Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:46, курсовая работа
Детская беспризорность – это полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряжённый с утратой постоянного места жительства и занятий. Является наиболее острой формой безнадзорности — ослабления попечения о несовершеннолетних со стороны родителей или заменяющих их лиц (недостаточность воспитывающего влияния, контроля за времяпрепровождением, связями, поведением и т.д.). Беспризорность и безнадзорность создают угрозу правильному формированию личности детей и подростков, условия для появления и укоренения у них социально негативных навыков. Этим определяется актуальность темы курсовой работы.
Введение
1. Беспризорность и безнадзорность как социальные патологии
1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности
1.2 Генезис развития беспризорности и безнадзорности в Казахстане
1.3 Классификация категорий беспризорных детей
2. Социально-педагогическая работа с беспризорниками
2.1 Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью
2.2 Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками
Заключение
Список использованной литературы
Учитывая вышеизложенное, отличия детской беспризорности от безнадзорности, основанные не столько на наличии либо отсутствии места жительства (пребывания), сколько на отсутствии связей с опекунами (родителями, родственниками), должны найти свое отражение в законодательных актах.
Начальную фазу беспризорности, как социальной болезни составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющая положение самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, т. е. отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.
Таким образом, беспризорность - особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся:
а) отсутствием постоянного места жительства, жилья для проживания (бездомностью);
б) разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.;
в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений);
г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой).
Среди беспризорников распространены различные формы девиантного, правонарушающего поведения: пьянство, наркомания, токсикомания, ранние половые контакты. Не имея средств к существованию, они занимаются попрошайничеством, воровством, нередко вовлекаются в организованные группы, где становятся объектом сексуальной, криминальной и т.п. эксплуатации. Распространенность беспризорности в той или иной степени связывается с социальными явлениями различного уровня и, прежде всего, процессами, которые меняют традиционный уклад жизни значительного слоя населения, увеличивают напряженность, повышают уровень дезадаптации. К таким процессам относят урбанизацию, миграцию, войны, революции, периоды широкомасштабных социальных реформ и т.п.
Беспризорники, дети улиц, уличные дети - это синонимы названия одной и той же категории детей, для которых улица стала домом в широком смысле этого слова. Это то место, где тебя могут понять, принять таким, какой ты есть, там, где ты можешь найти пищу, защиту, укрытие.
Существует также следующее определение уличных детей: Беспризорник или уличный ребенок - это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной защиты.
К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, по мнению ряда авторов, относятся:
— полное прекращение всякой- связи с семьей, родителями, родственниками;
- проживание в местах,
не предназначенных для
-добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);
- подчинение неписаным
законам, продиктованным
В конечном счете, беспризорных детей отличает то обстоятельство, что они порывают связь с обществом. При этом не имеет значения, почему это произошло. Став беспризорником, несовершеннолетний попадает как бы в социальный вакуум. Для него не существуют законы, предназначенные для других граждан. Мало того, многие беспризорные подростки презирают принятые в них нормы [5]. Таковы в общих чертах особенности, характеризующие понятие "детская беспризорность" и "безнадзорность" с правовой и социально-политической точки зрения.
Однако изложенного
1.2 Генезис развития
Проблема уличных детей
возникла не вчера, но в различных
условиях она развивалась по-разному.
Не существует единого объяснения тому,
что вынудило некоторых детей
работать и/или жить на улицах. Однако
существуют взаимосвязанные факторы,
которые объясняют, почему всё больше
и больше детей избирают этот ненадежный
и часто опасный образ жизни.
Феномен уличных детей является
симптомом чрезвычайного
На протяжении последнего десятилетия беспризорность и безнадзорность стали заметными явлениями в Казахстане. Попрошайничество, нищенство, безнадзорность определенной части детей вызывают тревогу в обществе.
Говорить о современной беспризорности можно начиная с 1989 года. Основной причиной возникновения и роста беспризорности и безнадзорности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга детей в условиях рыночных отношений.
Ухудшение социально-экономического
положения населения в 1991-1995 гг. привело
к тому, что доступность
Государство уже сейчас ощущает
эти проблемы. Большинство квалифицированных
рабочих вышли на пенсию. Рабочие
среднего возраста выехали за пределы
республики. А молодых не готовили.
Сейчас в стране ощущается дефицит
квалифицированных рабочих-
Существенно сократилось
число, выросла платность и снизилась
доступность для семей детских
дошкольных учреждений, образовательных
заведений, домов детского творчества,
детских санаториев, домов культуры,
спортивных учреждений, музеев, учреждений
семейного отдыха и досуга и летнего
отдыха детей, музыкальных и художественных
школ. Прекратили существование пионерская
организация и комсомол, многочисленные
бесплатные школьные кружки и секции.
Негативную роль сыграла отмена обязательного
среднего общего образования и коммерциализация
профессионального образования. После
окончания 9-го класса многие 15-летние
подростки не работают и не учатся.
Общеобразовательная школа
Другой причиной безнадзорности
является кризис семей: рост бедности,
ухудшение условий
В 2000 году реальные доходы населения составили только 35,8% от уровня 1990 года, а коэффициент дифференциации доходов увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционными бедными - неполными семьями, семьями пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями, семьями с малолетними детьми, в Казахстане появились так называемые "новые бедные" - полные семьи с работающими родителями и 1-2 детьми, составляющие половину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих выплату заработной платы, а также семьи безработных. В результате роста смертности в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой казахстанский ребенок.
Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания и воспитания детей государство вынуждено лишать родителей родительских прав.
Сформировалась новая система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.
Дети и подростки могут свободно приобрести алкоголь и наркотики на дискотеках, в учебных заведениях, в том числе в школах. Негативному воздействию подвержены сегодня все казахстанские дети, в т.ч. из благополучных семей. Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании.
Изменились репертуар детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.
Судить о границах распространенности беспризорности в Казахстане — сложно. В настоящее время ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных, так как полный статистический учет беспризорных детей не налажен. Официальная статистика фиксирует только тех беспризорников, которые задерживаются полицией либо попадают в специальные социальные учреждения.
Косвенно о росте числа беспризорных детей свидетельствуют статистические данные о количестве детей, во-первых, прошедших через Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних (ЦВИАРН), находящиеся в системе органов МВД; во-вторых, попавших в детские приюты; в-третьих, находящихся на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; в-четвертых, совершивших различного рода преступления.
Ежегодно в ЦВИАРН г. Алматы
поступает порядка 1600 – 2000 детей. В
2005 году в ЦВИАРН г. Алматы было принято
1 724 человека, что по сравнению с
2004 годом немного меньше: тогда
это был 1801 ребенок. Большинство
беспризорных – мигранты. Приезжают
из разных республик СНГ: Узбекистана,
Таджикистана, Кыргызстана, Каракалпакии,
России. Кроме того, есть дети, которые
относятся к категории "без
определенного места
ЦВИАРН действует при
ГУВД города, а потому всех детей
доставляет инспекция по делам несовершеннолетних
Алматы и области. На данный момент
в центр попадают неблагополучные
дети практически всех категорий: оставшиеся
без попечения, беспризорные и безнадзорные,
совершившие общественно
В Казахстане, по официальным данным УВД Республики Казахстан, более 75 тысяч детей-сирот и сотни тысяч беспризорных. Каждый пятый из них преступает закон, каждый десятый кончает жизнь самоубийством или умирает от передозировки. Страшные цифры, с которыми непросто мириться.
Но дело не только и не столько в цифрах, а в том, что речь идет, по мнению Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, о социальной болезни, "- глубоко затрагивающей суть отношений в обществе, а также правительственную политику". Болезни, "имеющей общечеловеческое значение, все больше и больше охватывающей подрастающее поколение" [5].
1.3. Классификация категорий беспризорных детей
Проведем исследование категорий, за счет которых пополняются ряды безнадзорных и беспризорных детей? По данным социологических исследования в области миграции, Среди беспризорных и безнадзорных детей — мигранты и беженцы из соседних стран. По данным главы миссии верховного комиссара ООН по делам беженцев, на территории Казахстана на 1 ноября 2001 г. находилось около 22 тыс. беженцев [12].
Часть мигрантов приезжает в поисках заработков. Дети часто являются основными добытчиками в такого рода семьях, поскольку они более успешно, чем взрослые, могут заработать — случайной работой, в основном, на рынках, попрошайничеством или воровством - также, в основном, на рынках. Эта деятельность помогает им выжить, но не дает стабильности и защиты, позитивных связей. Важным обстоятельством, определяющим жизненные возможности подростков, живущих без прописки мигрантов, беженцев и бездомных, является то, что они не имеют возможности учиться. Часто взрослые и маленькие бомжи вместе ночуют в подвалах, на чердаках, в канализационных люках (на отопительных трубах). Все они страдают от голода, болезней, постоянно подвергаются опасности насилия.
В числе беспризорных оказываются также подростки, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав. Например, через ЦВИАРНы ежегодно проходит около 2,5 тыс. детей, оставшихся без опеки и попечительства (что составляет 20-25% всех поступающих детей).
Количество детей-сирот в нашей стране составляет более 100 тыс. человек. Дети-сироты — проблемная группа, и не только в психологическом плане; лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение — это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. Сиротство, вызванное смертью единственного либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Обычно эти усилия завершаются успешно - благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Однако сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что, естественно, затрудняет их устройство куда угодно: в другую семью или интернатное учреждение.
Информация о работе Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема