Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Детская беспризорность – это полный отрыв несовершеннолетнего от семьи, сопряжённый с утратой постоянного места жительства и занятий. Является наиболее острой формой безнадзорности — ослабления попечения о несовершеннолетних со стороны родителей или заменяющих их лиц (недостаточность воспитывающего влияния, контроля за времяпрепровождением, связями, поведением и т.д.). Беспризорность и безнадзорность создают угрозу правильному формированию личности детей и подростков, условия для появления и укоренения у них социально негативных навыков. Этим определяется актуальность темы курсовой работы.

Оглавление

Введение
1. Беспризорность и безнадзорность как социальные патологии
1.1 Правовые и социально-политические характеристики детской беспризорности и безнадзорности
1.2 Генезис развития беспризорности и безнадзорности в Казахстане
1.3 Классификация категорий беспризорных детей
2. Социально-педагогическая работа с беспризорниками
2.1 Роль социально-педагогических институтов в системе борьбы с беспризорностью
2.2 Формы и методы социально-педагогической работы с беспризорниками
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

В учреждениях временного содержания (детские приёмники) находятся  дети и подростки от 3 лет (подкидыши) до 18 при необходимости немедленной  их изоляции (10-30 суток): самовольно ушедшие  из спецучреждений закрытого типа, личность которых не установлена, направляемые в спецучреждение, совершившие общественно опасные деяния.

Основные цели социального  приюта - организация временного (сроком до 2 месяцев) проживания детей и  подростков в возрасте от 3 до 18 лет, предоставление им убежища, оказание медико-психологической, юридической и другой помощи, дальнейшее устройство.

Дети, поступающие в социальные приюты, находятся в крайней степени  социальной запущенности, отстают в  психосоматическом развитии, имеют  посттравматические синдромы, например:

-        "дети улицы", дети-бродяжки либо дети - социальные сироты, отобранные из семей, где условия их существования из-за злоупотребления алкоголем и жестокого отношения родителей угрожали их жизни и здоровью;

-        большинство уже приобщилось к курению, употребляют алкоголь;

-        подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном состоянии вследствие социально-педагогической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;

-        почти у всех имеются различные хронические заболевания;

-        многие нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в социуме;

-        у многих детей отмечается задержка психического развития.

Диагностика начинается с  установления личности ребёнка, места  проживания родителей или опекунов. Затем проводится психологическая  и медицинская диагностика. Её задача - выявить интересы и проблемы несовершеннолетних, выработать совместно с ними установки  для дальнейшей жизни, учёбы. Работникам приютов приходится сталкиваться с  двумя главными психологическими проблемами: отставание ребёнка в психическом  развитии и преодоление последствий  его психической депривации.

Социально-реабилитационная работа с детьми начинается с того, что их лечат, избавляют от педикулёза, учат пользоваться ванной, постельным бельём, есть горячую пищу и т.д. Большое  внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где ведущую роль играют комфортные условия проживания, доброжелательность персонала и воспитателей, а также  специальные психотерапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказкотерапия, психотерапевтический театр. Дети старшего возраста, подростки включаются в различные формы обслуживающего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских, мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.

Подготовка ребёнка к  школе - важное условие его адаптации  в неприютской среде. В приюте дети и подростки должны получать и общеобразовательную помощь. Зачастую приютские дети либо вообще не посещали школу, либо имелись большие перерывы в посещении, либо они не в состоянии  адаптироваться в большом школьном коллективе. У большинства из них  нет приятных ассоциаций со школой, а иногда она просто ненавистна им.

Эти дети, как правило, отстают  от своих сверстников, а некоторые  из них уже в подростковом возрасте не умеют ни читать, ни писать. Поэтому  общеобразовательную подготовку необходимо вести строго индивидуально и  взвешенно. Одних детей надо готовить к возвращению в школу, снижать  негативное отношение к ней, других можно направить в школу и  помочь её посещать, выполнять необходимые  домашние задания и т.д.

Одна из главных задач  приютов, в которых дети могут  получить кров и пищу, - восстановить широкий спектр их отношений с  миром, обучить их общаться со взрослыми, сверстниками, помочь обрести чувство семьи, собственной значимости.

Пребывание детей и  подростков в социально-реабилитационном учреждении ограничено тем временем, за которое ребёнок будет устроен  для дальнейшего постоянного  проживания. Местом такого постоянного  проживания может стать либо родительская семья, если удалось стабилизировать  ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также семьи-усыновители  и приёмные семьи, либо государственные  воспитательные учреждения - детские  дома и школы-интернаты.

Другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам - создание семейных (воспитательных) групп. При наличии семьи, желающей взять на воспитание ребёнка, тщательно обследуются её материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. В течение двух месяцев ребёнок посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем приходит туда насовсем. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог даёт необходимые рекомендации каждой семье.

В идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через  домашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей  его реабилитации, позволяющий восстановить утраченные им социальные, нравственные и духовные связи с миром. Находясь в домашней группе, ребёнок остаётся под опекой государства до тех  пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление  не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для него важным условием социальной реабилитации.

Проблема беспризорности имеет не только социальный, но и  педагогический аспект. Разрушена корневая система воспитания ребенка в  семье и в школе. Одно образование  делает человека финансистом, другое —  военным, третье — математиком, и  только воспитание делает человека человеком. Потому решить кардинальную проблему беспризорности можно лишь воссозданием воспитательной роли семьи и школы. Но родители только тогда будут заниматься воспитанием своих детей, когда  будет решена государственная проблема безработицы. Решив социальные вопросы, можно решить проблему беспризорности. Порочный круг. И нужно понять, что сколько бы ни делало вливаний государство в сферу образования (а сейчас недостаточное бюджетное финансирование), его будет всегда мало: потому что количество беспризорников растет, а их родители все больше погружаются в пучину своих бед и "пристрастий". [17, с.18]

А если говорить о потребности  в средствах организаций образования, то она обеспечивается из бюджетных  источников менее чем на четверть. Следствием этого стало снижение доступности образования для  населения, особенно в системах дошкольного  воспитания и обучения, начального и среднего профессионального образования.

Обострение проблемы детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, детей из малообеспеченных семей — неохваченность их системой образования, отсутствие механизма их обеспечения рабочими местами обусловило рост преступности среди этой категории подростков и молодежи.

Важнейшим методом борьбы с беспризорностью в рамках педагогического  подхода является создание специализированных центров по профилактике беспризорности на основе общеобразовательных школ, детских домов, интернатов, инспекций  по делам несовершеннолетних. Педагогический коллектив - носитель ценностей, которые  распространяются на коллектив детей. Если дети долго находятся в центре, то они сами начинают спасать других. Преодолевая себя, подросток совершает  подвиг духа. Помочь ему в этом - главная  задача педагога.

Центры педагогической коррекции. Они работают с детьми раннего  возраста. Ранняя педагогическая коррекция  ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем  его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития. Для эффективной работы такого центра необходимо:

- собственно центры, работающие  по определенным направлениям  в зависимости от проблем детей;

- специально подготовленные  специалисты широкого профиля:  медицинского, психологического и  педагогического направлений. Специалисты,  способные обеспечить комплексную  диагностику ребенка. Диагностика  позволяет выявить глубину недуга, отклонения в развитии ребенка,  а также резервы, несущие в  себе, как отмечал Л.С. Выготский,  компенсаторные возможности при  опоре на которые обеспечивается  индивидуальное развитие и коррекция;

- техническое оснащение  диагностического центра и педагогических  кабинетов. Без этого в современных  условиях невозможно провести  ни квалифицированной и достаточно  полной диагностики, ни педагогической  коррекции, а, следовательно, и  добиться наиболее оптимального  результата;

- широкая информация учителей, социальных служб, семей, педиатров  о центрах педагогической коррекции  их возможностях. Это позволит  своевременно, на ранних этапах  выявлять у детей отклонения  и направлять их в соответствующие  центры для педагогической коррекции;

- взаимосвязь центров  педагогической коррекции со  специальными детскими садами  и школами для взаимодействия  и способствования современной  адаптации детей, проходящих или  прошедших педагогическую коррекцию. [20, с.108]

Центры педагогической реабилитации. Потребность в них также велика. Они могут быть ориентированны для работы с различными категориями людей, нуждающимися в педагогической реабилитации, - восстановление утраченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и пр. Предметом особого внимания является реабилитации дезадаптированных детей и подростков вследствие трудностей учебы, проблем, возникших во взаимоотношениях со сверстниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной или групповой диагностики и определения методики реабилитации.

Особого внимания заслуживают  педагогические проблемы работы с жертвами насилия. В современных условиях таких людей, к сожалению, много. В международной практике имеется  опыт реабилитационной работы с жертвами насилия, появляется такой опыт и  в нашей стране. Число пострадавших людей растет, и поэтому растет необходимость развития специальной  реабилитационной работы с такой  категорией детей. Это, в свою очередь, требует специальных теоретических  разработок и практического опыта  работы с различными категориями  жертв насилия.

Также следует заметить, что  в Казахстане развивается благотворительная  деятельность, оказываемая различным  категориям детей, нуждающимся в  помощи, благотворительными фондами (их в республике более ста) и частными лицами.

В Восточно-Казахстанской, Алматинской и Жамбыльской областях функционируют общественные организации, сферой деятельности которых является работа с детьми и молодежью:

1. Общественный фонд Центр  академической и практической  психологии г. Алматы. Формы деятельности: оказание психологической помощи  детям, подросткам, молодежи в  рамках проведения индивидуального  консультирования, тренингов личностного  развития, групповой психотерапии.

2. Общественное Объединение  Детство без границ г.Алматы. Организация способствует созданию условий, позволяющих детям и подросткам из разных социальных слоев получить возможность равного старта развития; реализации духовного, нравственного и физического потенциала, а также избежать социального сиротства влекущего ухудшение здоровья угрожающие масштабы безнадзорности и беспризорности, рост правонарушений и детско-подростковую наркоманию. Формирование позитивных изменений в обществе в отношении детей и подростков.

3. Фонд Шыгыс - социальный корпоративный фонд г. Усть-Каменогорск.

Фонд оказывает значимую поддержку бездомным малоимущим слоям населения, в решении социально-жилищных проблем, чтобы улучшить жизнь нуждающихся  людей, помочь им стать самостоятельными и независимыми.

4. Союз Кризисных Центров  Казахстана, Восточно-Казахстанская  область. Союз содействует развитию  движения по защите прав женщин  и детей от насилия и формированию  в обществе культуры, основанной  на ценностях ненасильственных  отношений. [17]

Данные общественные объединения  предпринимают попытки как-то помочь беспризорным детям. Они организуют питание детей на улице и в  столовых, оказывают медицинскую  и психологическую помощь беспризорным детям, создают свои детские дома и приюты, в том числе семейного  типа. Эта деятельность дает конкретные результаты, но, к сожалению, охватывает пока лишь небольшой процент беспризорных детей.

Таким образом, существует разветвленная  сеть учреждений, функционирующих в  области социально-педагогической коррекции и профилактике беспризорности. Все вышерассмотренные институты  имеют различия в принципиальной схеме функционирования, структуре  аппаратов, но их главная цель - сформировать новую социальную политику профилактики детской безнадзорности и социального  сиротства, включающую:

- безопасность, защиту ребёнка  от внешних угроз - жестокого  обращения с ними родителей  или родственников, эксплуатации  со стороны взрослых криминальных  элементов и т.д.;

- защиту законных прав  и интересов ребёнка, связанных  с его взаимоотношениями с  родительской семьёй, усыновлением, установлением опеки, получением  образования, овладением профессией  и т.п.;

- психологическую и педагогическую  поддержку, способствующую ликвидации  кризисных состояний личности, помощь  ребёнку в преодолении своих  недостатков;

- диагностику деформации  в личностном развитии и психофизическом  состоянии ребёнка, чтобы разработать  индивидуальную программу его  социальной реабилитации;

Информация о работе Беспризорность детей как социально-педагогическая проблема