Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:42, реферат
ВВЕДЕНИЕ.
Сегодня мы рассмотрим современную западную философию XIX и XX, которая отличается от «классического» этапа своего развития рядом особен-ностей. Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов: Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время Западная фи-лософия XIX и XX века рассматривалась только в негативном свете. Большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной философии, отсут-ствие их строгой научной классификации создает трудность для её понимания и усвоения. Современная западная
Введение.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
Литература
Введение.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
Литература
Сегодня мы рассмотрим современную западную философию XIX и XX, которая отличается от «классического» этапа своего развития рядом особен-ностей. Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов: Слабое знание нами западной философии, т.к. длительное время Западная фи-лософия XIX и XX века рассматривалась только в негативном свете. Большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной философии, отсут-ствие их строгой научной классификации создает трудность для её понимания и усвоения. Современная западная философия оказывает значительное влияние на нашу сложную, динамичную эпоху. Многие философские направления име-ют практическую значимость, поэтому овладение ими поможет будущему офицеру ориентироваться в сегодняшней жизни.
«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К.Маркс. Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает филосо-фия) в форме основополагающих принципов и идей. Философия XX века вклю-чает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической фило-софии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения. Противоборство и взаимодействие разнообразных философских уче-ний составляет богатое содержание духовной мысли XX века. Одной из стерж-невых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.
1.1 Общество.
1.2 Марксистская философия.
Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводив-шей итог 2,5 - тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм. Создателями диалектического и исторического материализма были:
Анализируя сдвиги в развитии общества, реальный ход исторических событий, участвуя в революционной борьбе К. Маркс и Ф. Энгельс через ис-следование более развитой общественной жизни обретают возможность: как для научной критики всех предшествующих теорий
1.3 Новизна философских идей марксизма.
Центральной идеей (философским откровением) стала идея материалисти-ческого понимания истории. В целом развитие общества - есть естественно-ис-торический процесс, где общественное бытие определяет общественное созна-ние.
1-ая - «предыстория» или не подлинная история человечества (первобытная, ра-бовладельческая, феодальная, буржуазная формации), где человек был несвобо-ден.
1.4 Материалистическое учение о практике.
Все домарксовые философы - и материалисты, и идеалисты - считали главным, первичным в человеческой деятельности духовное начало. Практи-ческая же жизнь людей, их трудовая деятельность как что- то грязное, торга-шеское, враждебное разуму и высшим философским ценностям. Точка зрения Маркса состояла в том, что именно трудовая деятельность, практика является основой жизни человека. Практика исходна, первична по отношению ко всему духовному миру. Сознание идет следом за практикой. Люди осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в разряд практи-ческих проблем, т.е. мировоззрение не творит и не создает, а только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. С другой стороны, только на практике может проверять мыслитель верность своих рассуждений. Впервые эти мысли о роли практики Маркс изложил в «Тезисах о Фейербахе». Таким образом, взяв практику за исходное, Маркс распространил материализм на об-ласть общественной жизни.
1.5 Научная теория идеологии.
Открыв зависимость сознания людей от практической деятельности, Маркс и Энгельс коренным образом переосмыслили значение и роль духовной деятельности. Идеи и концепции, даже самые революционные, не могут слу-жить исочниками и причинами исторических изменений. Всякое мировозре-ние, в том числе и философское, не творит и не создает, а только выражает жизнь, изменяющуюся по собственным, лишь частично понятым людям зако-нам.
Анализируя историю, Маркс и Энгельс сделали вывод, что развитие об-щества зависит от типа материального производства. Каждому типу матери-ального производства присуща своя форма, которую Маркс назвал обществен-но- экономической формацией. Меняется тип материального производства ме-няется и формация. В предисловии «К критике политической экономии» Маркс писал: «В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпо-хи экономической общественной формации».
Маркс и Энгельс пришли к выводу, что историю общества делают сами люди в ходе своей повседневной жизни. Живя в обществе, человек вступает в много-численные контакты с другими. В результате этого создаются общественные связи и отношения. В тех случаях, когда эти отношения, создают новые, и од-новременно меняются сами.
Величайший диалектик, Гегель рассматривал диалектику как сферу разума, независимую от реальности. Вместе с тем Гегелем было описано, приведено в порядок большинство приемов, законов диалектического мышления. Этому бы-ла посвящена его книга «Наука логики», представляющая собой своеобразный учебник по технологии диалектического мышления.Маркс, исследуя эффектив-ности диалектической методологии, обратил внимание на то, что главные, фун-даментальные зависимости и отношения, проанализированные Гегелем, при-сутствуют и в реальных процессах природы общества. Более того, эти зависи-мости открывают в реальной жизни ученые, никогда не бывавшие гегельянца-ми. Вывод был сделан Марксом в четкой теоретической форме: «Мой диалек-тический метод по своей основе не только отличен от гегельского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в чело-веческую голову и преобразованное в ней».
Начиная с 1842 года Маркс, а позднее и Энгельс, начинают изучение роли и места пролетариата в общественном развитии. В пролетариате они увидели особый класс, призванием которого является уничтожение от эксплуатации. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста пресс-тупности, которая, как отмечал Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением приз-вание пролетариата; уничтожение частной собственности - путь к освобожде-нию. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп об-щества. Поэтому Маркс оценивает пролетариат как практическую силу, в союзе с которой философия может осуществить свое призвание «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролета-риат находит в философии свое духовное оружие...» («К критике Гегелевской философии права. Введение»).
В центре философских проблем стоит человек. В «Экономически- фило-софских рукописях» 1844 г. Маркс называет свою философию реальным гум-манизмом. Воплощение реального гуманизма видит в ликвидации отчуждения труда, обусловленного эксплуатацией, и в развитии всех сущностных сил чело-века на этой основе. Здесь заложена идея всестороннего развития личности. Расмотрен коммунизм как средство возвращения человеку его подлинной сущ-ности – творца.
К войне и миру Маркс и Энгельс подходили как к сложным социальным явлениям. Они первыми указали на решающую роль экономики в войне. Ф. Эн-гельс писал в «Анти - Дюринге»: «Ничто так не зависит от экономических усло-вий, как именно армия и флот». Рассматривая соотношения войны и мира, они показали, что война является спутником эксплуататорского общества, а в об-ществе, свободном от эксплуатации, главным принципом будет мир, ибо у каж-дого народа будет один и тот же властелин - труд. При определении социаль-ного характера войн Маркс и Энгельс всегда стояли на позициях трудящихся, резко осуждали антинародные захватнические войны и указывали пути лик-видации войн - устранение всякой эксплуатации. Классики марксизма также глубоко выясняли социальную природу и назначение армии, её функции в раз-личных общественных системах и т.д.
Таковы основные положения, которые Маркс и Энгельс внесли в фило-софию, подняв её на качественно новый уровень. Сущность философии марк-сизма - соединение материализма и диалектики, подход к любым процессам с диалектико-материалистических позиций. Идеи Маркса и Энгельса оказали огромное воздействие на философскую мысль 20 столетия, на социологию зна-ния и практику.