Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:38, доклад
Конец XIX и XX в. – эпоха неклассической философии – дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода – это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Наиболее заметные представители различных течений в философии: иррационализма (А. Шопенгауэр) и философии жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон), американской философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), феноменологии (Э. Гуссерль), герменевтики, философской антропологии (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден), экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.П. Сартр), позитивизма и неопозитивизма (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), структурализма (К. Леви-Строс), критического рационализма (К. Поппер).
Но не смотря на это, главная тенденция в воззрениях Ницше состояла в совершенствовании культу-ры человека, в улучшении самого типа человеческой личности.
В
своей полемике с христианством
Ницше выдвигал претензию на значение
«антихриста».
Анри Бергсон (1859-1941)
Французский
мыслитель, представитель интуитивизма
и философии жизни. Его воззрения можно
определить как возражение против материалистически-
Наиболее важно его учение об интенсивности ощущений, о времени, о свободе воли, о памяти в ее соотношении со временем, о творческой эволюции и роли интуиции в постижении сущего. Критикуя меха-ницизм и догматический рационализм, А. Бергсон утверждал в качестве субстанции жизнь как некую це-лостность, отличную от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя – «вниз». Материя, отожес-твляемая с непрерывностью, пространством и миром «твердых тел», оказывает сопротивление жизни и ста-новлению. Сущность жизни, по Бергсону, постижима лишь с помощью интуиции, которой доступно непо-средственное проникновение в сущность предмета путем как бы слияния с его уникальной природой. Ин-туиция понималась как самопостижение жизни, т.е. познание ею самой же себя. Поэтому Бергсон не проти-вопоставлял объект субъекту.
Бергсон призывал обратиться к жизни нашего сознания: ведь она дана нам непосредственно в на-шем сознании, а оно показывает, что тончайшая ткань психической жизни есть длительность, т.е. непре-рывная изменчивость состояний. Идея длительности – излюбленная центральная категория в философии Бергсона. Длительность – атрибут времени, трактуемый как «живое» время, обладающее особой энергией спонтанного порыва. Идеи Бергсона о времени созвучны теории относительности: длительность событий и состояний – это фундаментальная характеристика времени. Бергсон – один из первых в философии ХХ в. проанализировал не просто специфику времени, а именно переживаемого человеком времени.
В
своих гносеологических рассуждениях
Бергсон противопоставляет
Человек же являет собой творческое существо. Великий дар творчества, по Бергсону, органически связан с иррациональной интуицией, а она есть божественный дар и дается лишь избранным.
Бергсон
резко противопоставил
Ученые и философы высоко
Бергсона
постоянно интересовали такие проблемы,
как душа и тело, идея духовной энергии,
снови-дения и т.п.. Они имели для
него особое значение: 1) потому что
он желал «освободить» дух от тела и тем
самым доказать возможность бессмертия
души; 2) с ним был связан его интерес
к спиритизму и телепатии - он усматривал
в этом путь к опытному подтверждению
возможности непосредственного общения
созна-ния без обращения к языку и телесным
движениям.
Чарлз Сандерс Пирс (1839-1914)
Американский
философ, логик, математик и
Он отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. По Пирсу, понятие об объекте можно дос-тигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Наше знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Он отводил большую роль «творчеству случайного» в движении и развитии сущего. Истина в трактовке Пирса – ясное, отчетливое, непротиворечивое на данной стадии развития знания. Истинность знания является надежным условием результативной практики. Полезность определяет значение истины, ее надежность. Практический интерес – причина нашей заинтересованности в искании истины.
Высшее
воплощение духа – Бог. Рациональные
доказательства бытия Бога бесполезны,
в поведении человека всегда есть
рационально необъяснимый, непознаваемый
«остаток», направляемый верой.
Уильям Джемс (1862-1910)
Американский философ и психолог, один из основоположников прагматизма. Согласно Джемсу, философ ищет такой мир, который подходил бы к его темпераменту, и поэтому верит в любую соответст-венную картину мира. Мы встречаем в философии два интеллектуальных типа. Один из них – «мягкий»: рационалист, оперирующий «принципами», интеллектуал, идеалист, оптимист, верующий, индетерменист, монист, догматик; другой – «жесткий»: эмпирист, оперирующий «фактами», сенсуалист, материалист, пес-симист, неверующий, детерминист, плюралист, скептик. Рационализм дает религию без фактов, эмпиризм дает факты без религии, мы же хотим соединить научное обращение с фактами с верой в человеческие цен-ности, что называется прагматизмом.
Воззрения Джемса являют собой своеобразное сочетание эмпиризма с идеалистическими и даже мистическими тенденциями. Признавая невозможность объяснения явлений сознания из материальных факторов, он в то же время придавал этим факторам весьма существенное значение. Джемс отрицал сущес-твование бессознательного начала в нашей душевной жизни, отстаивал идею единства душевной жизни, борясь против атомистического, внутри-себя-расчлененного ее понимания. Огромной заслугой Джемса яв-ляется стремление устранить механистические представления из учения о душе. Он приписывал сознанию такие основные признаки: всякое состояние сознания является состоянием определенной личности (это всегда сугубо личное сознание и самосознание), в сознании происходит постоянная смена его состояний («поток сознания») и он непрерывен; сознание есть активное начало, выбирающее из различных состояний какое-либо определенное, как это четко проявляется в акте внимания и волевого усилия. Ни одно состояние сознания не бывает тождественным с любым иным.
В теории познания Джемс исходит из признания исключительной значимости опыта. В своих ис-следованиях он обращается к конкретному – к фактам, прежде всего к действиям, к поведенческим актам, отвергая значимость абстрактных, абсолютных начал. Противопоставляя эмпирический метод методу ра-ционалистическому, он создал учение, которое назвал радикальным эмпиризмом. По Джемсу, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. Джемс абсолюти-зировал успех, превращая его не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержа-ние понятия истины: у него истина открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте познания.
Прагматисты обвиняли всю прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности и созерца-тельности. Философия, по Джемсу, должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созда-нию общего метода решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуаци-ях. Согласно Джемсу, мы реально имеем дело с тем, что переживается в нашем опыте, что и составляет «поток сознания»: опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное. Все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения жизненных задач. Цель мышления сос-тоит в выборе средств, необходимых для достижения успеха.
Джемс
унаследовал глубокую веру в Бога
от своей семьи. Его религиозные
убеждения были демо-кратичны, полны
тепла и человеческой доброты. Идея
Бога, по Джемсу, истинна. В религии заключена
ис-тина, ее содержание проникнуто духом
разума, нравственности и любви к ближнему.
Джемс считал, что люди могут быть счастливы,
исходя из того, что вера в Бога помогает
им быть счастливыми. Джемс защи-щал принцип
свободы воли и идею бессмертия души.
Джон Дьюи (1859-1952)
Американский философ, замечательный политический мыслитель, внес существенный вклад в раз-работку идей педагогики и теорию культуры, один из виднейших представителей прагматизма.
Фундаментальным понятием философии этого мыслителя был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. По мысли Дьюи, философия возникла не из удивления (как по-лагали в древности), а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому задача философии заключается в та-кой организации жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, который способствовал бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире. Средством для этого должен стать метод науки и разу-ма, который служил бы орудием, инструментом, соответствующим нашим прагматическим устремлениям. Такой метод состоит в установлении испытываемого затруднения или проблемы, которые возникают во всевозможных жизненных ситуациях и ставят человека перед задачей поиска средств для целесообразного их решения. При этом идеи, теории призваны выступать в роли жизненно необходимых интеллектуальных инструментов. Отсюда и суть его философии - инструментализм. По Дьюи, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельст-вах, ведут к достижению прагматических целей. При этом средства, которые избираются для решения соот-ветствующих проблем, должны быть не субъективными и произвольными; они должны отвечать характеру проблемы и поставленной цели.
Познание есть инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, так и со-циальной. А мерило истинности теории – ее практическая работоспособность в данной жизненной ситуа-ции. Практическая целесообразность – критерий не только истинности, но и моральности. Дьюи полагал, что предложенный им метод инструментализма пригоден для эффективного решения любых проблем в де-мократическом обществе. Прагматист не склонен рассуждать о постижимости или непостижимости внут-реннего смысла бытия. Он предпочитает думать о том, что ведет к успеху в жизни, а отсюда следует, что задача человека заключается в том, чтобы наилучшим образом устроиться в жизни, в мире, а задача фило-софии – помочь ему в этом.
Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
Выдающийся немецкий мыслитель, родоначальник одного из основных направлений современной философии – феноменологии (в России большое влияние воззрений Гуссерля испытал на себе А.Ф. Лосев), что букваль-но означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и собы-тий. Феноменология – это «строго научная философия» о феноменах сознания как о чистых «сущностях, образующий мир идеального бытия», о «самоочевидных логических принципах», дающих возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется с по-мощью многоступенчатого метода «феноменологической редукции». В результате из рассмотрения иск-лючаются весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существова-нии того, что является предметом исследования. И лишь этим путем мы как бы возвращаемся «к самим ве-щам» в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания. Такая редукция являет собой прием обоснования, идеализации. Феноменология по своей сути является наукой факта – предельно обобщенного и идеализированного. Гуссерль называет ее дескриптив-ной (описательной) наукой.
Он выступал с резкой критикой скептицизма и релятивизма, обвиняя их в психологизме, когда вся-кий познавательный акт определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания. В этом случае, ни о какой истине, которая бы не зависела от нашей субъективности, нечего и говорить: она невоз-можна. Логические законы, по Гуссерлю, не психологичны по своей природе.
В «Логических исследованиях» так определен объект, цели и метод философии: её основной объект – это научное знание и познание, её цель – построить науку о науке, т.е. «наукоучение». Решающая проб-лема теории познания – проблема объективного познания. Философу недостаточно того, что мы ориенти-руемся в мире, что мы имеем законы как формулы. Он хочет привести в ясность, что такое по существу «вещи», «события», «законы природы» и т.п. Гуссерль стремился отыскать самоочевидные, собственно логические принципы, чтобы очистить сознание от эмпирического содержания, что осуществимо лишь с помощью редукции, т.е. сведения высшего к низшему, простому. Для этого философия призвана освобо-диться от всех догматических принципов.