Девиантное поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:16, контрольная работа

Краткое описание

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

Оглавление

1.Введение
2.Понятие девиантное поведение
3.Природа отклоняющегося поведения
4.Основные теории девиантного поведения 8
5.Типы оклонений
6.Нормы поведения и социального контроля
7.Заключение
8.Список литературы

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 36.98 Кб (Скачать)

 

 

Теория анатомии.

 

Важное место  в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Эмиль Дюркгейм использовал такой подход в своем классическом исследовании сущности, причин самоубийств. Он считал главной причиной самоубийств явление, названное им аномией. Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры — все это способствует девиантному поведению. Хотя теория Э. Дюркгейма и подвергалась критике, его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, считается общепризнанной.

 

Теория структурной  напряжённости.

 

Теория структурной  напряженности объясняет многие правонарушения разочарованием личности. Снижение жизненного уровня, расовая  дискриминация и многие другие явления  могут привести к девиантному поведению. Если человек не занимает прочного положения в обществе или не может достичь поставленных целей законными способами, то рано или поздно возникают разочарование, напряженность, человек начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные, незаконные, методы для достижения своих целей. Теория напряженности показывает человека, разрывающегося между возможностью и желанием, когда желание берет верх. У этой теории есть и слабые места. С ее позиций трудно объяснить, почему совершают преступления люди из обеспеченных средних и даже высших слоев общества, почему бывают растратчиками банкиры.

 

Теория мнвестирования.

 

Идея инвестирования проста и в известной мере связана  с теорией напряженности. Чем  больше человек затратил усилий, чтобы  добиться определенного положения  в обществе (образование, квалификация, место работы и многое другое), тем  больше он рискует утратить в случае нарушения законов. Безработный  бомж мало потеряет, если попадется  на ограблении магазина. Известны некоторые  категории опустившихся людей, которые  специально стараются попасть в  тюрьму накануне зимы (тепло, питание). Если преуспевающий менеджер, банкир решаются на преступление, то крадут они, как правило, огромные суммы, которые, как им кажется, оправдывают риск.

 

 

Теория привязанностей.

 

Теория привязанностей, дифференцированного общения. Все  мы имеем тенденцию проявлять  симпатию или даже любить тех, к кому испытываем привязанность. Когда мы сильно привязаны к кому- либо, то стремимся сохранить хорошее  мнение о нас. Такая конформность помогает сохранить признательность и уважение к нам,  защищает нашу репутацию. Хорошо, если такое окружение — нормальные люди, а если нет?

 

Теория стигмации.

 

Теория стигмации, или наклеивания ярлыков, — это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам (цыгане, лица кавказской национальности) . Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом. Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное — поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное — это такое поведение, которое является реакцией на ярлык, Будучи заклейменными как преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Ярлык девианта: преступник, алкоголик, проститутка — всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.

 

Теория социальной и моральной интеграции.

 

Ее предложил  Эмиль Дюркгейм, сравнивший условия  традиционной сельской общины и крупных  городов. Если люди много передвигаются, то ослабляются социальные связи, развивается  множество состязающихся религий, которые взаимно ослабляют друг друга и т. п. Проблема использования  этой теории заключается в поиске надежных индикаторов такой интеграции: оседлость населения, религиозность, благотворительная деятельность. Для  каждого общества существуют свои индикаторы. У нас членство в комсомоле  и партии были индикаторами социальной интеграции в советское общество. Сейчас крупные изменения в общественной организации заставляют социологов снова искать индикаторы, с помощью  которых следует прогнозировать преступность. Пока к их числу можно  отнести степень подвижности, оседлости. Уровень религиозности как показатель моральной интеграции в российское общество использовать вряд ли стоит  — в стране слишком долго декларировался атеизм.

 

 

Типы  отклонений.

 

Итак, можно  различать два идеальных типа отклонений:

 

1.  индивидуальные  отклонения, когда отдельный индивид  отвергает нормы своей субкультуры; 

 

2.  групповое  отклонение, рассматриваемое как  конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

 

В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Первичное и  вторичное отклонения. Концепция  первичного и вторичного отклонений впервые была сформулирована и детально разработана X. Беккером . Она помогает увидеть процесс становления личности законченного девианта.

Под первичным  отклонением подразумевается отклоняющееся  поведение личности, которое в  целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется  девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Каждый член общества совершает за всю свою жизнь множество мелких нарушений, и в большинстве случаев окружающие не считают таких людей девиантами.

Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.

Вторичным отклонением  называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально  определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуализм, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Этот процесс навешивания ярлыка может стать поворотным пунктом на жизненном пути индивида. Действительно, совершивший первичное отклонение от общепринятых норм индивид продолжает жить прежней жизнью, занимать то же место в системе статусов и ролей, по-прежнему взаимодействовать с членами группы. Но стоит ему только получить ярлык девианта, как сразу же появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от неё. Такое лицо может быть отстранено от любимой работы, профессии, отвергнуто добропорядочными людьми, а то и заслужить название «криминальной» личности; оно может стать зависимым от отклоняющихся (например, алкоголики) или от преступных (например, преступная группа) ассоциаций, которые начинают использовать факт индивидуального отклонения, отделяя данного индивида от общества и прививая ему нравственные нормы своей субкультуры. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля, и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормы поведения и социального контроля.

 

Любое общество для самосохранения устанавливает  определенные нормы, правила поведения  и соответствующий контроль за их исполнением. Возможны три основные формы контроля. Изоляция — отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни. Обособление — ограничение контактов, неполная изоляция, например,колония,психбольница.  Реабилитация — подготовка к возвращению к нормальной жизни. Реабилитация алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей. Контроль может быть формальным и неформальным. Неформальный контроль - неофициальное социальное давление окружающих, прессы. Возможно наказание через критику, остракизм; угроза физической расправы. Система формального контроля — организации, созданные для защиты порядка. У нас их называют правоохранительными. Они имеют разную степень жесткости: налоговая инспекция и налоговая полиция, милиция и ОМОН, суды, тюрьмы, исправительно-трудовые колонии. Любое общество создает нормы, правила, законы. Например, библейские заповеди, правила дорожного движения, уголовное законодательство и т. п. Любое общество не может нормально функционировать без разработанной системы норм и правил, предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества. Люди практически в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют большую часть своих социальных ролей бессознательно, естественно, в силу привычек, обычаев, традиций и предпочтений.

В современном  обществе, разумеется, для социального  контроля недостаточно правил и норм, установленных на уровне первичных  социальных групп. В масштабе всего  общества формируется система законов  и наказаний за нарушение установленных  требований и правил поведения, применяется  групповой социальный контроль от имени  всего общества государственными органами управления. Когда отдельный человек  не желает следовать требованиям законов, общество прибегает к принуждению. Нормы различаются по степени строгости, и любое их нарушение влечет за собой разные наказания. Существуют нормы-правила и нормы-ожидания. Случайные половые связи нарушают нормы-ожидания и не одобряются общественным мнением (ловелас, донжуан — общественный остракизм, изнасилования — строгое уголовное наказание). Нормы-ожидания регулируются общественным мнением, моралью, нормы-правила — законами, правоохранительными органами. Отсюда и соответствующие кары. Норма-ожидание может переходить в норму-правило, и наоборот. Следует заметить, что некоторые отклонения могут носить положительный, а некоторые отрицательный характер. Причём в разных общественных группах понятия о том, что такое положительные, а что такое отрицательные отклонения разные. К примеру, в преступной группе, вор-рецидивист является авторитетным человеком, для остального общества он является преступником, и наоборот работник правоохранительных органов, охраняющий общество от преступных элементов, у преступников вызывает отрицательное отношение. Таким образом, отклонения можно разделить на культурно одобряемые и культурно осуждаемые. Культурно одобряемые, это такие отклонения, которые поддерживаются обществом в целом. Сюда можно отнести людей, которые выделяются из общей массы гениальностью, какими-то положительными личными качествами, известные актёры, спортсмены и т.д. Такие личности являются идеалами для большинства членов общества. И наоборот, индивиды, поведение которых вызывает неодобрение в обществе, являются культурно осуждаемыми девиантами. К ним относятся преступники, алкоголики, наркоманы, гомосексуалисты. Нередко бывает, когда несколько этих отклонений совмещаются в одном человеке.

 

Заключение:

 

Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

 Отклоняющееся  поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых  культурных норм. Без него было  бы трудно адаптировать культуру  к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том,  в какой степени должно быть  распространено отклоняющееся поведение  и какие его виды полезны,  а самое главное - терпимы для  общества, до сих пор практически  не разрешен. Если рассматривать  любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя  вполне определенно ответить  на этот вопрос (например, какие  нормы лучше: воспринятые нами  республиканские культурные нормы  или старые монархические, современные  нормы этикета или нормы этикета  наших отцов и дедов?). Удовлетворительный  ответ на эти вопросы дать  трудно. Вместе с тем не все  формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997.

 

  1. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.

Информация о работе Девиантное поведение