Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Детская беспризорность – это полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряжённый с утратой постоянного места жительства и занятий. Является наиболее острой формой безнадзорности — ослабления попечения о несовершеннолетних со стороны родителей или заменяющих их лиц (недостаточность воспитывающего влияния, контроля за времяпрепровождением, связями, поведением и т.д.). Беспризорность и безнадзорность создают угрозу правильному формированию личности детей и подростков, условия для появления и укоренения у них социально негативных навыков. Этим определяется актуальность темы курсовой работы.

Оглавление

Введение
1. Беспризорность и безнадзорность как социальные патологии
1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности
1.2 Генезис развития беспризорности и безнадзорности в Казахстане
1.3 Классификация категорий беспризорных детей
2. Социально-педагогическая работа с беспризорниками
2.1 Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью
2.2 Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

-       информируют местные государственные органы, общественные организации, администрацию по месту учебы или работы несовершеннолетних, а также по месту работы родителей или лиц, их заменяющих, о правонарушениях несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений;

-       систематически выступают перед населением, в учебных заведениях, трудовых коллективах, в печати, по радио, телевидению по вопросам предупреждения правонарушений преступлений среди несовершеннолетних. [8]

Но, в настоящее время  в органах внутренних дел, которые  организуют и проводят систематическую  и целенаправленную профилактическую деятельность, существует ряд проблем.

Так, в настоящее время  органы опеки по причине сокращения штата инспекторов не справляются  с объемом возложенных на них  функций по определению детей  в детские дома и интернатные учреждения. Эта функция частично возложена на участковых инспекторов по делам несовершеннолетних, в профессиональные задачи которых работа с сиротами не входит.

Работу с детьми-беспризорниками  ведут практически лишь органы внутренних дел, использующие свои методы работы, свой стиль решения проблем, связанных  с детской беспризорностью. При  этом главная их задача — обнаружить, задержать, препроводить по принадлежности. Часто туда, откуда ребенок, подросток  ушел или убежал, что само по себе антигуманно, антипедагогично и, в  конечном счете, нерезультативно —  несмотря на колоссальную трату сил  и средств.

В то же время, общая стратегия  государственной деятельности выстроена  неэффективно, не обеспечена профилактическая направленность и должная координация  работы. Не развита сеть социальных служб помощи детям и подросткам, создающиеся детские приюты немногочисленны  и испытывают финансовые затруднения  и недостаток квалифицированных  кадров.

Безнадзорные дети и подростки  требуют особого внимания. Для  них нужны не только Центры временной  изоляции, адаптации и реабилитации, находящиеся в системе МВД, но и специальные социально-воспитательные приюты, которые давали бы им возможность, при необходимости, относительно длительного  пребывания, консультирования, обучения, отдыха, занятия трудом, получения  общего и профессионального образования. Возможна временная передача беглецов или детей и подростков из неблагополучных  семей в другие семьи — с  нормальной нравственно-психологической  атмосферой и желающим оказать социальную помощь детям.

Отсюда — другое направление  деятельности, связанной с беспризорностью. Проблема беспризорных детей - это комплексная  социальная проблема. Дети, оказавшиеся  по тем или иным причинам на улице  или без надлежащего педагогического  надзора, нуждаются в разнообразной  поддержке: в помощи психолога, в  услугах врача; большинству необходимы активная помощь и сотрудничество со стороны родителей, многоаспектная помощь социальных служб.

Однако при всей важности и необходимости удовлетворения названных потребностей, магистральным  направлением решения проблемы беспризорных детей и подростков является система  профилактических и предупреждающих  мероприятий.

Профилактика и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности - это система правовых, педагогических, медицинских и иных мер, направленных на предупреждение безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди  несовершеннолетних, выявление и  устранение причин и условий, им способствующих, осуществляемых в совокупности с  индивидуальной профилактической работой  с несовершеннолетними, а также  родителями или другими законными  представителями несовершеннолетних, не исполняющими обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию либо отрицательно влияющими на их поведение. [8]

В системе профилактики речь идет не только о широкой многоаспектной помощи служб детям и подросткам. При таком подходе центр тяжести  всей системы должен быть перемещен  на работу с семьей. Причем эта работа также должна оставаться комплексной  и включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического  и юридического характера. [6, с.53]

Сегодня как-то предупредить, остановить процесс превращения  детей в беспризорников наше государство  пытается в двух направлениях. Во-первых, по линии организационной, во-вторых, путем создания преград на пути поглощения безнадзорного ребенка улицей.

Необходимо бороться с  причинами, а не с последствиями  негативных процессов, порождающих  попадание детей в трудную  жизненную ситуацию.

Требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных семей: трудоустройство  родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, обеспечение  постоянного патронажа проблемных и кризисных семей. Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления и всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.).

Не все семьи поддаются  реабилитации. Важно развивать альтернативные формы семейного воспитания детей: усыновления, опеки и попечительства, приемные семьи, семейные группы.

Однако главной задачей  является обеспечение полноценного физического, психического и духовного  развития, профессионального образования  и здорового досуга всех детей  на каждой территории.

Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей.

Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют  комплексного подхода к реализации государственной политики поддержки  семьи и детства, изменения ее приоритетов.

Сложившаяся система жизнеустройства  детей с нарушением социальных связей и отношений, обеспечения их реабилитации и социальной поддержки включает: органы социальной защиты, учреждения образования, учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы и учреждения культуры, физкультуры, спорта и туризма, а также различные общественные организации и фонды.

Рассмотрим формы и  учреждения социально-педагогической поддержки беспризорных детей.

 

2.2 Формы и методы социально-педагогической  работы с беспризорниками

 

Социальная помощь детям  в настоящее время – это  социальное обслуживание и поддержка  членов семьи, попавших в трудную  жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.

Важнейшая задача системы  социального обслуживания детей  – обеспечение реализации социальных прав детей, решение возникающих  проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Социальное обслуживание семей и детей осуществляет разветвленная  многоуровневая система, состоящая  из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.

В совокупность всей социальной помощи беспризорным детям входят опекунство, приемная семья, детские дома, интернаты  и другие социальные учреждения. Рассмотрим подробнее.

Опекунство – правовая форма защиты личных и имущественных  интересов ребенка. Правомерным  является существование двух форм опекунства: в виде опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися  без попечения родителей в  целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и  образования. Попечительство устанавливается  над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения  родителей.

Приемная семья – одна из форм организации жизнедеятельности  детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, с выплатой денежного содержания лицам, взявшим  детей на воспитание.

Органы социальной защиты выявляют семьи, где родители не занимаются в должной мере воспитанием детей; проводят инспекцию социально-бытовых  условий семей; оказывают материальную помощь малообеспеченным семьям.

Органы опеки и попечительства защищают личные, имущественные и  жилищные права и законные интересы несовершеннолетних; выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения  родителей, несовершеннолетних, не имеющих  надлежащих условий для жизни  и воспитания в семье; принимают  меры по их устройству и созданию благоприятных  условий для всестороннего развития, а также охраны их жизни и здоровья.

В приёмные семьи детей  передают на основе договоров с органами опеки и попечительства. Замещающие семьи - это форма временного устройства, они обеспечивают детям условия  жизнедеятельности, но им не передаётся право родительской ответственности.

Открытие специальных  организаций и организаций образования  с особым режимом содержания для  беспризорных детей предусмотрено  рядом программных документов, утвержденных постановлениями Правительства  Республики Казахстан от 8 июля 1998 года № 649, от 31 октября 2000 года № 1641 и от 29.12.2002 года № 1430. [21]

Так, в республике созданы  и функционируют специальные  организации образования в г.г. Алматы, Актау, Атырау, Восточно-Казахстанской  и Карагандинской областях. Предусмотрено  их открытие в Западно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях.

Специализированные учреждения социальной защиты для несовершеннолетних обеспечивают психотерапевтическую, медицинскую  и социальную помощь детям и подросткам, имеющим начальные стадии отклонения психического и физического здоровья, эпизодически употребляющим алкоголь и наркотики.

Социально-педагогическая помощь в данных учреждениях беспризорникам включает в себя:

-      педагогическая и консультативная помощь детям в защите их интересов;

-      групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей;

-      коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами;

-      содействие культурно-досуговой деятельности детей-беспризорников.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Для  несовершеннолетних, утративших семейные связи, оставшихся без попечения  и постоянного места жительства, отказавшихся жить в интернатных образовательных учреждениях, функционируют специализированные социально-реабилитационные учреждения (центры, приюты). Сюда, как правило, поступают дети из приёмников-распределителей и больниц.

Их значение в том, что  они оперативно принимают детей, оставшихся без попечения родителей, изолируют их от неблагоприятной  среды, готовят к проживанию в  приёмной семье или интернатном учреждении. В этих учреждениях проводится работа с детьми и подростками по нормализации развития их личности и функционирования различных психических процессов (речи, памяти и т.п.).

Основные направления  деятельности социально-реабилитационного  центра (психолого-педагогической и  медико-социальной помощи):

-       выявление социально дезадаптированных детей в микрорайоне;

-       профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребёнка;

-       обеспечение несовершеннолетним временного проживания до того, как будет определено их дальнейшее местопребывание;

-       обеспечение квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Основные этапы в работе с поступившими детьми:

-       диагностика;

-       реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;

-       постреабилитационная защита ребёнка.

Структурным подразделением социально-реабилитационного центра может быть социальный приют для  детей и подростков.

В приёмном отделении проводятся первичный медицинский осмотр и  первичная санитарная обработка  подростка, которого при необходимости  направляют в стационарное медицинское  учреждение.

В отделении диагностики  социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка. На основе этих данных создаётся индивидуальная программа реабилитации.

В отделении реализации программ социальной реабилитации проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьёй и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений  несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и в профориентации.

Индивидуальная программа  реабилитации выполняется как в  условиях дневного или круглосуточного  стационара центра, так и в семейной воспитательной группе.

Отделение социально-правовой помощи защищает права и законные интересы воспитанников.

Самое сложное направление  деятельности центра - работа с семьёй. Социальная реабилитация в Центре ориентирована  на решение семейных проблем детей  и подростков. В конфликтных семьях психологи проводят консультации; работа с аморальными семьями ведётся  на уровне социального патронажа.

После возвращения детей  в семью продолжаются социальный патронаж, прямые контакты с членами  семей и консультации специалистов (психологов, юристов, врачей-наркологов и др.).

Социальные приюты оказывают  помощь в создании жизненных условий, необходимых для реабилитационных процессов: временных и постоянных, для детей, для матерей и детей, попавших в сложные жизненные  обстоятельства.

Информация о работе Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема