Историческое направление в социологии семьи и брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:41, реферат

Краткое описание

Простые социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института. Классическим примером простого социального института является институт семьи.

Оглавление

Брак – основа семейных отношений.
Функции семьи.
Семейная роль.
Задачи социологии семьи.
Категории семейно-брачных отношений.
Историческое направление в социологии семьи и брака.
Теория социальных групп.

Файлы: 1 файл

План.docx

— 116.16 Кб (Скачать)
 
 
 

Семья как  социальный институт и субъект воспитания в обществе.

Глава I: Семья в  меняющемся мире: стратегия жизнедеятельности

§1. Семья как жизнедеятельная  система

§2. Социально- педагогические аспекты развития личности

Глава II: Семейная политика и социальная поддержка семьи

в Российской Федерации

§1. Понятие социальной защиты

§2. Конкурентные подходы  к системе социальной защиты

в современных условиях

Введение.

Контрольная работа посвящена теме: Семья как социальный институт и субъект воспитания в  обществе. Актуальность темы в том, что семья представляет собой  комплексное социальное явление, в  котором сплелись воедино многообразные  формы общественных отношений и  процессов.

Проблемным на сегодняшний  день является взаимоотношения в  семье и обществе. Эту проблему в состоянии решить социальная педагогика. Она как интегративная наука, объединяющая педагогику с социологией, социальной психологией, биологическими и антропологическими науками не только активно объединяет развивающегося индивида с социальными институтами, но и проникает в усложняющуюся  и во многом ещё не раскрытую, и  по этому и «загадочную» природу человека, его поразительных и не всегда предсказуемых возможностей. Понятие «Социальная педагогика » впервые было введено в научный оборот Германским педагогом А. Дистервергом, исследовавшим роль культурной среды в процессе воспитания и роль самодеятельности в развитии творческой активности ребенка. На основании этого им был сделан вывод о необходимости разделения функции обучения и воспитания в развитии ребенка. Данные исследования ставят перед собой цель: Показать семью как комплексное социальное явление. Для реализации данной цели необходимо решить такие задачи:

1. Проанализировать  методическую, научную литературу  по проблеме исследования;

2. Дать понятие  семье как жизнедеятельной системе;

3. Выявить особенности  семейных взаимоотношений;

4. Обоснования понятия  « Социальная педагогика »;

5. Определить методы  и принципы, используемые в данном  исследовании. 

"Человеку-слону"  окончательно удалили  гигантскую опухоль

Рак - не болезнь! ОТКРЫТИЕ ученых

О чём говорит состояние  ваших пяток

Ты  не поверишь, но у  свеклы АДские свойства

Как правильно утеплить и присоединить лоджию?

Ученые  назвали продукты, улучшающие интеллект  и память!

 

При выполнении работы используется: Метод сбора информации, анализа, обобщения. Теоретическая  значимость работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по проблеме исследования. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать представленные материалы  на практических занятиях, при проведении уроков. Структура работы соответствует  поставленным целям и задачам. Работа состоит из Введения, в котором  определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость.

Основная часть  включает в себя две главы:

Глава I: Семья в  меняющемся мире: стратегия жизнедеятельности.

§1.Семья как жизнедеятельная  система

§2.Социально- педагогические аспекты развития личности

Глава II: Семейная политика и социальная поддержка семьи  в Российской Федерации.

§1.Понятие социальной защиты

§2.Конкурентные подходы  к системе социальной защиты в  современных условиях.

Заключение подводит итоги проделанной работы. Завершает  работу список литературы, включающий пять наименований.

Глава 1. Семья в меняющемся мире: стратегия жизнедеятельности.

§ 1. Семья как жизнедеятельна я система.

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные  формы общественных отношений и  процессов и которому присущи  многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.

Существует много  определений семьи, но, на мой взгляд, наиболее полно его дает наука  социология. С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой  является гетеросексуальная связь, система родственных отношений  и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление  определенной экономической деятельности.

Известный отечественный  социолог определяет семью как основанное на браке и кровном родстве  объединение людей связанное  общностью быта и взаимной ответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложную систему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а  также их родственников, семью следует  рассматривать не просто как брачную  группу, но и как социальный институт.

Под социальным институтом понимается организованная система  связей и социальных норм, которые  объединяет значимые общественные ценности процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении  под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными  процедурами – стандартизированные  образцы поведения в групповых  процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение  осуществляется и удерживается в  определенных рамках.

Институт семьи  включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей и статусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с  помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Таким образом, институт – это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко  разработанной идеологии; система  правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

Каждый социальный институт имеет специфические особенности  и выполняет ряд функций. Социолог выделяет следующие функции социальных институтов:

1. Функция закрепления  и воспроизводства общественных  отношений;

2. регулятивную функцию;

3. интегративную функцию;

4. транслирующую функцию;

5. коммуникативную  функцию.

Существуют функции  явные (перечисленные) и латентные (скрытые), которые должны являться предметом  пристального исследования социальных структур, так как помогают определить истинную картину социальной жизни.

Выделение института  семьи из других институтов общества (государства, бизнес, образование, религия  и др.) не случайно. Именно семья признается всеми исследователями как основной носитель культурных образцов, наследуемых  из поколения в поколение, а также  необходимым условием для социализации личности. Именно в семье человек  обучается социальным ролям и  получает основы образования и воспитания.

Наиболее полно  функции семьи как социального  института выделяет социолог:

1. Функция сексуального  регулирования.

Семья – это главный  социальный институт, через который  общество упорядочивает, направляет и  регулирует естественные сексуальные  потребности людей. Вместе с тем, практически каждое общество имеет  альтернативные пути удовлетворения сексуальных  потребностей.

2. Репродуктивная  функция.

Одна из основных задач любого общества – воспроизводство  новых поколений его членов. При  этом важно, чтобы дети были физически  и психически здоровыми и в последствии имели способности к обучению социализации. Важным условием существования общества является регулирования рождаемости, избежания демографических взрывов и спадов.

Семья - основной институт, ответственный за воспроизводство  новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально  не одобряются.

3. Функция социализации.

Семья – это самый  мощный механизм социализации личности, накопления ребенком социального опыта. Неформальное общение, атмосфера любви  и заботы друг о друге, повседневная полезная деятельность детей и взрослых создает уникальные возможности  для формирования у ребенка нравственных ценностей, отношений, жизненных установок, социальной зрелости.

4. Функция эмоционального  удовлетворения.

Получение психологической  защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональной  стабилизации, психологической терапии  оказывает позитивное влияние на человека не только в детстве, но и  на протяжении всей эго жизнедеятельности. Благодаря своей структуре и  качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества  предоставляют людям такую возможность.

5. Статусная функция.

Каждый воспитанный  человек в семье получает в  качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его  семьи. Это прежде всего отношения к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской и сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному статусы предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя и в подавляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь.

Конечно, классовый  статус может измениться благодаря  умениям человека и благоприятным  обстоятельствам, но начало будущего нужно  искать в семье этого человека. Семья должна обязательно осуществлять ролевую подготовку ребенка к  статусам, близким к статусам его  родителей и родственников, прививая ему соответствующую интересы, ценности, образ жизни.

6. Защитная функция.

Во всех обществах  институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую  и психологическую защиту своих  членов. Общеизвестно, что, задевая  интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены  которой защищают своего близкого.

7. Экономическая функция.

Ведение членами семьи  общего хозяйства, общего бизнеса способствуют формированию крепких экономических  связей между ними. Семья представляет собой самую крепкую экономическую  ячейку общества, где обязательны  помощь и поддержка.

Общество постоянно  меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно  меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в  силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индистраализация и др. Возникают проблемы которых не было раньше.

Каковы же проблемы с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений? Как указывает А.Ф. Безлепкина, директор Департамента семьи, женщин и детей Министерства Социальной защиты населения Российской Федерации, это:

- Увеличение малообеспеченных  слоев населения;

- Увеличение социальной  и географической мобильности;

- Миграция, в том  числе и за пределы государства;

- Ухудшается состояние  здоровья населения, демографической  ситуации (началась естественная  убыль населения);

- Фундаментальные  изменения традиционных ролей  членов семьи, особенно женщин;

- Рост количества  неполных семей;

- Повышение коэффициента  иждивенчества;

- Население в семье,  социальное сиротство.

За всем этим –  совместная ответственность государственных  органов, семьи, промышленников и предпринимателей. Очевидно, что замедленное, непоследовательное построение государственности России, серьезные ошибки в формировании социально – экономической жизни  нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительно отдыха детей.

Сегодня, под лозунгом перехода к рынку, продолжается разрушение уникальных систем социальной инфраструктуры детства, прежде всего, в результате уменьшения возможностей и финансирования. Коммерциализация делает эти учреждения недоступными для большинства детей; часть из них, не справились с финансовыми  трудностями, закрываются. Теряется высококвалифицированный  кадровый потенциал, формировавшийся  десятилетиями. В конечном итоге  страдают дети, лишенные возможности  развиваться, отдыхать, заниматься в  познавательных кружках и объединениях. Оказавшись на улице, они пополняют  отряды бомжей, наркоманов, малолетних правонарушителей. Сейчас как никогда  остро, ощущается слабость или полное отсутствие многих элементов социальной защищенности россиян. Если взять область  личных доходов, то минимальная зарплата, максимальная пенсия, а также новые  размеры всех основных социальных выплат ещё очень далеки от стандартов, способных обеспечить сколько- нибудь сносное существование людей.

Информация о работе Историческое направление в социологии семьи и брака