Из истории становления и развития социологических идей и теорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:44, контрольная работа

Краткое описание

Марксистская социология основана на материалистическом понимании истории, выработанном на основе реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей Обосновывая материалистическое понимание истории, Маркс подчеркивал основной принцип: развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ, и, прежде всего, производительными силами, с изменением которых меняется способ производства, вслед за которым меняются все экономические отношения

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

Вместе с тем, наряду с неэквивалентностью и неравноправностью отношений  между ядром и периферией, эти отношения способствовали включению в капиталистическую мироэкономику стран «третьего мира» И. Валлерстайн анализирует ряд неизбежных изменений в регионах, включающихся в периферию мироэкономики. Он устанавливает, что уже к концу XIX в. в силу постоянной экспансии мироэкономики не осталось зон, находящихся за ее пределами. Далее указывается, что в интегрирующихся странах и регионах хозяйственно-производственные процессы преобразуются таким образом, чтобы эти страны и регионы могли интегрироваться в товарные цепи (монокультурная, сырьевая специализация, рекреация и услуги и др.). И. Валлерстайн отмечает, что вслед за хозяйством изменяются политические структуры, начиная функционировать в соответствии с требованиями межгосударственной системы других стран мироэкономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы: «Семья – социальный институт и группа общества»,

«Социологические проблемы молодежи»,

«Культура как социальное явление»

 

 

  1. Найти статью в научном журнале за последние 3 года (с 2008 г.) на одну из предложенных тем «Современные социальные проблемы и тенденции в развитии российской семьи», «Социальные проблемы  современной российской молодежи», «Современное состояние российской культуры».
  2. Тезисно отразить суть данной статьи (1-2 стр).
  3. Составить глоссарий по мало знакомым, впервые встречающимся, малопонятным терминам.
  4. Отразить свою точку зрения на данную проблему, возможные пути решения (1-2 стр.).

 

 

 

Тема -  «Социологические проблемы молодежи».

Статья Луниной Ю.В., Алтайский государственный университет – «Жизненные стратегии молодежи: основные направления социальной поддержки».

В данной статье автор обращает внимание на то, что в российском обществе особенно остро стоит проблема социальной поддержки молодежи, это связано  с рядом факторов, одним из которых  можно назвать смену моральных ценностей, трансформирование общества в целом и общественной жизни в частности. Автор отмечает, что качественные изменения в жизни людей в нашей стране очень сильны, с одной стороны повысились свобода человека, появился запрос на индивидуальное творчество, но совместно с этим произошла утрата социальных гарантий. Условия жизнедеятельности молодых людей на данный момент определяет специфику молодежного сознания, а так же и мотивацию молодежи. Молодые люди, становясь участниками общественной жизни, проходя процесс социализации не только участвуют в нём, ведь именно они определяют будущее нашего общества, а потому они готовы на изменения данного общества. На социальный облик молодежи оказывает значительное влияние социальный прогресс, изменяющиеся условия макросреды определяют интересы молодежи, а так же и ценностные ориентации. Автор рассматривает жизненные стратегии и составляющие данного понятия, отмечает, что отличительное социальное качество молодежи на данном этапе готовность к активному совершенствованию и преобразованию социальной структуры. В исследовании молодежи можно выделить следующие составляющие: потенциальные силы, социальная деятельность, которая является способом реализации жизненных сил молодежи. Уделяется так же внимание разнице в формировании социального облика молодежи в зависимости от среды формирования личности, выделяется два типа молодых людей, люди выросшие в городе и сельская молодежь.

В настоящее время социальная поддержка  молодежи осуществляется в рамках государственной политики. Цель молодежной политики в России формирование у молодых людей осознание того, что социальное благополучие молодежи зависит от действий поколения, способности меняться вместе с обществом. В различных сферах жизнедеятельности, таких как: сфера политики, правовая сфера, трудовая реализация, морально-психологическая поддержка, в рамках государственной политике молодым людям предлагается помощь и поддержка. Прошлый опыт изменений, достижений и промахов молодежной политики не получил оформления в виде законов и правовых норм, во многом именно поэтому молодежная политика сегодня начинается с «чистого листа». Рассматривается Федеральная целевая программа «Молодежь России», автор уделяет особое внимание тому, что для разработки программ повышения эффективности социальной поддержки молодежи, необходимы комплексные исследования, мониторинг форм социальной поддержки молодых людей.

Основное отличие молодежной политики в том, что она предполагает активное участие молодежи в жизни общества, создает условия для предоставления молодежи прав и возможностей в решении её собственный проблем.

 

 

 

Глоссарий

Социальная поддержка — это все формы поддержки, обеспечиваемой другими людьми и группами, которые помогают индивиду преодолеть трудности жизни.

Социальная проблема - это несоответствие между существующим и необходимым (желаемым) состоянием в массовом поведении и действиях людей, уровне удовлетворения их потребностей, затрудняющее жизнь социальных групп, общностей и общества в целом и требующее коллективных усилий по его преодолению.

Социальная норма - это принятые в обществе представления о допустимых стандартах поведения и действий людей, уровне удовлетворения их потребностей.

Проблемная социальная ситуация - конкретная система социальных отношений в обществе, создающих противоречивость интересов и взаимодействий индивидов и социальных групп. Это конкретные отношения - экономические, политические, духовные и социальные в узком смысле (по поводу непосредственного удовлетворения потребностей людьми), вследствие существования которых возникает социальная проблема.

Социальная активность - мера социальной преобразующей деятельности работников, основанной на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Социальная активность появляется в социальной деятельности, и соответственно трем ее формам различаются три основных вида социальной активности: трудовая, общественно-политическая и познавательно-творческая.

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

 

 

Социальная поддержка молодежи сегодня

Молодежь в  России сегодня является одной из незащищенных групп населения, которая нуждается в поддержке со стороны государства. Я думаю, что начинать поддержу молодежи, когда молодежь уже таковой и становится по возрастному показателю несколько бессмысленно. Заботясь о завтрашнем дне необходимо начинать заботу о гражданах страны с самого их появления на свет, поддержка должна осуществляться на всем пути социализации ребенка и подготовки его к жизни в обществе. Общество, в своем эволюционном процессе принимая молодежь не должно рассматривать молодых людей как группу неспособную к активным действиям, к возможности не только изменяться самим, но так же и менять общество вместе с собой. В этом вопросе мы сталкиваемся с проблемой принятия молодых людей на работу, учёбу, в какие либо другие социальные группы и образования. На мой взгляд, в нашем государстве сегодня происходят изменения, которые наметили положительную динамику в развитии молодежной политики. На сегодняшний день существует программа по поддержке молодежи, запускаются в жизнь различные законопроекты, касающиеся реализации молодых людей, реализации свежих мыслей, свежих знаний, новых эмоций.  Решение многих проблем мне кажется, лежит в основе занятости молодого человека, ведь социальный облик формируется не только под влиянием общества, но и под влиянием осуществляемой деятельности. Необходимо, чтобы молодой человек сегодня был уверен в завтрашнем дне, в своем светлом и стабильном будущем, которое зависит не только от сложившихся обстоятельств, но и, непосредственно от усилий человека. Для реализации грамотной молодежной политики в нашей стране необходимо, заниматься мониторингом уже проведенных проектов, пытаться осуществить социальную защиту молодежи  не с какой-либо одной частной стороны, а  применять системный подход.

Итак, государственная молодежная политика в современном российском обществе, развиваясь в соответствии с общемировыми тенденциями, должна обеспечиваться управленческими, организационными и технологическими средствами в соответствии с региональными и национальными особенностями, что будет способствовать повышению эффективности социальной поддержки молодежи на разных этапах ее социализации. 
Тема «Этносы и этнические процессы»

 

Охарактеризовать межэтнический  конфликт (выбрать любой) по следующим параметрам.

 

Конфликт в Кондопоге — беспорядки в карельском городе Кондопога в сентябре 2006.

 

1.

участники конфликта

Жители города Кондопог, выходцы из Чечни и Дагестана

2.

причины и источники конфликта

Убийство двух местных жителей группой выходцев из Чечни и Дагестана из 6 человек.

3.

физическая и социальная среда или условия, в которых протекает конфликтный процесс

Массовые драки и погромы начались на улицах Карелии, в них участвовали как местные жители, так и приезжие чеченцы.

4.

формы конфликтного поведения

и действий участников, направленные на разрешение конфликта

Для подавления волнений был использован  Петрозаводский ОМОН. Задержаны более 100 человек, участвовавших в уличных  беспорядках. Карельским властям пришлось срочно эвакуировать около 60 лиц кавказских национальностей, которых временно разместили в Петрозаводске.

5.

последствия конфликта

5 октября 2006 года президент России  Владимир Путин отправил в  отставку руководителя МВД Карелии  генерал-майора Дмитрия Михайлова  и начальника УФСБ Карелии  генерал-майора Алексея Дорофеева.  Одновременно приказом Генерального прокурора России Юрия Чайки от должности отстранён прокурор Карелии Владимир Панасенко.


 

 

Тема «Социальные конфликты»

 

Составить структурно-логические схемы  по вопросам:

  1. Структура и функции конфликта.
  2. Типология конфликтов.
  3. Формы проявления конфликта, его стадии.
  4. Способы регулирования конфликтов.

 

 

 

  1. Структура и функции конфликта.

Понятие «конфликт» характеризуется  исключительной широтой  содержания и употребляется в разнообразных  значениях.  Самым  общим  образом  конфликт понимается  как  предельный  случай  обострения   противоречий.   Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие  связано  с острыми эмоциональными переживаниями.

Конфликты следует отличать от других  форм  конфронтации  в  обществе, которые могут быть следствием:

   1. отсутствия согласия  между участниками дискуссии,

   2. противоречия интересов,

   3. коллизии,

   4. соперничества,

   5. соревнования.

    Важно подчеркнуть,  что конфликт - это столкновение  интересов  различных социальных  субъектов,   происходящий   публично.   Часто   конфликт   имеет политическое измерение  (так как социальный конфликт  задевает  управленческие системы) - социальный конфликт чреват  политическим  конфликтом.  Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический  конфликт  связан  с взаимоотклонением ответственности и власти.

Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая  составляет базу конфликта.  Конфликтной ситуацией называют  такую ситуацию,   в   которой проявилась и осознана сторонами несовместимость действий  одной стороны с нормами и ожиданиями другой.

       Конфликтная  ситуация включает прежде всего  объект  конфликта.  Объект конфликта – то,  из-за  чего  возник  конфликт  между оппонентами,  на  что претендует  каждый  из  его участников.   Объект   конфликта   может   быть материальным (например, какая-нибудь  престижная  вещь),  так и идеальными (например, правила поведения, статус в коллективе и т.п.).

       В конфликтную  ситуацию  входят  и  участники   конфликта  (оппоненты). Участники   конфликта  обладают  разной  «силой»,   имеют   разный   ранг   в зависимости от  того,  кого  они  представляют  (например,  человек говорит только от своего имени или выражает мнение большинства людей). В структуре конфликта также выделяют  внутреннюю  и внешнюю позицию участников.

Во внутренней позиции участников можно  выделить  цели,  интересы   и мотивы  участников;  она  непосредственно  влияет  на  течение   конфликтной ситуации, находится  как бы за кадром  и  часто  не  проговаривается  в  ходе конфликтного  взаимодействия.  Внешняя   позиция   проявляется   в   речевом поведении  конфликтующих,  она  отражается  в  их  мнениях,  точках  зрения, пожеланиях.

       Различать внутреннюю  и внешнюю позиции участвующих  в конфликте  людей необходимо,  чтобы  увидеть  за  внешним   и  ситуативным  –   внутреннее   и существенное.

       Оппоненты   и  объект   конфликта,   со   всеми   их   отношениями   и характеристиками,   составляют   конфликтную   ситуацию,   которая    всегда предшествует собственно  конфликту  и  может  существовать  задолго  до   его возникновения, никак не проявляясь.

       Чтобы из  конфликтной   ситуации  вырос  конфликт,  должен  возникнуть инцидент, то  есть действия участников конфликта,  притязающих на объект.  При  этом люди могут начать инцидент, когда реального противоречия нет  (конфликт иллюзорен).  Либо,  напротив,  конфликтная  ситуация    может   существовать задолго до начала инцидента (конфликт «тлеющий»).

Информация о работе Из истории становления и развития социологических идей и теорий