Феминизм в начале XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 20:07, реферат

Краткое описание

Типичная феминистка — кто она? Больная на голову и обиженная жизнью женщина или уверенная в себе леди? Разобраться в этом вопросе нам поможет краткий экскурс в историю.

Оглавление

Исторический экскурс ………………………………………………… . ..3
Этапы структурирования женского движения ………………… …… . .12
Направления женского движения …………………………………….. ..20
Социальный состав ………………………………………………….. …..22
Итоги …………………………………………………………………….. .24
Список литературы ……………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

реферат политология.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО  «Белгородский Государственный  университет» 
 

Юридический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат  

Тема: Феминизм в начале XX века 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила: студентка 5 курса

гр. 080601

Ксения  Шпак 

Проверил:  М.А.  Ворфоломеев 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Белгород 2010

Содержание  

 

Исторический  экскурс ………………………………………………… . ..3

Этапы структурирования женского движения ………………… …… . .12

Направления женского движения …………………………………….. ..20

Социальный состав ………………………………………………….. …..22

Итоги …………………………………………………………………….. .24  

Список литературы ……………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Исторический  экскурс 

   Типичная  феминистка — кто она? Больная  на голову и обиженная жизнью женщина  или уверенная в себе леди? Разобраться  в этом вопросе нам поможет краткий экскурс в историю.

   Чаще  всего при слове «феминистка» мы рисуем в своем воображении  старую деву, страдающую от отсутствия внимания со стороны противоположного пола, мужеподобную и при этом скандально борющуюся за свои права. Разнообразные глянцевые издания активно культивируют этот образ, но являются ли правдой подобные представления о феминизме или это лишь выдумка воспаленного ума?

   Официально  феминизм появился в XVIII веке в Европе на волне буржуазных революций. Хотя, конечно, сама идея о равноправии мужчины и женщины возникла гораздо раньше. Еще в древности о роли мужчины и женщины задумался Платон. В своем монументальном труде «Государство» он утверждал, что не только мужчины, но и женщины способны выполнять функции воинов-стражей, лишь бы у них были необходимые для этого задатки и соответствующее воспитание. Для защитника государства, утверждал Платон, пол не имеет значения, так же как не имеет значения, какой сапожник — плешивый или кудрявый — шьет сапоги. В общем, первым феминистом была не женщина, а мужчина. Но тогда общество не было готово к таким радикальным идеям. Лишь к XVIII веку идея феминизма начала развиваться, и уже в XIX веке борьба за равенство полов развернулась вовсю.

   В консервативной Европе женщина была лишена многих прав, а судьбы мира вершили мужчины. Но когда случилась французская революция, все переменилось. «Декларация прав женщины и гражданки», написанная и опубликованная в 1791 году Олимпией де Гуж, заложила основу современного феминизм.

   В декларации заявлялось, что игнорирование, забвение женских прав и «тирания сильного пола» являются причиной национального несчастья и нравственного разложения, что женщина рождена свободной и в своих правах должна быть равна мужчине. «Из общности мужчин и женщин состоит нация, на которой покоится государство; законодательство должно быть выражением воли этой общности <...> Все гражданки и все граждане должны, сообразно с их способностями, иметь одинаковый доступ ко всем общественным должностям <...> Только одно различие их добродетелей и талантов может служить масштабом для их выбора». В своем обращении к женщинам Олимпия де Гуж восклицала: «Разве еще не время, чтобы и среди нас — женщин — началась революция? Разве мы никогда не примем деятельного участия в формировании общества?» Как видите, текст за более чем триста лет не потерял своей актуальности. Только не все так безоблачно, как кажется. Декларация вызвала широкий резон в резонанс в обществе, многие были недовольны столь резкой критикой существующего положения вещей, а сама Олимпия де Гуж была казнена в 1793 году не только как роялистка, «враг революции», но и как женщина, «забывшая о достоинствах своего пола». И все же начало было положено. Женщины начали бороться за равные юридические права, за право участвовать в общественной и политической жизни, право на образование, возможность работать, право развода, имущественные и другие права. Особое распространение феминизм получил в США и Великобритании. Именно там сформировались основные течения феминизма: либеральный, радикальный, а с развитием марксистских идей, и социалистический. Немного позже появились такие течения, как: анархо-феминизм, эко-феминизм, эротический феминизм и другие.

   Среди радикальных феминисток того времени  можно выделить Элизабет Кэди Стентон, издавшую в 1848 году в Сенека-Фоллз, штат Нью-Йорк, свою «Декларацию чувств». Примечательно, что из ста подписей под декларацией тридцать две принадлежали мужчинам. Фактически же документ был отражением главных постулатов «Американской декларации независимости», где основной мыслью было то, что «все люди созданы равными». Однако на первый план в ней выносились еще более радикальные идеи, бросающие вызов традиционным взглядам на роль женщины в обществе. Консервативное общество приняло этот документ неоднозначно, но благодаря усилиям Кэди Стентон, а позднее и Сюзан Браунелл Энтони, феминизм начал набирать силу.

   В 1869 году Элизабет Кэди Стентон и  Сюзан Браунелл Энтони основали Национальную Ассоциацию Избирательного Права Женщины (Nation Woman Suffrage Association — NWSA) и добились принятия девятнадцатой поправки к конституции, дающей право женщинам участвовать в голосовании.

   В Великобритании самой известной  феминисткой того времени стала  Мэри Уолтонкрафт, в 1792 году написавшая книгу «В защиту прав женщин».

   В XX веке либеральный феминизм породил так называемое «Новое течение». Зародившись в студенческой среде, оно вскоре приобрело социалистическую окраску. В полном соответствии с принципами марксизма представительницы этого течения считали, что есть только один путь положить конец притеснениям женщин — сломать капиталистическую систему.

   Конечно же, Россия не осталась в стороне  от новых веяний. В конце XVII века идеи феминизма поразили и нашу родину. Причем инициаторами борьбы за женские  права в 1860 году явились опять-таки сами мужчины. Было опубликовано множество статей, посвященных пресловутому женскому вопросу. Михайлов, Писарев, Чернышевский — все они живо интересовались данным вопросом. А в 1908 году в России прошел «Первый Всероссийский женский съезд», собравший более 1000 делегаток со всей страны. Съезд, правда, закончился грандиозным скандалом из-за радикально противоположных мнений собравшихся. Через два года феминистки собрались вновь, но это оказался последний их съезд — революция оборвала благое начинание.

   И, тем не менее, после революции  женщины получили равные права с  мужчинами. В соответствии с Конституцией СССР женщины получили право на образование, право на труд, право занимать пусть  не самые важные, но все же посты  во властных структурах. Именно советская женщина первой полетела в космос.

Происхождение понятия

   В современной науке высказываются  разные предположения о том, кто  первым ввел термин "феминизм" в  научный оборот. Одни исследователи (О. Воронина, М. Соколова, В. Успенская) полагают, что слово "феминизм" было сконструировано французским социалистом-утопистом Шарлем Фурье ещё в конце XVIII в. Философ именовал феминистами сторонников женского равноправия и полагал, что "расширение прав женщин - это главный источник социального прогресса"1.

   Другая группа исследователей теории и истории женского движения, среди которых С.Г. Айвазова и Н. Уолтер, приписывают авторство писателю А. Дюма-сыну (1824-1895), написавшему знаменитый роман "Дама с камелиями". По мнению исследовательницы Т.А. Клименковой, слово "феминизм" впервые употребила англичанка Элис Росси в своей статье в журнале "The Athenaeum" (Лондон) 27 апреля 1895 года.  С точки зрения историка Карен Оффен, термин "феминизм" появился в 1882 году во Франции, когда феминисткой назвала себя участница движения женщин за избирательное право Губертина Оклер, подписывавшая так свои статьи в издаваемой ею газете "Ля Ситуаенн". После первого феминистского конгресса в Париже в 1892 году термин "феминизм" приобрел широкую популярность и к 1894 году появился на страницах периодических изданий в таких странах, как Великобритания, Испания, Италия, Германия, США.

   Следует отметить, что с 1890-х гг. слово "феминизм" использовалось в западном мире как  синоним понятия "женская эмансипация" (лат. emancipatio - освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков). Феминистами или феминистками называли тех, кто поддерживал идею женской эмансипации. Под эмансипацией женщин понимается стремление к уравнению прав обоих полов, исходящее из мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Термин "эмансипированная женщина" ("emancipation de la femme") появился в эпоху июльской революции 1830 года.

   В становлении феминизма, как общественного движения за права женщин в конце ХIХ - начале XX века, большую роль сыграл суфражизм (от английского suffrage - право голоса) - борьба женщин за гражданское право участия в голосовании. Суфражистками именовались участницы женского движения в Англии во второй половине XIX века (М.Г. Фаусетт, Э. Панкхерст, К. Панкхерст и другие). Возникнув в Англии, суфражизм позднее получил распространение в США, Германии, Франции и других странах. В научной литературе этот период получил название "феминизма равенства" или "феминизма первой волны" и стал борьбой женщин за обладание теми же правами, которыми уже владели мужчины.

   Базисным  понятием феминистской теории стало  понятие "гендер", которое до сих  пор остается предметом дискуссий в философии феминизма. В оксфордском справочнике по философии "гендер" понимается как "термин, введенный с целью выделения социального аспекта различия полов. Когда говорят о различии между существами женского и мужского пола как о различии "пола", то имеется ввиду их биологическое различие. Когда говорят о "гендере", то исходят из определенных социокультурных дефиниций понятия женщины  и мужчины  и предполагают изначально установленное различие их социального положения"2. При всей дискуссионности определений, большинство исследователей разделяют позицию, что "половое поведение, психологические различия и т.п. есть результат не столько физиологических особенностей мужчин и женщин, не природное их предназначение, а распространенные в каждом типе культуры и общества образы, типы, конструкты "мужского" и "женского", которые и задают определенную траекторию воспитания, образования и всей системы ценностей человека того или иного пола"3.

   В современной науке универсального определения для такого многоликого  и внутренне противоречивого явления как феминизм не существует. В "Энциклопедии феминизма"  Л. Таттл говорится о существовании более чем 300 определений понятия "феминизм". Автор отмечает, что "в настоящее время имеется лишь множество индивидуальных определений феминизма, а его фундаментальное определение находится еще в стадии обсуждения"4.

   В современном Оксфордском словаре по социологии феминизм определяется как теория равноправия полов в обществе, а также как социальное движение с целью достижения равенства между полами, прежде всего за счет расширения прав и возможностей женщин во всех сферах жизни5.

   В Большом энциклопедическом словаре  феминизм понимается в широком смысле как стремление к равноправию  женщин с мужчинами во всех сферах жизни общества, а в узком смысле как женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами6.

   В силу того, что в последнее столетие и приватная и публичная роль женщины расширились и претерпели изменения, определение феминизма также расширилось и стало включать политические, культурные,  сексуальные и этнические измерения7. Отсюда отражение всех этих аспектов в одном определении представляется достаточно сложным.

   По  мнению исследовательницы Карен  Оффен, феминизм - "система идей и общественное движение за социально-политические изменения, основанные на критическом анализе привилегированного положения мужчин и подчиненного положения в данном обществе"8.  

   С точки зрения немецкой лингвистки Луизы  Пуш, "феминизм - это теория, затрагивающая все области человеческого бытия, которая выявляет и подвергает резкой критике патриархатное содержание всех культурных порождений мужчины, традиционно отождествляющего себя с человеком как таковым"9.

   Американский  антрополог Генриетта Мур трактует феминизм  как "нечто, реферирующее к осознанию женского угнетения и эксплуатации на работе, дома и в обществе, это нечто, что призывает к сознательному политическому действию, предпринимаемому женщинами с тем, чтобы изменить описанную ситуацию"10.

   Феминизм как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение, часто используется в качестве синонима понятия "женское движение". В данном случае феминизм трактуется как действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов11. Однако с точки зрения политолога А. Темкиной, когда речь идет о женском движении, далеко не всегда имеется в виду феминизм. Термин "феминизм", по её мнению, чаще используется для обозначения идеологии или теории, а термин "женское движение" - для обозначения организованной деятельности, реализующей феминистские (и не только) идеи. Движение может быть нацелено на изменение гендерных отношений, (тогда оно считается феминистским), а может действовать, исходя из существующих гендерных ролей (в данном случае речь идет о женском движении)12.

Информация о работе Феминизм в начале XX века