Гуманизация и гуманитаризация высшего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 20:15, реферат

Краткое описание

Современный этап развития мировой цивилизации характеризуется пересмотром ценностей и попыткой выработать новый взгляд на мир и место человека в нем. Все чаще соревновательность как принцип организации общественной жизни объявляется несовместимым с подлинно-демократическими ценностями. Само противопоставление демократизма и соревновательности говорит о новом витке популярности неогуманистических воззрений. В период решения важных проблем развития и расширения демократических взаимоотношений на всех уровнях встает задача формирования нового, творчески мыслящего самостоятельного специалиста.

Файлы: 1 файл

Гуманизация.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Харьковский гуманитарный университет

«Народная украинская академия» 
 
 
 
 
 

Реферат

на тему: «Гуманизация и гуманитаризация высшего образования» 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила:

                 Ефимова Анна СМ-31

 

Введение

       Современный этап развития мировой цивилизации  характеризуется пересмотром ценностей и попыткой выработать новый взгляд на мир и место человека в нем. Все чаще соревновательность как принцип организации общественной жизни объявляется несовместимым с подлинно-демократическими ценностями. Само противопоставление демократизма и соревновательности говорит о новом витке популярности неогуманистических воззрений. В период решения важных проблем развития и расширения демократических взаимоотношений на всех уровнях встает задача формирования нового, творчески мыслящего самостоятельного специалиста.

       В этом отношении высшее образование  играет уникальную роль, так как  именно оно, являясь социальным институтом, отвечает не только за наследование, накопление и воспроизводство научных знаний, но и формирование и передачу культурных ценностей и норм. Высшее образование, становясь ключевым звеном в системе образования, благодаря своей гуманистической направленности воспитывает духовно богатую личность, способную понимать и жить в мире с другими народами, уметь находить мирное решение в любой конфликтной ситуации, зная и понимая язык и культуру другого народа.

       Необходимо  отметить, что сегодняшние тенденции  в педагогической науке и практике имеют прагматический характер, т. к. практика советского образования показала необходимость обращения к личному опыту человека. Игнорирование личностных интересов привело к некоторым негативным явлениям. В настоящее время перед образованием стоит задача воспитания креативной личности, способной к саморазвитию, самостоятельной профессиональной деятельности, к непрерывному образованию, т. е. способной полноценно реализовать себя на всех этапах своей жизни. Иначе говоря, ядро гуманитарного образования, жизненно необходимо каждому, оно должно составлять знания о человеке и человечности. Слово гуманитарный, по нормам русского языка как раз и означает обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека (Ожегов, 1988 г.).

       Гуманитаризация образования подразумевает и  гуманизацию методов обучения и  демократизацию взаимоотношений педагога с учащимися. Речь идет об особом стиле общения учителя с обучаемыми, который был очень точно назван "педагогикой сотрудничества. 
 
 
 
 

1. Понятие «гуманизации» образования

       Термины “гуманистический” и “гуманитарный” весьма близки по своему смыслу в обыденном употреблении, и тем не менее их все чаще начинают различать в дискуссиях о гуманитаризации образования. И в этом различении есть свое рациональное зерно.

       Историческая  традиция трактует таким образом  термин “гуманистический” как характеристику системы ценностей, возвышающей человека, т.е. о гуманизме, гуманном, гуманистическом можно говорить лишь тогда, когда имеется ввиду деятельность, учения, социальный институт, поступки, возвышающие человека, способствующие его благу, счастью, свободе, справедливости.

       Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник ». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась.

       Гуманизация высшего образования в общем виде означает признание очень простой истины: именно человек есть главным в системе образования, именно она находится в ее центре. Единой целью такого образования есть развитие и становления человеческой личности, развитие ее творческого потенциала, ее самореализации, а единым критерием успеха - степень реализации этой цели. Гуманизация образования  означает создание такой образовательной социальной системы, которая отвечает гуманистическим ценностям и идеалам. Гуманизм – это определенное мировидение, которое не только исторически эволюционирует, но и в настоящее время (т.е. в синхронном аспекте) по разному понимается различными общественными группами и тем более неодинаково оценивается в различных типах культур (например, в европейской и восточной). Прежде всего следует учитывать, что за самими понятиями “гуманизм”, “гуманный”, “гуманиcтический” всегда стоит определенная система ценностей. Следует также отдавать себе отчет в том, что идеалы – это отнюдь не объективная реальность, которую можно бесстрастно анализировать, как мы анализируем в науке атом, космос, живую клетку или человеческий организм. Идеалы выражают человеческую устремленность к совершенству, которому нет предела, за ними всегда стоят человеческие мотивы и интересы. Человеческий идеал выражает образ желаемого будущего, окрашенный в ценностные тона.

       Большинство практических проблем, которые здесь  возникают, касаются взаимоотношений между интересами личности и общества, между правами подрастающего поколения на образование и реальными возможностями государства, к этому же аспекту относятся и гарантии выпускникам вуза на получение достойной работы в соответствии с полученным образованием, и ответственность вуза за качество подготовки молодых специалистов, и внутривузовская регламентация отношений “студент-преподаватель”, “студент–администрация”. К гуманистическим аспектам системы образования мы относим и создание творческой атмосферы в обучении специалиста, и обеспечение возможностей общекультурного развития студентов, материальные аспекты студенческой жизни, организацию досуга студентов. Ориентация на гуманистические идеалы предполагает приоритетность интересов личности перед государством, студента перед администрацией. Другими словами, если мы действительно желаем реализовать идеалы гуманизма в системе высшего образования, то мы должны исходить из приоритета личности перед любыми надличностными институтами. Но легче провозгласить этот лозунг, чем осуществить его на деле.

       Суровая правда жизни убеждает нас в том, что гуманизм является роскошью высокоразвитого  экономически и живущего по демократическим  принципам государства. Гуманистический  проект высшего образования может быть, по-видимому, реализован в гуманистическом обществе, где интересы государства и личности гармонически сбалансированы. В реальности всегда существует неизбежный разрыв между гуманистическими идеалами и их практическим воплощением в жизни.

       Переводя  проблему гуманизации в практическое русло, мы постоянно сталкиваемся с  противоречиями между устремлениями  личности и интересами государства, между правом на свободный выбор  профессии и предложением занятости  на рынке труда, между доступностью образования и экономическими возможностями государства в поддержке высшей школы. Поэтому на практике всегда приходится искать компромисс между идеалом и условиями его реального воплощения. 
 

2. Понятие «гуманитаризации»  образования

       Гуманитаризация высшего образования выступает одним из важных инструментов, механизмов в гуманизации. Процесс гуманитаризации высшего образования - это кое-что больше, чем привлечение человека к гуманитарной культуре, и он не может быть сведен к простому увеличению количества гуманитарных курсов или количества часов, что отводятся на них. В первую очередь, речь идет о другой "идеологии" обучения, "идеологии" духовности, которой должны быть пропитаны все естественно-научные, и технические, и гуманитарные предметы.

       Гуманитаризация образования преследует две основные и взаимосвязанные цели: во-первых, с ее помощью стремятся преодолеть “частичность” человека (молодого специалиста), его одномерность, задаваемую профессиональной подготовкой; во-вторых, с помощью гуманитаризации стремятся заложить у молодого специалиста основы гуманистического мировоззрения. Другими словами, гуманитаризация рассматривается как способ приобщения молодого человека к духовным ценностям цивилизованного мира, как его окультуривание в широком смысле слова, отнюдь не сводимом к узкой профессионализации.

       Содержание  гуманитарного образования формируется  на основе современных достижений широкого круга гуманитарных наук – истории, философии, культурологии и социально-экономических  – социологии, экономики, политологии, правоведения, психологии и педагогики. Оно ориентировано на формирование у выпускников необходимых для современной жизни качеств личности и прежде всего системы общезначимых ценностей:

– гуманистических, определяющих отношение к правам человека, уважение к достоинству личности;

– социокультурных, определяющих отношение к науке, культуре, образованию, этике, морали;

– социальных, позволяющих адекватно ориентироваться  в политической структуре современного общества, формировать правовую и  экономическую культуру;

– экологических, воспитывающих гуманное отношение  к природной среде.

       Хотя  необходимость гуманитаризации  сейчас никем не оспаривается, острые столкновения наблюдаются как раз  в вопросе гармонизации гуманитаризации  и профессионализации, в их сбалансированном соотношении в рамках учебного процесса. Без качественной профессионализации не может быть сформирован специалист, профессионал в своем деле, и, стало быть, обучение в вузе вообще теряет свой изначальный смысл. Этот тезис даже не нуждается в своем обосновании. Однако без гуманитаризации не может быть сформирована полноценная личность.

       Профессия помогает человеку функционально включиться в социум, в разветвленную систему общественной деятельности со стороны его навыков и умений. Однако помимо этой функциональной адаптации к социуму через профессию человек должен еще вписаться в пространство культуры, освоить ее смыслы и ценности. В этом освоении или, вернее, присвоении смыслов и ценностей гуманитарной культуры формируется духовность человека, его мировоззрение, понимание им своего места и роли в обществе. Вне этой духовности мы имеем ущемленного человека, функционера в заданной системе общественного разделения труда, “ученого винтика” в гигантской машине, называемой Государством.

       Личность  – это всегда индивидуальность, формирующаяся в культуре и на основе культуры. Она – наследница и одновременно творец культуры. Профессия обретает человеческий смысл для личности лишь тогда, когда за ней обнаруживается нечто более высокое и самоценное, а именно, обретение своей индивидуальности в многогранном и противоречивом мире культуры, своего неповторимого “человеческого лица”. И это человеческое лицо отнюдь не является какой-то внешней физиогномикой, автоматически формируемой стереотипами массового сознания. Массовое сознание может сформировать лишь “человека – массу”, “среднего человека”, лишенного внутренних духовных опор. Человеческое в человеке – это его имманентная духовность, внутреннее мироощущение, выработанное и выстраданное на почве присвоенной культуры. Гуманизм в образовании по большому счету и должен способствовать самовыражению личности в мире культуры, ее свободному самоопределению.

       Свободное самоопределение предполагает осознанный выбор между добром и злом, общественным благом и эгоистическими устремлениями, достоинством и раболепием, насилием и терпимостью, созиданием и разрушением, смыслом и бессмыслицей. Помочь в  этом сознательном выборе будущему молодому специалисту и должна продуманная гуманитаризация образования. Гуманитаризация оказывается таким образом органически связанной с гуманизацией. Гуманитаризация должна открывать перед молодым человеком высшие смыслы культуры, вводить его в пространство мировой культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Тенденции развития  высшего образования

       Рассматривая  мировые тенденции развития высшей школы проблемы гуманизации и  гуманитаризации высшего образования, следует отметить две существующие культурные традиции:

  - индивидуализм;

  - коллективизм.

       Первая  характерна для западного промышленно  развитого общества. Вторая для всех остальных: слаборазвитых и не рыночно ориентированных обществ, и особенно для постсоциалистических стран. Западные социологи пытаются обосновать концепцию коммунитаризма, которая должна найти компромисс между двумя вышеуказанными концепциями, сбалансировать, право индивидуальности и коллективное право на благополучие всего общества.

       Без согласованного взаимодействия личности и общества трудно рассчитывать на их эффективное развитие. То, что выгодно обществу должно быть выгодно и личности. Вспомним, к чему привело рассогласование интересов человека и общества (государства) при советской власти. Люди только имитировали деятельность и свое подчинение государственной машине. В результате мы пришли к самому неэффективному (непроизводительному) способу производства. Таким образом, можно говорить не о сугубо личностно ориентированной парадигме, а о личностно-социальной. Последняя, как сказано выше, приводит к синергетической парадигме, которая распространяется и на область высшего образования. Напомним, что синергетика в общественных науках это, грубо говоря, теория самоорганизации, учитывающая совместные (согласованные) действия нескольких субъектов в одном направлении.  Смысл синергетических эффектов в условиях самоорганизации в системе высшего образования состоит в том, что результат совместной согласованной деятельности участников образовательного процесса (студентов, вузов, органов управления, работодателей) будет существенно выше, чем простая сумма результатов усилий каждого из участников этого процесса.

Информация о работе Гуманизация и гуманитаризация высшего образования