Теоретические основы создания и деятельности крестьянских хозяйств в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучить особенности действия специального налогового режима крестьянских хозяйств в Республике Казахстан.
Поставленной целью обусловлены следующие задачи:
- раскрыть крестьянского хозяйства, историю его развития и становления в Республике Казахстан;
- проанализировать современное состояние сельского хозяйства в Республике Казахстан;
- рассмотреть опыт государственного налогового регулирования и поддержки аграрного сектора, выявить проблемы аграрного сектора и разработать пути их преодоления;
- рассмотреть особенности специального налогового режима для крестьянских хозяйств;
- выявить проблемы налогообложения крестьянских хозяйств в РК;
- разработать рекомендации по повышению эффективности налогообложения крестьянских хозяйств по специальному режиму.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы создания и деятельности
крестьянских хозяйств в Республике Казахстан
1.1 Понятие крестьянского хозяйства в Казахстане 5
1.2 Налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств 10
1.3 Сущность и основные элементы аграрного сектора 13
Глава 2. Экономико-финансовый анализ
деятельности КХ «Ланецкий И. И.»
2.1 Общая характеристика крестьянского хозяйства 24
2.2 Анализ основных экономических
показателей КХ «Ланецкий И. И.» 26
2.3 Финансовый анализ 30
Глава 3. Пути повышения эффективности
деятельности КХ «Ланецкий И. И.»
3.1 Закуп оборотных средств для проведения весенне-полевых работ 48
3.2 Государственная поддержка аграрного сектора
Республики Казахстан 61
Заключение 75
Список используемой литературы 77

Файлы: 1 файл

крестьянские хозяйства.doc

— 1.08 Мб (Скачать)

      Формирование  одного из наиболее эффективных секторов экономики страны в последние  семь десятилетий проходило под  воздействием множества внутренних и внешних факторов. Однако важнейшим из них и, без преувеличения решающим стал фактор создания и совершенствования системы государственного регулирования.

      В ходе аграрных реформ, проведенных  администрацией президента Ф. Д.Рузвельта  в 30-е годы, государство из внимательного и заинтересованного, но стороннего наблюдателя превратилось в непосредственного и жесткого участника жизнедеятельности аграрного сектора. Это обусловило не только успешный вывод его из жесточайшего кризиса, но и стало решающим фактором стабилизации и последующих достижений в АПК США.

      Ретроспективный анализ этого периода показывает, что эволюция государственного вмешательства, воплощенная в систему государственного регулирования, в ходе развития не избежала ошибок и серьезных недостатков. Но нельзя не отметить и многообразия подходов, научной и практической основательности применявшихся механизмов, большой аналитической работы и гласности результатов.

      Сегодня, когда система госрегулирования является неотъемлемой частью аграрной политики США, становится особенно заметной ее роль в функционировании АПК.

      Большинство государственных программ осуществляется видимым образом, например, путем  предоставления прямых субсидий, другие - внешне незаметны, но чрезвычайно  эффективны. Причем, многие меры стали привычны и воспринимаются как должное. Это, зачастую, дает основание для подтверждения якобы существующей независимости производителей от государства. В действительности, при более детальном изучении выясняется, что такие утверждения, мягко говоря, бездоказательны. Не всегда заметными, но прочными и многочисленными нитями государство соединяет всех участников продовольственного рынка - от фермеров до потребителей продовольствия. Известное среди специалистов в области аграрной политики понятие "сетки безопасности" (safety net) дает зримое представление о степени государственного участия в регулировании аграрного сектора.

      Говоря  о современной роли государства, не следует впадать в другую крайность. Госрегулирование не подменяет предпринимательскую  инициативу производителей, не делает их пассивными участниками происходящих событий. Именно сочетание свободы в принятии решений и разумных мер государственного вмешательства, с одной стороны, способствовали процессу массового разорения американских фермеров в послевоенный период, с другой – сохранили наиболее работоспособных в сфере производства.

      Роль  государства в рыночной экономике  скорее можно сравнить с мудрым наставником, создающим правила и определяющим границы деятельности того или иного  субъекта рынка, контролирующего исполнение многих функций его в интересах всего общества. Государственный подход к решению проблем аграрной экономики существенно отличается от узкого, субъективного взгляда отдельных участников продовольственного рынка. Именно поиск оптимального сочетания общегосударственных интересов с интересами отдельных групп общества отличает мудрую государственную политику. В этом смысле система государственного регулирования аграрного сектора США достигла значительного прогресса и является примером достойным изучения.

      Система регулирования продовольственного комплекса многопланова, ее мероприятия  проводятся в различных направлениях, многие из которых, на первый взгляд, изолированы  друг от друга. Однако, при более  пристальном изучении, оказывается, что за множеством различных механизмов и инструментов государственного регулирования стоят решения вполне ограниченного круга важнейших задач жизнедеятельности общества. Каковы же они?

      Для ответа вначале обратимся к опыту  министерства сельского хозяйства  США, которое является основным проводником государственной аграрной политики в стране. В рамках его функционируют 17 основных служб (без учета вспомогательных и административных), работающих в следующих направлениях: 1) фермерские и зарубежные программы; 2) питание, продовольствие и обслуживание потребителей; 3) безопасность продовольствия; 4) программы регулирования рынка; 5) природные ресурсы и окружающая среда; 6) научные исследования и образование; 7) развитие сельской местности[2; c. 49].

      В 1997 г. МСХ впервые приняло стратегический (до 2002 г.) план работы. В нем обозначена основная цель деятельности министерства, которая заключается в "... улучшении качества жизни граждан США посредством поддержки товарного сельхозпроизводства; обеспечении безопасного, полноценного и доступного продовольствия; рациональном использовании пахотных, пастбищных и лесных земель; содействии полноценному развитию сельских сообществ; предоставлении достаточных экономических возможностей для жителей сельских регионов; расширении мировых рынков для продукции сельского и лесного хозяйств; деятельности по уменьшению числа недоедающего населения, как в стране, так и за рубежом".

      В рамках этой миссии были выделены три  стратегические цели:

      Расширение  экономических и торговых возможностей для сельхозпроизводителей и других жителей сельских регионов.

      Обеспечение гарантий безопасного доступного и  полноценного продовольствия для всех граждан страны.

      Содействие  рациональному использованию природных  ресурсов.

      Эти цели могут быть в значительной степени отождествлены с основными задачами, при решении которых государство принимает на себя ответственность в реализации мероприятий своей аграрной политики.

      Приведенная формулировка целей государственного регулирования аграрного сектора  экономики в целом совпадает с понятием состояния продовольственной безопасности (ПБ) страны.

      Наиболее  полным определением ПБ, на наш взгляд, является следующее: "Состояние продовольственной  безопасности заключается в обеспечении  жизненно важными продуктами питания из собственных источников и доступности его всем гражданам страны в объемах и ассортименте, максимально удовлетворяющих необходимые и полезные потребности".

      Данное  определение, как нам кажется, нуждается  в уточнении.

      Во-первых, оно справедливо лишь для стран  с развитой аграрной экономикой, которые  в состоянии за счет собственных  ресурсов наладить экономически целесообразное производство жизненно важных видов  продукции.

      Во-вторых, в странах, обладающих развитой аграрной инфраструктурой (наличие земель сельскохозяйственного назначения, трудовых ресурсов и капитала), перечисленные условия обеспечения ПБ следует дополнить активным участием страны во внешнеторговой деятельности.

      Это обусловлено следующими основными  причинами:

      Даже  развитые в аграрном отношении страны, с целью всемерного обеспечения  внутреннего продовольственного рынка  и из соображений экономической  целесообразности, зачастую вынуждены  импортировать значительный объем  сельхозпродуктов. Развитие их встречных экспортных поставок позволяет достичь своеобразного платежного баланса.

      Стимулирование  экспортных поставок основных видов  сельхозпродукции позволяют: а) эффективно сокращать излишки продукции, устраняя их негативное влияние на конъюнктуру  внутреннего рынка; б) способствовать росту эффективности внутреннего производства продукции; в) создавать постоянный, но не "обременяющий" избыток, который, в случае чрезвычайных обстоятельств, может быть перенацелен на обеспечение внутреннего рынка.

      В условиях растущей интеграции мирового экономического сообщества участие в товарообмене становится важным фактором политической и экономической значимости государства.

      Прежде  чем перейти к анализу конкретных мер создания ПБ страны, отметим  еще один важный момент. Он заключается в том, что обеспечение ПБ не может достигаться любыми способами. Так, оно несовместимо с нанесением необратимого ущерба, используемым в производстве природным ресурсам (окружающей среде) или созданием социальной напряженности в регионах сельхозпроизводства (сельских районах).

      Поэтому государственные меры по обеспечению  ПБ должны сопровождаться соответствующими мероприятиями в области природопользования и сельского развития.

      Таким образом, признаками состояния ПБ в  развитом в аграрном отношении государстве являются:

      - обеспечение жизненно важных продуктов питания, главным образом, из собственных источников;

      - производство жизненно важных продуктов в объеме, ассортименте и качестве, которое позволит обеспечить доступ к ним всех граждан страны для максимального удовлетворения их необходимых и полезных потребностей, а, также, активное участие страны во внешнеторговой деятельности;

      - решение указанных задач проводится без нарушения экологического и социального равновесия[6; c. 18].

      Прежде  всего следует отметить, что многие восточноевропейские страны, ранее входившие в состав Совета Экономической Взаимопомощи (январь 1949 г.), начали переход от централизованной системы хозяйствования к его рыночной модели при наличии относительного однообразия социально-экономической базы и политической надстройки общества. С точки зрения экономической жизни, их различия обнаруживались в соотношении форм собственности на средства производства, характере специализации промышленности, организационно-управленческой структуре народного хозяйства и др. Если указанное однообразие предопределяло и однохарактерный «профиль» задач, решаемых в этих странах в переходный период, то их различиями была обусловлена целесообразность про ведения экономической реформы с использованием механизмов различной приоритетности, с различной интенсивностью и периодичностью, с различной системой и принципами ресурсосбережения и т. д.

      На  базе такого обобщения можно было бы сформулировать основные положения, касающиеся деятельности государства  по обеспечению менее болезненного перехода от одной модели хозяйствования к другой - рыночной. К основным из этих выводов относятся:

      - разгосударствление собственности  и создание условий для развития  хозяйственной деятельности, основанной  на различных формах собственности;

      - разукрупнение государственных  предприятий, демонополизация производителей  товаров (услуг) и усиление  антимонопольной деятельности;

      - совершенствование структуры органов  управления экономикой с учетом  особенностей действия рыночного  механизма;

      - реформирование финансово-банковской системы и сокращение бюджетных инвестиций с тем, чтобы в процессе финансового обеспечения хозяйственных решений, принимаемых на любом уровне, возникли элементы конкуренции; .

      - государственная поддержка конкурентоспособных предприятий в целях наращивания экспортного, потенциала страны; 

      - создание политических. правовых  и хозяйственных условий для  привлечения иностранных инвестиций  и стимулирование деятельности  совместных предприятий;

      - обеспечение и поддержка конвертируемости национальной валюты и др.

      Разумеется, вышеназванные меры по созданию условий  для функционирования рыночных механизмов регулирования экономики в той  или иной стране имели свои особенности, обусловленные степенью ее готовности «воспринимать» законы рыночного хозяйствования. В этом смысле в наиболее выгодном положении оказалась Венгрия, где около трех десятилетий тому назад началось осуществление экономической реформы, предусматривающей способы стимулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. В этом деле основная роль отводилась закону об экономических ассоциациях, который устанавливал правовые основы организации первичных звеньев народного хозяйства. При реализации этого закона принимались соответствующие решения по преобразованию государственных предприятий в экономические ассоциации. В частности, успешному процессу разгосударствления собственности во многом способствовали меры по разукрупнению и реорганизации действующих предприятий. Эти меры осуществлялись не только административными методами, но и с учетом инициативы самих трудовых коллективов и их руководителей. В результате только за три года (1989-1991 гг.) количество малых и средних предприятий в стране увеличилось более чем в четыре раза, что способствовало проявлению необходимой гибкости их производственной деятельности в соответствии с изменениями в конъюнктуре.

Информация о работе Теоретические основы создания и деятельности крестьянских хозяйств в Республике Казахстан