Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Детская беспризорность – это полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряжённый с утратой постоянного места жительства и занятий. Является наиболее острой формой безнадзорности — ослабления попечения о несовершеннолетних со стороны родителей или заменяющих их лиц (недостаточность воспитывающего влияния, контроля за времяпрепровождением, связями, поведением и т.д.). Беспризорность и безнадзорность создают угрозу правильному формированию личности детей и подростков, условия для появления и укоренения у них социально негативных навыков. Этим определяется актуальность темы курсовой работы.

Оглавление

Введение
1. Беспризорность и безнадзорность как социальные патологии
1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности
1.2 Генезис развития беспризорности и безнадзорности в Казахстане
1.3 Классификация категорий беспризорных детей
2. Социально-педагогическая работа с беспризорниками
2.1 Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью
2.2 Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

Учитывая вышеизложенное, отличия детской беспризорности от безнадзорности, основанные не столько  на наличии либо отсутствии места  жительства (пребывания), сколько на отсутствии связей с опекунами (родителями, родственниками), должны найти свое отражение в законодательных  актах.

Начальную фазу беспризорности, как социальной болезни составляет безнадзорность, а окончательной, уже  крайне запущенной, находящейся на грани необратимости, становится беспризорность как таковая, определяющая положение  самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он обретает по собственному желанию или в  силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, т. е. отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.

Таким образом, беспризорность - особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся:

а) отсутствием постоянного  места жительства, жилья для проживания (бездомностью);

б) разрывом отношений с  родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.;

в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений);

г) незанятостью общественно  полезным трудом (учебой, работой).

Среди беспризорников распространены различные формы девиантного, правонарушающего поведения: пьянство, наркомания, токсикомания, ранние половые контакты. Не имея средств к существованию, они занимаются попрошайничеством, воровством, нередко вовлекаются в организованные группы, где становятся объектом сексуальной, криминальной и т.п. эксплуатации. Распространенность беспризорности в той или иной степени связывается с социальными явлениями различного уровня и, прежде всего, процессами, которые меняют традиционный уклад жизни значительного слоя населения, увеличивают напряженность, повышают уровень дезадаптации. К таким процессам относят урбанизацию, миграцию, войны, революции, периоды широкомасштабных социальных реформ и т.п.

Беспризорники, дети улиц, уличные  дети - это синонимы названия одной  и той же категории детей, для  которых улица стала домом  в широком смысле этого слова. Это то место, где тебя могут понять, принять таким, какой ты есть, там, где ты можешь найти пищу, защиту, укрытие.

Существует также следующее  определение уличных детей: Беспризорник или уличный ребенок - это любой  несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле слова, включающем любые помещения, используемые как  укрытия) стала его или ее обычным  местопребыванием, а также тот, кто  не имеет достаточной защиты.

К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка  беспризорником, по мнению ряда авторов, относятся:

— полное прекращение всякой- связи с семьей, родителями, родственниками;

- проживание в местах, не предназначенных для человеческого  жилья;

-добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

- подчинение неписаным  законам, продиктованным признаваемым  среди беспризорников авторитетом.

В конечном счете, беспризорных детей отличает то обстоятельство, что они порывают связь с обществом. При этом не имеет значения, почему это произошло. Став беспризорником, несовершеннолетний попадает как бы в социальный вакуум. Для него не существуют законы, предназначенные  для других граждан. Мало того, многие беспризорные подростки презирают  принятые в них нормы [5]. Таковы в  общих чертах особенности, характеризующие  понятие "детская беспризорность" и "безнадзорность" с правовой и социально-политической точки  зрения.

Однако изложенного недостаточно для того, чтобы понять, какую  социальную опасность на государственном  уровне представляют беспризорные и  безнадзорные дети. Как отмечает Мельникова Э.Б., "безнадзорность – это социо-психологическая патология, а не только юридическая категория". Именно асоциальное поведение делает беспризорных и безнадзорных предметом заботы государства и социально-педагогических институтов. [15]

1.2 Генезис развития беспризорности  и безнадзорности в Казахстане

 

Проблема уличных детей  возникла не вчера, но в различных  условиях она развивалась по-разному. Не существует единого объяснения тому, что вынудило некоторых детей  работать и/или жить на улицах. Однако существуют взаимосвязанные факторы, которые объясняют, почему всё больше и больше детей избирают этот ненадежный и часто опасный образ жизни. Феномен уличных детей является симптомом чрезвычайного социального  и экономического неблагополучия общества. Уличные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов.

На протяжении последнего десятилетия беспризорность и безнадзорность стали заметными явлениями в  Казахстане. Попрошайничество, нищенство, безнадзорность определенной части детей вызывают тревогу в обществе.

Говорить о современной  беспризорности можно начиная с 1989 года. Основной причиной возникновения  и роста беспризорности и безнадзорности является разрушение государственной  инфраструктуры социализации и общественного  воспитания детей без формирования новой эффективной структуры  социализации и досуга детей в  условиях рыночных отношений.

Ухудшение социально-экономического положения населения в 1991-1995 гг. привело  к тому, что доступность профессионального  обучения становится проблематичной для  большинства детей и подростков, особенно для детей из малообеспеченных и многодетных семей. В начале 90-х годов разрушили сеть ПТУ. Из общего числа выпускников, получивших свидетельства об окончании основной 9-летней школы, продолжили обучение в  профессиональных училищах, лицеях, колледжах 6,8%.

Государство уже сейчас ощущает  эти проблемы. Большинство квалифицированных  рабочих вышли на пенсию. Рабочие  среднего возраста выехали за пределы  республики. А молодых не готовили. Сейчас в стране ощущается дефицит  квалифицированных рабочих-специалистов.

Существенно сократилось  число, выросла платность и снизилась  доступность для семей детских  дошкольных учреждений, образовательных  заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, учреждений семейного отдыха и досуга и летнего  отдыха детей, музыкальных и художественных школ. Прекратили существование пионерская организация и комсомол, многочисленные бесплатные школьные кружки и секции. Негативную роль сыграла отмена обязательного  среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После  окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала  отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда  не учившихся детей. Дети вытесняются  на улицу.

Другой причиной безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности  и разрушение нравственных ценностей  и воспитательного потенциала семей.

В 2000 году реальные доходы населения  составили только 35,8% от уровня 1990 года, а коэффициент дифференциации доходов  увеличился с 4,5 до 14 раз. Наряду с традиционными  бедными - неполными семьями, семьями  пенсионеров и инвалидов, многодетными семьями, студенческими семьями, семьями  с малолетними детьми, в Казахстане появились так называемые "новые  бедные" - полные семьи с работающими  родителями и 1-2 детьми, составляющие половину бедных семей. Это семьи работников бюджетных отраслей, предприятий, задерживающих  выплату заработной платы, а также  семьи безработных. В результате роста смертности в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости  увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности  для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается  сегодня каждый седьмой казахстанский  ребенок.

Ослаб воспитательный потенциал  семей, разрушаются ее нравственные устои, утрачиваются фундаментальные  человеческие ценности. Увеличивается  число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического  и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра  и пищи. Пополняется число детей  из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть  детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального  образа жизни, отказа от содержания и  воспитания детей государство вынуждено  лишать родителей родительских прав.

Сформировалась новая  система коммерческой и криминальной эксплуатации детской безнадзорности. Растет детская наркомания и алкоголизация, дети вовлекаются в криминальные сообщества.

Дети и подростки могут  свободно приобрести алкоголь и наркотики  на дискотеках, в учебных заведениях, в том числе в школах. Негативному  воздействию подвержены сегодня  все казахстанские дети, в т.ч. из благополучных семей. Неблагоприятное  влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании.

Изменились репертуар  детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской  и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры.

Судить о границах распространенности беспризорности в Казахстане — сложно. В настоящее время ни одна официальная  служба не располагает точными данными  о количестве беспризорных, так как  полный статистический учет беспризорных детей не налажен. Официальная статистика фиксирует только тех беспризорников, которые задерживаются полицией либо попадают в специальные социальные учреждения.

Косвенно о росте числа  беспризорных детей свидетельствуют  статистические данные о количестве детей, во-первых, прошедших через  Центры временной изоляции, адаптации  и реабилитации несовершеннолетних (ЦВИАРН), находящиеся в системе  органов МВД; во-вторых, попавших в  детские приюты; в-третьих, находящихся  на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; в-четвертых, совершивших различного рода преступления.

Ежегодно в ЦВИАРН г. Алматы поступает порядка 1600 – 2000 детей. В 2005 году в ЦВИАРН г. Алматы было принято 1 724 человека, что по сравнению с 2004 годом немного меньше: тогда  это был 1801 ребенок. Большинство  беспризорных – мигранты. Приезжают  из разных республик СНГ: Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Каракалпакии, России. Кроме того, есть дети, которые  относятся к категории "без  определенного места жительства", в минувшем 2005 году их было сорок  один. Они считаются потенциальными жителями Алматы, ведь большей частью они из семей, приехавших в Алматы на заработки с желанием пустить  здесь корни.

ЦВИАРН действует при  ГУВД города, а потому всех детей  доставляет инспекция по делам несовершеннолетних Алматы и области. На данный момент в центр попадают неблагополучные  дети практически всех категорий: оставшиеся без попечения, беспризорные и безнадзорные, совершившие общественно опасные  деяния, заблудившиеся и подкинутые. Среди подростковых правонарушений на первом месте, конечно же, кражи  и грабеж. [14, с.36]

В Казахстане, по официальным  данным УВД Республики Казахстан, более 75 тысяч детей-сирот и сотни  тысяч беспризорных. Каждый пятый  из них преступает закон, каждый десятый  кончает жизнь самоубийством  или умирает от передозировки. Страшные цифры, с которыми непросто мириться.

Но дело не только и не столько в цифрах, а в том, что  речь идет, по мнению Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, о социальной болезни, "- глубоко затрагивающей суть отношений в обществе, а также правительственную политику". Болезни, "имеющей общечеловеческое значение, все больше и больше охватывающей подрастающее поколение" [5]. 

 

 

 

1.3. Классификация категорий беспризорных детей

 

Проведем исследование категорий, за счет которых пополняются ряды безнадзорных и беспризорных детей? По данным социологических исследования в области миграции, Среди беспризорных и безнадзорных детей — мигранты и беженцы из соседних стран. По данным главы миссии верховного комиссара  ООН по делам беженцев, на территории Казахстана на 1 ноября 2001 г. находилось около 22 тыс. беженцев [12].

Часть мигрантов приезжает  в поисках заработков. Дети часто  являются основными добытчиками  в такого рода семьях, поскольку они более успешно, чем взрослые, могут заработать — случайной работой, в основном, на рынках, попрошайничеством или воровством - также, в основном, на рынках. Эта деятельность помогает им выжить, но не дает стабильности и защиты, позитивных связей. Важным обстоятельством, определяющим жизненные возможности подростков, живущих без прописки мигрантов, беженцев и бездомных, является то, что они не имеют возможности учиться. Часто взрослые и маленькие бомжи вместе ночуют в подвалах, на чердаках, в канализационных люках (на отопительных трубах). Все они страдают от голода, болезней, постоянно подвергаются опасности насилия.

В числе беспризорных оказываются  также подростки, потерявшие семью  и родителей из-за их смерти, лишения  родительских прав. Например, через  ЦВИАРНы ежегодно проходит около 2,5 тыс. детей, оставшихся без опеки и попечительства (что составляет 20-25% всех поступающих детей).

Количество детей-сирот  в нашей стране составляет более 100 тыс. человек. Дети-сироты — проблемная группа, и не только в психологическом  плане; лишенные эмпатийного общения в семье, с близкими людьми, перенесшие жестокое обращение — это то, что можно считать частью начального капитала, сопровождающего стартовые позиции. Сиротство, вызванное смертью единственного либо обоих родителей, лишением матери, отца родительских прав, относится к фактам, требующим усилий по устройству ребенка, оказавшегося в одиночестве. Обычно эти усилия завершаются успешно - благодаря помощи лиц, пожелавших заменить родителей: усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей. Однако сложности экономического характера невольно сокращают число тех, кто готов это сделать. Причем в особо сложное положение чаще всего попадают осиротевшие дети подросткового возраста, уже искалеченные судьбой, приобретшие за годы жизни в семье асоциальные навыки, любовь к независимости, что, естественно, затрудняет их устройство куда угодно: в другую семью или интернатное учреждение.

Информация о работе Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема