Феминизм в начале XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 20:07, реферат

Краткое описание

Типичная феминистка — кто она? Больная на голову и обиженная жизнью женщина или уверенная в себе леди? Разобраться в этом вопросе нам поможет краткий экскурс в историю.

Оглавление

Исторический экскурс ………………………………………………… . ..3
Этапы структурирования женского движения ………………… …… . .12
Направления женского движения …………………………………….. ..20
Социальный состав ………………………………………………….. …..22
Итоги …………………………………………………………………….. .24
Список литературы ……………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

реферат политология.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

   И женщины понимали, что нужно искоренять не только неравенство по закону, но и укоренившийся в сознании людей  ложный тезис о мужском превосходстве. Об этом пишет Сара М. Гримке (1792-1873). В «Письмах о равенстве полов и положении женщин» она касается вопросов о несправедливой оплате женского труда, о толковании Библии мужчинами в свою пользу, о замужестве, как единственной цели девушки. Она считает неправильным и противоестественным посвящать всю свою жизнь ведению дома и ублажению мужа, и «пока не будет отвергнут тезис о превосходстве мужчин, до тех пор не изменится отношение к женщине ни со стороны общества, ни внутри ее самой, не забрезжит надежда на возрождение ее величия и восстановление прав предопределенных ей как существу разумному и ответственному».

   Женщины постепенно отвоевывают себе экономическую  значимость, утраченную еще в доисторические времена, поскольку вырываются из дома и, работая на заводе, по-новому принимают участие в производстве. Такой переворот становится возможным благодаря машине, ибо разница в физической силе между работниками мужского и женского пола в большинстве случаев нивелируется. Поскольку резкий скачок промышленности требует гораздо больше рабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечение женщин становится необходимым. Это и есть та великая революция, которая в 19 в. преображает участь женщины и открывает перед ней новую эру.

   Сьюзен  Б. Энтони (1820-1906) пишет, что «отсутствие  права голоса означает невозможность  строить и налаживать свою жизнь  или распоряжаться ею. Не имеющие  права голоса всегда вынуждены делать ту работу, получать ту заработную плату, занимать то место, которые определяют для них те, кто имеет право голоса. Не имеющий этого права находится в положении нищего: бери, что дают, иначе не получишь ничего»20. Считалось, что женщинам не нужно право голоса для защиты самих себя, т.к. их обеспечивают мужчины. Статистические данные свидетельствуют, что огромное количество женщин сами зарабатывали себе на жизнь. Они вынуждены были работать в лавках и на фабриках за ничтожную плату. Женщины-работницы, занятые в различных сферах, время от времени объединялись в профсоюзы и устраивали забастовки, чтобы добиться справедливости от своих хозяев так же, как это делали мужчины. Но не известно ни об одном успешном выступлении женщин. В газетах их осмеивали и писали, что если работницам не нравится заработок, то они «вольны взять расчет и выйти замуж». В случае с мужчинами ни один редактор не решился бы на подобное, потому что понимал: стоит ему высмеять или обличить этих мужчин, как не только они, но и все остальные мужчины, члены профсоюза из этого города, во время следующей избирательной компании проголосуют против кандидатов, за которых ратует этот самый редактор. Если бы женщины могли участвовать в выборах, они бы в своем городке «поддерживали равновесие политических сил». «Есть множество женщин, которые точно так же, как мужчины, вполне способны быть директорами или управляющими школ, и тем не менее, хотя три четверти учителей – женщины, почти все они назначаются на второстепенные должности, получая при этом половину или в лучшем случае две трети того, что зарабатывает мужчина. И все дело только в том, что они женщины. Именно для того, чтобы миллионы женщин, зарабатывающих на жизнь, могли так же, как мужчины распоряжаться своим трудом, они должны быть наделены правом голоса. Сейчас, когда произошла великая революция в экономике и женщина может работать и зарабатывать там же, где это делает мужчина, нельзя не прийти к выводу, что она должна обладать равными с мужчиной полномочиями, чтобы защитить себя. Речь идет о праве голоса – символе свободы и равенства. Без этого ни один гражданин не в состоянии сохранить то, что имеет, ни тем более получить то, чего не имеет»

   1914 г. - июнь 1917 г. — этап организационной стабилизации гражданских инициатив. Основными направлениями деятельности женских обществ оставались борьба за политическое и гражданское равноправие, трудовая помощь, просветительство, пропагандистская работа, благотворительность.

   В становлении пролетарского направления  значительную роль сыграли: выход в  1914 г. журнала" Работница", ежегодное проведение в феврале Международного дня работниц (в России — с 1913 г.).

   В годы первой мировой войны многие женские организации подчинили  свою работу потребностям фронта и  тыла. В ходе февральской революции 1917 года в результате многотысячных  выступлений женщин и инициатив  женских обществ женщинам было предоставлено избирательное право. 

   Направления женского движения 

   Женское движение второй половины XIX — начала XX века можно разделить на три идейных направления: первое— либерально-демократическое или реформистское; второе— социал-демократическое или пролетарское; третье — национал-патриотическое.

   Под либерально-демократическим подразумевается та часть женских организаций, которые выдвигали в качестве стратегической задачи достижение равноправия женщин с мужчинами во всех сферах общественной жизни и рассматривали государственные реформы основным средством ее осуществления.

   Женские организации данной направленности считали сложившийся социальный статус женщин не отвечающим их интересам, подвергали критике государственную  политику в отношении женщин. Среди  основных путей достижения главной  цели назывались демократические преобразования государственного строя, расширение прав и свобод граждан, законодательное уравнение в правах женщин и мужчин. Демократическая направленность женского движения просматривалась с момента формирования первых женских организаций. И если в 60-е годы XIX века оно включалось в общероссийское русло борьбы против крепостничества, то в конце XIX — начале XX веков многие женские общества и союзы поддерживали идеи представительной власти, правового государства, введения института конституционной монархии.

   С целью изменить сложившийся социальный статус женщин либерально-демократические организации призывали коренным образом пересмотреть гражданское законодательство, провести реформу женского образования, расширить права образованных женщин на профессиональную деятельность, улучшить условия труда работниц и крестьянок. Чтобы "женщина сделалась реальной силой в общественной и государственной жизни, — отмечалось в докладе на первом Всероссийском женском съезде, — должно организоваться женское движение в форме "женских обществ, клубов, союзов, отделов".

   Сторонниками  данного направления выступали  Русское женское взаимноблаготворительное общество, Союз равноправия женщин, Российское общество улучшения участи женщин, Российская лига равноправия женщин и многие другие женские союзы.

   К социал-демократическому, или пролетарскому, направлению отнесены те женские организации, которые, основываясь на марксистско-ленинской концепции решения женского вопроса, подходили к проблеме равноправия полов с классовых позиций, связывали устранение дискриминации женщин с ликвидацией частной собственности на средства производства и радикальной сменой общественно-политического строя. По утверждению И.Ф.Арманд, "дело освобождения пролетарок может быть делом только всего рабочего класса в целом", а "женщина может освободиться от кабалы только путем революция. Таким образом, достижение стратегической цели в борьбе за равноправие совпадало с главной задачей всего рабочего движения — социалистической революцией. В качестве лозунгов текущего момента выдвигались: охрана женского труда, борьба за 8-часовой рабочий день, за принятие законов по охране материнства, за избирательное право для женщин, учреждение системы общественного воспитания детей. В отличие от либерально-демократического направления женские рабочие клубы были немногочисленны.

   Национал-патриотическое направление объединяло женские  организации, которые придерживались официальной концепции о роли женщин в обществе и считали идеи о равноправии полов вредными. Такие организации, как" Женский русско-славянский союз", "Союз русских женщин", женская группа "Союза русского народа" объединили представительниц высших слоев и ставили своей целью " содействовать подъему русского народного самосознания", поддерживать русский дух среди подрастающих поколений, прежде всего, среди собственных детей" 
 

   Социальный  состав

   По  социальному составу женские  организации также были весьма разнообразны. Из числа представительниц высших слоев  общества состояли женские союзы  национал-патриотического толка  и многие благотворительные организации. Работниц промышленных предприятий и женщин, занятых неквалифицированным профессиональным трудом, объединяли женские рабочие клубы. Часть обществ, действовавших в рамках либерально-демократического направления, выражала интересы представительниц интеллигенции. В то же время большинство женских организаций были обществами смешанного типа и состояли из представительниц дворянства, буржуазии, разночинских и средних слоев. Всех этих женщин объединял главный жизненный интерес — саморазвитие, потребность в достижении равенства и защите своих прав, стремление к самостоятельной деятельности, улучшение материального положения.

   Среди наиболее выдающихся борцов за женское  равноправие следует назвать  М.В.Трубникову, А.П.Философову, Н.В.Стасову, АН.Шабанову, М.И.Покровскую, Е.Н.Щепкину, АМ.Коллонтай, М.К.Цебрикову, Е.И. Конради и многих других. Историческая заслуга этих замечательных женщин в том, что они несли в массы идеи равноправия полов, выступали инициаторами многочисленных гражданских инициатив, сплачивали женщин, своим примером пропагандировали образ жизни самостоятельной, независимой21.

   В итоге к началу XX века членов женского движения было довольно много: активно  действовали суфражистки, отстаивавшие политико-правовое равенство женщины; социалистки, защищавшие идеи равной оплаты женского труда, участия женщин в профсоюзах; радикальные феминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и контроля над рождаемостью; возникали женские благотворительные общества, а на их основе - христианский феминизм. Все эти направления, каждое на свой манер, помогали женщине, так или иначе, осваиваться с новой для нее ролью субъекта истории. В результате медленных, "ползучих" завоеваний в конце XIX - первой половине XX века женщинам удалось добиться права на образование; на равный с мужчинами труд и заработную плату, позднее - получить право голоса и право быть избранными, сначала в местные, затем в высшие эшелоны власти, право входить в профсоюзные организации и политические партии, право на развод, кое-где - на применение противозачаточных средств и на аборт; право на государственную помощь по беременности и родам, на отпуск по уходу за ребенком и т.д. Так, медленно и постепенно, начинались сдвиги в социальных отношениях пола, происходило завоевание женщинами права на власть, а затем - и самой власти.

   Особую  роль в этом процессе сыграли марксисты. Прежде всего, им удалось преодолеть антифеминистскую реакцию, поначалу преобладавшую  в рабочем движении. Самым типичным, самым крупным представителем этой реакции был П.Ж. Прудон. Он категорически отрицал идеи женского равноправия, право женщины на участие в гражданской жизни. В 1848 году от имени общественной морали и самой справедливости он протестовал против выдвижения кандидатуры известной французской феминистки Жанны Деруан на выборах в парламент - Национальное собрание.

   И все-таки у марксистских феминистических  идей был существенный изъян. Его  заметят позднее, столетие спустя. Подводя  итоги развитию идей женского равноправия, французский социолог Э. Морен напишет, что попытка рассмотреть проблему угнетения женщины с помощью категорий классового анализа является упрощением. Эта проблема сложилась в доклассовую, а может быть и доисторическую, эпоху и имеет не столько социологический, сколько антропосоциологический характер.

   Особо стоит отметить книгу Симоны де Бовуар «Второй пол», которая оказала  сильнейшее влияние на всю историю  развития женского движения. В центре ее внимания - не "женские массы" и их "коллективная борьба", а  женская личность и ее "ситуация" в истории, заданная физиологией и анатомией, психологией и социальными нормами и правилами. 

     Итоги

   Воздействие политических, экономических, социальных изменений на положение женщин было очень противоречивым. Традиционно женщину возводили на пьедестал, видели ее роль главным образом в создании и сохранении семейного очага, в воспитании детей. Но это не мешало использовать женский труд на тяжелых работах и закрывать глаза на неравенство в заработной плате мужчин и женщин. Когда возросла потребность в рабочей силе, женщины пополнили ряды наемных работников. И это притом, что долгое время замужняя женщина не могла владеть собственностью, подписывать контракты от своего имени и даже распоряжаться собственной заработной платой.

   Потребовались столетия, прежде чем в развитых странах Европы и Америки были провозглашены равные права граждан независимо от пола (в США – в 1920г.). Общество стало постепенно отходить от жесткой привязки тех или иных экономических и поведенческих норм по признаку пола, от традиционных понятий о построенном на гендерном факторе разделения домашних, родительских обязанностей и трудовой активности вне дома.

   Равенство мужчин и женщин – это вопрос равенства человеческого существования. Недопустима дискриминация между мужчинами и женщинами. Исторический опыт требует относиться ко всем, как к людям, соблюдать права человека безотносительно пола.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 
 

1. Большой  толковый социологический словарь  (Collins). - М., 1991.

2. Большой  энциклопедический словарь. - М., 1998.

3. Брандт  Г.А. Философская антропология  феминизма. Природа женщины. - СПб, 2006.

4. Гендерные  аспекты политической социологии. Учебное пособие /Отв. ред. С.Г.  Айвазова, О.А. Хасбулатова. - М., 2004.

Информация о работе Феминизм в начале XX века