Гуманизация и гуманитаризация высшего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 20:15, реферат

Краткое описание

Современный этап развития мировой цивилизации характеризуется пересмотром ценностей и попыткой выработать новый взгляд на мир и место человека в нем. Все чаще соревновательность как принцип организации общественной жизни объявляется несовместимым с подлинно-демократическими ценностями. Само противопоставление демократизма и соревновательности говорит о новом витке популярности неогуманистических воззрений. В период решения важных проблем развития и расширения демократических взаимоотношений на всех уровнях встает задача формирования нового, творчески мыслящего самостоятельного специалиста.

Файлы: 1 файл

Гуманизация.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

       Ниже  будет говориться не о личностно-социальной, а общепринятой сейчас личностно ориентированной, или гуманистической, парадигме. Она находит отражение во всех образовательных документах ЮНЕСКО и в законодательных актах Украины об образовании.

       Положения этой парадигмы в украинском законодательстве об образовании впервые были заложены преамбуле к Закону Украины «Об  образовании»: «Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных, физических способностей...». Эти положения были закреплены также в статье 6 рассматриваемого закона, посвященной основным принципам образования.

       В проекте Закона Украины «О высшем образовании» общие положения гуманистической  парадигмы представлены в гораздо  меньшем объеме. Так, в статье 8 указывается, что к основным задачам системы  высшего образования, кроме всего  прочего, относится и «формирование у молодежи гуманистических мировоззренческих принципов, необходимых для жизни в демократическом обществе». Личностная ориентация образования признана одним из основных приоритетов государственной политики в этой сфере в «Национальной доктрине развития образования Украины в XXI веке». В то же время в этой доктрине общечеловеческие и либеральные ценности несколько отодвинуты национально-патриотическими идеями на второй план.

       Гуманистическая парадигма нашла дальнейшее свое развитие в Национальном докладе «Образование в Украине» . В этом докладе, в отличие от предыдущих документов об образовании, говорится о связи гуманистической направленности образования с ее гуманитаризацией. Отмечается, что гуманитарным дисциплинам должно отводиться до 20% времени, предусмотренного на подготовку специалистов. Кроме того, государственными образовательными стандартами предусмотрено придание гуманистической направленности фундаментальным и специальным дисциплинам.

       Общей тенденцией американской и западноевропейской систем высшего образования в различных областях знаний сегодня является увеличение доли гуманитарных наук в содержании образования до 40% . Широкая гуманитарная подготовка значительно повышает творческий потенциал и адаптационные возможности обучаемого, способствует «правополушарному», ассоциативному, восприятию информации. Это является базисом для внедрения новых современных обучающих технологий, гармонизирующих, уравновешивающих сухую рациональность фактического информационного материала с чувственной формой восприятия. Среди них: деловые игры, тренинга, имитационное моделирование и др. .

       Карл  Маркс писал, что наука тогда  становится наукой, когда ей удается  воспользоваться математикой. Этого, пожалуй, достаточно, чтобы показать, какова роль физико-математических наук в системе образования и обществе в целом. Поэтому, на наш взгляд, наряду с гуманитаризацией естественного и технического высшего образования должен происходить встречный процесс математизации гуманитарного высшего образования. Под математизацией будем понимать использование всего комплекса естественных наук. Последний процесс можно было наблюдать еще в начале XIХ века. Гуманитаризация естественнонаучных и математических дисциплин должна идти не на основе их упрощения и выхолащивания смысла, а за счет обращения к материалам по истории данной науки, поиска аналогий между общественными, естественнонаучными и техническими процессами и явлениями.

       Таким образом, необходим не односторонний  процесс гуманитаризации естественных и технических наук, а процесс их сближения, который может быть основан на принципах системного анализа и аналогиях. Согласованное сближение этих наук приводит нас снова в область синергетических эффектов. То есть при таком синтезе мы можем получить новое многократно усиленное качество высшего образования и качественно новый уровень познания окружающего мира.

       Анализируя  гуманистическую парадигму, следует  отметить, что еще в советское  время М.Х. Титма выделил гуманистическую  функцию образования, которая также  являлась одной из ее целей. Им в условиях действия этой функции образование рассматривалось как ценность сама по себе. В таком случае важным для человека является результат учебы, совершенствование личности в процессе обучения. Эта функция связана с социальными в широком смысле последствиями получения образования.

       Несмотря  на утверждаемый приоритет личности в системе высшего образования, это не означает, что только сама личность должна решать, чему и как  ее учить. Если бы это было так, то сейчас наши вузы выпускали бы одних экономистов и юристов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод

       Наше  время - время формирования новой  системы образования, превращения  ее в крупнейшую отрасль, которая, с  одной стороны, формирует и развивает  главную производительную силу - самого человека, а с другой - является источником формирования мировоззрения, показателем степени культурности общества. Поскольку научно-технический прогресс отторгает человека от естественного русла его развития, то гуманизация и гуманитаризация образования становятся первоочередной задачей.

       Гуманитаризация образования – глобальная проблема и ее решение предполагает разработку новой парадигмы образования, изменение отношения к образованию со стороны государства и общества. И для решения человечеством этой проблемы необходимо формирование духовно-интеллектуального базиса выпускников вуза, а это в первую очередь гуманистичность образовния, формирующая не просто специалистов, а профессионалов, способных к сотрудничеству и мирному преобразованию мира. 
 
 
 
 

Информация о работе Гуманизация и гуманитаризация высшего образования