Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:41, реферат
Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. Классическим примером простого социального института является институт семьи.
Брак – основа семейных отношений.
Функции семьи.
Семейная роль.
Задачи социологии семьи.
Категории семейно-брачных отношений.
Историческое направление в социологии семьи и брака.
Теория социальных групп.
Выделим основные категории социологии семьи и брака. К их числу в теории брачно-семейных отношений принадлежат:
Условия жизни семьи. Подразделяются на: 1) макро- и 2) микроусловия: а) социально-экономические условия; общественно-политические; социально-культурные и идеологические; условия, связанные с распределением населения по демографическим, этническим, социальным, профессиональным, образовательным признакам; экологические условия; б) социально-психологические условия, характеризующие общее состояние сознания людей, их отношение к миру, непосредственному окружению (социальные установки, интересы, ценностные ориентации)
Структура семьи – совокупность отношений между ее членами, которая включает:
Образ жизни
семьи – интегральная категория,
помогающая изучать в целом
Семейно-брачная идеология – совокупность ценностей, норм, установок в брачно-семейной сфере.
Успешность брачно-семейных отношений – интегральная характеристика, отражающая качество брачно-семейных отношений. В нее входит как объективная оценка деятельности семьи, характер выполнения ею функций с точки зрения общественных потребностей, так и субъективные оценки удовлетворенности браком и семьей. Эта категория позволяет проводить сравнения качества брачно-семейных отношений в разных типах семей, в различных регионах и в разные периоды времени, а также конструировать нормативные модели управления брачно-семейными отношениями.
Этапы жизненного цикла семьи – категория, которая характеризует динамику изменений семьи от ее формирования до распада. Классификация этапов жизненного цикла семьи может быть построена на разных основаниях.
Научно-теоретические
и прикладные исследования семьи
ориентированы не на регламентацию
жизни отдельных семей, а на изучение
факторов, от которых зависит состояние
и прогресс в целом брачно-семейных
отношений во всем обществе, а также
разработку практических путей совершенствования
и стимуляции определенных социальных
процессов. Это может быть связано
с достижением равенства
Становление и развитие социологии семьи было процессом длительным и многоаспектным, чему предшествовало накопление фактических данных и разнообразных взглядов на семью и брак и их переосмысление выдающимися мыслителями во все времена.
В социологии семьи и брака различают два основных направления:
В рамках исторического
направления рассматривается
Английский философ Томас Гоббс (1588-1679), разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.
Французский
просветитель XVIII века Жан Жак Руссо
(1712-1778), который отличался особым
демократизмом, отрицал правомерность
общественного неравенства
Большой интерес представляют воззрения на семью и брак классиков немецкого идеализма И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814), которые рассматривали проблемы брака и семьи исходя из теории естественного права, неравенства мужчины и женщины. Они считали, что брак – это нравственно-правовой институт, что половое влечение облагорожено исключительностью и должно регулироваться законами. Еще один классик немецкого идеализма Г. Гегель (1770-1831), обладая огромным историческим чутьем, увидел связь определенной формы семьи и соответствующего социального и политического строя. Гегель пришел к выводу о том, что правовые отношения чужды семейному союзу самому по себе. В основе этого вывода лежит идея о противоречии между духовно-нравственным единством в семье и внешним (юридическим) регулированием этих отношений.
В течение
длительного времени (примерно до середины
XIX века) семья рассматривалась как
изначальная и по самой своей
природе моногамная ячейка общества.
Поэтому философов и ученых античности,
средневековья и отчасти Нового
времени интересовала не столько
семья как специфический
Утверждение
исторического взгляда на брак и
семью происходило двумя
Особенно
большое значение для обоснования
эволюционных идей имел труд американского
ученого Льюиса Генри Моргана (1818-1881),
который впервые на научной основе
рассмотрел историю первобытного общества.
Свою книгу «Древнее общество» он
писал около 40 лет и опубликовал
в 1877 году. В ней излагается теория
единого пути развития человеческого
общества, обосновывается универсальность
материнского рода, опровергается патриархальная
теория. На огромном фактическом материале
Морган проанализировал систему
родства на разных континентах. По его
схеме брачные отношения прошли
путь от промискуитета (беспорядочные
половые связи) через групповой
брак к моногамии. Наиболее важным результатом
всех его изысканий было установление
многообразия исторических типов брачно-семейных
отношений и зависимости их от
конкретных исторических условий. Книга
Моргана «Древнее общество», которую
законспектировал и прокомментировал
К. Маркс (1818-1883), послужила поводом
для создания произведения Ф. Энгельса
(1820-1895) «Происхождение семьи, частной
собственности и государства» (1884).
Выполняя завещание К. Маркса, Ф. Энгельс
с использованием труда Моргана
доказал глубокую органическую взаимосвязь
производства средств жизни и
производство самого человека, развития,
с одной стороны, труда, а с
другой – семьи. Была вскрыта объективно-
Определенное
влияние на социологию семьи оказала
теория «социальных групп». Ее автором
является американский социолог Чарльз
Кули (1864-1929). Кули ввел различения первичных
групп и вторичных общественных
институтов. Первичные группы (семья,
соседство, детские группы) являются
основными общественными
В 1945 г. выходит книга Э. Берджесса и Х. Локка «семья – от института к содружеству». В представители чикагской школы пытались доказать, что изменения в жизни семьи происходят потому, что осуществляется нормальный переход от института (традиционной модели семьи) к содружеству (современной модели семьи). Прочность брака зависит главным образом от психологических усилий супругов. Иными словами, семья изменяется, когда утрачивает все признаки социального института и превращается в свободную ассоциацию лиц, которые взаимодействуют ради своих личных желаний и потребностей, а именно – в содружество. Берджесса и Локк понимали изменения семьи не просто как утрату своих функций, не в ее дезорганизации, а в реорганизации, в изменении всего облика семьи, ее структуры и функционирования. Лозунг «От института к содружеству» был социологически наивным, но идея изменения семьи как ее реорганизация была подхвачена и развита дальше.
Уже на этой стадии, которую Х. Кристенсен назвал периодом «появляющейся науки», встретились важнейшие для теории семьи проблемы: формирование семьи, совместимость супругов, удовлетворенность браком и его успешность, стабильность брака. Ученые разработали теоретические концепции, которые по содержанию близки тем, которые использовались позже.
С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.
Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже – в СССР и странах восточной Европы.
Существенным становится стремление откорректировать понятия, которые необходимы для анализа семейных процессов, выяснение зависимостей между этими понятиями. Следует отметить особую роль в этом процессе американского социолога Толкотта Парсона (1902-1979). В пятидесятые годы он разработал так называемую «систему социального действия», которая оказалась достаточно открытой для междисциплинарных взаимодействий и пригодной для решения специальных задач. Кроме этого, она способствовала понятийно-языковой интерпретации социальной действительности. Формализм этой системы включал в себя априорную систему понятий, многие из которых колеблются между чисто теоретическим истолкованием и операционным применением в процессе исследования. Для анализа американской семьи Парсонс использовал методику, которая широко распространена в культурной антропологии и этнографии, а именно – изучение терминологии родства. Парсонс со своими коллегами впервые провели исследования по определению роли супругов в обществе. Парсонс допускал возможность процесса дезорганизации семьи вне всякой связи с процессами функционирования и развития более широких общественных структур. Особенности брачно-семейных отношений в США Т. Парсонс объясняет процессом социальной дифференциации. В связи с изменением уровня структурной дифференциации общества, пишет Парсонс, «уменьшается важность в нашем обществе всех единиц родства, кроме нуклеарной семьи». Происходит перемещение всех основных ее функций, (в частности, в сектор занятости), кроме двух: первичной социализации детей и эмоциональной стабилизации личности взрослых. Парсонс считает, что это свидетельство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышение роли в обществе, т.к. эти жизненные функции выполняются исключительно в семье.
В социологии
семьи и брака сделано немало.
Отмечается значительное продвижение
в разработке теории, ее понятийно-категориального
аппарата, практических рекомендаций
по совершенствованию социальной политики
в сфере брачно-семейных отношений,
имеются плодотворные подходы к
исследованию семьи и брака, накоплен
огромный эмпирический материал. При
должной систематизации и дополнениях
разработанные концепции, утверждения,
полученные выводы могли бы придать
фундаментальность и укрепить целостность
специальной социологической
Литература:
Информация о работе Историческое направление в социологии семьи и брака