А.Ф. Кони как идеальный оратор xx века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 00:44, контрольная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является определение особенностей выступлений А.Ф. Кони, их дальнейший анализ и систематизация. С помощью этого постараемся рассмотреть в чем же заключается уникальность именно А.Ф. Кони как оратора и юриста, и какие черты идеального оратора, ему присущи.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. История риторики 5
1.1 История риторики, возникновение и развитие риторического идеала 5
1.2 Теория и особенности судебного красноречия 9

Глава 2. А.Ф. Кони – выдающийся судебный оратор XX века 12
2.1 Анализ судебной речи А.Ф. Кони «Об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем» 16

Заключение 20

Список литературы 21

Файлы: 1 файл

А.Ф. Кони готовая к.р..docx

— 47.58 Кб (Скачать)

Если содержание речи дает материал для возбуждения чувства, оратор не должен сразу без всякой подготовки судей и присяжных  заседателей прибегать к тому; ему необходимо подойти к этому  постепенно. Следует сначала привести факты и изложить свои соображения. Подготовленный таким образом ум легче даст себя увлечь – это  система больших судебных ораторов. Нужно развивать чувство постепенно, усиливая его, доводя до высокой степени  напряжения и в конце концов полностью овладеть слушателями. Оратор же, который без ясных для судей мотивов неожиданно отдастся сильному волнению, уподобится «пьяному среди трезвых», - как говорил Цицерон.

Судебный оратор не должен останавливаться слишком долго  на каком-либо сильном чувстве в  своей речи, для него должна быть определенная граница. Необходимо давать отдых, ведь на речь, в которой от начала до конца непрерывно и продолжительно поддерживается одно страстное чувство, человек перестает реагировать, он привыкает к ней и рассеивает внимание, не вникая в сказанное.

Но если большая ошибка – слишком долго поддерживать душевный подъем, то еще большая  – приостанавливать его слишком  рано. Судебная речь, в которой чувство  не доводится до его высоты, а  умирает, не развившись, есть речь несовершенная, а иногда и слабая. Наблюдательность оратора должна указать ему точные границы в этом отношении.

Судебный оратор должен помнить, что нужно избегать всего того, что не связано с вызываемым им чувством или мало к нему подходит. Истинная сила чувства обуславливается  его единством.

Последнее, что необходимо для судебного оратора, это –  вникнуть в настроение судей и  присяжных, которых он хочет взволновать. Присяжным, настроенным враждебно  к подсудимому, невозможно сразу  внушить расположение к нему, надо успокоить их враждебность. Характер души нельзя внезапно изменить, можно  лишь постепенно перевоспитать. Прекрасным классическим примером в этом отношении  навсегда останется речь Антония  над трупом Цезаря, где ему удается  мало помалу так подействовать на римлян, что вместо страстной ненависти к Цезарю, они начинают испытывать злобу и ненависть к его убийцам и даже решают сжечь дом одного из них.

«Воздействие на чувство  является естественной принадлежностью  красноречия в уголовном процессе, - пишет Луцкий,- Человеку не подойдет звание судебного оратора, если он говорит  исключительно для ума».

 

Глава 2. А.Ф. Кони – выдающийся судебный оратор XX века

 

Ещё в отдаленной древности  выяснена зависимость успеха оратора  от его личных качеств: Платон находил, что только истинный философ может  быть оратором, Цицерон держался того же взгляда и указывал при этом на необходимость изучения ораторами  поэтов, Квинтилиан высказывал мнение, что оратор должен быть хороший человек (bonus vir). Все эти качества были присущи величайшему русскому юристу, выдающемуся судебному оратору Анатолию Федоровичу Кони.

Изучая биографию А.Ф. Кони, невозможно не удивляться всесторонности его образования, широте взглядов, глубине  его мировоззрения. Его книги  служат не только путеводителем по уголовному процессу прошлого века, по нравственным его началам, но и вообще по всей культуре конца XIX века. Они  актуальны и с точки зрения практики, ведь многие положения уголовного процесса, вводимые сейчас в жизнь, во времена Анатолия Федоровича действовали, применялись и изучались. Этот опыт бесценен для нас. Практически вся  жизнь юриста была связана с Петербургом. Здесь он работал, жил, здесь и  умер на нынешней улице Маяковского.

Анатолий Федорович Кони родился 28 января 1844 года в Санкт-Петербурге в семье Федора Алексеевича Кони, известного водевилиста и редактора  журнала «Пантеон». Его жена, Ирина  Семеновна, урожденная кн. Юрьева, известная  на сцене как Сандунова, была писательницей и актрисой. Сын семьи писателей не собирался идти по стопам своих родителей и поступил на математический факультет Санкт-Петербургского Императорского Университета. Но ввиду студенческих беспорядков он был вынужден переехать в Москву и поступить на юридический факультет Московского Университета, который успешно закончил со степенью кандидата прав в 1865 году. Уже в своей первой серьезной научной работе он поднял злободневный и малоизученный вопрос о пределах необходимой самообороны. Работа была замечена в научных кругах, и ему было предложено занять место на кафедре уголовного права и процесса Московского Университета. Но А.Ф. Кони твердо избрал себе иной путь - путь непосредственного служения людям и идеалам справедливости и нравственности. Он всецело посвятил себя судебной деятельности. За свою жизнь Кони прошел все ступени прокурорской и судебной иерархии.

Начало работы А.Ф. Кони пришлось на время введения в жизнь новых  Судебных Уставов 1864 года, несомненно являвших собой одно из величайших достижений русской юридической мысли, остающихся и поныне образцом обеспечения состязательности судебного процесса и обеспечения деятельности присяжных заседателей. Задачи, стоявшие перед судебной системой того времени как нельзя более соответствуют требованиям нашего времени в связи с восстановлением реальной состязательности суда.

А.Ф. Кони всегда был проповедником  нравственности в судебном процессе, до сих пор для нас актуальны  его слова о требованиях к  личным качествам судебного деятеля: «Забвение про живого человека, про  брата во Христе, про товарища в  общем мировом существовании, способного на чувство страдания, вменяет в ничто и ум, и талант, и внешнюю, предполагаемую полезность его работы!». Анатолий Федорович и сам последовательно показывал личный пример бесстрастности, неподкупности и принципиальности.

Всю жизнь А.Ф. Кони отличала высокая внутренняя культура, унаследованная от родителей и их окружения. Он был  очень начитанным человеком, прекрасным, интересным писателем, собеседником, другом многих великих людей своего времени. Он умудрялся ладить даже с теми людьми, с которыми все были в  ссоре.

Об А.Ф. Кони можно сказать, что это был человек поистине «сделавший себя сам», не пользовавшийся какими-либо связями или протекциями  во власти, человек с независимыми суждениями, с твердыми моральными устоями. Все, чего добился Анатолий Федорович, было достигнуто его личным трудом, незаурядным талантом оратора, умом и высокой нравственностью. Он по праву может быть назван основателем новой науки - судебной этики, которой посвящен труд "Нравственные начала в уголовном процессе" (1902 год), в котором А.Ф. Кони писал: «Не личное счастие должно быть задачей, не отдаленные цели мирового развития и не успех в борьбе за существование, приносящие в жертву отдельную личность, а счастье ближнего и собственное нравственное совершенство». Сам А.Ф. Кони всегда достойно нес высокое звание юриста и человека. Сколько людей, которых мы уже не увидим, могли бы сказать ему человеческое спасибо за справедливость, за правду и нравственность, внесенные в суд. Ведь за каждым приговором стоит не просто наказание человека, но, в условиях российской действительности, - целая жизнь. Многие ли возвращались после "Владимирки" (этап, по которому вели в Сибирь осужденных), так живо описанной Кони в работе, посвященной памяти незаслуженно забытого Ф.П. Гааза, «святого доктора» потратившего все свои сбережения на облегчение участи арестантов?

И двор, и министерство юстиции  смогли подняться выше частных претензий  и увидеть в председателе окружного  суда действительно талантливого юриста, который мог принести пользу Отечеству. Так, в 1885 году он был назначен обер-прокурором Сената, это была высшая прокурорская должность того времени. С 1897 года он становится сенатором. Одновременно он был избран почетным академиком изящной  словесности Императорской Академии Наук вместе с А.П. Чеховым.

Общественно-политическая жизнь  была для Анатолия Федоровича полна  событий. После создания Государственной  Думы он включается в активную законотворческую деятельность, выступая в качестве члена Государственного Совета. Во многом благодаря его поддержке  были приняты законы об условно-досрочном  освобождении, о допущении женщин в адвокатуру. Перед Февральским  переворотом А.Ф. Кони занимал одну из наиболее значительных судебных должностей в России - первоприсутствующий в общем собрании кассационных департаментов Сената. Поддерживаемые связи с крупнейшими литературными деятелями того времени, ленинская политика по привлечению "старых специалистов", абсолютная нравственная чистота позволили ему в 1917 году если не присоединиться, то, по крайней мере, найти свое место в новой стране, в новом мире. Во время голода в Петрограде, он сам предложил А.В. Луначарскому сотрудничество в целях просвещения масс. Результатом стало чтение лекций рабочим Путиловского завода, строителям Волховстроя, студентам. Было прочитано около тысячи лекций, в том числе и на кафедре уголовного права Петроградского Университета, куда он был приглашен. Идеалист, твердый ревнитель духа великих реформ 60-х годов, он верил в возможность воспитать молодое поколение, вложить в него основы нравственности... Но жизнь не подтверждала его веры: "Я стал читать лекции в Александровском лицее и под фирмою уголовного судопроизводства стараюсь знакомить слушателей с началами судебной этики. Но эта молодежь - очень распущенная в смысле нравственном и умственном - не умеет ни слушать внимательно, ни записывать..." (из письма к Чичериной 27 ноября 1901 года)

В советский период А.Ф. Кони переиздает ряд мемуаров, объединенных в сборнике "На жизненном пути". Эти воспоминания, бесспорно, признаны лучшими образцами мемуаристики. Точность, краткость и емкость описания, как отмечали критики, поистине достойны Достоевского. Читатель его мемуаров получает не только информацию об исторических или юридических событиях, но и интеллектуальное удовольствие от приобщения к живому источнику слова. Творчество Кони подтверждает слова Ф. Ницше о том, что "хороший писатель может не быть хорошим оратором, но хороший оратор всегда - хороший писатель". Многие произведения уже упоминавшихся классиков русской литературы были написаны именно по материалам дел, в которых участвовал А.Ф. Кони. Например, роман Л.Н. Толстого "Воскресение", сюжет которого был взят из реального прецедента, существующего в практике Анатолия Федоровича.

Основная часть рукописного  наследия великого оратора хранится в Институте русского языка и  литературы, его книги переизданы в России и за рубежом, его речи цитируются как образцы судебных речей, его мемуары используются для объективного написания биографий  многих известных личностей. Изучение его творчества продолжается, особенно актуальным становится оно сейчас, когда наш суд, как утверждают специалисты, приобретает многие черты  судебной системы 1864-66 годов. И здесь  незаменимыми пособиями будут книги  Кони "Судебная реформа и суд  присяжных", "О суде присяжных  и о суде с сословными представителями", "Заключительные прения сторон в  уголовном процессе".

 

2.1 Анализ судебной речи  А.Ф. Кони «Об утоплении крестьянки  Емельяновой ее мужем»

15 ноября на дне речки  Ждановки был найден труп неизвестной  женщины, в которой местные  жители признали жену Емельянова, служащего номерным при банях  купца Соловьева, расположенных  недалеко от данной речки. По  осмотру и вскрытию тела было  выяснено, что смерть наступила  от удушения вследствие утопления.  В смерти Лукерьи Фроловой, жены  Емельянова, было усмотрено самоубийство, последовавшее за приговором  Емельянова к семидневному заключению  за нанесение побоев студенту. Но повторное вскрытие тела  Лукерьи показало наличие кровоподтеков  на левом плече и бедре. Кроме  того, жена Емельянова оказалось  беременной. Ввиду обстоятельств  и показаний свидетелей, крестьянин  Егор Емельянов был предан  суду по обвинению в умышленном  лишении жизни своей жены, ее  утоплении на берегу речки  Ждановки.

В данном деле Анатолий Федорович  Кони выступал в качестве обвинителя. Его обвинительная речь, состоящая  из логических выводов и умозаключений, подкрепленная проверенными фактами, была прочитана им на слушании этого дела и повлекла за собой приговор, которым подсудимый был признан виновным в убийстве жены с заранее обдуманным намерением.

В своем вступлении автор  говорит о том, что это дело не из самых легких, оно имеет  много туманных неясных моментов, но этим только ценнее становится задача обнаружить истину.

Далее он последовательно  и точно предоставляет судьям и присяжным все факты дела, раскрывая каждый максимально доступно и доказывая виновность подсудимого  ясными и понятными выводами. Речь А.Ф.Кони имеет такой убедительный характер в связи с ее особенностями  композиции. Она построена с помощью  логических связок, последовательно  соединяющих между собой отдельные  факты дела. Исходя из показаний  свидетелей, А.Ф.Кони рассуждает об их правдивости и компетентности, сопоставляет их. На этой основе он делает выводы, которые  дополняет анализом психологических  особенностей участников процесса. Этот анализ, проведенный Анатолием Федоровичем, базируется на событиях, предшествующих убийству Лукерьи, и он подкреплен логичной аргументацией, еще точнее описывающей  психологическое состояние героев, повлекшее за собой несчастный случай. А.Ф. Кони в своих размышлениях сам  развил и настолько ясно обосновал  мотивы совершения преступления, что  ничего нельзя было бы сказать защите в их опровержение. Помимо логики, фактов и тонкого психологического анализа, в тексте заранее присутствуют опровержения еще только предполагаемых возражений со стороны защиты. С помощью опять  же логики, убедительных доводов, последовательных выводов, А.Ф. Кони изобличает факты, которые  могли бы помочь подсудимому. В частности, утверждение Емельянова, что его  жену утопила Аграфена Сурина, а  не он. Сопоставляя факты и дополняя их психологическими моментами, А.Ф. Кони убедительно доказывает несостоятельность  данного утверждения.

В заключение А.Ф. Кони напоминает о сложности данного дела, выражает полную уверенность в компетентности судей и в справедливости приговора, который они вынесут подсудимому, принимая во внимание все факты дела.

Специфика обвинительной  речи Анатолия Федоровича состоит в  том, что он не использует одних сухих  фактов или только эмоционального давления на судей и присяжных заседателей. Как идеальный судебный оратор, Анатолий Федорович умело сочетает факты  и возбуждает соответствующее чувство  в сердцах присяжных заседателей. А.Ф. Кони сочетает в себе комплекс знаний и умений по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно  с требованиями закона, умение построить  объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения, умение воздействовать на правосознание  людей. Задача судебного оратора  в том, чтобы склонить судей к  нужному ему решению, а присяжных  заседателей к вердикту, желательному для него. Для успешного выполнения этой задачи ему необходимо знание ораторских способов и приемов, пригодных  для данного вида красноречия  и умение ими пользоваться. Анатолий Федорович Кони неустанно на практике демонстрировал свою компетентность в  сфере судебного красноречия, доказывал  свою состоятельность как судебный оратор и как человек высоких  нравственных и моральных устоев. Его речь отвечает эталонам ораторского  искусства и включает в себя основные принципы ее изложения. А.Ф. Кони строил речь так, что она оставляла судьям только одну возможность - вынесения  бескомпромиссного, справедливого  приговора. Это большая заслуга  А.Ф. Кони как судебного оратора  и как человека строгих правил и высоких моральных качеств.

Информация о работе А.Ф. Кони как идеальный оратор xx века