Анализ изменений учебной мотивации студентов вуза

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ изменений учебной мотивации студентов вуза, возникающих под влиянием экзаменационного стресса, и разработка программы профилактики негативных аспектов этих изменений.
Объект исследования: мотивация учебной деятельности студентов вуза.
Предмет исследования: изменения учебной мотивации студентов вуза, возникающие под влиянием экзаменационного стресса.
Гипотезы исследования:
1. Предполагается, что под влиянием экзаменационного стресса у студентов происходят изменения в структуре учебной мотивации. При этом в постэкзаменационный период (после каникул) доэкзаменационная структура учебной мотивации студентов полностью не восстанавливается.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Основные положения  работы доложены и обсуждены:

- на международных  научных конференциях студентов,  аспирантов и молодых ученых в МГУ и СПбГУ (Москва 2004, 2006; Санкт-Петербург 2007);

- на региональных  научно-практических конференциях  в Нижнем Новгороде («Актуальные проблемы психологии образования», 2004 и «Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы», 2006);

- на международных  научно-практических конференциях  в Ярославле (2005), Набережных Челнах (2005) и Кисловодске (2006).

По теме исследования опубликовано 12 работ.

Структура и  объем работы соответствует логике научного исследования и состоит из трех глав, списка литературы (279 наименований), приложений (5). Содержание диссертации изложено на 182 страницах, иллюстрировано таблицами (9) и рисунками (35).

Заключение  диссертации по теме "Педагогическая психология", Сергеева, Оксана Михайловна

Выводы по 3-ей главе

1. Общее состояние  студентов на экзамене можно  определить как стрессовое. При  этом большинство студентов на  экзамене находились в достаточно  активном состоянии, были готовы  к предстоящей работе и имели  оптимистический настрой. Негативное влияние экзаменационного стресса отразилось в первую очередь на таких параметрах как общее самочувствие и настроение.

2. Экзамены в  целом усиливают учебную мотивацию  студентов. В первую очередь  это усиление происходит за  счет низших потребностей (физиологических, материальных и потребности в безопасности). Усиленно учиться в сессию большинство студентов побуждает стремление избежать неприятностей и обеспечить стабильность своего положения. Кроме этого, несмотря на выявленную общую тенденцию, примерно у 30% студентов во время экзаменов выявилось снижение учебной мотивации.

3. Выявлены изменения  в мотивации, отличающие старшекурсников  от первокурсников. Полученные данные  позволяют говорить, что у старшекурсников  ситуация экзамена усиливает  профессиональную мотивацию.

4. При анализе  стойкости изменений учебной  мотивации, проявившихся во время  экзамена были выявлены следующие  закономерности. Относительно имплицитной  учебной мотивации в целом  можно говорить о восстановлении  после каникул ее доэкзаменационных параметров. Этот позитивный и, в целом, ожидаемый результат, на наш взгляд, подтверждает предположение, что изменение учебной мотивации на экзамене - это, в первую очередь, реакция на стрессовую ситуацию. Экзаменационный стресс, испытываемый студентами в сессию, увеличивает потребности в безопасности и стабильности, которые в стрессовой ситуации подвергаются угрозе депривации. Как только эта угроза проходит, потребности в безопасности возвращаются к прежнему уровню.

Менее позитивная картина сложилась относительно изменений эксплицитных учебных мотивов. Изменения в эксплицитной учебной мотивации, выявленные во время экзаменов, после каникул сохраняются, а по высшему потребностному уровню даже усугубляются - происходит дальнейшее снижение его выраженности.

5. Несмотря на то, что четко выраженной, однозначной зависимости между измеряемыми нами чертами личности и характером изменения учебной мотивации во время экзаменов не обнаружено, на уровне тенденций можно выделить следующие закономерности:

• для студентов  со снижением силы учебной мотивации на экзаменах в большей степени, чем для студентов с ее повышением характерен копинг, направленный на уход, отвлечение от психотравмирующей, стрессирующей ситуации;

• в среднем  у студентов с повышением силы учебной мотивации на экзамене ниже, чем у студентов с ее снижением значения показателей интернальности;

• слабая положительная  корреляция наблюдается между уровнем  самооценки и изменением выраженности учебной мотивации, соответствующей  высшему потребностному уровню среди  имплицитных мотивов.

6.Факторный анализ  позволил выявить более комплексные  личностные особенности, связанные  с характером изменения учебной  мотивации при стрессе:

• Комплекс таких  индивидуальных особенностей как склонность к переживаниям, тревожность, нерешительность имеет прямую связь с ростом на экзаменах учебных мотивов, связанных с материальными потребностями и потребностями в безопасности.

• Субъективное ощущение собственной успешности, уверенность  в себе способствует снижению выраженности эксплицитных учебных мотивов, соответствующих низшему потребностному уровню.

• Действительно  позитивное влияние в плане учебной  мотивации экзаменационный стресс оказывает только на студентов отличающихся склонностью к риску и некоторой  безалаберностью. У них наблюдается  рост учебных мотивов, связанных с потребностями в саморазвитии исамоактуализации, и снижение выраженности учебных мотивов низшего потребностного уровня.

• Для студентов, отличающихся сильной направленностью  на саморазвитие и самоактуализацию в течение учебного семестра, а также стремящихся в жизни минимизировать возможную неопределенность и риск, во время экзаменов характерно снижение выраженности учебных мотивов высшего потребностного уровня (причем как имплицитных, так и эксплицитных) и рост эксплицитных мотивов, связанных с потребностями в принятии и уважении.

7. Наиболее значимыми  факторами, влияющими на характер  изменения учебной мотивации  у студентов во время экзамена, оказались сила и характер учебной мотивации по данным констатирующего эксперимента. У студентов с начальным высоким уровнем учебной мотивации на экзаменах сила учебной мотивации уменьшается, и, наоборот, у студентов с низким уровнем учебной мотивации на первом срезе - на экзаменах повышается.

У группы со снижением  учебной мотивации в первую очередь  страдают мотивы, соответствующие потребностям в саморазвитии и самореализации, в наименьшей же степени снижается  учебная мотивация, отражающая потребности в безопасности.

В подгруппе  с относительно низкой в констатирующем эксперименте учебной мотивацией у 71% студентов наблюдается ее рост на экзаменах, у 29% изменений не выявлено. То есть студентам с низкой учебной  мотивацией экзамены необходимы для увеличения их включенности в процесс учебы. У студентов с высокой учебной мотивацией экзамены могут как повышать, так и снижать ее.

8. Высокомотивированные студенты, на которых экзамены оказали дополнительное мотивирующие влияние, отличаются от студентов со снизившейся мотивацией относительно высокими показателями по экстраверсии и интернальности в области достижений. На экзамене такие студенты оценивают и свое состояние по шкале «Активность» более высоко.

9. Специально  организованная программа занятий, направленных на развитие у студентов мотивации к познанию и саморазвитию и обучение студентов приемам и навыкам регуляции собственных психических состояний, способствует росту мотивов учебной деятельности, связанных с потребностями в познании и саморазвитии, в том числе в условиях экзамена.

154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая работа посвящена малоисследованной проблеме в области педагогической психологии - изучению особенностей учебной мотивации  в ситуации экзаменационного стресса. Сензитивность вузовского этапа становления личности студента к формированию у него мотивационно-личностной сферы, важность мотивационных аспектов в учебной деятельности учащихся, а также недостаточная изученность влияния стрессовых ситуаций на мотивационную сферу человека определили актуальность данного исследования.

В многочисленных исследованиях показано негативное влияние экзаменов на эмоциональное  и функциональное состояние студентов. Экзаменационный стресс рассматривается  как фактор, влияющий на протекание процессов мышления и памяти и на результативность учебной деятельности в целом.

Проведенное исследование подтвердило правильность предположения, что в ситуации экзаменационного стресса у студентов вуза происходит изменение их учебной мотивации. В ходе работы был проведен анализ динамики учебной мотивации у студентов в ситуации экзаменационного стресса, проанализирована зависимость между силой учебной мотивации студентов в семестре и на экзамене, выявлены индивидуальные особенности студентов, влияющие на характер изменения учебной мотивации на экзамене. Помимо прочего результаты работы показали важность психологического сопровождения учебного процесса в вузе для поддержания и увеличения положительной мотивации учения.

По результатам  проведенного исследования можно сделать  следующие выводы:

1. Учебная мотивация  изменяется под воздействием  экзаменационного стресса: экзамены  в целом усиливают учебную  мотивацию студентов, однако примерно  у 30% студентов во время экзаменов  происходит ее снижение. В первую  очередь усиление учебной мотивации  происходит за счет мотивов, соответствующих низшим потребностям (физиологические, материальные и потребности в безопасности). Усиленно учиться в сессию большинство студентов побуждает стремление избежать неприятностей и обеспечить стабильность своего положения. При этом у студентов наблюдается уменьшение стремления к саморазвитию и самоактуализации. Выявленные закономерности относятся как к имплицитной, так и к эксплицитной мотивации. После каникул имплицитная учебная мотивация в целом восстанавливается до ее доэкзаменационных параметров, однако изменения в эксплицитной учебной мотивации, выявленные во время экзаменов, после каникул сохраняются, а по высшему потребностному уровню даже усугубляются - происходит дальнейшее снижение его выраженности.

2. Направление и характер изменений учебной мотивации во время экзамена в значительной степени зависят от мотивационных показателей в течение учебного семестра. Причем эта зависимость имеет обратный характер. Студентам с низкой учебной мотивацией экзамены необходимы для увеличения их включенности в процесс учебы. У студентов же с высокой учебной мотивацией экзамены могут как повышать, так и снижать ее. Однако ее снижение произошло почти у 50% высокомотивированных студентов, при этом в первую очередь страдают мотивы, соответствующие потребностям в саморазвитии и самореализации, в наименьшей же степени снижается учебная мотивация, отражающая потребности в безопасности.

На наш взгляд, наиболее адекватным способом проверки знаний для высокомотивированных студентов  может стать самостоятельная творческая работа, требующая применения материала всего курса.

3. Четко выраженная, однозначная зависимость между  измеряемыми нами чертами личности  и характером изменения учебной  мотивации отсутствует, однако  на уровне тенденций выделяются следующие закономерности. Для студентов с повышением силы учебной мотивации на экзаменах по сравнению со студентами с ее снижением характерно:

• меньшая выраженность копинга, направленного на уход, отвлечение от психотравмирующей, стрессирующей ситуации;

• более низкие значения показателей общей интернальности;

• более высокая  самооценка.

4. Факторный  анализ позволил выявить несколько  типов личности, характеризующихся  различными изменениями учебной  мотивации при стрессе:

• Для студентов  с комплексом таких индивидуальных особенностей как склонность к переживаниям, тревожность, нерешительность в сочетании с экстернальным локусом контроля на экзаменах характерен рост учебных мотивов, связанных с материальными потребностями и потребностями в безопасности. Можно предположить, что наименее травматичным для учебной мотивации таких студентов будет экзамен, с минимизацией неопределенности. Таким экзаменом может стать тестирование или защита заранее подготовленной работы по изучаемому курсу.

• У студентов, отличающихся некоторой самоуверенностью, которая проявляется в высокой самооценке и мотивации на успех, интернальности в сфере достижений, склонности к риску, но риску рациональному, экзаменационный стресс способствует снижению выраженности учебных мотивов, соответствующих низшему потребностному уровню. Для таких студентов, определенные преимущества имеет традиционный устный экзамен.

• Действительно  позитивное влияние в плане учебной  мотивации экзаменационный стресс оказывает только на студентов отличающихся склонностью к риску и некоторой безалаберностью. У них наблюдается рост учебных мотивов, связанных с потребностями в саморазвитии и самоактуализации, и снижение выраженности учебных мотивов низшего потребностного уровня. 5. Специально разработанная программа занятий, направленные на развитие у студентов мотивации к познанию и саморазвитию и обучение студентов приемам и навыкам регуляции собственных психических состояний, способствуют росту мотивов учебной деятельности, связанных с потребностями в познании и саморазвитии, в том числе в условиях экзамена. Кроме этого подобные занятия позволяют достичь более позитивного функционального состояния студентов на экзаменах. Полученные результаты показывают важность психологического сопровождения учебного процесса в вузе для поддержания и увеличения положительной мотивации учения.

Информация о работе Анализ изменений учебной мотивации студентов вуза