Феминизм в начале XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 20:07, реферат

Краткое описание

Типичная феминистка — кто она? Больная на голову и обиженная жизнью женщина или уверенная в себе леди? Разобраться в этом вопросе нам поможет краткий экскурс в историю.

Оглавление

Исторический экскурс ………………………………………………… . ..3
Этапы структурирования женского движения ………………… …… . .12
Направления женского движения …………………………………….. ..20
Социальный состав ………………………………………………….. …..22
Итоги …………………………………………………………………….. .24
Список литературы ……………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

реферат политология.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

   Что касается трактования понятия "феминизм" в отечественной социокультурной  традиции, то следует отметить, что  под этим понятием в российском обществе в конце XIX - начале XX века называли стремление женщин из образованных слоев самостоятельно и организованно добиваться признания своих гражданских прав, прежде всего право голоса, а также право на получение высшего образования.

   Однако  необходимо отметить тот факт, что  в России (и в некоторых других странах) понятию "феминизм" долгое время  негативный смысл, поскольку с самого начала феминистками называли мужененавистниц, а также тех бунтовщиц, которые, не веря программам и обещаниям, самостоятельно хотят добиться своих прав13. Возможно, в силу такого распространенного толкования термина многие российские активистки женского движения конца XIX - начала XX века (прежде всего М. Трубникова, Н. Стасова и А. Философова) чаще предпочитали называть себя "равноправками", а не феминистками. "Равноправки" концентрировались прежде всего на вопросах образования женщин.

   В отечественной историографии, как  считает большинство исследователей, феминизм долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. В советское время феминизм понимался  как буржуазное женское движение за уравнение в правах женщин с мужчинами при сохранении основ капиталистического строя, все проявления которого, в отличие от пролетарской борьбы за женское равноправие, "носят печать реакционности и ограниченности"14. В позднесоветское время (1980-е гг.) в энциклопедических изданиях этот термин просто пропускали. В постперестроечных философских словарях феминизм рассматривается в трех плоскостях: социальное движение, жизненные принципы, целостная система взглядов, при которой человек не имеет предубеждений по поводу пола  и философско-культурологическая концепция анализа понятия пола15. И лишь в последние десятилетия ХХ века феминистская тематика получила отражение в публикациях ряда гендерных центров.

   И все же до сих пор феминизм все  еще довольно "темный" термин в российском дискурсе, имеющий как позитивные, так и негативные коннотации.

   Наиболее  приемлемым представляется определение  феминизма, данное в "Большом толковом социологическом словаре COLLINS".

   1. Целостная теория, связанная с  характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам.

   2. Социополитическая теория и практика, стремящаяся к освобождению всех  женщин от мужского превосходства  и эксплуатации.

   3. Социальное движение, заключающее  в себе стратегическую конфронтацию  с гендерно-классовой системой.

   4. Любая идеология, состоящая в  диалектическом противоречии со  всеми женоненавистническими идеологиями  и действиями16.

   Таким образом, обобщая все выше сказанное, следует отметить, что общепринятого  четкого определения феминизма  на сегодняшний день не существует. Определения феминизма зависят от того контекста (политического, социального, экономического, теоретического и пр.), в котором он развивается, от подъема-спада женского движения. Под феминизмом может пониматься и борьба женщин, и идеология равенства прав, и социальные изменения, и избавления мужчин и женщин от стереотипных ролей, и улучшение способа жизни, и активные действия.

   Более того, как отмечает Г.А. Брандт, "феминизм, по крайней мере в теоретическом  осмыслении, перерос этимологию своего названия. Сегодня он не только про- и за- женщин, он за адекватное понимание жизненной практики человека любого пола"17.

   Так или иначе, появление термина  феминизм было связано с необходимостью выделения людей, выступающих не только за возрастающую социальную роль женщин, но и за право женщины определять себя как самостоятельную личность. 

   В ХХ веке феминизм из практики социально-политического  движения за  равноправие женщин перерос в явление общекультурного  масштаба с развернутой философской концепцией, базирующейся на гендерном методологическом основании. Согласно феминисткой философии, не пол, но гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы.  

Этапы структурирования женского движения 

   1859-1895 гг. — этап становления. В это время многие женщины Новой Англии стали покидать свои домашние обители. Кто-то активно выступал с лекциями, кто-то занялся политикой, участвуя в женских антирабовладельческих обществах, тысячи женщин нашли себе работу вне дома – на текстильных фабриках. Кроме того, для женщин открыли несколько высших учебных заведений.

   Создаваемые в этот период общества преследовали три цели: во-первых, благотворительность, поддержку женщин при включении в профессиональную деятельность; во-вторых, просвещение женщин, обучение их грамоте; в-третьих, борьбу за высшее образование.

   Среди наиболее заметных организационных  структур выделялись: Общество дешевых  квартир, Общество женского труда, Дом трудолюбия для образованных женщин, Женская издательская артель и другие объединения.

   Важнейшими  событиями рассматриваемого периода  являлись гражданские инициативы в  борьбе за доступ к высшему образованию. Характерные черты движения на этом этапе — антифеодальная, демократическая направленность; поддержка женщин разных социальных слоев, желающих трудиться; активное сотрудничество с прогрессивно мыслящими мужчинами из числа интеллигенции, общественными и государственными деятелями.

   В Великобритании возникали многочисленные женские политические и социальные союзы, которые выступали с различными требованиями: допуск женщин к высшему  и профессиональному образованию, предоставление им больших юридических  прав, защита материнства и т.д. К примеру, широкий общественный резонанс имела организованная женщинами кампания за отмену законов о венерических заболеваниях, согласно которым полиции портовых и гарнизонных городов предоставлялось право арестовывать и подвергать медицинскому осмотру любую женщину, подозреваемую в занятии проституцией. Это требование в конечном счете было удовлетворено, и законы, действовавшие с 1864 года, отменили в 1886 году. Организованная в 1883 году Маргарет Ллевелин Дэвис Женская гильдия содействия объединяла домохозяек из рабочих кварталов. В центре внимания гильдии стояли вопросы социальной политики, члены ее отстаивали необходимость сохранения и повышения пособий по материнству, различных видов домашней помощи, обеспечения школьными завтраками. В то же время наиболее популярным лозунгом с середины XIX века становится требование равного избирательного права для женщин, ибо в среде активисток движения распространялось убеждение, что оптимальным средством для решения многочисленных проблем может быть только наделение женщин политическими правами на тех же основах, на которых пользовались ими мужчины18.

   1895-1906 гг. — этап начавшейся организационной дифференциации и политизации.

   Наряду  с благотворительностью и трудовой помощью женщинам формируется новое, общественно-политическое направление движения. Первой женской организацией, поставившей цель добиться равных с мужчинами политических и гражданских прав, стало Русское женское взаимоблаготворительное общество. Изменение социально-политической обстановки в стране, последовавшее в начале XX века, вызвало к жизни новые организационные формы и инициативы. Наиболее политизированным являлся Союз равноправия женщин (СРЖ). В 1899 г. была создана Женская русская лига мира с целью поддержки Первой Гаагской мирной конференции. В этот период начали действовать общества по защите нравственных устоев женщин, профессиональные объединения, клерикальные организации, национал-патриотические союзы.

   Качественные  изменения претерпела инфраструктура движения в целом. В начале XX века были созданы ряд крупных всероссийских женских организаций с отделениями на местах (СРЖ, Общество защиты женщин, Общество улучшения участи женщин и др.). В 1790г. были упразднены право первородства и мужское преимущество; в том, что касается наследования, мальчики и девочки стали равны; в 1792 году законодательно утверждается развод, что несколько ослабляет суровость матримониальных уз; но все это были лишь незначительные завоевания. В буржуазной среде женщины настолько сильно врастали в семейную жизнь, что не могли почувствовать между собой реальную солидарность; они не составляли отдельной касты, способной выдвинуть требования, — с экономической точки зрения они вели паразитическое существование. Получается, что тем женщинам, которые могли бы участвовать в событиях, несмотря на свой пол, их классовое положение не позволяло это сделать, а женщины из активно действовавших классов были обречены оставаться в стороне именно как женщины.

   Отличительной чертой этапа явился переход к  многопрофильным общественным образованием. С конца XIX века важным элементом движения стала женская печать.

   Значимые  события этапа — агитация за избирательное  право женщин, поддержка революционных  выступлений рабочих осенью 1905 года.

   Знакомство  с опытом европейских социал-демократических  партий по повышению активности женщин, участие А.М. Коллонтай в начале XX века в работе женских конференций  социал-демократической партии Германии и Международного женского социалистического секретариата выступило одной из основных причин структурирования в российском женском движении самостоятельного направления - социалистического женского рабочего движения.

   Об  актуальности требований говорит появление  во второй половине 19 – начале 20 века многочисленных феминистских организаций в ряде стран. В 1888г. был создан Международный совет женщин, к началу 20в. в него входили Соединенные Штаты, Великобритания, Австралия, Норвегия, Нидерланды.

   В 1904г. ассоциация женщин была создана  в Берлине; в Союз были готовы вступить ассоциации из Канады, Германии, Дании, Швеции. В 1911г. Союз насчитывал 24 национальные организации. Во всех странах-участницах Союза ежегодно проводились тысячи митингов, миллионы забастовок со словами правды о положении женщин.

   В 1904г. – Международный альянс за избирательные  права женщин (современное название – «Международный альянс женщин-сторонниц равных прав и обязанностей»), к которым присоединился Всероссийский союз равноправных женщин (основан в 1905г.).

   Таким образом, к началу XX века феминистское движение сумело охватить широкие слои общества, стало более массовым и организованным, подкреплялось идейной основой и сочувствием со стороны наиболее прогрессивных мужчин. Женщины смогли добиться для себя уже значительных прав и создали предпосылки для дальнейшей реорганизации общества.

   1907-1914 гг. — этап формирования массового движения с разветвленной инфраструктурой, интегрирующего различные социальные слои женщин. Количество и разнонаправленность женских организаций продолжали возрастать. Была образована Женская прогрессивная партия. Ее целью стала борьба за политические права женщин, за демократические преобразования политической системы России.

   На  данном этапе организационное оформление получило пролетарское течение. В Санкт-Петербурге и Москве открылись женские рабочие клубы.

   Союз  равноправия женщин трансформировался в Российскую лигу равноправия женщин (РЛРЖ). Важным событием стал Первый Всероссийский женский съезд, состоявшийся 10-16 декабря 1908 года по инициативе Русского женского взаимноблаготворительного общества. В 1910 г. женские организации провели Всероссийский съезд по борьбе с торговлей женщинами, в 1913 г. — Первый съезд по образованию женщин.

   Новым явлением в развитии женского движения стала идейная борьба между либерально -демократическим и пролетарским течениями. В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала XX. – движение за предоставление женщинам избирательных прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство.

   К началу XX века активно действовали; социалистки, защищавшие идеи равной оплаты женского труда и участие женщин в профсоюзах; радикальные феминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью; христианские женские благотворительные общества. В результате медленных завоеваний всех этих феминистских потоков, к концу XIX – началу XX века общественные стереотипы и нормы уже позволяли женщине выходить за пределы дома с тем, чтобы получить образование, работу.

   Пропорционально растущим знаниям, увеличивается и  самосознание женщин, они уже не просто претендуют на равное с мужчинами  положение, но порой видят свою главенствующую роль в развитии общества. Так Фрэнсис  Райт (1795-1852) в «Курсе публичных лекций» говорит о том, что «какое бы место ни занимали женщины на пути развития рода человеческого, они этот путь определяют», а «мужчинам суждено то возноситься, то низко падать в зависимости от того, высоко или низко положение женщины; и даже облеченные властью, вооруженные знанием, они, в силу особенностей, присущих их полу, всегда находятся на поводу даже у самой заурядной женщины»19.

Информация о работе Феминизм в начале XX века