработал теорию циклической смены социокультурных типов (идеационального, чувственного и идеалистического смешанного) в процессе развития общества. |
Тема «Общество как социальная система»
Рассмотреть подходы к типологизации
обществ по следующей схеме:
1. К. Маркс общественно-экономические
формации.
2. К. Поппер теория открытого общества.
3. Д. Белл, Э.Тоффлер концепция постиндустриального общества.
4. И. Валлерстайн миро-системный анализ.
Маркс К. выделил пять общественно-экономических формаций в качестве ступеней прогрессивного развития человеческого общества: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. На начальном этапе истории труд малопродуктивен, поэтому все члены общества равны в своей бедности ("первобытный коммунизм"). На основе совершенствования орудий труда и общественного разделения труда повышается его производительность и появляется прибавочный продукт, а вместе с ним и борьба за его присвоение. Т.о. возникает классовая борьба за право собственности на орудия производства, в ходе которой возникает государство как орудие классового господства, а также и определённая идеология как духовное обоснование и закрепление привилегированного положения определённых социальных групп в обществе.
Общественно-экономическая
Понятием "общественно-экономическая формация" Маркс К. связал все эмпирическое многообразие исторических событий в единую систему, выявил исторические типы общества и способы связи м. ними. Понятие "общественно-экономическая формация" - это как раз та абстракция, посредством которой возможно увидеть за многообразием исторических событий общую закономерность, объяснить наличную ситуацию и построить научный прогноз развития событий, хотя ни одно конкретное общество не совпадает со своей схемой, моделью. Т.о., Маркс К. выявил тенденцию исторического развития, а не "задал" историю каждой конкретной страны.
Во время войны Поппер написал двухтомный труд Открытое общество, который впоследствии назвал своим «вкладом в военные действия». Лейтмотивом этой работы является полемика с классическими авторами, подзаголовок первого тома – Платоново наваждение, второго – Приливная волна пророчеств: Гегель и Маркс. С помощью тщательного анализа текстов Поппер показал, что идеальные государства Платона, Гегеля и Маркса представляют собой тирании, закрытые общества: «В последующем изложении дородовое, основанное на вере в магию, родоплеменное и коллективистское общества будут также называться закрытыми обществами, а общество, в котором индивиды принимают решения самостоятельно, – открытым обществом». Свободные общества являются открытыми обществами. Понятие открытого общества – социальный эквивалент политического и экономического понятия «конституции свободы». Открытыми являются общества, делающие «пробы» и признающие и учитывающие совершенным ошибки. Концепция открытого общества есть приложение попперовской философии знания к социальным, экономическим и политическим вопросам. Ничего нельзя знать наверное, можно лишь высказывать догадки. Эти предположения могут оказаться ошибочными, процесс пересмотра неудачных предположений и составляет развитие знания. Поэтому главное заключается в том, чтобы всегда сохранялась возможность фальсификации, которой не могли бы помешать ни догма, ни даже собственные интересы научного сообщества.
Подлинным автором термина «
Белл рассматривал историю как смену трёх эпох, (или трёх типов общества): доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. Доиндустриальное общество было организовано вокруг взаимодействия человека с природой: ресурсы обеспечивались добывающими отраслями промышленности, а общество подчиняется законам снижающейся отдачи и низкой производительности. Д. Белл в своей книге «Грядущее постиндустриальное общество» определяет данную эпоху как «такой социальный порядок, который основан на примитивных производственных формах, развивающихся прежде всего в отраслях, обеспечивающих добычу и первичную обработку ресурсов, наиболее пригодных для удовлетворения самых настоятельных потребителей»[10] Труд в этом случае фактически является неквалифицированным, развитие способностей человека обусловлено в первую очередь сложившимися традициями, и люди остаются неразрывно связаны с прошлым. Индустриальное общество знаменует собой радикальный разрыв с такой традиционностью и становится важнейшим условием становления постиндустриальной системы.
Индустриальное общество – это уже взаимодействие человека с преобразованной природой, в его рамках добыча природных ресурсов сменяется производством заранее определённых продуктов, наблюдается возрастающая квалификация работника, основным производственным ресурсом становится энергия, человек оказывается способным делать определённые локальные технологические и хозяйственные прогнозы. И, наконец, постиндустриальное общество: Д. Белл противопоставляет его индустриальному обществу в качестве такого, где «производство как дискретный и постоянно возобновляющийся процесс сменяется непрерывным воздействием на окружающую среду, где каждая сфера человеческой деятельности оказывается тесно связана со всеми другими».[11] Постиндустриальное общество основано на «игре между людьми», в которой на фоне машинной технологии доминирующую позицию занимает технология интеллектуальная, основанная на информации.[12] В этих условиях основным ресурсом становится информация, приоритет переходит от полуквалифицированных работников к инженерам и учёным, дальнейшее совершенствование знаний человека о мире происходит в первую очередь на базе применения абстрактных моделей и системного анализа, центральное значение приобретает кодификация теоретического знания, а важнейшей задачей учёных становится перспективное прогнозирование хозяйственных и социальных процессов.
Миросистемный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход схож с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира.
Согласно Валлерстайну, миро-системный анализ - это не теория о социальном мире или его части. Это - протест против способов, которыми было структурировано социальное научное исследование при его возникновении в середине 19 в. Этот метод исследования стал набором часто неоспоримых допущений a priori. Миро-системный же анализ утверждает, что этот метод научного исследования, практикуемый во всем мире, оказал в большей степени эффект закрытия, нежели раскрытия многих наиболее важных и наиболее интересных вопросов. Миро-системный анализ родился как моральный и как политический, в его самом широком смысле, протест. Однако именно на основе научных требований, т.е. требований, относящихся к возможностям системного знания о социальной реальности, миро-системный анализ бросает вызов господствующему методу исследования.
И. Валлерстайн определяет мировую систему как образование с единым разделением труда и множеством культур, а в рамках этой категории выделяются два подтипа: а) мировые империи, в которых разделение труда между обществами осуществляется в рамках единой имперской общности, и б) мироэкономики, в которых политическая система состоит из многих государств, соперничающих друг с другом в рамках межгосударственной системы. Целью определения И. Валлерстайна было охватить процессы, представляющиеся особенно важными для воспроизводства и исторического развития социальных структур.
И. Валлерстайн рассматривает в качестве целостности лишь капиталистическую мироэкономику, основанную на целостных процессах производства, способную к экспансии и не совпадающую с политическими границами. При таком понимании капиталистической мироэкономики важнейшей особенностью ее членения, как и в случае цивилизации, становится не страновое и региональное, а центрально-периферическое.
Западная (Д. Уилкинсон и другие исследователи называют ее «центральной») миросистема состоит из ядра, периферии и промежуточной зоны — полупериферии. Если определить эту систему в самом общем виде, то она выступает в таком виде: ядро — как зона, приобретающая прибыль, а периферия — как зона, теряющая прибыль. В разные исторические периоды времени, начиная с XVI в., в качестве ядра попеременно выступали разные европейские страны — Голландия, Великобритания, США. В качестве же постоянно расширяющейся периферии выступали такие страны, как Турция, Индия, Китай, Япония, другие страны Юго-Восточной Азии.
Центрально-периферийные отношения приобретают в концепции И. Валлерстайна огромное значение. Именно «осевое» разделение труда между ядром и периферией создает напряжение между ними, которое стимулирует развитие системы в целом. Затем подчеркивается неравномерный обмен между ядром и периферией, который также создает немалое напряжение. Выделяется постоянная экспансия капиталистической мировой экономики посредством включения в нее новых групп непосредственных производителей из периферии, получающих низкую плату за свой труд.
Информация о работе Из истории становления и развития социологических идей и теорий