Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:41, реферат
Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. Классическим примером простого социального института является институт семьи.
Брак – основа семейных отношений.
Функции семьи.
Семейная роль.
Задачи социологии семьи.
Категории семейно-брачных отношений.
Историческое направление в социологии семьи и брака.
Теория социальных групп.
Понимание возрастного развития как процесса освоения новых деятельностей (игровая – учебная – общение - труд.) получила широкое распространение в российской педагогике и психологии. Но одновременно - и это нам представляется важным – развитие есть овладение новыми пространствами – как по глубине ( семья – класс – школа – двор – город - мир), так по содержанию. Освоение отношений происходит параллельно и проходит следующие этапы: ребенок – родитель; ученик – учитель; человек – человек; человек- мир.
Эти три процесса (овладение деятельностями, пространствами и отношениями) протекают одновременно и освоение новой деятельности есть результат и одновременно предпосылка овладения новыми пространствами и отношениями.
Для понимания особенностей взросления ребенка в современном обществе задача школы в обеспечении этого процесса необходимо, прежде всего, проанализировать современную социальную ситуацию взросления. Она имеет системный характер, иерархическое строение и может быть рассмотрена, по крайней мере, на трех уровнях.
1. Общемировой, цивилизационный, характеризующий человеческое сообщество, в рамках которого формируется детство. Этот уровень отмечен глубочайшим системным кризисом, хватившим такие сферы, как экология, демография, геополитика, национальные отношения и т. п.
2. Внутренний, свойственный
именно нашей стране, проходящей
очередной «Революционный»
3. В результате
произошли серьезные имения на
ближайшем к растущему
Глава II: Семейная политика и социальна защита семьи в Российской Федерации
§1.Понятие социальной защиты.
Системный кризис в
российском обществе требует и системного
перехода к анализу его конкретных
причин и поиску выхода из сложившейся
ситуации. Эта проблема должна расцениваться
как общенациональная задача социальной
безопасности народа, требующая выдвижения
вопросов социального обеспечения
обслуживания на первое место. Нужна
система государственных
Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области Социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций). Система социального обеспечения как механизм защиты направлена на обеспечение минимальных гарантий, ответственность, за которую несет государство. Выбор конкретных направлений действия механизма социальной защиты в каждой стране определяется целями и приоритетами политики в отношении семьи, политическими и социально-экономическими условиями ее проведения. В зависимости от этого можно выделить несколько видов подходов к формированию механизма социальной защиты:
1. Политика в отношении
семьи рассматривается с точки
зрения решения
2. Политика в отношении
семьи ориентируется на защиту
детей (особенно из бедных
3. Политика в отношении
семьи предусматривает
4. Политика в отношении семти рассматривается в увязке в проблемой положения женщин в сфере занятости. Действия механизма могут быть разнонаправленными, включая как стимулирование притока женщин на рынок труда, так и предоставление возможностей оставаться вне рынка рабочей силы.
Общая направленность действия механизма социальной защиты семьи на этапе проведения экономической реформы в стране – адаптация к изменившимся условиям жизнедеятельности. Выделяются два фактора, определяющих этот процесс: внешний и внутренний.
Внешний фактор связан
со средой, в которой происходит
становление этих механизмов, и определяется
происходящими в ней
Адекватность механизмов социальной защиты предполагает их встроенность в общую систему общественных отношений и достаточную гибкость в условиях изменения её отдельных параметров.
В условиях проводимой
в России экономической реформы
выбор механизмов зависит от однозначности
и одно направленности её осуществления.
В рамках провозглашенного демократического
характера преобразований это предполагает
преодоление монополии
Другим объективным условием Формирования механизма социальной защиты является ограниченная возможность государства в условиях кризиса оказывать помощь всем нуждающимся ( из-за недостатка ресурсов).
Определяющим фактором
выбора механизма социальной защиты
в настоящие время стало
Исходной базой анализа и выбора возможных механизмов социальной защиты являются обозначенные выше и сложившиеся в мировой практике подходы у реализации механизма социальной защиты семьи. При этом основными критериями действительности механизма социальной защиты семьи являются, в первую очередь, агрессивность и целенаправленность.
Нормативно- правовая база, являющаяся основой социальной защиты населения, очень многообразна, и, отражая развитие отрасли, она постоянно расширяется. В настоящее время в нее входит не только собственно российское законодательство, но и ратифицированные Российской Федерацией международные правовые акты.
К международным документам относятся Международный билль о правах человека, включающий в себя три документа, принятые Генеральной Ассамблеей ООН; Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт о б экологических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и полных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему.
Применение Международного билля о правах человека стимулировало создание ряда документов, в которых конкретизируется содержание и пути решения проблем защиты прав человека. Особенно акцентируется внимание на проблемах социального обеспечения граждан; ликвидации голода и недоедания; Брака и семьи; детей и молодежи; трудовой занятости населения; соблюдение прав отдельных лиц и индивидов, организаций самых различных видов; помощи на глобальном, региональном и местном уровнях всем нуждающимся. В 1989 году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка – один из основополагающих, вместе с Декларацией прав ребенка (1959 год) международных правовых документов, содержащих обоснование и описание основных прав ребенка.
Основная цель конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. При этом она призывает ратифицировавшие её государства создавать условия, при которых дети могу принимать активное и творческое участие в социальной и политической жизни страны. Конвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите, а так же обязанность государства в выполнении своих обязательств.
Существующая концепция социальной защиты населения Российской Федерации ориентирована на сценарии трехэтапного развития экономики: кризис, восстановление экономики, экономический подъем.
На сегодняшний
день не сложилось единого
На мой взгляд, социальную защиту нужно рассматривать как систему принципов, методов, гарантий, предоставленных государством, которые поддерживают жизнеспособность человека. По мнению Красновой, государственная система социальной защиты включает в себя четыре блока:
1. Первый блок - социальное
благосостояние. Это означает, что
государство должно создать
2. Второй блок –
Социальная безопасность. Внебюджетные
фонды утратили страховые
3. Третий блок представляет собой систему выплат пенсий и пособий.
4. Четвертый блок - социальное обслуживание.
Задачи социальной защиты реализуются через социальную инфраструктуру.
Социальная инфраструктура – это совокупность органов и учреждений, их материальной и нормативно - законодательной базы, которые обеспечивают удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Поиск новых подходов к социальной политике и к одному из её направлений – социальному обслуживанию населения – привел к выводу, что введение в практику разнообразных видов и методов социальной работы может способствовать росту качества социальной защищенности граждан. В настоящее время в России зарождаются, и функционируют различные типы учреждений системы социальной защиты населения. К их числу относятся, например такие как:
- Центры социального обслуживания ( отделения социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной помощи);
- Комплексные центры социального обслуживания;
- Дома ( пансионаты) для ветеранов войны и труда;
- Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и т.п.
Положение детей в
стране – важнейший социальный индикатор.
Ухудшение или улучшение
Практические вопросы
защиты детства перешли сегодня
в ряд социально –
Характерной особенностью
последних лет явилось
§2.Концептуальные подходы к системе социальной защиты в современных условиях.
Социологи прогнозируют дальнейшее снижение жизненного уровня и социального самочувствия детей и молодежи в результате общероссийского и спектральных кризисов. Рассмотрим понятие детства как социально- психологического феномена социума. С точки зрения известного отечественного психолога, Фельдштейна, в индивидуальном варианте – это, как правило, устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние «до взрослости». В обобщенном – это совокупность детей разных, возрастов, составляющих довзрослый компонент общества.
Как особый социальный феномен, детство исторично. На исторических этапах развития общества оно имеет не только разные ёмкости, но и разным, как известно, было отношение к детству взрослых. В этой связи интересна, на наш взгляд, постановка проблемы взаимоотношения взрослых и детей.
До сих пор этот вопрос недостаточно проработан и четко не поставлен на ученом уровне. Это преодолел психолог Фельдштейн, своими работами последних лет (1997-2000г.). Можно согласиться, что проблема взаимодействия детей и взрослых приобретает особую значимость в диспозиции детство - взрослость - двух особых социальных структур и реальных объектов.
Это пространство между Мирами взрослых и детей необходимо продуманно структурировать. Оно должно заполняться и не только информационными потоками, моделями совершенствующегося образования, и т.д., но и соответствующими конструктами: а) обеспечивающие превращение каждого ребенка в субъекта и организатора диалога со взрослым б) ставящими детство во всей сложности его внутренних «организаций» в позицию реального субъекта такого диалога.
Информация о работе Историческое направление в социологии семьи и брака