Западная философия конца XIX – XX веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:38, доклад

Краткое описание

Конец XIX и XX в. – эпоха неклассической философии – дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода – это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Наиболее заметные представители различных течений в философии: иррационализма (А. Шопенгауэр) и философии жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон), американской философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), феноменологии (Э. Гуссерль), герменевтики, философской антропологии (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден), экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр), позитивизма и неопозитивизма (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), структурализма (К. Леви-Строс), критического рационализма (К. Поппер).

Файлы: 1 файл

западная философия конец19-20в.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Западная  философия конца  XIX – XX веков

     Конец XIX и XX в. – эпоха неклассической философии – дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода – это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Наиболее заметные представители различных течений в философии: иррационализма (А. Шопенгауэр) и философии жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон), американской философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), феноменологии (Э. Гуссерль), герменевтики, философской антропологии (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден), экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр), позитивизма и неопозитивизма (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), структурализма (К. Леви-Строс), критического рационализма (К. Поппер).

     Эта эпоха – эпоха бурного развития науки и культуры в целом, эпоха  бурного развития естествозна-ния  и невиданного прогресса технической мысли, успехов исторического исследования жизни народов Ми-ра. В это время акцент делается на рассмотрение человеческого фактора. Классическая философия, создан-ная великими гениями человечества, не только не сошла со сцены, но она сохраняет свое стержневое содер-жание всего философского массива, сохраняя свою неувядаемую ценность.   

Артур Шопенгауэр (1788-1860)

     Шопенгауэр  был первоклассным писателем, блестящим  стилистом. По натуре был одинок и  озлоб-лен. Является одной из самых  ярких фигур иррационализма.

     Иррационализм – учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведенческих актах людей, в мировоззрении, в ходе исторического процесса играют не силы разума, не рациональное на-чало, а иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), что предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства.

     Шопенгауэр  тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он преклонялся  перед филосо-фией И. Канта и философскими идеями Востока. Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмо-ций и воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Это бессознательное не могло быть осознано разу-мом и неподвластно никаким рациональным методам исследования. Интеллект, согласно Шопенгауэру, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли. Интеллект – это лишь орудие воли к жизни. Интеллект утомляется, а воля неутомима.

     Шопенгауэр, с одной стороны, стремился к расширению наших представлений о мире человеческой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу, а с другой – он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на «посту» первопричины мира рациональную идею на иррацио-нальный момент человеческой психики - первоволю. Шопенгауэр признавал, что среди источников, стиму-лировавших его мысль об идее волевого первоимпульса, не подвластного никаким рациональным, этичес-ким и даже эстетическим ограничениям, одно из первых мест занимали буддийские представления о майе и нирване. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, желания, мотивы побуждения человека к действию, и сами процессы его осуществления в значительной степени определяют направленность и характер реализации действия и его результат. Он абсолютизировал волю, превратив ее из составляющей духа в самодостаточ-ное начало. Воля для Шопенгауэра – корень всего сущего. Мир мыслился им как воля и представление (один из его трудов назывался «Мир как воля и представление»).

     В противоположность Канту Шопенгауэр утверждал познаваемость «вещи  в себе». Первый факт сознания он видел  в представлении. Познание осуществляется либо как интуитивное, либо как рефлектив-ное. Интуиция – это первый и важнейший  вид знания. Весь мир рефлексии в конечном счете покоится на интуиции. Истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отноше-ния к практике и к интересам воли; научное мышление всегда сознательно. Оно отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не спо-собна уяснить себе собственную сущность.

     Этика Шопенгауэра безотрадно пессимистична. Страдание присуще жизни неотвратимо. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобо-ждению от страданий, за которым должно последовать новое страдание либо томительная скука. Из при-знания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующим состоянием духа, препятствующим страданию, является состояние полного отсутст-вия желания. Симптом этого – переход к полному аскетизму. Шопенгауэр видел разрешение трагедии чело-веческой жизни в умерщвлении плоти и в угасании рациональных исканий человека. В качестве исхода предполагал апологию самоубийства (хотя  для  Европы, в христианской культуре, самоубийство всегда было грехом).

     Во  многом под влиянием Шопенгауэра  сформировались эстетические взгляды  великого композито-ра Р. Вагнера.

Сёрен Кьеркегор (1813-1855)

     Датский теолог, философ и писатель. Как  и Шопенгауэр, он высказывал недоверие  к разуму. Он от-рицал единое идеальное  начало мира, - будь то воля, разум или  что-либо другое из области абсолютизиро-ванных моментов сознания. Кьеркегор выдвинул идею «экзистенциального мышления». В отличие от науч-ного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично), экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно та-кое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. Вместе с тем Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обре-ченность на смерть, фиксируя это в понятиях «страх», «сомнение», «трепет» и т.д. Относясь к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции, Кьеркегор критиковал Гегеля за слишком абстрактный подход к человеку. Философы, по его мнению, ищут в человеке только его сущность, теряя из виду живую, уникаль-ную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями. Кьеркегор исходил из того, что у каждой эпохи свои умонастроения, свои особые моральные принципы и «своя безнравственность». Он призывал к тому, чтобы внимательнее «вглядеться и вчувствоваться» в реальную человеческую жизнь, в личные страдания.

     Для преодоления апологии страха и утешения необходимо религиозное общение  с Богом. Бог, у Кьеркегора, обладает личностной формой. Кьеркегор противопоставил  веру разуму как начало полностью  иррациональное, коренящееся в воле, которая трактовалась им как предшествующий всякому разуму ко-рень человеческого бытия.

     Несомненная заслуга Кьеркегора заключается  в постановке собственно человеческих вопросов, про-блем субъективного бытия: он сосредоточил свое внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия (одна из его книг называлась «Страх и трепет»).  Он остро критиковал традиционное понимание задач фи-лософии за то, что она теряет именно личностный аспект бытия, его субъективную сторону. Во всех своих произведениях Кьеркегор повторял: задача философии в том, чтобы вырваться из власти разумного мышле-ния и найти в себе смелость искать истину в том, что все привыкли считать парадоксом и абсурдом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Фридрих Ницше (1844-1900)

     Немецкий  философ и филолог, незаурядно одаренный мыслитель и публицист (воззрения Ницше имеют большое влияние на умы людей; этому во многом способствует удивительно изящная литературная форма его произведений в виде броских афоризмов, парадоксальных выражений, памфлетов и притч), яр-кий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

     Ницше резко отрицательно, даже бестактно грубо  относился к прекрасному  полу. Некоторые из его афористических по форме высказываний: «Мужчина должен воспитываться  для войны, женщина – для отдохновения воина. Все остальное - вздор»; «Ты идешь к женщине? Не забудь плетку!». Видимо, тут сказывались какие-то болезненные глубинно-личные мотивы… Извест-но, что пройдя манию величия Ницше впал в болезненное состояние души.

     Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устой-чивости в хаосе становления. Вслед за Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как «волю к власти», волю к расширению своего Я. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. Центральным понятием у Ницше яв-ляется идея жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности, биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в пер-вую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих ин-дивидуальных особенностей.

     Теория  познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. А не-которые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом. Ницше отвер-гает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет ему любовь к судьбе; он от-вергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы», раз-вивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» - тех «немногих», которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством – серостью, которую не общество, а сама природа предназначила к тому, чтобы быть «общественной пользой».

     Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали, которая играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. По Ницше, все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». У людей слабых она прояв-ляется как воля к «свободе», у более сильных – как воля к большей власти или, если это не приводит к ус-пеху, как воля к «справедливости», у самых сильных – как любовь к человечеству, чем маскируется стрем-ление к подавлению чужой воли. Представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономерного развития означает и бессмысленность морали. Ницше характеризовал «волю к власти» как определяющий стимул поступков человека, как главную особенность его деяний.

     Основное  внимание Ницше сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Современная ему культура оценивалась им как «куль-тура декаданса», когда возрастание интеллекта ослабляет инстинкт человека, приглушая ощущение его слиянности с природой, умаляя смысл жизни как единственно абсолютной ценности. Для культуры дека-данса якобы характерна христианская мораль с ее культом утонченной духовности и милосердия, когда вместе с тем происходит явное умаление ценности земной жизни и усиливаются принципы сострадания. Рассматривая искусство, Ницше выделяет в нем два начала: дионисийское - стихийное, оргиастическое, экстатическое – и аполлоновское - просветленное, гармоническое, рефлексивное. Эти противоборствую-щие силы характеризуют само бытие, причем дионисийское, изначально-жизненное, лежит в основе бытия. Идеал культуры заключается в опосредовании и достижении равновесия этих полярных начал. Искусство – это сублимация чувственного удовольствия: восприятие произведений искусства сопровождается возбуж-дением полового инстинкта, опьянением, жестокостью как глубинным состоянием психики. Их смешение производит эстетическое состояние. Искусство, по Ницше, есть избыток, излияние цветущей телесности в мир образов и желаний. Ницше характеризует эстетику как «прикладную физиологию», а в эстетическом чувстве усматривает интуитивную оценку явления как психофизиологически полезного или вредного для организма.

     В своем труде «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше пересматривает отношение к Сократу и последовавшей за ним рационалистической традиции. Жизнь якобы не может быть построена на рацио-нальных основаниях. Скептицизм убивает незнание, а оно как раз и дает человеку силы к жизни и сообщает ей смысл. Ницше стремился создать основы новой морали «сверхчеловека» взамен христианской.

Информация о работе Западная философия конца XIX – XX веков