Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:04, курсовая работа
Цель исследования: анализ изменений учебной мотивации студентов вуза, возникающих под влиянием экзаменационного стресса, и разработка программы профилактики негативных аспектов этих изменений.
Объект исследования: мотивация учебной деятельности студентов вуза.
Предмет исследования: изменения учебной мотивации студентов вуза, возникающие под влиянием экзаменационного стресса.
Гипотезы исследования:
1. Предполагается, что под влиянием экзаменационного стресса у студентов происходят изменения в структуре учебной мотивации. При этом в постэкзаменационный период (после каникул) доэкзаменационная структура учебной мотивации студентов полностью не восстанавливается.
Основные положения работы доложены и обсуждены:
- на международных
научных конференциях
- на региональных
научно-практических
- на международных
научно-практических
По теме исследования опубликовано 12 работ.
Структура и объем работы соответствует логике научного исследования и состоит из трех глав, списка литературы (279 наименований), приложений (5). Содержание диссертации изложено на 182 страницах, иллюстрировано таблицами (9) и рисунками (35).
Выводы по 3-ей главе
1. Общее состояние
студентов на экзамене можно
определить как стрессовое. При
этом большинство студентов на
экзамене находились в
2. Экзамены в
целом усиливают учебную
3. Выявлены изменения
в мотивации, отличающие
4. При анализе
стойкости изменений учебной
мотивации, проявившихся во
Менее позитивная картина сложилась относительно изменений эксплицитных учебных мотивов. Изменения в эксплицитной учебной мотивации, выявленные во время экзаменов, после каникул сохраняются, а по высшему потребностному уровню даже усугубляются - происходит дальнейшее снижение его выраженности.
5. Несмотря на то, что четко выраженной, однозначной зависимости между измеряемыми нами чертами личности и характером изменения учебной мотивации во время экзаменов не обнаружено, на уровне тенденций можно выделить следующие закономерности:
• для студентов со снижением силы учебной мотивации на экзаменах в большей степени, чем для студентов с ее повышением характерен копинг, направленный на уход, отвлечение от психотравмирующей, стрессирующей ситуации;
• в среднем у студентов с повышением силы учебной мотивации на экзамене ниже, чем у студентов с ее снижением значения показателей интернальности;
• слабая положительная корреляция наблюдается между уровнем самооценки и изменением выраженности учебной мотивации, соответствующей высшему потребностному уровню среди имплицитных мотивов.
6.Факторный анализ
позволил выявить более
• Комплекс таких индивидуальных особенностей как склонность к переживаниям, тревожность, нерешительность имеет прямую связь с ростом на экзаменах учебных мотивов, связанных с материальными потребностями и потребностями в безопасности.
• Субъективное ощущение собственной успешности, уверенность в себе способствует снижению выраженности эксплицитных учебных мотивов, соответствующих низшему потребностному уровню.
• Действительно
позитивное влияние в плане учебной
мотивации экзаменационный
• Для студентов, отличающихся сильной направленностью на саморазвитие и самоактуализацию в течение учебного семестра, а также стремящихся в жизни минимизировать возможную неопределенность и риск, во время экзаменов характерно снижение выраженности учебных мотивов высшего потребностного уровня (причем как имплицитных, так и эксплицитных) и рост эксплицитных мотивов, связанных с потребностями в принятии и уважении.
7. Наиболее значимыми
факторами, влияющими на
У группы со снижением учебной мотивации в первую очередь страдают мотивы, соответствующие потребностям в саморазвитии и самореализации, в наименьшей же степени снижается учебная мотивация, отражающая потребности в безопасности.
В подгруппе с относительно низкой в констатирующем эксперименте учебной мотивацией у 71% студентов наблюдается ее рост на экзаменах, у 29% изменений не выявлено. То есть студентам с низкой учебной мотивацией экзамены необходимы для увеличения их включенности в процесс учебы. У студентов с высокой учебной мотивацией экзамены могут как повышать, так и снижать ее.
8. Высокомотивированные студен
9. Специально
организованная программа
154
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Настоящая работа
посвящена малоисследованной
В многочисленных исследованиях показано негативное влияние экзаменов на эмоциональное и функциональное состояние студентов. Экзаменационный стресс рассматривается как фактор, влияющий на протекание процессов мышления и памяти и на результативность учебной деятельности в целом.
Проведенное исследование подтвердило правильность предположения, что в ситуации экзаменационного стресса у студентов вуза происходит изменение их учебной мотивации. В ходе работы был проведен анализ динамики учебной мотивации у студентов в ситуации экзаменационного стресса, проанализирована зависимость между силой учебной мотивации студентов в семестре и на экзамене, выявлены индивидуальные особенности студентов, влияющие на характер изменения учебной мотивации на экзамене. Помимо прочего результаты работы показали важность психологического сопровождения учебного процесса в вузе для поддержания и увеличения положительной мотивации учения.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Учебная мотивация
изменяется под воздействием
экзаменационного стресса:
2. Направление и характер изменений учебной
мотивации во время экзамена в значительной
степени зависят от мотивационных показателей
в течение учебного семестра. Причем эта
зависимость имеет обратный характер.
Студентам с низкой учебной мотивацией
экзамены необходимы для увеличения их
включенности в процесс учебы. У студентов
же с высокой учебной мотивацией экзамены
могут как повышать, так и снижать ее. Однако
ее снижение произошло почти у 50% высокомотивированных студе
На наш взгляд, наиболее адекватным способом проверки знаний для высокомотивированных студентов может стать самостоятельная творческая работа, требующая применения материала всего курса.
3. Четко выраженная,
однозначная зависимость между
измеряемыми нами чертами
• меньшая выраженность копинга, направленного на уход, отвлечение от психотравмирующей, стрессирующей ситуации;
• более низкие
значения показателей общей
• более высокая самооценка.
4. Факторный
анализ позволил выявить
• Для студентов с комплексом таких индивидуальных особенностей как склонность к переживаниям, тревожность, нерешительность в сочетании с экстернальным локусом контроля на экзаменах характерен рост учебных мотивов, связанных с материальными потребностями и потребностями в безопасности. Можно предположить, что наименее травматичным для учебной мотивации таких студентов будет экзамен, с минимизацией неопределенности. Таким экзаменом может стать тестирование или защита заранее подготовленной работы по изучаемому курсу.
• У студентов, отличающихся некоторой самоуверенностью, которая проявляется в высокой самооценке и мотивации на успех, интернальности в сфере достижений, склонности к риску, но риску рациональному, экзаменационный стресс способствует снижению выраженности учебных мотивов, соответствующих низшему потребностному уровню. Для таких студентов, определенные преимущества имеет традиционный устный экзамен.
• Действительно
позитивное влияние в плане учебной
мотивации экзаменационный
Информация о работе Анализ изменений учебной мотивации студентов вуза